Тип урока "Византийское Средневековье" - комбинированный. Цель урока - определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации. В ходе урока обучающиеся знакомятся с историей возникновения византийской цивилизации, особенностями её развития. На основе анализа текста учебника обучающиеся заполняют таблицу и сравнивают европейский и византийский феодализм, составляют схему "Власть византийского императора".Урок "Византийское Средневековье" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история". Уколова В.И., Ревякин А.В.
Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское
Средневековье.
Конспект.
Формируемые универсальные учебные действия:
понимать вклад византийской средневековой цивилизации в становление мировой цивилизации,
уважать культурные и исторические памятники, созданные в Византии и под её влиянием;
структурировать текст учебника по проблемам византийского феодализма и взаимоотношений го
сударства и церкви, выделять в нём главное, оформлять результаты работы в виде таблицы и схем;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели по подготовке сообщения о
византийской культуре, сопровождаемого электронной презентацией, использовать адекватные
языковые средства в процессе выступления перед одноклассниками; формулировать собственное
мнение и аргументировать его относительно влияния Византии на окружающие народы и страны, в
частности на Россию, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Ход урока:
2.Актуализация знаний.
1. Каковы причины возрождения городов?
2. Дайте характеристику сословиям горожан. Какое место они занимали в структуре
средневекового общества?
3. Что такое коммунальное движение, в чем его причины? Каковы результаты коммунального
движения?
4. Каковы причины кризиса XIV – XV вв.?
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. Византийское Средневековье. (запись темы в тетрадь).
Слайд 2. Цели урока: определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в
становлении мировой цивилизации.
Слайд 3. План:
1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.
2. Особенности византийского феодализма.
3. Система политической власти.
4. Церковь и государство.
5. Достижения культуры Византии.
Слайд 4. 1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской
империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее
столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
Слайд 5. В 330 г. Константин I Великий перенёс столицу в Византий, древнее поселение. По имени
своего основателя город получил название Константинополь.
Особенности развития Византии:
Прямая преемственность по отношению к Римской империи
Неразрывная связь с христианской церковью.
Слайд 6.
Особенности развития Византии:
прямая преемственность по отношению к Римской империи
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское
Средневековье.
неразрывная связь с христианской церковью:
распространение в Византии отдельного направления христианства – православия
претензии Византии на главенство в Средневековом мире политическое и духовное
лидерство
Слайд 7. Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько
этапов.
Первый этап (IV – сер. VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в
недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого
периода представляло централизованную монархию с развитым военнобюрократическим
аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.
Слайд 8.
сохранение унаследованного от Рима статуса мировой державы
византийский император главный арбитр в Европе
действовали римские государственные и социальные институты
масштабным явлением оставалось рабовладение
процветали унаследованные от Античности города
Слайд 9. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных
порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы
неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального
Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня.
Слайд 10. На третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса
византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания
турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского
государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Слайд 11. 2. Особенности византийского феодализма.
Задание: прочитайте п. 3 с.123124, заполните сравнительную таблицу.
Европейский и византийский феодализм.
Европейский
Византийский
Феодализм
Линии сравнения
Формы
землевладения
На условиях службы земля (феод)
передавалась во владение феодалу,
как правило, наследственное
Права и обязан
ности феодалов
Право иммунитета (судебные и
административные привилегии
На условиях службы феодалу пере
давалось право взимания налогов с
определённой территории;
бóльшая часть феодальных пожало
ваний не была наследственной
Не имели права высшего суда в своих
владениях
Феодальная
иерархия
Иерархическая вассальнолен
ная система (правовая и позе
мельная зависимость вассалов
от сеньоров);
возникла устойчивая система
Все феодалы зависели от централь
ной власти, не имели военных
отрядов;
титул присваивался императором
пожизненно и не наследовался,
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское
Средневековье.
титулов (наследственный ха
рактер)
можно было двигаться по служеб
ной лестнице
Положение
крестьян
Положение городов
Бóльшая часть крестьян находи
лась в зависимости от феодалов
число
Значительное
крестьян общинников;
существовали зависимые категории
населения
свободных
Возникали большей частью заново
на землях крупных феодалов, вели
борьбу с ними за права и воль
ности
Сохранились со времён Античности,
были напрямую связаны с центральной
властью
Слайд 12 – 14. Проверка заполнения таблицы.
Слайд 15. 3. Система политической власти. Задание: прочитайте п 4 с.124126. Составьте схему
«Власть византийского императора». Докажите, что власть императора Византии была
самодержавной.
Слайд 16
Автокра
тор
Сакральная фигура, связанная с Богом
Символ мощи империи
Император
Высший судья
Высший податель благ
Слайд 17. Церковь и государство.
Прочитайте отрывок из труда императора Юстиниана I. Какой принцип взаимоотношений власти и
церкви пропагандирует автор?
«Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, священство и царство: одно,
служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, из одного и того же начала
вышли и привели в порядок человеческую жизнь…если первое было бы беспорочно всесторонне и с
искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство
приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому
было бы подарено»
Юстиниан I. Предисловие к VI новелле
Слайд 18. Концепция симфонии властей определяющая в церковногосударственных отношениях
Византийской империи
Симфония союз церковной и государственной власти, в основе которого лежит идея
гармонии и согласия властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимо
действующих, но не стремящихся к подчинению друг друга.
Слайд 19. 1054 г. церковный раскол, окончательное разделение церкви на римскокатолическую
на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе.
Обрядовые, догматические и другие различия.
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское
Средневековье.
Претензии папства на главенство над восточной церковью.
Слайд 20. Достижения культуры Византии.
В первые столетия Средних веков Византия оставалась хранительницей античных традиций.
Особенности культуры Византии:
Централизованный характер государства
в Византии
Централизованная организация византийской
церкви
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскОпределённое единство идеалов
и форм византийской культуры
Слайд 21. Наука:
Лев Математик (IX в.) основал Магнаврскую школу в Константинополе, собрал библиотеку
античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы императорского
дворца (рычащие львы);
Евсевий Кесарийский (IV в.) — автор церковной истории;
Иоанн Дамаскин (конец VII—VIII в.) — богослов, философ и поэт.
Слайд 22. В Византии сохранились рецепты стекла, керамики, смальты, эмалей и красок.
В боевых действиях применяли «греческий огонь (VIII в.)
Слайд 23. Образование:
✓ государственные и частные школы;
✓ изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа);
✓ один из первых средневековых университетов (г. Нисибис (V в.).
Слайд 24. Искусство:
✓ крестовокупольный тип православного храма;
✓ мозаика;
✓ иконопись
Слайд 25. Домашнее задание: § 10.