Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)
Оценка 5

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
15.03.2018
Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)
Тип урока "Византийское Средневековье" - комбинированный. Цель урока - определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации. В ходе урока обучающиеся знакомятся с историей возникновения византийской цивилизации, особенностями её развития. На основе анализа текста учебника обучающиеся заполняют таблицу и сравнивают европейский и византийский феодализм, составляют схему "Власть византийского императора".Урок "Византийское Средневековье" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история". Уколова В.И., Ревякин А.В.
Урок 3. Византийское Средневековье..docx
Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье. Конспект. Формируемые универсальные учебные действия:  понимать   вклад   византийской   средневековой   цивилизации   в   становление   мировой   цивилизации, уважать   культурные   и   исторические   памятники,   созданные   в   Византии   и   под   её   влиянием; структурировать текст учебника по проблемам византийского феодализма и взаимоотношений го­ сударства и церкви, выделять в нём главное, оформлять результаты работы в виде таблицы и схем; самостоятельно   анализировать   условия   и   пути   достижения   цели   по   подготовке   сообщения   о византийской   культуре,   сопровождаемого   электронной   презентацией,   использовать   адекватные языковые средства в процессе выступления перед одноклассниками; формулировать собственное мнение и аргументировать его относительно влияния Византии на окружающие народы и страны, в частности на Россию, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. 1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Ход урока: 2.Актуализация знаний. 1. Каковы причины возрождения городов? 2.   Дайте   характеристику   сословиям   горожан.   Какое   место   они   занимали   в   структуре средневекового общества? 3.   Что   такое   коммунальное   движение,   в   чем   его  причины?  Каковы   результаты   коммунального движения? 4. Каковы причины кризиса XIV – XV вв.? 3. Изучение нового материала. Слайд 1. Византийское Средневековье. (запись темы в тетрадь). Слайд 2. Цели урока: определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации. Слайд 3. План: 1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.  2. Особенности византийского феодализма.  3. Система политической власти.  4. Церковь и государство.  5. Достижения культуры Византии. Слайд 4. 1. Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.        Византийское   государство   оформилось   в   результате   отделения   восточной   части   Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Слайд 5.  В 330 г. Константин I Великий перенёс столицу в Византий, древнее поселение. По имени своего основателя город получил название Константинополь. Особенности развития Византии:  Прямая преемственность по отношению к Римской империи  Неразрывная связь с христианской церковью. Слайд 6.   Особенности развития Византии:    прямая преемственность по отношению к Римской империи  История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье.   неразрывная связь с христианской церковью:    распространение в Византии отдельного направления христианства – православия   претензии Византии на главенство в Средневековом мире ­ политическое и духовное  лидерство  Слайд 7. Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов.  Первый этап (IV – сер. VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах   византийского   общества   элементов   раннефеодальных   отношений.   Государство   этого периода   представляло   централизованную   монархию   с   развитым   военно­бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.  Слайд 8.   сохранение унаследованного от Рима статуса мировой державы  византийский император ­ главный арбитр в Европе  действовали римские государственные и социальные институты   масштабным явлением оставалось рабовладение   процветали унаследованные  от Античности города  Слайд 9.   Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков.   В   это   время   государство   приобретает   законченные   черты   своеобразной   формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня.  Слайд   10.     На   третьем   этапе   (XIII—XV   вв.)   происходит   углубление   политического   кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой   военной   агрессии.   Этот   период   характеризуется   резким   ослаблением   византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели. Слайд 11. 2. Особенности византийского феодализма.  Задание: прочитайте п. 3 с.123­124, заполните сравнительную таблицу. Европейский и византийский феодализм. Европейский  Византийский Феодализм  Линии сравнения Формы землевладения На условиях службы земля (феод) передавалась во владение феодалу, как правило, наследственное Права   и   обязан­ ности феодалов Право   иммунитета   (судебные   и административные привилегии На   условиях   службы   феодалу   пере­ давалось   право   взимания   налогов   с определённой территории; бóльшая часть феодальных пожало­ ваний не была наследственной  Не имели права высшего суда в своих владениях Феодальная иерархия Иерархическая   вассально­лен­ ная   система   (правовая   и   позе­ мельная   зависимость   вассалов от сеньоров); возникла   устойчивая   система Все феодалы зависели от централь­ ной   власти,   не   имели   военных отрядов; титул   присваивался   императором пожизненно   и   не   наследовался, История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье. титулов   (наследственный   ха­ рактер) можно   было   двигаться   по   служеб­ ной лестнице Положение крестьян Положение городов Бóльшая   часть   крестьян   находи­ лась в зависимости от феодалов   число   Значительное крестьян ­ общинников; существовали   зависимые   категории населения свободных Возникали большей частью заново на землях крупных феодалов, вели борьбу   с   ними   за   права   и   воль­ ности Сохранились   со   времён   Античности, были напрямую связаны с централь­ной властью Слайд 12 – 14. Проверка заполнения таблицы. Слайд 15.  3. Система политической власти. Задание: прочитайте п 4 с.124­126. Составьте схему «Власть   византийского   императора».   Докажите,   что   власть   императора   Византии   была самодержавной. Слайд 16                                          Автокра тор  Сакральная фигура, связанная с Богом Символ мощи империи Император  Высший судья Высший податель благ Слайд 17. Церковь и государство.   Прочитайте отрывок из труда императора Юстиниана I. Какой принцип взаимоотношений власти и церкви пропагандирует автор? «Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, ­ священство и царство: одно, служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, ­ из одного и того же начала вышли и привели в порядок человеческую жизнь…если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было бы подарено»  Юстиниан I. Предисловие к VI новелле  Слайд 18. Концепция симфонии властей ­ определяющая в церковно­государственных отношениях Византийской империи            Симфония  ­   союз   церковной  и   государственной   власти,   в   основе   которого   лежит   идея гармонии   и   согласия   властей,   сосуществующих,   но   не   сливающихся   друг   с   другом,   взаимо­ действующих, но не стремящихся к подчинению друг друга. Слайд 19. 1054 г. ­ церковный раскол, окончательное разделение церкви на римско­католическую на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе.  Обрядовые, догматические и другие различия. История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск Тема: Средневековье. Урок 3. Византийское Средневековье.  Претензии папства на главенство над восточной церковью. Слайд 20. Достижения культуры Византии.  В первые столетия Средних веков Византия оставалась хранительницей античных традиций.  Особенности культуры Византии:     Централизованный характер государства  в Византии  Централизованная   организация   византийской церкви История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск Определённое единство идеалов  и форм византийской культуры Слайд 21. Наука:   Лев   Математик   (IX   в.)   основал   Магнаврскую   школу   в   Константинополе,   собрал   библиотеку античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы им­ператорского дворца (рычащие львы);   Евсевий Кесарийский (IV в.) — автор церковной истории; Иоанн Дамаскин (конец VII—VIII в.) — богослов, философ и поэт. Слайд 22. В Византии сохранились рецепты стекла, керамики, смальты, эмалей и красок. В боевых действиях применяли «греческий огонь (VIII в.)  Слайд 23. Образование: ✓ государственные и частные школы; ✓ изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа); ✓ один из первых средневековых университетов (г. Нисибис (V в.). Слайд 24. Искусство: ✓ крестово­купольный тип православного храма; ✓ мозаика; ✓ иконопись Слайд 25. Домашнее задание: § 10.

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)

Конспект урока истории на тему "Византийское Средневековье" (10 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018