Урок истории Отечества в 8 классе.
Тема: «Строительство Санкт – Петербурга».
Цель урока: познакомить учащихся с историей построения и создания города
СанктПетербурга, назначении этого города.
Задачи урока:
I. Образовательные: дать представление о строительстве города Санкт
Петербурга и его назначении.
II. Коррекционноразвивающие:
1) Развивать мышление посредством анализа текста и
иллюстративного материала.
2) Развивать память, связную речь с опорой на предлагаемый план
высказываний.
3) Способствовать развитию интереса к историческому прошлому
нашей страны.
III.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордость за русский
народ
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Хочу настроить вас на интересный,
творческий и продуктивный урок. Готовы, тогда начинаем! Прошу отвечать
быстро, четко, ясно!
Начинаем с вопросов
Что изучает история? (наука о прошлом)
Для чего нужно изучать историю? – (ответы детей)
Откуда мы узнаём о прошлом нашей Родины? (ответы детей)
Где в жизни вам потребуется история? – (ответы детей)
Слайд
Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие, которое
позволит окунутся в далекие исторические события XVIII века.
Девиз урока:
Только помня уроки истории, мы можем уверенно смотреть в будущее.
Согласны? Почему? А теперь, отгадайте загадку
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец. ( Петр 1)
Слайд Гость нашего урока Романов Пётр Алексеевич, личность в истории
достаточно известная. Чем прославился царь Петр? (ответы детей)
Обратимся в те времена!
Слайд
Составьте из цифр дату
0, 1, 7, 0. (1700г.) Что она обозначает? – (Начало Северной войны), это тема
предыдущего урока
Работа с лентой времени. Какой это век? Обозначьте дату на ленте времени.
Сколько веков прошло?
Слайд
Следующий вопрос:
Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
1.С каким государством воевала Россия? (Слайд)
С Англией
С Францией
Со Швецией
2.Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд)
К Охотскому морю
К Балтийскому морю
К морю Лаптевых
3.Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд)
Рекрутов
Офицеров
Матросов Слайд
Проблемный вопрос?
Почему Петр I решил воевать со шведами? Причины Северной войны?
Расскажите, используя карту
( Пётр хотел захватить крепость Нарва и завоевать выход в море; построить
на Балтийском море российский военный флот;
обеспечить морскую торговлю России с Европейскими странами)
Как складывалась Северная война для России? (неудачно)
Где произошло главное сражение в начале Северной войны? под Нарвой
(показ по карте).
Составьте сообщения о ходе боевых действий между Швецией и Россией в
начале Северной войны (в группах).
Групповая работа (составляют рассказ по опорным табличкам)
1группа – Причины поражения в начале войны.
1.Много иноземных командиров
2.Нехватка вооружения
3.Слабость России
4. Распутица
5. Неподготовленность
2 группа – Усиление мощи русской армии и победа причины победы.
1. Объявлен сбор денег
2. Снимали и переплавляли колокола в пушки
3. Строились и укреплялись крепости
4. Создание регулярной армии
5. Набор рекрутов
( Взаимопроверка)
Чем закончилось сражение в устье Невы?
Учитель
(Слайд)
Пётр I пожелал немедленно закрепиться на отвоеванной у шведов части
Балтийского моря. Повелел построить в устье Невы (Показ на карте устья
Невы) крепость в честь апостолов Петра и Павла, которая стала называться
Петропавловской. А затем вокруг крепости начали строить новую столицу.
Почему город был назван СанктПетербург? (ответы детей) Перед вами контурные карты, попрошу найти город СП и отметить его
кружочком. (Работа с контурной картой)
С того времени когда, был построен СанктПетербург, город несколько раз
менял своё название. В начале 20 века он был переименован в Петроград, затем в
Ленинград. Сегодня ему возвращено историческое название, данное великим
царём Петром 1. До сих пор Санкт – Петербург считается второй столицей
нашей Родины.
Мы подошли к теме сегодняшнего урока, назовите ее.
Объявление темы: «Строительство города «Санкт Петербург» (дети
записывают в тетрадь).
Изучать материал мы будем по плану. Как вы думаете, для чего он был
составлен? (Чтобы ничего не упустить)
План на доске: (знакомство с планом) дети заполняют его по ходу урока
Пользуйтесь и в жизни планом, чтобы ничего не упустить и добиться
цели.
1.Название события Строительство СанктПетербурга.
2. Дата события – 1703 год
3.Кто руководил Пётр 1
4. Причины события закрепиться на берегу Балтийского моря.
5. Описание события строился в тяжёлых условиях
6.Назначение города – город – порт, городкрепость, столица России
7.Первые постройки Невский проспект, домик Петра, Петропавловская
крепость
Работаем по плану:
1.Название события. Строительство СанктПетербурга (слайд)
2.Дата события (записывается позже) 1703 год. Учитель сообщает, что дату строительства города учащиеся должны
переписать в тетрадь, только вначале им необходимо эту дату определить. В
пословицах «спрятались» цифры года основания СанктПетербурга.
Дети выполняют задание и
строительства города – 1703 г.
записывают в тетради дату начала
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Чем СЕМЕРЫХ посылать лучше самому побывать.
Даром ничего не дается.
Друг рядом лучше, чем три вдалеке. – (1703)
Обозначьте дату на ленте времени (работа с лентой времени).
Инд. задание (посчитать, сколько лет городу С П)?= 315 лет
Сколько это веков? (работа с лентой времени)
3.Кто руководил строительством СанктПетербурга?
4.Причина события
(Слайд)
Природой здесь нам суждено
в Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море
А. С. Пушкин Как вы понимаете смысл этих строк?
Закрепиться на берегу Балтийского моря в план
5.Описание события
По приказу царя, в краю лесов и болот, начали строить город. С разных
концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась
народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие
улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много
человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и
болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Учитель дополняет: из старой Москвы в Санкт – Петербург царь перенёс
столицу в 1712 году. Пётр назвал его «земным раем».
6.Назначение города
Какая роль предназначалась городу СП?
С этой целью работаем с текстом по рядам: 1 ряд ищет ответ на странице 63,
второй – на странице 66. Объединяем полученный материал и записываем в
план Санкт – Петербург не только город крепость, но и город – порт.
Новый город стал воротами в Балтику, в Европу, поэтому в устье Невы Петр I
заложил Адмиралтейскую верфь, где начали строить корабли для российского
флота.
Обобщить теоретическую часть урока вам предстоит работой в
подгруппах, одна из которых готовит рассказ о строительстве Санкт
Петербурга, а другая – о его значении. Вы можете строить свой рассказ,
используя тезисы:
1 группа Строительство города. (составляют рассказ по плану,
опорным словам)
Болота, топь, ужасно сырой климат.
Работали по пояс, стоя в воде, многие болели
Строили город на нескольких островах.
Острова окружены водой.
Петр сам руководил строительством. (Слайд)
Часто сам брал в руки топор.
С утра и до ночи стучали топоры.
Работали не покладая рук.
Людей не щадили, много людей погибло.
Героический труд во благо Родины. 2 группа Значение СанктПетербурга. (составляют рассказ по плану,
опорным словам)
Есть еще одна особенность города. Обратимся к тексту на странице 65
(красота города).
7. Первые постройки города (учитель рассказывает, используя слайды)
Невский проспект
Пётр сам нарисовал план города с красивыми прямыми улицами.
Центральная улица города – Невский проспект – начиналась от
Петропавловской крепости. Вдоль нее расположились торговые ряды,
площадь для проведения военных парадов, административные здания. На
противоположной стороне Невы, которая начала застраиваться гораздо позже,
в 1703 году Петр заложил Адмиралтейство и корабельную верфь.
Петропавловская крепость, Домик Петра
Теперь проведем проверку знаний, полученных на уроке.
Самостоятельная работа по карточкам
(можно провести самопроверку)
__________
началось
В _______ году, с целью закрепиться на берегах ______________моря в устье
города
реки
_________________.Руководил строительством______________.
Город
строился в _____________ условиях. Возводили _______________
укрепления, верфи, _______________ сооружения. Строили военный и
торговый
Был построен домик _____________,
_______________проспект, ___________________ крепость.
строительство
__________.
Слова для справок: военные, 1703, Петропавловская, Невы, тяжелых,
флот, Петр I, Балтийского, портовые, Невский, Петра, Санкт –
Петербург.
Подведение итогов
Беседа по вопросам: О чем мы сегодня говорили на уроке?
1 Что вы узнали нового на уроке?
Дети отвечают словами:
Сегодня на уроке я узнал: рассказ детей по плану (можно использовать
карточку)
2 Зачем был нужен город – порт на берегу Балтийского моря?
3 В каких условиях шло строительство города?
4 Что было построено первым?
5 Зачем нужна была городу крепость?
7.Что вам больше всего запомнилось?
Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.
Д. з. прочитать, пересказать по плану.
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.