Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс
Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс. Цели урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; определить причины возникновения организованного общественного движения в России; рассмотреть деятельность первых тайных организаций и проанализировать их программные документы; подвести учащихся к причинам зарождения организованного общественного движения, объяснить сущность понятия «тайные общества»; рассказать об истории создания и деятельности тайных обществ их членов, объяснить их программные документы; изучить и закрепить понимание значения терминов, новых определений и понятий: «Лейб», «масоны», «ложа»; изучить и проанализировать исторические документы современников
Общественное движение при Александре I.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Класс 8 Тема: Общественное движение при Александре I Учитель: Корелина С.С. Учебник: Данилов А.А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.  Цели урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и  отношений в объектах изучения; определить причины возникновения организованного общественного  движения в России; рассмотреть деятельность первых тайных организаций и проанализировать их  программные документы; подвести учащихся к причинам зарождения организованного общественного движения, объяснить сущность понятия «тайные общества»; рассказать  об истории создания и  деятельности тайных обществ их членов, объяснить их программные документы; изучить и закрепить  понимание значения терминов, новых определений и понятий: «Лейб», «масоны», «ложа»; изучить и  проанализировать исторические документы современников  Тип урока – комбинированный (повторение и закрепление изученного материала, изучение и  первичное закрепление нового материала). Вид учебных занятий: лекция, структура комбинированного урока (вопросно­ответная работа учителя с учащимися, работа учащихся с историческими документами (§8,С.46­52.) и персоналиями. Инструментарий: 1.Интрерактивная доска + презентация «Движение декабристов в России». 2.   Учебное   издание:   Данилов   А.А.   История   России,XIX  век:   Учеб.   для   8   кл.   общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с. 3.Учебные картины: «портрет П.И. Пестеля», «портрет Н.М. Муравьёва», «Пантелеймоновский мост в Петербурге. С картины художника К.П. Беггрова», «символ масонов». 4.Рабочая тетрадь «История России XIX» Часть I. / Учебное издание А.А. Данилов, Л.Г. Косулина в II­х частях, М.: «Просвещение», 2009. ­ 64с. I. II. ­ Что послужило причинами экономического кризиса в России в 1812­1815 гг.? ­ Негативные и положительные явления политики Александра I? ­ Что такое «военные поселения»? ­ Охарактеризуйте проект об отмене крепостного права? Подведение учащихся к новой теме, работа с персоналиями, учащиеся докладывают биографические доклады о членах тайных обществ П.Пестеле, Н. Муравьёве. ­ Приступая к изучению новой темы, давайте  с вами подумаем каковы на ваш взгляд, причины распространения либеральных идей в обществе на рубеже XVIII­XIX вв.? III. Тема урока: Общественное движение при Александре I. Организационный момент (запись даты и темы урока в рабочей тетради). Повторение пройденного материала по §7, вопросы на повторение: Изучение нового материала Приёмы и средства преподавания учителя Основные вопросы плана и их краткое содержание Познавательные задания и вопросы учащимся Изложение,  повествование. Зарождение организованного общественного движения. Первые   годы   царствования   Александра   I   были отмечены   заметным   оживлением   общественной жизни.   Актуальные   вопросы   внутренней   и   внешней политики   государства   обсуждались   в   научных   и 1 и   на       влияние литературных   обществах,   в   кружках   студентов   и преподавателей,  в светских салонах  и в масонских ложах.   В   центре   общественного   внимания   было отношение  к Французской  революции,  крепостному праву самодержавию. Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение   ввозить   книги   из­за   границы,   принятие нового цензурного устава (1804) — все это оказало значительное дальнейшее распространение   в   России   идей   европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И. П. Пнин, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, А. П.   Куницын,   создавшие   в   Петербурге   Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801—1825).   Находясь   под   сильным   влиянием взглядов   Радищева,   они   переводили   сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения. Сторонники   различных   идейных   направлений   стали группироваться     новых   журналов. Популярностью   пользовался   “Вестник   Европы”, издававшийся   Н.   М.   Карамзиным,   а   затем   В.   А. Жуковским. вокруг   Большинство   русских   просветителей   считали необходимым   реформировать   самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и, кроме того,   помня   об   ужасах   якобинского   террора, рассчитывали   достичь   своей   цели   мирным   путем, через   просвещение,   нравственное   воспитание   и формирование гражданского сознания. Основная масса дворянства и чиновничества была настроена   консервативно.   Взгляды   большинства нашли   отражение   в  “Записке   о   древней   и   новой России”   Н.   М.   Карамзина   (1811).  Признавая необходимость перемен, Карамзин выступал против плана конституционных реформ, поскольку России, где   “государь   есть   живой   закон”,   нужна   не конституция, а пятьдесят “умных и добродетельных губернаторов”.   Огромную   роль   в   развитии   национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 г. и заграничные   походы   русской   армии.   Страна переживала   огромный   патриотический   подъем,   в народе   и   в   обществе   ожили   надежды   на   широкие преобразования, все ждали перемен к лучшему — и не   дождались.   Первыми   разочаровались   крестьяне. Героические   участники   боев,   спасители   Отечества, 2 Повествование. Тайные общества. они надеялись получить свободу, но из манифеста по случаю   победы   над   Наполеоном   (1814)   услышали: “Крестьяне, верный наш народ — да получат мзду свою   от   Бога”.   По   стране   прокатилась   волна крестьянских   выступлений,   количество   которых   в послевоенный период возросло. Всего по неполным данным   за   четверть   века   произошло   около   280 крестьянских волнений, и примерно 2/3 из них — в 1813—1820   гг.   Особенно   длительным   и ожесточенным было движение на Дону (1818—1820), в которое было  вовлечено более 45 тыс. крестьян. Постоянными волнениями сопровождалось введение военных   поселений.   Одним   из   крупнейших   было восстание   в   Чугуеве   летом   1819   г. Росло недовольство и в армии, состоявшей в массе своей   из   набранных   через   рекрутские   наборы крестьян. Неслыханным событием стало возмущение гвардейского Семеновского полка, шефом которого был   император.   В   октябре   1820   г.   солдаты   полка, доведенные до отчаяния притеснениями со стороны своего полкового командира Ф. Е. Шварца, подали на него   жалобу   и   отказались   подчиниться   своим офицерам.   По   личному   указанию   Александра   I, девять “виновнейших” были прогнаны сквозь строй, а затем сосланы в Сибирь, полк был расформирован. Тайное общество — организация, которая требует,  чтобы её члены скрывали определённые действия  (типа обрядов инициирования) от посторонних.  Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны  общества. Термин «тайное общество» часто  используется, чтобы описать братские организации  (например, масонство), который может иметь  секретные церемонии, но также обычно может  применяться к организации в пределах от общего и  безвредного (университетские братства).Первые  общества будущих декабристов начали возникать в  1816—1818 гг. на волне ожиданий конституционной  реформы, которая, как предполагалось, позволит  России догнать Европу. Поначалу они состояли  преимущественно из представителей знати,  прошедших Отечественную войну. Однако после  того, как бунт Семёновского полка (1821 г.)  спровоцировал резкое ужесточение цензуры и  политического сыска, эти тайные общества стали  притягивать сторонников либеральной революции, в  3 основном из мелкопоместного дворянства Объяснение, показ  слайд шоу. Южное общество Южное общество (1821—1825) На основе «Союза благоденствия» весной  1821 года возникли   сразу   2   крупные   революционные организации: Южное общество в  Киеве  и Северное общество   в  Петербурге.   Более   революционное   и решительное   общество   возглавил П. И. Пестель,   Северное,   чьи   установки   считались более умеренными — Никита Муравьев.   Южное Политической программой Южного общества стала «Русская   правда»   Пестеля,   принятая   на   съезде   в Киеве в 1823 году. тактика Южное общество признало опорой движения армию, считая   её   решающей   силой   революционного переворота.   Члены   общества   намеревались   взять власть   в   столице,   вынудив   императора   отречься. потребовала Новая   организационных   преобразований: в   него принимались связанные военные, преимущественно   с   регулярными   частями   армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов   требовалось   безоговорочное   подчинение руководящему центру — Директории.   Общества только           В   марте  1821   года  по   инициативе   П. И. Пестеля Тульчинская   управа   «Союз   благоденствия» восстановила   тайное   общество   под   названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру   «Союза   спасения».   В   общество привлекались   исключительно   офицеры   и   в   нём соблюдалась   строгая   дисциплина.   Предполагалось установить   республиканский   строй   путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.     П. И. Пестель, Южное   общество   возглавлялось   Коренной   думой (председатель блюститель А. П. Юшневский). К  1823 году  в составе общества находилось   три   управы —  Тульчинская  (под руководством   П. И. Пестеля   и   А. П. Юшневского), Васильковская  (под руководством  С. И. Муравьёва­ Апостола  и  М. П. Бестужева­Рюмина)   и  Каменская (под и С. Г. Волконского).  В. Л. Давыдова  руководством   4 Доказательство,  работа с аудиторией  (подвод учащихся к  оценочным выводам). Северное общество (1821—1825) — Северное   тайное   общество    образовавшееся   в декабристское   общество, Петербурге  после роспуска  «Союза благоденствия». Его члены подняли известное  восстание 14 декабря 1825   года.Северное   общество   образовалось   в Петербурге в 1821 году из двух декабристских групп во главе с Н.      М.     Муравьёвым и Н.      И.      Тургеневым.    «убежденных» Члены   общества   делились   на (полноправных)   и  «согласных»  (неполноправных). Его составили несколько управлений в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в МосквеРуководящим органом являлась «Верховная дума» из трёх человек (первоначально   Н. М. Муравьёв,   Н. И. Тургенев   и Е.      П.      Оболенский,   позже —  С.      П.      Трубецкой, К.      Ф.      Рылеев  и  А.      А.      Бестужев   (Марлинский)).   В начале 1825 года К. Ф. Рылеев привлёк в общество П.      Г.      Каховского, настроенного крайне отрицательно по   отношению   к   императорской   власти   и требовавшего истребить всю царскую семью. Деятельное   участие   в   Северном   тайном   обществе принимали   гвардейские   офицеры  И.      Н.      Горсткин, М.     Нарышкин,   морские   офицеры  Н.      А.      Чижов,   братья Б. А. и М.     А.      Бодиско.     М.     На уроке параллельно с изучением нового материала учащиеся заполняют сравнительную  таблицу «Программные документы П.Пестеля и Н.Муравьёва сходства и различия». Члены организаций  Государственное устройство Условия освобождения крестьян Методы достижения поставленных целей Крепостное право Гражданские права Национальный вопрос Южное общество(1822­1825гг.) Северное Общество(1821­1825гг.) «Конституция» (Н.Муравьёв) Н.Муравьёв, Н. Тургенев,  М.Лунин, С.Трубецкой,  Е.Оболенский, И. Пущин,  К.Рылеев, П.Каховский ­ Ограниченная монархия (в  крайнем случае, республика); ­Законодательная власть ­  двухпалатное Народное вече  Параметры  сравнения Программы «Русская правда» (П.Пестель) Члены организаций П.Пестель, А. Юшневский, В.Давыдов,  С.Волконский, С. Муравьёв­Апостол,  М.Бестужев­Рюмин и др. Государственное  устройство ­Уничтожение самодержавия и введение  республиканской формы правления; ­Законодательная власть ­однопалатное Народное вече, избираемое  5 Крепостное право Условия  освобождения  крестьян Гражданские права на 5 лет; Исполнительная власть ­ Державная дума  из 5 человек, избираемых народным вече;  Блюстительная власть – Верховный собор  из 120 человек, избираемых пожизненно Уничтожение ­ Частичная конфискация помещичьего  землевладения. Если у помещика имеется  10 тыс. десятин земли и более, то у него  отбирается половина земли без всякого  «возмездия»; если же у помещика имелось  5 десятин земли, то отбирается тоже  половина, но за неё он получал «возмездие» ­ деньги или землю. ­ Вся обрабатываемая земля должна быть  поделена на 2 части: первая часть является  общественной собственностью, и её нельзя  покупать и продавать, вторая часть  является частной собственностью ­Уничтожение   сословий,   которые   должны быть   слиты   «в   единое   сословие гражданское», все равны перед законом; ­Избирательные   права   принадлежат   всем гражданам мужского пола, достигшим 20­ летнего возраста  Национальный  вопрос Методы  достижения  поставленных  целей ­ Все народы, населяющие Россию, должны  слиться в единый русский народ и потерять свои национальности; ­Право Польши на отделение при условии  свершения революции, провозглашения  республики на принципах «Русской  правды» ­ Революционный переворот, в результате  которого будет  установлена диктатура  Временного правительства, которое  приступит к осуществлению программного  документа Аналитические вопросы к таблице: (верхняя палата) ­Верховная дума  из 42 членов, нижняя – палата  представителей из 450 членов);  ­ Исполнительная власть­  император Уничтожение ­ Сохранение помещичьего  землевладения; ­Крестьяне получали усадебные  участки и сверх того по 2  десятины на двор в порядке  общинного землевладения ­Уничтожение сословий, равенство всех людей перед законом; ­Избирательные права  принадлежат мужчинам,  достигшим 21 года, ведущим  оседлый образ жизни и владеющим капиталом в 500 рублей; ­ Через 20 лет после введения  конституции вводилась  обязательная грамотность  избирателя ­ Создание федеративного  государства по примеру  Североамериканских штатов ­ Подготовка «возмущения» в  войсках, с помощью которого  заставить царскую семью принять  конституцию. В случае отказа  введение республиканской формы  правления ­Докажите, что введение в жизнь этих программ способствовало бы развитию буржуазных отношений? ­Можно ли считать программы декабристов реальными? ­Сравните  программные установки Северного и Южного обществ и «Союза благоденствия», сделайте  выводы? Обобщающая  Общественное движение в начале XIX в. под Дайте общую  6 характеристика  (выявление основных  признаков и черт  событий, явлений). влиянием   противоречивой   внутренней политики   Александра  I  прошло   в   своём развитии   сложный   путь   от   поддержки реформаторских   начинаний   власти   к вынашиванию   планов   её   насильственного свержения. характеристику  программным документам  Южного и Северного  обществ. Покажите черты  сходства и различия в них?  Почему власти и тайные  общества разрабатывали   свои проекты, во многом  близкие по содержанию, в  тайне друг от друга? IV.Закрепление и обобщение материала: Таким образом, последствий войны 1812 года в стране сказались не только на экономическую обстановку   «экономический   кризис   1812­1815   гг.»,   но   так,   же   на   внутриполитическую   ситуацию происходило образование тайных обществ, главной целью которых  была подготовка и осуществление преобразований. Тайные общества впервые появились в России сразу после окончания заграничного похода русской армии. Было организовано большое количество различных тайных обществ, однако наибольших успехов добились «Южное общество» и «Северное общество».  Вопросы на закрепление материала: ­ Каковы причины правительственного либерализма в начале правления Александра I? ­ Как вы думаете, почему идеи либерализма наибольшее распространение получили среди  офицеров действующей армии (вспомним заграничные походы русской армии)? ­ По окончании беседы учащиеся работают с текстом учебника (с.46­49) и выписывают в рабочую  тетрадь «История России XIX» Часть I.(с.26­29). V.Домашнее задание: §8, вопросы в конце параграфа: 1,2,3 (выполнить письменно в тетради). Литература: 1. Нечкина  М. В.  Декабристы. — М.:   Наука,   1982 (Серия «Страницы истории нашей  Родины»). 2. «Русская правда»  П.И. Пестеля [Электронный ресурс] ­  http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/1825pravda.php 3. Конституция Н.М. Муравьёва [Электронный ресурс] –   http://constitution.garant.ru/history/act1600­1918/5400/ 4. 5. 6. [Электронный ресурс] ­ http://ru.wikipedia.org/wiki/Тайные_общества [Электронный ресурс] ­https://ru.wikipedia.org/wiki/Северное_тайное_общество [Электронный ресурс] ­http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Южное%20общество %20декабристов/ 7

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Общественное движение при Александре I», 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018