Урок истории Отечества в 8 классе.
Тема: «Строительство Санкт – Петербурга».
Цель урока: познакомить учащихся с историей построения и создания города
СанктПетербурга, назначении этого города.
Задачи урока:
I. Образовательные: дать представление о строительстве города Санкт
Петербурга и его назначении.
II. Коррекционноразвивающие:
1) Развивать мышление посредством анализа текста и
иллюстративного материала.
2) Развивать память, связную речь с опорой на предлагаемый план
высказываний.
3) Способствовать развитию интереса к историческому прошлому
нашей страны.
III.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордость за русский
народ
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Хочу настроить вас на интересный,
творческий и продуктивный урок. Готовы, тогда начинаем! Прошу отвечать
быстро, четко, ясно!
Начинаем с вопросов
Что изучает история? (наука о прошлом)
Для чего нужно изучать историю? – (ответы детей)
Откуда мы узнаём о прошлом нашей Родины? (ответы детей)
Где в жизни вам потребуется история? – (ответы детей)
Слайд
Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие, которое
позволит окунутся в далекие исторические события XVIII века.
Девиз урока:
Только помня уроки истории, мы можем уверенно смотреть в будущее.
Согласны? Почему?А теперь, отгадайте загадку
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец. ( Петр 1)
Слайд Гость нашего урока Романов Пётр Алексеевич, личность в истории
достаточно известная. Чем прославился царь Петр? (ответы детей)
Обратимся в те времена!
Слайд
Составьте из цифр дату
0, 1, 7, 0. (1700г.) Что она обозначает? – (Начало Северной войны), это тема
предыдущего урока
Работа с лентой времени. Какой это век? Обозначьте дату на ленте времени.
Сколько веков прошло?
Слайд
Следующий вопрос:
Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
1.С каким государством воевала Россия? (Слайд)
С Англией
С Францией
Со Швецией
2.Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд)
К Охотскому морю
К Балтийскому морю
К морю Лаптевых
3.Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд)
Рекрутов
Офицеров
МатросовСлайд
Проблемный вопрос?
Почему Петр I решил воевать со шведами? Причины Северной войны?
Расскажите, используя карту
( Пётр хотел захватить крепость Нарва и завоевать выход в море; построить
на Балтийском море российский военный флот;
обеспечить морскую торговлю России с Европейскими странами)
Как складывалась Северная война для России? (неудачно)
Где произошло главное сражение в начале Северной войны? под Нарвой
(показ по карте).
Составьте сообщения о ходе боевых действий между Швецией и Россией в
начале Северной войны (в группах).
Групповая работа (составляют рассказ по опорным табличкам)
1группа – Причины поражения в начале войны.
1.Много иноземных командиров
2.Нехватка вооружения
3.Слабость России
4. Распутица
5. Неподготовленность
2 группа – Усиление мощи русской армии и победа причины победы.
1. Объявлен сбор денег
2. Снимали и переплавляли колокола в пушки
3. Строились и укреплялись крепости
4. Создание регулярной армии
5. Набор рекрутов
( Взаимопроверка)
Чем закончилось сражение в устье Невы?
Учитель
(Слайд)
Пётр I пожелал немедленно закрепиться на отвоеванной у шведов части
Балтийского моря. Повелел построить в устье Невы (Показ на карте устья
Невы) крепость в честь апостолов Петра и Павла, которая стала называться
Петропавловской. А затем вокруг крепости начали строить новую столицу.
Почему город был назван СанктПетербург? (ответы детей)Перед вами контурные карты, попрошу найти город СП и отметить его
кружочком. (Работа с контурной картой)
С того времени когда, был построен СанктПетербург, город несколько раз
менял своё название. В начале 20 века он был переименован в Петроград, затем в
Ленинград. Сегодня ему возвращено историческое название, данное великим
царём Петром 1. До сих пор Санкт – Петербург считается второй столицей
нашей Родины.
Мы подошли к теме сегодняшнего урока, назовите ее.
Объявление темы: «Строительство города «Санкт Петербург» (дети
записывают в тетрадь).
Изучать материал мы будем по плану. Как вы думаете, для чего он был
составлен? (Чтобы ничего не упустить)
План на доске: (знакомство с планом) дети заполняют его по ходу урока
Пользуйтесь и в жизни планом, чтобы ничего не упустить и добиться
цели.
1.Название события Строительство СанктПетербурга.
2. Дата события – 1703 год
3.Кто руководил Пётр 1
4. Причины события закрепиться на берегу Балтийского моря.
5. Описание события строился в тяжёлых условиях
6.Назначение города – город – порт, городкрепость, столица России
7.Первые постройки Невский проспект, домик Петра, Петропавловская
крепость
Работаем по плану:
1.Название события. Строительство СанктПетербурга (слайд)
2.Дата события (записывается позже) 1703 год.Учитель сообщает, что дату строительства города учащиеся должны
переписать в тетрадь, только вначале им необходимо эту дату определить. В
пословицах «спрятались» цифры года основания СанктПетербурга.
Дети выполняют задание и
строительства города – 1703 г.
записывают в тетради дату начала
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Чем СЕМЕРЫХ посылать лучше самому побывать.
Даром ничего не дается.
Друг рядом лучше, чем три вдалеке. – (1703)
Обозначьте дату на ленте времени (работа с лентой времени).
Инд. задание (посчитать, сколько лет городу С П)?= 315 лет
Сколько это веков? (работа с лентой времени)
3.Кто руководил строительством СанктПетербурга?
4.Причина события
(Слайд)
Природой здесь нам суждено
в Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море
А. С. Пушкин Как вы понимаете смысл этих строк?
Закрепиться на берегу Балтийского моря в план
5.Описание события
По приказу царя, в краю лесов и болот, начали строить город. С разных
концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась
народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие
улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много
человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и
болезней. Иногда по полгода не видели хлеба.Учитель дополняет: из старой Москвы в Санкт – Петербург царь перенёс
столицу в 1712 году. Пётр назвал его «земным раем».
6.Назначение города
Какая роль предназначалась городу СП?
С этой целью работаем с текстом по рядам: 1 ряд ищет ответ на странице 63,
второй – на странице 66. Объединяем полученный материал и записываем в
план Санкт – Петербург не только город крепость, но и город – порт.
Новый город стал воротами в Балтику, в Европу, поэтому в устье Невы Петр I
заложил Адмиралтейскую верфь, где начали строить корабли для российского
флота.
Обобщить теоретическую часть урока вам предстоит работой в
подгруппах, одна из которых готовит рассказ о строительстве Санкт
Петербурга, а другая – о его значении. Вы можете строить свой рассказ,
используя тезисы:
1 группа Строительство города. (составляют рассказ по плану,
опорным словам)
Болота, топь, ужасно сырой климат.
Работали по пояс, стоя в воде, многие болели
Строили город на нескольких островах.
Острова окружены водой.
Петр сам руководил строительством. (Слайд)
Часто сам брал в руки топор.
С утра и до ночи стучали топоры.
Работали не покладая рук.
Людей не щадили, много людей погибло.
Героический труд во благо Родины.2 группа Значение СанктПетербурга. (составляют рассказ по плану,
опорным словам)
Есть еще одна особенность города. Обратимся к тексту на странице 65
(красота города).
7. Первые постройки города (учитель рассказывает, используя слайды)
Невский проспект
Пётр сам нарисовал план города с красивыми прямыми улицами.
Центральная улица города – Невский проспект – начиналась от
Петропавловской крепости. Вдоль нее расположились торговые ряды,
площадь для проведения военных парадов, административные здания. На
противоположной стороне Невы, которая начала застраиваться гораздо позже,
в 1703 году Петр заложил Адмиралтейство и корабельную верфь.
Петропавловская крепость, Домик Петра
Теперь проведем проверку знаний, полученных на уроке.
Самостоятельная работа по карточкам
(можно провести самопроверку)
__________
началось
В _______ году, с целью закрепиться на берегах ______________моря в устье
города
реки
_________________.Руководил строительством______________.
Город
строился в _____________ условиях. Возводили _______________
укрепления, верфи, _______________ сооружения. Строили военный и
торговый
Был построен домик _____________,
_______________проспект, ___________________ крепость.
строительство
__________.
Слова для справок: военные, 1703, Петропавловская, Невы, тяжелых,
флот, Петр I, Балтийского, портовые, Невский, Петра, Санкт –
Петербург.
Подведение итогов
Беседа по вопросам:О чем мы сегодня говорили на уроке?
1 Что вы узнали нового на уроке?
Дети отвечают словами:
Сегодня на уроке я узнал: рассказ детей по плану (можно использовать
карточку)
2 Зачем был нужен город – порт на берегу Балтийского моря?
3 В каких условиях шло строительство города?
4 Что было построено первым?
5 Зачем нужна была городу крепость?
7.Что вам больше всего запомнилось?
Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.
Д. з. прочитать, пересказать по плану.