Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Оценка 4.6

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.». Цель урока: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством; выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола. Основные понятия: раскол, старообрядцы. Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.
Церковный раскол..doc
Конспект урока истории Класс: 8 ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол. Учитель: Корелина С.С. Цель   урока:  осветить   проблемы   в   отношениях   между   церковью   и  государством;   выявить   в  ходе работы причины и последствия церковного раскола.  Основные понятия: раскол, старообрядцы. Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона. Оборудование: карта России в XVII в., презентация План: Церковь после смуты Патриарх Филарет Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола. Церковный собор Протопоп Аввакум Закрепление.  Домашнее задание. ХОД УРОКА. I. II. III. IV. V. VI. VII. Опрос: 1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски). 2. Ответить на вопросы по карточкам. 3. Развернутый ответ:  1. Какие цели преследовала политика первых Романовых.  2. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их  функции. Изучение нового материала. В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением   в   жизни   страны,   извлечь   уроки   из   случившегося,   чтобы   не   допустить   повторения   этих страшных   событий.   В   ходе   урока   мы   заполним   таблицу:   «Основные   изменения,   произошедшие   в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям? Церковь после Смуты. Смута     стала   суровым   испытанием   и   для   церкви.   Часть   священнослужителей   во   главе   с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство   священнослужителей   показали   образцы   высокого   служения   Отечеству   и   Русской православной церкви. Находившиеся   в   Москве   в   годы   Смуты   поляки   не  только   разграбили   церковную   утварь   и осквернили  мощи святых, но и уничтожили  при отступлении почти все 450 московских  церквей. Массовым  явлением были убийства служителей  церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический  глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей. Патриарх Филарет. После 8­ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619   году   возвратился   в   Москву.   Участники   церковного   Собора   избрали   его   новым   патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх. Главное,   что   удалось   добиться   Филарету,   ­   укрепить   авторитет   и   власть   царя   Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов. Реформа патриарха Никона. В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57­58. В 1653­1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:  Крещение тремя пальцами;  Поясные поклоны вместо земных;  Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали  протест широких слоев  населения.  К тому же начавшаяся  война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение   церковных   традиций.   Созванный   в   1654   году   церковный   Собор   одобрил   реформу,   но предложил привести действующие  обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Новый   патриарх   был   человеком   своенравным,   волевым   и   даже   фанатичным.   Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской   и   предложил   Алексею   Михайловичу   разделить   с   ним   власть   по   примеру   царя   Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Эьт заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Церковный Собор 1666­1667 годов. Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли   подсудимого.   Царь   заявил,   что     Никон   «самовольно   и   без   царского   повеления   оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная  власть в стране. Присутствующие  церковные иерархии  поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.  Одновременно   собор   поддержал   церковную   реформу   и   проклял   всех   ее   противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре. Собор 1666­1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Выдающимся   руководителем   старообрядцев   выступал   протопоп   Аввакум.   С   юных   лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы   Никона   он   воспринял   резко   отрицательно.   За   свои   взгляды   он   был   лишен   места   в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666­1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681­1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены. Вывод:  таким   образом,   церковь,   укрепившая   свои   позиции   после   Смуты,   пыталась   занять господствующее   положение   в   политической   системе   страны.   Однако   в   условиях   усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти. 4.   Итог   урока:   к   чему   привела   попытка   реформирования   церкви?   (ответы   учащихся). 5. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать.

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»

Конспект урока истории по теме : «Власть и церковь. Церковный раскол.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018