Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока "Византийское Средневековье" - комбинированный. Цель урока - определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации. В ходе урока обучающиеся знакомятся с историей возникновения византийской цивилизации, особенностями её развития. На основе анализа текста учебника обучающиеся заполняют таблицу и сравнивают европейский и византийский феодализм, составляют схему "Власть византийского императора".Урок "Византийское Средневековье" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история". Уколова В.И., Ревякин А.В.
Иконка файла материала Урок 3. Византийское Средневековье..docx
Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье. Конспект. Формируемые универсальные учебные действия:  понимать   вклад   византийской   средневековой   цивилизации   в   становление   мировой   цивилизации, уважать   культурные   и   исторические   памятники,   созданные   в   Византии   и   под   её   влиянием; структурировать текст учебника по проблемам византийского феодализма и взаимоотношений го­ сударства и церкви, выделять в нём главное, оформлять результаты работы в виде таблицы и схем; самостоятельно   анализировать   условия   и   пути   достижения   цели   по   подготовке   сообщения   о византийской   культуре,   сопровождаемого   электронной   презентацией,   использовать   адекватные языковые средства в процессе выступления перед одноклассниками; формулировать собственное мнение и аргументировать его относительно влияния Византии на окружающие народы и страны, в частности на Россию, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. 1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Ход урока: 2.Актуализация знаний. 1. Каковы причины возрождения городов? 2.   Дайте   характеристику   сословиям   горожан.   Какое   место   они   занимали   в   структуре средневекового общества? 3.   Что   такое   коммунальное   движение,   в   чем   его  причины?  Каковы   результаты   коммунального движения? 4. Каковы причины кризиса XIV – XV вв.? 3. Изучение нового материала. Слайд 1. Византийское Средневековье. (запись темы в тетрадь). Слайд 2. Цели урока: определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации. Слайд 3. План: 1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.  2. Особенности византийского феодализма.  3. Система политической власти.  4. Церковь и государство.  5. Достижения культуры Византии. Слайд 4. 1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.        Византийское   государство   оформилось   в   результате   отделения   восточной   части   Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Слайд 5.  В 330 г. Константин I Великий перенёс столицу в Византий, древнее поселение. По имени своего основателя город получил название Константинополь. Особенности развития Византии:  Прямая преемственность по отношению к Римской империи  Неразрывная связь с христианской церковью. Слайд 6.   Особенности развития Византии:    прямая преемственность по отношению к Римской империи  История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье.   неразрывная связь с христианской церковью:    распространение в Византии отдельного направления христианства – православия   претензии Византии на главенство в Средневековом мире ­ политическое и духовное  лидерство  Слайд 7. Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов.  Первый этап (IV – сер. VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах   византийского   общества   элементов   раннефеодальных   отношений.   Государство   этого периода   представляло   централизованную   монархию   с   развитым   военно­бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.  Слайд 8.   сохранение унаследованного от Рима статуса мировой державы  византийский император ­ главный арбитр в Европе  действовали римские государственные и социальные институты   масштабным явлением оставалось рабовладение   процветали унаследованные  от Античности города  Слайд 9.   Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков.   В   это   время   государство   приобретает   законченные   черты   своеобразной   формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня.  Слайд   10.     На   третьем   этапе   (XIII—XV   вв.)   происходит   углубление   политического   кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой   военной   агрессии.   Этот   период   характеризуется   резким   ослаблением   византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели. Слайд 11. 2. Особенности византийского феодализма.  Задание: прочитайте п. 3 с.123­124, заполните сравнительную таблицу. Европейский и византийский феодализм. Европейский  Византийский Феодализм  Линии сравнения Формы землевладения На условиях службы земля (феод) передавалась во владение феодалу, как правило, наследственное Права   и   обязан­ ности феодалов Право   иммунитета   (судебные   и административные привилегии На   условиях   службы   феодалу   пере­ давалось   право   взимания   налогов   с определённой территории; бóльшая часть феодальных пожало­ ваний не была наследственной  Не имели права высшего суда в своих владениях Феодальная иерархия Иерархическая   вассально­лен­ ная   система   (правовая   и   позе­ мельная   зависимость   вассалов от сеньоров); возникла   устойчивая   система Все феодалы зависели от централь­ ной   власти,   не   имели   военных отрядов; титул   присваивался   императором пожизненно   и   не   наследовался, История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье. титулов   (наследственный   ха­ рактер) можно   было   двигаться   по   служеб­ ной лестнице Положение крестьян Положение городов Бóльшая   часть   крестьян   находи­ лась в зависимости от феодалов   число   Значительное крестьян ­ общинников; существовали   зависимые   категории населения свободных Возникали большей частью заново на землях крупных феодалов, вели борьбу   с   ними   за   права   и   воль­ ности Сохранились   со   времён   Античности, были напрямую связаны с централь­ной властью Слайд 12 – 14. Проверка заполнения таблицы. Слайд 15.  3. Система политической власти. Задание: прочитайте п 4 с.124­126. Составьте схему «Власть   византийского   императора».   Докажите,   что   власть   императора   Византии   была самодержавной. Слайд 16                                          Автокра тор  Сакральная фигура, связанная с Богом Символ мощи империи Император  Высший судья Высший податель благ Слайд 17. Церковь и государство.   Прочитайте отрывок из труда императора Юстиниана I. Какой принцип взаимоотношений власти и церкви пропагандирует автор? «Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, ­ священство и царство: одно, служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, ­ из одного и того же начала вышли и привели в порядок человеческую жизнь…если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было бы подарено»  Юстиниан I. Предисловие к VI новелле  Слайд 18. Концепция симфонии властей ­ определяющая в церковно­государственных отношениях Византийской империи            Симфония  ­   союз   церковной  и   государственной   власти,   в   основе   которого   лежит   идея гармонии   и   согласия   властей,   сосуществующих,   но   не   сливающихся   друг   с   другом,   взаимо­ действующих, но не стремящихся к подчинению друг друга. Слайд 19. 1054 г. ­ церковный раскол, окончательное разделение церкви на римско­католическую на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе.  Обрядовые, догматические и другие различия. История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскТема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье.  Претензии папства на главенство над восточной церковью. Слайд 20. Достижения культуры Византии.  В первые столетия Средних веков Византия оставалась хранительницей античных традиций.  Особенности культуры Византии:     Централизованный характер государства  в Византии  Централизованная   организация   византийской церкви История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.ВилючинскОпределённое единство идеалов  и форм византийской культуры Слайд 21. Наука:   Лев   Математик   (IX   в.)   основал   Магнаврскую   школу   в   Константинополе,   собрал   библиотеку античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы им­ператорского дворца (рычащие львы);   Евсевий Кесарийский (IV в.) — автор церковной истории; Иоанн Дамаскин (конец VII—VIII в.) — богослов, философ и поэт. Слайд 22. В Византии сохранились рецепты стекла, керамики, смальты, эмалей и красок. В боевых действиях применяли «греческий огонь (VIII в.)  Слайд 23. Образование: ✓ государственные и частные школы; ✓ изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа); ✓ один из первых средневековых университетов (г. Нисибис (V в.). Слайд 24. Искусство: ✓ крестово­купольный тип православного храма; ✓ мозаика; ✓ иконопись Слайд 25. Домашнее задание: § 10.