Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.». Цель урока: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством; выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
Основные понятия: раскол, старообрядцы.
Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.
Церковный раскол..doc
Конспект урока истории
Класс: 8
ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.
Учитель: Корелина С.С.
Цель урока: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством; выявить в ходе
работы причины и последствия церковного раскола.
Основные понятия: раскол, старообрядцы.
Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.
Оборудование: карта России в XVII в., презентация
План:
Церковь после смуты
Патриарх Филарет
Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
Церковный собор
Протопоп Аввакум
Закрепление.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Опрос:
1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски).
2. Ответить на вопросы по карточкам.
3. Развернутый ответ:
1. Какие цели преследовала политика первых Романовых.
2. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их
функции.
Изучение нового материала.
В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из
таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах
людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим
явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих
страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в
церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она
нужна стране или отдельным личностям?
Церковь после Смуты.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с
патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако
большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской
православной церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и
осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей.
Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных
оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не
сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Патриарх Филарет.
После 8ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в
1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом
Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах
царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца.
Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх. Главное, что удалось добиться Филарету, укрепить авторитет и власть царя Михаила
Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них
главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из
века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений
вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные
молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим
источникам, с которых они в свое время переписывались.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский.
Ему и было поручено провести церковную реформу.
Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.5758.
В 16531655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
Крещение тремя пальцами;
Поясные поклоны вместо земных;
Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с
Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за
нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но
предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской
традицией.
Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив
необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над
царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила
Федоровича и патриарха Филарета.
Эьт заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на
патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это
было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе
он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон
стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович
поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву
православных патриархов из других стран.
Церковный Собор 16661667 годов.
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат
привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил
церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому
принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и
осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников
(старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских
властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 16661667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет
посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни.
Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в
московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан
с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и
принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 16661667 годов Аввакум был
предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За
свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 16811682 годов
к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять
господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления
самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении
подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
4. Итог урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
5. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать.
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.