Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)
Оценка 4.9

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
11.03.2018
Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)
Конспект урока разработан для учащихся 5 классов по курсу всеобщей истории- История Древнего мира по разделу " Древний Рим". На уроке изучается правление римского императора Нерона. Именно Нерона называют " наихудшим" из римских императоров, за свою жестокость и деспотичность и преступления против человечества.
Конспект урока истории в 5 классе по теме Рим при императоре Нероне.doc
Конспект урока истории в 5 классе по теме «Рим во времена Нерона» Цель:  на   основе   изучаемого   фактического   материала   формировать   умение работать   с   историческими   источниками,   давать   оценку   исторической   личности, развивать   критическое   мышление,   способствовать   формированию   положительных нравственных качеств у учащихся. Вид: эвристическая беседа с элементами лабораторной работы Метод обучения: эвристический Технология: технология развивающего обучения План урока 1. Актуализация темы. Постановка вопроса «Отрицательно ли влияет  неограниченная власть на правителя  государства?» ( на него отвечаем в конце  занятия) 2. Сочинение Светония как исторический источник: а) освещение начала правления Нерона. б) освещение второй половины императорства Нерона ( учитель) 2.3. выявление причин перехода Нерона к тирании. 3. Пожар Рима и гибель христиан – закономерный этап деятельности императора? 4. Подведение итогов урока. Ход урока 1. Актуализация темы.  Учитель: ­ Перенесёмся в июльскую ночь 64­го года. Гигантский город, вечный город, как называли его сами жители, превратился в грохочущий вулкан. По ночам было видно, как колонны Колизея раскаляются и светятся красноватым светом. Тысячи костров вокруг   Рима,   зажженные   потерявшими   кров   людьми,   напоминали   человеку, наблюдавшего   гибель   города,   враждебный   лагерь.   Кто   же   Он,   с   восхищением созерцавший пожар Рима? Возможные ответы: ­ Варвар, вождь варваров. Варвары могли поджечь безуспешно осаждаемый город, теперь радоваться его гибели. ­ Царь парфян, ведь известно то, что римляне долгое время сражались с Парфянским царством. ­ Раб. Горящий город уничтожил его тюрьму, и он, раб, теперь свободен. 1 Учитель: ­   На   самом   деле   стоявший   на   балконе   и   наблюдавший   гибель   города   человек   – император Рима Нерон. Тема урока: «Рим во времена Нерона», т.е. в 60­е годы I века. О чём мы узнаем на уроке? Возможные ответы    : ­ Познакомимся с деятельностью Нерона, порядками и законами, которые он ввёл. ­   Узнаем:   больше   отрицательного   или   положительного   было   в   деятельности императора     Учитель ­   определим, согласны ли вы с утверждением, что неограниченная власть портит правителя 2. Сочинение Светония как исторический источник. Учитель: ­ Среди античных правителей Нерон – фигура незаурядная, неоднозначная. Чем же он себя прославил? Великими победами подобно Ю.Цезарю или мудрыми законами подобно   греческому   правителю   Солону?   Подумайте,   из   каких   исторических источников мы могли бы получить информацию о периоде императорства Нерона? Возможные ответы: ­   Это   могут   быть   статуи   императора,   остатки   сооружений,   построенных   по   его приказу, например, стадион, театр, водопровод. ­ Законы, изданные правителем. ­ Легенды, воспоминания современников, посвященные Нерону.      2.1. Освещение начала правления Нерона. Учитель: ­   Исторические   сочинения   –   один   из   важнейших   источников.   Ознакомьтесь   с отрывками   из   сочинений   современника   Нерона,   писателя   Светония, характеризующего начало его правления. Прокомментируйте прочитанное. Работа с источником – 4 минуты. Возможные ответы: ­   Нерон   хотел   быть   хорошим   правителем,   как   Август.   Он   даже   облегчил   жизнь народа, сократив налоги. 2 ­ Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей. ­ Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам. ­ Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры. ­   Нерон   должен   быть   мудрым   правителем,   ведь   его   воспитывал   и   помогал   ему управлять философ Сенека.       2.2. Освещение второй половины императорства Нерона. Учитель: ­ Однако есть     вторая часть документа –Светония, посвящённые второй половине правления   Нерона.   Кроме   того   есть   работа   историка   Тацита,   детство   которого прошло   в   правлении   Нерона,  рассказ   о   казни   рабов   и   пожаре   Рима Работа с документом. Прокомментируйте. Возможные ответы: ­   Император   изменился   в   худшую   сторону.   Он   стал   жестоким   –   расправился   с матерью … ­ Он растрачивал  казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения. ­ Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами.. ­ Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.         2.3. Выявление причин перехода Нерона к тирании. Учитель: ­ Итак, речь в первом и втором документах идёт об одной и той же личности – императоре   Нероне.   Чем   же   можно   объяснить   противоречия   в   его   поступках   и деятельности? Работа в микрогруппах – 4 минуты. Возможные ответы: ­ Нерон стал императором не вполне законно и боялся быть свергнутым или убитым, как и его предшественники. Отсюда и подозрительность,  и коварство. ­   Император   оказался   слабым   хозяином,   и   он   пытается   пополнить   казну   за   счёт убийств богатых людей. ­ Нерон со временем почувствовал вкус к власти, и ему доставляло удовольствие решать судьбы людей, как бы быть Богом.  ­   Полюбив   власть,   он   разлюбил   советчиков   и   всех,   кто   его   хотя   бы   немного критиковал, Нерон казнил. 3 ­   Само   время,   эпоха   Нерона   были   жестоким.   Нравы   римлян   были   жестокие, развлечения – кровавые. Даже римские боги участвовали в кровопролитии, воюя друг с другом. Чему же удивляться: Рим получил «достойного» правителя. Учитель: ­ Многие из вас полагают, что Нерона испортила сама власть. Вкусив её, человек, даже хороший изначально, меняется в худшую сторону. Но можем мы утверждать, что власть обязательно разлагает личность правителя? Возможные ответы: ­   Власть   всегда   портит   человека.   Даже   талантливый   полководец   Юлий   Цезарь, получив ту самую власть над людьми, государством стал называть себя императором, восседал по­царски и на царском троне. ­ Власть отрицательно влияет на человека. А. Македонский и «Илиаду» читал, и у Аристотеля учился, а как только завоевал огромные территории, так и стал называть себя Богом, требуя почестей, поклонения. ­ Я не согласен. Не всегда власть портит политика. Солон, афинский архонт, всегда был честным. Он убрал долговые камни с полей бедняков,   не о себе заботясь. А народные   трибуны   братья   Гракхи   погибли   за   дело   плебса,   пытаясь   вернуть   ему землю.  ­ Во время Нерона коварство, интриги были нормой жизни государственных лиц. Не один Нерон был жесток, даже Сенека (философ) плёл кровавые интриги. Учитель: ­ Многие исторические личности заслужили прозвища либо от историков, либо от своего народа: Ярослав Мудрый, Карл Смелый, Ричард Львиное Сердце, Святополк Окаянный… Исходя из информации, полученной вами из источников, придумайте Нерону достойное прозвище. Учитель:  В своих рассуждениях и объяснениях по поводу прозвища императора Рима вы, в основном   подчеркивали   негативные   поступки,   отрицательные   качества   личности Нерона.   Таким   образом,   у   вас   уже   сформировалось   мнение,   каким   должен   быть политик,   глава   государства.   Выскажите,   аргументируя,   свою   точку   зрения, желательно, используя исторические аналогии.  Возможные ответы:  ­Глава   государства   должен   быть   смелым   и   талантливым   военачальником,   как, например,   А.   Македонский   или   спартанский   царь   Леонид.   Но   он   не   должен сравнивать себя с Богом.  4 ­Руководитель страны должен быть мудрым, как Соломон и трудолюбивым, как Петр I  ­Он   должен   быть   образованным,   стремиться   к   знаниям,   как,   например,   Ярослав Мудрый, потому что в книгах можно найти ответы на многие вопросы. 4.Подведение итогов урока:  Учитель: ­Поступки,   деяния   Нерона   подвели   к   логическому   концу.   Восстали   провинции, недовольные   налоговым   гнетом.   Сенаторы   воспользовались   возможностью избавиться   от   мстительного,   коварного   императора,   низложили   его   и   принудили покончить с собой. Такова учесть многих диктаторов. Каковы же итоги правления императора Нерона? О чем вы узнали сегодня на уроке?  Домашнее задание: параграф 55 5

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)

Конспект урока истории  на тему" Рим при императоре Нероне"( 5 классс, Всеобщая история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018