Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Оценка 4.7

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
8 кл
23.04.2019
Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Публикация является частью публикации:
Основание Петербурга.docx
Урок истории Отечества в 8 классе. Тема: «Строительство Санкт – Петербурга». Цель урока: познакомить учащихся с историей построения и создания города Санкт­Петербурга, назначении этого города. Задачи урока: I. Образовательные:   дать   представление   о   строительстве   города   Санкт­ Петербурга и его назначении. II. Коррекционно­развивающие: 1) Развивать   мышление   посредством   анализа   текста   и иллюстративного материала. 2) Развивать память, связную речь с опорой на предлагаемый план высказываний. 3) Способствовать   развитию   интереса   к   историческому   прошлому нашей страны. III. Воспитательные: воспитывать  чувство патриотизма, гордость за русский народ Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Хочу настроить вас на интересный, творческий и продуктивный урок. Готовы, тогда начинаем! Прошу отвечать быстро, четко, ясно! Начинаем с вопросов Что изучает история? (наука о прошлом) Для чего нужно изучать историю? – (ответы детей) Откуда мы узнаём о прошлом нашей Родины? ­ (ответы детей) Где в жизни вам потребуется история? – (ответы детей) Слайд  Мы   с   вами   вновь   отправляемся   в   историческое   путешествие,   которое позволит окунутся в далекие исторические события XVIII века.  Девиз урока: Только помня уроки истории, мы можем уверенно смотреть в будущее. Согласны? Почему? А теперь, отгадайте загадку Жил давно в России царь, Очень мудрый государь. Он на троне не сидел, Делал за день по сто дел. Одержал побед немало, Мореходом был бывалым; Он и плотник, и кузнец, Кто был царь тот удалец.  ( Петр 1)  Слайд     Гость нашего урока  Романов Пётр Алексеевич, личность в истории достаточно известная. Чем прославился царь Петр?  (ответы детей) Обратимся в те времена! Слайд Составьте из цифр дату 0, 1, 7, 0. (1700г.) ­ Что она обозначает? – (Начало Северной войны), это тема предыдущего урока Работа с лентой времени. Какой это век? Обозначьте дату на ленте времени. Сколько веков прошло? Слайд Следующий вопрос: Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них. 1.С каким государством воевала Россия? (Слайд) С Англией С Францией Со Швецией 2.Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд) К Охотскому морю К Балтийскому морю К морю Лаптевых 3.Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд) Рекрутов Офицеров Матросов Слайд Проблемный вопрос? ­ Почему Петр I решил воевать со шведами? Причины Северной войны?  Расскажите, используя карту  ( Пётр хотел захватить крепость Нарва и завоевать выход в море; построить на Балтийском море российский военный флот;  обеспечить морскую торговлю России с Европейскими странами)  Как складывалась Северная война для России? (неудачно) Где произошло главное сражение в начале Северной войны? ­ под Нарвой (показ по карте). Составьте сообщения о ходе боевых действий между Швецией и Россией в начале Северной войны (в группах).  Групповая работа (составляют рассказ по опорным табличкам) 1группа – Причины поражения в начале войны. 1.Много иноземных командиров 2.Нехватка вооружения 3.Слабость России 4. Распутица 5. Неподготовленность 2 группа – Усиление мощи русской армии и победа ­ причины победы. 1. Объявлен сбор денег 2. Снимали и переплавляли колокола в пушки 3. Строились и укреплялись крепости 4. Создание регулярной армии 5. Набор рекрутов (  Взаимопроверка) Чем закончилось сражение в устье Невы?  Учитель (Слайд) Пётр  I  пожелал  немедленно     закрепиться   на   отвоеванной   у   шведов   части Балтийского моря.   Повелел построить в устье Невы  (Показ на карте устья Невы)  крепость в честь апостолов  Петра и Павла, которая стала называться Петропавловской.  А затем   вокруг  крепости начали строить новую столицу. Почему город был назван Санкт­Петербург?   (ответы детей) Перед вами контурные карты,  попрошу найти город С­П и отметить его кружочком. (Работа с контурной  картой)   С   того   времени   когда,   был   построен   Санкт­Петербург,   город   несколько   раз менял своё название. В начале 20 века он был переименован в Петроград, затем в Ленинград.   Сегодня   ему   возвращено   историческое   название,   данное   великим царём   Петром  1.  До   сих  пор   Санкт  –  Петербург   считается  второй  столицей нашей Родины. Мы подошли к теме сегодняшнего урока, назовите ее. Объявление   темы:   «Строительство   города   «Санкт   ­   Петербург»   (дети записывают в тетрадь).  Изучать   материал   мы   будем  по   плану.   Как   вы   думаете,   для   чего   он   был составлен? (Чтобы ничего не упустить) План на доске: (знакомство с планом) дети заполняют его по ходу урока Пользуйтесь и в жизни планом, чтобы ничего не упустить и добиться цели. 1.Название события ­ Строительство Санкт­Петербурга. 2. Дата события – 1703 год 3.Кто руководил ­ Пётр 1 4. Причины события ­  закрепиться на берегу Балтийского моря. 5. Описание события ­ строился в тяжёлых условиях 6.Назначение города – город – порт, город­крепость, столица России 7.Первые   постройки  ­   Невский   проспект,   домик   Петра,   Петропавловская крепость Работаем по плану: 1.Название события. Строительство Санкт­Петербурга (слайд)   2.Дата события ­  (записывается позже) 1703 год. Учитель   сообщает,   что   дату   строительства   города   учащиеся   должны переписать в тетрадь, только вначале им необходимо эту дату определить. В пословицах «спрятались» цифры года основания Санкт­Петербурга.  Дети   выполняют   задание   и   строительства города – 1703 г.     записывают   в   тетради   дату   начала Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Чем СЕМЕРЫХ посылать лучше самому побывать. Даром ничего не дается. Друг рядом лучше, чем три вдалеке. – (1703)  Обозначьте дату на ленте времени (работа с лентой времени). Инд. задание (посчитать,  сколько лет городу  С ­ П)?= 315 лет  Сколько это веков? (работа с лентой времени) 3.Кто руководил строительством Санкт­Петербурга?   4.Причина события (Слайд) Природой здесь нам суждено  в Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море А. С. Пушкин      ­  Как вы понимаете смысл этих строк? Закрепиться на берегу Балтийского моря ­ в план   5.Описание события По   приказу   царя,   в   краю   лесов   и   болот,   начали   строить   город.   С   разных концов   страны   были   согнаны   тысячи   подневольных   крестьян.  Наполнилась народом, ожила глухая местность.  Тяжелая  это   была   работа. Осушали  болота,  рыли  каналы,  мостили  тонкие улицы.   Людей   здесь   не   щадили   и   лишь   подгоняли   быстрее.   Много человеческих   жизней   взяло   строительство.   Рабочие   страдали   от   голода   и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Учитель дополняет: из старой Москвы в Санкт – Петербург царь перенёс столицу в 1712 году. Пётр назвал его «земным раем». 6.Назначение города Какая роль предназначалась городу С­П? С этой целью работаем с текстом по рядам: 1 ряд ищет ответ на странице 63, второй – на странице 66. Объединяем полученный материал и записываем в план ­ Санкт – Петербург не только город ­ крепость, но и город – порт. Новый город стал воротами в Балтику, в Европу, поэтому в устье Невы Петр I заложил Адмиралтейскую верфь, где начали строить корабли для российского флота. Обобщить   теоретическую   часть   урока   вам   предстоит   работой   в подгруппах, одна  из которых  готовит рассказ о строительстве  Санкт­ Петербурга, а другая – о его значении. Вы можете строить свой рассказ, используя тезисы: 1   группа     Строительство   города.   (составляют   рассказ   по   плану, опорным словам) Болота, топь, ужасно сырой климат. Работали по пояс, стоя в воде, многие болели Строили город на нескольких островах. Острова окружены водой. Петр сам руководил строительством.  (Слайд) Часто сам брал в руки топор. С утра и до ночи стучали топоры. Работали не покладая рук.   Людей не щадили, много людей погибло. Героический труд во благо Родины. 2 группа  Значение  Санкт­Петербурга. (составляют рассказ по плану, опорным словам)   Есть   еще   одна   особенность   города.   Обратимся   к   тексту   на   странице   65 (красота города).  7. Первые постройки города (учитель рассказывает, используя слайды) Невский проспект Пётр   сам   нарисовал   план   города   с   красивыми  прямыми   улицами. Центральная   улица   города   –   Невский   проспект   –   начиналась   от Петропавловской   крепости.   Вдоль   нее    расположились   торговые   ряды, площадь   для  проведения   военных   парадов,   административные  здания.   На противоположной стороне Невы, которая начала застраиваться гораздо позже, в 1703 году Петр заложил Адмиралтейство и корабельную верфь. Петропавловская крепость, Домик Петра Теперь проведем проверку знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа по карточкам (можно провести самопроверку)   __________     началось В _______ году, с целью закрепиться на берегах ______________моря  в устье города реки   _________________.Руководил   строительством______________.   Город строился в _____________ условиях.  Возводили _______________    укрепления,   верфи,   _______________   сооружения.   Строили   военный   и торговый    Был   построен   домик   _____________, _______________проспект, ___________________ крепость.           строительство __________. Слова для справок:     военные, 1703, Петропавловская, Невы, тяжелых, флот,   Петр  I,   Балтийского,   портовые,   Невский,   Петра,   Санкт   – Петербург. Подведение итогов Беседа по вопросам: О чем мы сегодня говорили на уроке? 1 Что вы узнали нового на уроке? Дети отвечают словами: Сегодня на уроке я узнал: рассказ детей по плану (можно использовать карточку) 2 Зачем был нужен город – порт на берегу Балтийского моря? 3 В каких условиях шло строительство города? 4 Что было построено первым? 5 Зачем нужна была городу крепость? 7.Что вам больше всего запомнилось? Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке. Д. з. прочитать, пересказать по плану.

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"

Конспект урока истории "Основание Санкт-Петербурга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019