План-конспект урока истории 8 класс по теме:
«Россия на рубеже веков»
Познавательные УУД:
· Помочь учащимся осознать особенности развития России на рубеже веков;
· Выделить особенности экономического и политического развития России в начале XIX века.
Личностные УУД:
· для реализации умений и навыков, учащихся работы с историческими документами, учебной литературой: анализа, сравнения, обобщения.
Регулятивные УУД:
· для реализации принципа сотрудничества на уроке, развития у школьников умения принятия компромиссных решений, толерантности.
Коммуникативные УУД:
Формы организации работы: групповая работа, фронтальная.
Основные понятия: абсолютизм, крепостное право, сословный строй, феодальный строй, реформы, модернизация.
Оборудование: «конверты помощи» с проблемными заданиями; распечатки документов, схем, алгоритмов работы. Учебник, карты атласа и контурные карты.
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Создание образно-эмоциональной и проблемной ситуации в начале урока. Демонстрация на слайде и озвучивание эпиграфа урока: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь Н.А. Некрасов (1877) Какие ассоциации вызывает такое описание состояния России на рубеже 18-19 вв.? |
Включение детей в обсуждение проблемы, предполагаемые ответы: ü Россия – сильное государство. ü Россия имеет много природных ресурсов. ü Россия обладает большой территорией. ü У России слабая армия по сравнению с европейскими государствами. ü В России медленно внедряются новшества. ü В России большое население, но у них нет прав и свобод. В России много неразрешенных противоречий. |
2. |
Определение темы урока совместно с учениками, целей и задач. У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории России. Предположите, о чем нам необходимо поговорить, что определить для дальнейшей перспективы?
Как может звучать тема? |
Ученики, используя вышеперечисленные ассоциации, предполагают: ü Необходимо выяснить особенности положения России на начало 19 века; ü Определить какие есть проблемы в развитии государства; что замедляет темпы модернизации. ü Наметить возможные перспективы развития России в 19 веке. |
Тема урока: «Россия на рубеже веков». |
||
3. |
Анализ предшествующего исторического периода (события 18 века). Вопрос №1 какие события произошли в России в 18 веке.
С таким «наследством» проблем Россия завершила 18 век. А что «несет» век 19? Какие особенности в историческом развитии складываются в начале века?
|
Политическая сфера: ü Государственные реформы управления. ü Создание регулярной армии и морского флота. ü «Просвещенный» абсолютизм. Самодержавие. ü Российская империя. Экономическая сфера: ü Протекционизм как поддержка развития отечественной промышленности. ü Меркантилизм как политика концентрации денежных средств внутри страны. ü Развитие мануфактурного и заводского производства. ü Феодальные отношения в сельском хозяйстве. Социальная сфера: ü Крестьянские восстания К.Булавина, С.Разина, Е.Пугачева. ü Крепостное право. ü «Золотой век» дворянства. ü Сословный строй. Духовная сфера: ü Складывание системы образования. ü Появление гражданской азбуки и первой печатной газеты. ü Русский театр, музеи, библиотеки, Академия. Внешняя политика: ü Победа в Северной войне (1700 – 1721гг). ü Россия - европейская держава.
|
4. |
Картографический практикум. Задание №1: в группах имеются «Атласы», контурные карты, «лист интересных фактов». Используя данный набор, сформулируйте одну из важных особенностей развития России в начале 19 века и проиллюстрируйте примером. Контурные карты с нанесенными границами государства и ответом по исторической задаче крепят все группы для сравнения и выделения правильного.
|
Восьмиклассники в группах выполняют задание и формулируют первую особенность: ü В контурной карте фломастером очерчивают границы Российской империи к началу 19 века. ü Работают с интересными примерами, решают исторические задачи. (Приложение №1) Особенности: 1. Российская империя – крупнейшая по территории держава мира. (записать в тетрадь) |
5. |
Документальный практикум. Каждая группа получила определенную информацию. Ваша задача сделать все возможные выводы из текста. -Что такое сословие?
Задание №2 · Группам раздаются пустые схемы - «пирамиды» по сословному строю. Кто быстрее и правильно заполнит схему, распределив по ступеням сословия.
|
Работа в группах с разной текстовой информацией (Приложение №2). Краткое выступление от группы с выводами о положении, о роли в экономике, о правах и обязанностях сословий в России. Формулируется вторая особенность.
2. Сословный строй в России: привилегированные и непривилегированные слои населения. (записать в тетрадь)
(Приложение №3) |
6 |
Анализ статистических данных. Задание №4. · Используя, статистические данные об исповедуемых религиях в России и процентном количестве верующих, заполните схему по принципу «убывания». (работа по атласу) · Анализ карты «Национальный состав России» (Работа по атласу) |
Работа в группах со статистической информацией и заполнение предложенной схемы (Приложение №6). - Формулируют особенности развития России в начале 19 века. Особенность №3 3. Народы России исповедовали все основные мировые религии. 4. Национальный состав населения был неоднородным. |
7 |
Работа с текстом учебника. Задание №6. · Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 6. · Одна группа будут «экономистами», а другая группа – «политиками». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указать самую главную особенность.
|
Работа в группах с текстом на странице 6. Две группы «экономисты», а две группы – «политики». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указывают самую главную особенность.
5. Основой политического строя в России являлось самодержавие (абсолютизм). 6. Господство феодально – крепостнической системы в экономике России. |
8 |
Вывод по выделенным особенностям. Каково положение России в начале 19 века? Как вы можете оценить темпы и уровень модернизации в России в этот период? Что необходимо российскому обществу в представленное время? |
Вывод по выделенным особенностям.
7.Во всех сферах общественной жизни требовались перемены: РЕФОРМЫ! |
9 |
Перспектива дальнейшего изучения курса истории России 19 века. Обращение к содержанию учебника на стр.3. Определите темы, количество параграфов, которые нам предстоит изучить в связи с проведением реформ во внутренней политике. Сколько правителей России будут решать перечисленные проблемы в 19 веке? |
Восьмиклассники выделяют в оглавлении параграфы, связанные с проведением реформ (№3, 6, 10, 20, 21, 22, 29, 30). Это ¼ всего изучаемого материала. Таким образом, действительно 19 век – это время проведения преобразований в жизни России. Эти вопросы попытаются решать пять российских императоров: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. -Составьте санквей со словом РОДИНА |
10 |
Подведение итогов участия школьников в уроке и домашнее задание. |
Домашнее задание. Введение на стр.3-6. Выполнить контурную карту |
Приложение №1
Задание №2.
1. Нанесите на контурную карту границы Российской империи к началу 19 века (смотреть карту в атласе «Российская империя к концу 19 века»). Внимательно смотрим на условные обозначения!!!
2. Решите историческую задачу и крупными цифрами запишите ответ на контурной карте в пределах границ России.
ЗАДАЧА: К концу 18 века Российская империя считалась крупнейшей по территории державой мира. Она была настолько обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины Второй гонец, который преодолевал 180 верст в день (верста равна 1, 06 км), привез известие об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 90 дней. Вычислите протяженность территории России с запада на восток.
Приложение №2
АБСОЛЮТИЗМ
Форма правления, государственное устройство, при котором глава государства пользуется неограниченной властью.
Феодальные отношения
Общественный строй, при котором главным собственником на землю являлся феодал, а крестьяне за пользование землей были обязаны нести феодальные повинности: барщину и оброк.
Крепостное право
Нормы феодального государства, закреплявшие наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости, что включало: запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян личных прав .
Сословный строй
Общественный строй, при котором существуют группы людей, признанные государством, имеющие определенные права и обязанности, передаваемые по наследству.
Приложение № 3.
Задание №3.
Два представителя от группы должны рассказать о сословиях, которые вам достались в тексте, обязательно добавить сведения из таблицы.
Сословие |
Права и обязанности |
Количество и % от всего населения (на 1812г.) |
Дворянство |
Привилегированное сословие; владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственные должности. Дворянство было освобождено от обязательной службы. Имело право на самоуправление. |
225 тыс. (1,07%) |
Духовенство |
Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. |
215 тыс. (1%) |
Купечество |
Привилегированное сословие; имели право вести торговлю купцы 1-й гильдии – крупную внутреннюю и внешнюю, 2-й гильдии – крупную внутреннюю, 3-й гильдии – мелкую торговлю. |
119 тыс. (0,6%) |
Мещанство |
непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность. |
750 тыс. (3,6%) |
Крестьянство |
Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных, удельных, крепостных. |
17 950 тыс. (85,5%) |
Казачество |
Особое положение. Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением. |
6% |
Приложение №4
Сословный строй в России
Привилегированные Непривилегированные
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Оцени свою деятельность
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я …
3. Материал урока мне был …
Оцени работу группы
1. Ребята работали …
2. Задания выполняли …
3. Работу группы оцениваю …
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
1. Существительное
2. Два прилагательных, причастия
3. Три глагола
4. Фраза из 4;5 слов
5. Одно слово, выражающее суть.
Рабочий лист домашнего задания (страница №1)
1. Объяснить понятия:
ü Модернизация
________________________________________________________________________________________________________
ü Реформы_________________________________________
ü Крепостное право
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Абсолютизм
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Сословный строй
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите особенности развития России в начале 19 века, замедляющие темпы модернизации:
ü в политической сфере
______________________________________________________________________________________________
ü в экономической сфере
______________________________________________________________________________________________
ü в социальной сфере________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите основные сословия в обществе по степени убывания из прав:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите четыре самые многочисленные религиозные кофессии в России в начале 19 века:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Поразмышляйте над вопросом и напишите ответ: «Обширность территории для России благо или проблема?» Докажите свое мнение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист
ученика 8 «А» класса
ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Ф.И.______________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.