Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
история
5 кл
25.02.2018
Автор статьи предлагает использовать процесс изучения родной истории во внеурочной деятельности для развития нравственных качеств детей. В статье опубликованы методические рекомендации по руководству краеведческим кружком. Автор считает, что краеведение учит любить свою малую родину , уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.
Из опыта работы.doc
А.Ф.Орлова учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского
муниципального района РТ
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания
личности
Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С.Лихачев.
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся
вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне
подготовленными к жизни, что больше способствует этому.
В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным
социальным и государственным приоритетом. Это определено Законом РФ «Об
образовании».
выпускник
образовательного учреждения – гражданинпатриот, профессионалработник, семьянин
Определен результат воспитательного процесса:
родитель.
Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных
ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических
настроений среди молодежи?
Я уверена, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия,
воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к
своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости
за свою Родину, ее надо узнать, изучить. Как учитель истории, я увидела в этом большие
возможности и целью воспитательной деятельности определила изучение истории и
культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности. Исходя из
цели, были поставлены следующие задачи: 1. Развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую
родину;
2. Развитие творческих способностей учащихся через организацию поисковой
деятельности;
3. Расширение воспитательного пространства.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в
педагогическом процессе не новая. Во многих школах преподается предмет краеведение,
факультативы. Но задача учителя, прежде всего, обеспечить приобретение определенных
знаний за определенное количество времени. Я считаю, что необходимо использовать
процесс изучения родной истории для развития нравственных качеств детей.
Ведущим методом был выбран поисковый метод. Использование этого метода
позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности,
восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания.
Формы работы: встречи и беседы со старожилами, своими бабушками и дедушками,
экскурсии, туристический лагерь, изучение исследовательских работ ученых по нашей
местности, учебноисследовательские работы, работа со справочной, научно
публицистической литературой, сбор материалов, оформление альбомов, фестивали.
Учитывая возраст детей, их интересы и способности, работу по изучению истории и
культуры родного края я разделила на несколько этапов:
1 год (5 класс) – «Я и моя семья»;
2 год (6 класс) – «Древняя история нашей земли»;
3 год (7 класс) – «Традиции и обычаи народов чистопольской земли»;
4 год (8 класс) – «19 век – формирование уездного города Чистополя»;
5 год (9 класс) – «Чистополь в 20 веке».
Работа руководителя кружка начинается со знакомства с детьми, и их семьями. В эту
деятельность я вовлекла и самих детей. Каждый ученик класса узнавал у родителей,
почему его так назвали, интересовался значением имени. С этого и начались первые шаги
поисковой работы. Когда родители затруднялись ответить, мы начинали поиск. Дети узнали значение своих имен, с какого языка они пришли. Так же они узнавали о
профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, об их увлечениях.
Процесс изучения своих корней плавно перешел в следующий этап: История города
Волжской Булгарии Джукетау
3 этап нашей работы был самым интересным и, вместе с тем, самым плодотворным. Мы
разучивали народные песни, танцы, игры, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Знакомились с обрядами и обычаями, связанными народным календарем. Участвовали в
городском мероприятии «Масленица», «Сабантуй».
В этом году мы изучаем историю Чистополя 19 века. Выходим на экскурсии по улицам
города, знакомимся с архитектурными достопримечательностями.
Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию умений и
навыков работать в коллективе и самостоятельно, творчески мыслить, принимать
самостоятельные решения; вести диалог, беседу; высказываться в виде рассказа,
аннотации.
Расширились познавательные способности ребят: они участвуют в различных
фестивалях, конференциях, конкурсах и показывают неплохие результаты. Развиваются и
творческие способности детей. Они участвуют в различных мероприятиях в классе и
школе.
В совместной деятельности произошло обогащение социального опыта детей
социальными образцами деятельности взрослых, закрепились нормы общения, они
понимают что значит толерантность. Они понимают, что история это история людей;
корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного
края и страны. Дети знают историю и культуру родного края, а культура формирует
мировоззрение, поведение человека. В лучшую сторону изменились и ценностные
ориентиры детей
Я считаю, что направление, выбранное мной для работы с классом, учит любить землю,
уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу
малой родины; способствует сохранению традиций. Какими станут мои ученики, покинув стены школы? Что они принесут обществу?
Чему они будут учить своих детей? Вот это и есть настоящий результат моей работы.
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.