Конспект урока истории "Россия на рубеже веков" (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока истории "Россия на рубеже веков" (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
8 кл
28.04.2017
Конспект урока истории "Россия на рубеже веков" (8 класс)
План-конспект урока истории в 8 классе составлен с учётом требований федерального образовательного стандарта второго поколения. Предлагаются разные формы работы: групповая, фронтальная. В ходе урока учащимся предлагается выполнять записи в рабочих тетрадях, а так же выполняются задания в контурных картах, что активизирует познавательную деятельность учащихся.файл содержит конспект урока истории 8 класса "Россия на рубеже веков"
конспект урока . .docx

План-конспект урока истории 8 класс по теме:

«Россия на рубеже веков»

 

Познавательные УУД:

·        Помочь учащимся осознать особенности развития России на рубеже веков;

·         Выделить особенности экономического и политического развития России в начале XIX века.

Личностные УУД:

·        для реализации умений и навыков, учащихся работы с   историческими документами, учебной литературой: анализа, сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД:

·        для реализации принципа сотрудничества на уроке, развития у школьников умения принятия компромиссных решений, толерантности.

Коммуникативные УУД:

 

Формы организации работы: групповая работа, фронтальная.

 

Основные понятия: абсолютизм, крепостное право, сословный строй, феодальный строй, реформы, модернизация.

 

Оборудование: «конверты помощи» с проблемными заданиями; распечатки документов, схем, алгоритмов работы. Учебник, карты атласа и контурные карты.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Создание образно-эмоциональной и проблемной ситуации в начале урока.

Демонстрация на слайде и озвучивание эпиграфа урока:

«Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка – Русь

               Н.А. Некрасов (1877)

Какие ассоциации вызывает такое описание состояния России на рубеже 18-19 вв.?

Включение детей в обсуждение проблемы, предполагаемые ответы:

ü Россия – сильное государство.

ü Россия имеет много природных ресурсов.

ü Россия обладает большой территорией.

ü У России слабая армия по сравнению с европейскими государствами.

ü  В России медленно внедряются новшества.

ü В России большое население, но у них нет прав и свобод.

В России много неразрешенных противоречий.

2.

Определение темы урока совместно с учениками, целей и задач.

У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории России.  Предположите, о чем нам необходимо поговорить, что определить для дальнейшей перспективы?

 

Как может звучать тема?

Ученики, используя вышеперечисленные ассоциации, предполагают:

ü Необходимо выяснить особенности положения России на начало 19 века;

ü Определить какие есть проблемы в развитии государства; что замедляет темпы модернизации.

ü Наметить возможные перспективы развития России в 19 веке.

Тема урока: «Россия на рубеже веков».

3.

Анализ предшествующего исторического периода (события 18 века).

Вопрос №1 какие события произошли в России в 18 веке.

 

С таким «наследством» проблем Россия завершила 18 век. А что «несет» век 19?

Какие особенности в историческом развитии складываются в начале века?

 

 

 

 

 

 

 

Политическая сфера:

ü Государственные реформы управления.

ü Создание регулярной армии и морского флота.

ü «Просвещенный» абсолютизм. Самодержавие.

ü Российская империя.

Экономическая сфера: 

ü Протекционизм как поддержка развития отечественной промышленности.

ü Меркантилизм как политика концентрации денежных средств внутри страны.

ü Развитие мануфактурного и заводского производства.

ü Феодальные отношения в сельском хозяйстве.

Социальная сфера

ü Крестьянские восстания К.Булавина, С.Разина, Е.Пугачева.

ü Крепостное право.

ü «Золотой век» дворянства.

ü Сословный строй.

Духовная сфера:  

ü Складывание системы образования.

ü Появление гражданской азбуки и первой печатной газеты.

ü Русский театр, музеи, библиотеки, Академия.

Внешняя политика:

ü Победа в Северной войне (1700 – 1721гг).

ü Россия - европейская держава.

 

4.

Картографический практикум.

Задание №1: в группах имеются «Атласы», контурные карты, «лист интересных фактов». Используя данный набор, сформулируйте одну из важных особенностей развития России в начале 19 века и проиллюстрируйте примером.

Контурные карты с нанесенными границами государства и ответом по исторической задаче крепят все группы для сравнения и выделения правильного.

 

Восьмиклассники в группах выполняют задание и формулируют первую особенность:

ü В контурной карте фломастером очерчивают границы Российской империи к началу 19 века.

ü Работают с интересными примерами, решают исторические задачи.

(Приложение №1)

Особенности:

1.                Российская империя – крупнейшая по территории держава мира.

(записать в тетрадь)

5.

Документальный практикум.

Каждая группа получила определенную информацию. Ваша задача сделать все возможные выводы из текста.

-Что такое сословие?

 

Задание №2

·       Группам раздаются пустые схемы - «пирамиды» по сословному строю. Кто быстрее и правильно заполнит схему, распределив по ступеням сословия.

 

Работа в группах с разной текстовой информацией (Приложение №2). Краткое выступление от группы с выводами о положении, о роли в экономике, о правах и обязанностях сословий в России. Формулируется вторая особенность.

 

2.                 Сословный строй в России: привилегированные и непривилегированные слои населения. (записать в тетрадь)

 

 

(Приложение №3)

6

Анализ статистических данных.

Задание №4.

·     Используя, статистические данные об исповедуемых религиях в России и процентном количестве верующих, заполните схему по принципу «убывания». (работа по атласу)

·     Анализ карты «Национальный состав России»

(Работа по атласу)

Работа в группах со статистической информацией и заполнение предложенной схемы (Приложение №6).

- Формулируют особенности развития России в начале 19 века.

Особенность №3

3.                 Народы России исповедовали все основные мировые религии.

4.                Национальный состав населения был неоднородным.

7

Работа с текстом учебника.

Задание №6.

·       Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 6.

·       Одна группа будут «экономистами», а другая группа – «политиками». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указать самую главную особенность.

 

Работа в группах с текстом на странице 6. Две группы «экономисты», а две группы – «политики». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указывают самую главную особенность.

 

5.                Основой политического строя в России являлось самодержавие (абсолютизм).

6.                Господство феодально – крепостнической системы в экономике России.

8

Вывод по выделенным особенностям.

Каково положение России в начале 19 века?

Как вы можете оценить темпы и уровень модернизации в России в этот период?

Что необходимо российскому обществу в представленное время?

Вывод по выделенным особенностям.

 

7.Во всех сферах общественной жизни требовались перемены: РЕФОРМЫ!

9

Перспектива дальнейшего изучения курса истории России 19 века.

Обращение к содержанию учебника на стр.3.

Определите темы, количество параграфов, которые нам предстоит изучить в связи с проведением реформ во внутренней политике.

Сколько правителей России будут решать перечисленные проблемы в 19 веке?

Восьмиклассники выделяют в оглавлении параграфы, связанные с проведением реформ (№3, 6, 10, 20, 21, 22, 29, 30). Это ¼ всего изучаемого материала. Таким образом, действительно 19 век – это время проведения преобразований в жизни России. Эти вопросы попытаются решать пять российских императоров:

Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

-Составьте санквей со словом РОДИНА

10

Подведение итогов участия школьников в уроке и домашнее задание.

Домашнее задание. Введение на стр.3-6. Выполнить контурную карту

 

 

 

 

 

Приложение №1

Задание №2.

1.                 Нанесите на контурную карту границы Российской империи к началу 19 века (смотреть карту в атласе «Российская империя к концу 19 века»). Внимательно смотрим на условные обозначения!!!

2.                 Решите историческую задачу и крупными цифрами запишите ответ на контурной карте в пределах границ России.

ЗАДАЧА: К концу 18 века Российская империя считалась крупнейшей по территории державой мира. Она была настолько обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины Второй гонец, который преодолевал 180 верст в день (верста равна 1, 06 км), привез известие об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 90 дней. Вычислите протяженность территории России с запада на восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

АБСОЛЮТИЗМ

Форма правления, государственное устройство, при котором глава государства пользуется неограниченной властью.

Феодальные отношения

Общественный строй, при котором главным собственником на землю являлся феодал, а крестьяне за пользование землей были обязаны нести феодальные повинности: барщину и оброк.

Крепостное право

Нормы  феодального государства, закреплявшие наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости, что включало: запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян личных прав .

Сословный строй

Общественный строй, при котором существуют группы людей, признанные государством, имеющие определенные права и обязанности, передаваемые по наследству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

Задание №3.

Два представителя от группы должны рассказать о сословиях, которые вам достались в тексте, обязательно добавить сведения из таблицы.

Сословие

Права и обязанности

Количество и % от всего населения (на 1812г.)

Дворянство

Привилегированное сословие; владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственные должности. Дворянство было освобождено от обязательной службы. Имело право на самоуправление.

225 тыс. (1,07%)

Духовенство

Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний.

215 тыс. (1%)

Купечество

Привилегированное сословие; имели право вести торговлю купцы 1-й гильдии – крупную внутреннюю и внешнюю, 2-й гильдии – крупную внутреннюю, 3-й гильдии – мелкую торговлю.

119 тыс. (0,6%)

Мещанство

непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность.

750 тыс. (3,6%)

Крестьянство

Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных, удельных, крепостных.

17 950 тыс. (85,5%)

Казачество

Особое положение. Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением.

6%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Сословный строй в России

Привилегированные           Непривилегированные

1.                                                                                 1.

2.                                                                                  2.

3.                                                                                  3.

 

 

 

 

Оцени свою деятельность

1.     На уроке я работал…

2.     Своей работой на уроке я …

3.     Материал урока мне был …

 

Оцени работу группы

1.     Ребята работали …

2.     Задания выполняли …

3.     Работу группы оцениваю …

 

 

 

 

Синквейн -  пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

 

1. Существительное

2. Два прилагательных, причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4;5 слов

5. Одно слово, выражающее суть.


Рабочий лист домашнего задания (страница №1)

1.      Объяснить понятия:

ü  Модернизация

________________________________________________________________________________________________________

ü  Реформы_________________________________________

ü  Крепостное право

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü  Абсолютизм

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü  Сословный строй

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Назовите особенности развития России в начале 19 века, замедляющие темпы модернизации:

ü  в политической сфере

______________________________________________________________________________________________

ü  в экономической сфере

______________________________________________________________________________________________

ü  в социальной сфере________________________________________________________________________________________________

3.      Перечислите основные сословия в обществе по степени убывания из прав:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Назовите четыре самые многочисленные религиозные кофессии в России в начале 19 века:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.      Поразмышляйте над вопросом и напишите ответ: «Обширность территории для России благо или проблема?» Докажите свое мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

ученика 8 «А» класса

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Ф.И.______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока истории 8 класс по теме: «Россия на рубеже веков»

План-конспект урока истории 8 класс по теме: «Россия на рубеже веков»

У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории

У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории

Картографический практикум. Задание №1: в группах имеются «Атласы», контурные карты, «лист интересных фактов»

Картографический практикум. Задание №1: в группах имеются «Атласы», контурные карты, «лист интересных фактов»

Работа с текстом учебника. Задание №6

Работа с текстом учебника. Задание №6

Приложение №1 Задание №2. 1

Приложение №1 Задание №2. 1

Приложение №2 АБСОЛЮТИЗМ Форма правления, государственное устройство, при котором глава государства пользуется неограниченной властью

Приложение №2 АБСОЛЮТИЗМ Форма правления, государственное устройство, при котором глава государства пользуется неограниченной властью

Приложение № 3. Задание №3.

Приложение № 3. Задание №3.

Приложение №4 Сословный строй в

Приложение №4 Сословный строй в

Рабочий лист домашнего задания (страница №1) 1

Рабочий лист домашнего задания (страница №1) 1

Рабочий лист ученика 8 «А» класса

Рабочий лист ученика 8 «А» класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017