Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)
Оценка 5

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
9 кл
29.01.2018
Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)
Урок истории в 9 классе. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XX вв». Данный урок дает представление учащимся о февральской революции 1917г. Отражает важнейший этап истории страны, свержение самодержавия. Межпредметные связи с обществознанием по теме «Политика», по истории «Революционные потрясения 1917 г.», всемирная история начала 20 века.
Конспект революция 1917.doc
«Февральская революция 1917 года» название ресурса краткая характеристика Образовательные ресурсы: http://ивтб.рф/wiki/doku.php? id=examination:history:question48 http://studopedia.ru/1_98852_fevralska ya­revolyutsiya.html http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library /2012/09/02/fevralskaya­revolyutsiya https://infourok.ru/prezentaciya_po_ist orii_fevralskaya_revolyuciya_1917_go da_11_klass­370292.htm http://pedsovet.org/ http://zavuch.info/ http://festival.1september.ru/ Февральская революция 1917 г.: причины, предпосылки, основные события, итоги События февраля 1917г.: Временное правительство и Советы Презентация, содержащая фотоматериалы, отражающие события февраля 1917 г.,  знакомящие с личностями­участниками данных событий Презентация, содержащая фотоматериалы, отражающие события февраля 1917 г.,  знакомящие с личностями­участниками данных событий Содержит каталог ссылок на учебные заведения, образовательные сайты, учебные  материалы, представленные в Интернете Содержит нормативные документы, рабочие программы, дидактические материалы,  разработки уроков.  Интересные методические приемы, формы проведения уроков и внеклассных  мероприятий, занятий, авторские задачи и упражнения, опыт организации кружков и  школьных научных обществ, сценарии школьных вечеров.  №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 Конструирование урока с использованием технологий деятельностного типа (развернутый план урока) I. Подготовительная часть Тема: Февральская революция 1917 года Класс:  9 Предмет:  история России Дата разработки: 10.05.2017 г. Краткое описание идеи занятия: 1. Чем мотивируется выбор темы?  (стандартом, учебника, курсами,  программами, желанием  преподавателя и т.п.) Урок истории в 9 классе. Относится к первому  разделу «Россия на рубеже  XIX –XX вв.  Данный урок дает представление учащимся о  февральской революции 1917г. 2. Как будут использованы  внутрикурсовые и межпредметные  связи? (с какими темами или  школьными предметами) 3. Какова значимость данной темы  в учебном процессе или программе? 4. Что будет оцениваться и как? Межпредметные связи с обществознанием по  теме «Политика»,  по истории «Революционные потрясения 1917 г.», всемирная история начала  20 века Отражает важнейший этап истории страны,  свержение самодержавия Индивидуальная и парная работа, самооценка 5. Какие стратегии, технологии,  методы и приемы будут  использованы? Деятельностно­компетентностный подход,  развивающее обучение, проблемное обучение. 2.Цели урока: 1. Формирование   представления   о   причинах, революции1917г.   приведших   к   Февральской 2. Развитие  интереса к отечественной истории. 3. Воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917г. 3.Задачи: 1. Называть   даты   важнейших   исторических   событий,   показать   основные   события революции 2. Развивать   навыки   и   умения   анализа   причинно­следственных   связей   явлений   и событий. 3. Высказывать суждения  и оценки о свержении самодержавия, системе двоевластия, сложившейся в стране  Образовательная:  Охарактеризовать основные события Февральской  революции 1917 г.  Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г..  Анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г..  Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотно­ шения с Петроградским Советом. Развивающая:  Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.  Формировать   умение   работать   с   понятием,   таблицей,   устанавливать   причинно­ следственные связи между историческими событиями.  Развивать монологическую речь, ведение диалога. высказывать и аргументировать  свою оценку. Воспитательная:  Формирование гражданской и нравственной позиции. 4.Ожидаемые результаты: После проведения урока учащиеся смогут: 1. Давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать ­ выделять общее и различия.  2. Давать   развёрнутую   характеристику   источника   или   документа,   вырабатывать правила   дискуссии   и   соблюдать   их,   высказывать   свою   точку   зрения, аргументировать   (приводить   аргументы   или   контраргументы),   формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов. 3. Понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по   обсуждаемому   вопросу,   проявить   интерес,   толерантно   относиться   к   мнению других. 4. 5.Основные понятия и даты: Революция –  коренное преобразование в какой­либо области человеческой деятельности Альтернатива  ­   необходимость выбора одного из двух (или  нескольких) возможных решений Двоевластие  – одновременное существование двух властей в одной стране, организации       1917, 2 марта — установление двоевластия, отречение Николая II от престола. 6.План изучения новой темы: 1. Причины Февральской  революции 1917г. 2. Основные события Февральской революции 1917г. 3. Двоевластие, его сущность. 4. Итоги и значение Февральской революции в России. 7. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):   Л.Г .Косулиной,   М.Ю.   Брандта   «История   России   20­начало   21   века»,  Сорокина   Е.Н. Поурочные разработки по истории России 9 класс. М.: ВАКО, 2016.,  визуальные средства и раздаточные материалы, рабочая тетрадь, презентации, схемы, проектор. учебник   А.А.   Данилова, II. Вводная часть 1.Мотивация. Как можно оценить события февраля 1917г.? На этот вопрос постараемся ответить после изучения данной темы. Объявление   темы,   запись   в   рабочую   тетрадь.   Ознакомление   с   планом   изучения   нового материала. 2.Постановка проблемы (основные вопросы занятия) Деятельность учителя: задает  вопросы:  1. Каковы причины Февральской революции? 2. Была   ли   Февральская   революция   закономерным   явлением   российской действительности? 3. Почему сложилась система двоевластия,  какова его сущность? Деятельность учащихся: слушают, знакомятся с документами, формулируют, высказывают свою точку зрения, заполняют таблицы. III.Основная часть Деятельность учащихся Определить причины революции,  задачи, которые необходимо  решить, характер революции,  движущие силы революции. Этап урока Мотивационный этап Деятельность учителя Вводное слово учителя. Никто  не знает конца своего пути – не  только люди, но и режимы.  Режим царской власти в России,  накопивший критическую массу  ошибок и утративший всякую  историческую перспективу,  вплотную подошел к своему  крушению. Февральская  революция 1917 г., свергнувшая  с престола последнего  российского самодержца  Николая II, разразилась  неожиданно для всех  политических партий, в том  числе и большевиков. Как это произошло? На какие  вопросы мы должны ответить  на уроке? Изучение нового материала Чтобы определить причины  революции, предлагаю  ознакомиться с двумя точками  зрения, их необходимо сравнить  и попытаться определить  причины революции,  зафиксировать в рабочей  тетради. того,     Работают с высказываниями.  Первая точка зрения. О. Волобуев: «Россия шла к крушению монархии, потому   что   ни   правившие   ею самодержцы,  ни окружение, высшая бюрократия   оказались   не   в состоянии   провести   необходимые стране   преобразования.   Первая мировая   война   усугубила   трагедию пореформенной России». Вторая   точка   зрения.  Г.   Иоффе: «Узелки     что   потом провозгласили Февральской революцией,   завязались   в   хлебных очередях   и   в   случае   умелого оперативного реагирования городских   властей   могли   быть быстро   развязаны.   Этого   не   И   движение   стало произошло. шириться, втягивая в себя все новые слои рабочих, городских обывателей, а   затем   и   солдат   Петроградского гарнизона, практически разложившегося. случае энергичных   действий   со   стороны властей   или   командования   не сколько­нибудь существовало серьезных   для локализации и прекращения того, что происходило  в  столице,  по  крайней мере  в последние  февральские  дни. Вот почему ничего закономерного в феврале   1917г.,   не существовало, какого­то   неотвратимого пути к нему я лично не вижу».   по­моему, и препятствий   В Таблица в рабочей тетради имеет такой вид. Причины Февральской революции 1917г. Задачи, которые необходимо было решить в ходе революции: 1. Аграрный вопрос оставался  острым. Крестьяне страдали от  нищеты и малоземелья, боролись  против помещиков 2. Отсутствие справедливого  рабочего законодательства  ухудшало отношения между  рабочими и предпринимателями 3. Русификационная политика  правительства порождала у  национальных меньшинств  стремление к независимости 4. Самодержавие переживает кризис 5. Народ ждет прекращения войны 6. Экономическая разруха,  вызванная войной, привела  население к обнищанию и голоду По характеру Февральская революция  ____________________________________________________________ Какие задачи необходимо  решить, чтобы ликвидировать  проблемы в стране? Из причин выводят задачи  революции, фиксируют в тетради. С  помощью учителя определяют  характер Февральской революции  1917г. Проверка самостоятельной работы учащихся. Таблица в тетради  имеет такой вид. Причины Февральской революции 1917г. Задачи, которые необходимо было решить в ходе революции: Ликвидация помещичьего землевладения   Свержение самодержавия Введение 8­часового рабочего дня и рабочего законодательства Прекращение   русификационной политики самодержавия Прекращение империалистической войны Установление   демократической республики, проведение реформ 1. Аграрный вопрос оставался  острым. Крестьяне страдали от  нищеты и малоземелья, боролись  против помещиков 2. Отсутствие справедливого  рабочего законодательства  ухудшало отношения между  рабочими и предпринимателями 3. Русификационная политика  правительства порождала у  национальных меньшинств  стремление к независимости 4. Самодержавие переживает  кризис 5. Народ ждет прекращения  войны 6. Экономическая разруха,  вызванная войной, привела  население к обнищанию и голоду По характеру Февральская революция буржуазно­демократическая Читают текст учебника, заполняют  До сих пор у историков нет  единого мнения о том, кто же  столбцы таблицы. руководил ходом Февральской  революции? Мы попробуем  определить движущие силы  революции и ответить на этот  вопрос, работая с учебником и  заполнив таблицу. Данный вид  работы можно предложить  выполнить в парах. Работа с таблицей может быть  дифференцированной:  сильные учащиеся получают  рабочий лист с пустой  таблицей, для слабых  учащихся можно частично  заполнить столбцы или строки таблицы. Проверка самостоятельной работы учащихся. Таблица в тетради  имеет такой вид. Основные события Февральской революции 1917г. Дата 18 февраля 23 февраля 25 февраля 26 февраля 27 февраля События  Забастовка рабочих  Путиловского завода.  Администрация закрывает  завод. Более 30 тыс. рабочих  без средств к  существованию. Колонна демонстрантов,  возглавляемая женщинами  требуют хлеба и  возвращения мужчин с  фронта. Всеобщая стачка под  лозунгами «Долой царизм!»,  «Долой самодержавие!»,  «Долой войну!».  Столкновения рабочих с  жандармерией. Аресты членов политических партий. Государственная  дума распущена на  два  месяца императором. Выступление Павловского  полка, перешедшего на  сторону восставших. Солдаты запасного батальона Волынского полка  отказываются повиноваться  командиру, убивают его,  присоединяются к  демонстрантам. Захвачены  арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные  учреждения, завладели  Петропавловской крепостью, Зимним дворцом. Толпа и депутаты  Государственной думы  собрались у Таврического  дворца 1 марта Между лидерами двух  2 марта органов достигнуто  соглашение Николай II подписал  отречение от престола в  пользу своего брата Михаила Итоги Начало массовых  выступлений в столице Массовая экономическая  стачка Экономические  забастовки перерастают в  политическую стачку Жертвы, положение в  столице осложняется Массовый переход солдат на сторону народа Правительство не  справляется с ситуацией Созданы органы  «Временный комитет  членов Государственной  думы» М.В. Родзянко и  Временный  исполнительный комитет  Петроградского Совета  рабочих депутатов во  главе с Чхеидзе Образовано Временное  правительство во главе с  князем Г.Е. Львовым Михаил отказался от  престола. Российская  монархия фактически  перестала существовать Складывается система двоевластия.  Дают определение. В рабочей  тетради  заполняют таблицу. К чему приводит отречение  Николая II от престола? Какие  органы власти сформированы в  России? Кем была представлена  каждая ветвь власти? Указать  сильную и слабую стороны  сформированных властей. Таблица в тетради  имеет такой вид. Двоевластие Временное правительство Орган буржуазии Власть без силы Отвечают на вопросы учителя.  Делают выводы. Считают баллы. Самостоятельно  оценивают свою работу. Петроградский Совет Орган рабочих и крестьян Сила без власти Какие проблемы в ходе  Февральской революции 1917  года были решены? Какие  проблемы остались  нерешенными? Почему? Учитель предлагает  самостоятельно оценить свою  деятельность на уроке. Можно  предложить систему оценивания: 1. Определены причины  революции ­ 5 баллов; 2. Определены задачи  революции – 5 баллов; 3. Определены все события  революции – 5 баллов; 4. Определены все итоги  революции – 5 баллов; 5. Полностью заполнена  таблица «Двоевластие» ­  5 баллов.  Максимальное количество  баллов – 25 баллов. Если  учащийся набрал 20 – 25 баллов,  отметка «5»; если набрал 19 – 15 баллов, отметка «4» и т.д.  необходимо учитывать устные  ответы. Учебник истории России. §10.  Желающие учащиеся могут  подготовить сообщения о  личностях­участниках  Февральской революции 1917  года. Составить синквейн:  двоевластие, революция.  Записывают домашнее задание Составляют синквейн по правилам: 1. Слово 2. Два прилагательных 3. Три глагола Подведение  итогов урока  (обобщение) Оценивание Домашнее  задание Рефлексия 4. Предложение из 4­х слов 5. Слово­вывод Урок 11. Свержение монархии в России Цель урока: сформировать представление о Февральской революции как попытке  реализации буржуазно­либеральной модели развития страны. Ключевые знания: субъективные и объективные причины Февральской революции;  причины установления и суть двоевластия; характеристика внутренней и внешней поли­ тики Временного правительства. Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», тема  «Революционные процессы в Европе». Ключевые понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное  собрание. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):  объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г.;  анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г.,  высказывать и аргументировать свою оценку;  характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотно­ шения с Петроградским Советом;  давать характеристику позиций политических партий и лидеров весной 1917 г.,  привлекая документы и дополнительную литературу. Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные,  личностные, коммуникативные. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из  Манифеста об отречении Николая II от престола (учебник, с. 76); текста приказа № 1  Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского  военного округа от 1 марта 1917 г. (хрестоматия, с. 43—44); выдержки из Декларации  Временного правительства о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. (учебник, с. 76—77). Персоналия: Г. Е. Львов. Основные даты: 1917, 2 марта — установление двоевластия, отречение Николая II от  престола. Образовательная среда: 1. Учебник. — § 10. 2. Рабочая тетрадь. — 4.1. — § 10. 3.  Хрестоматия по истории России. XX в. 4. Таблица «Первый состав Временного прави­ тельства (март—май)». Должность Партийность ФИО Князь Г. Е. Львов Близкий к кадетам Министр­председатель и  министр внутренних дел Министр иностранных  дел Военный и морской  министр Министр юстиции Министр торговли и  промышленности П. Н. Милюков Кадет А. И. Гучков Октябрист А. Ф. Керенский А. И. Коновалов Эсер Прогрессист Министр путей  сообщения Министр земледелия Министр финансов Министр просвещения Обер­прокурор Н. В. Некрасов Кадет А. И. Шингарёв М. И. Терещенко А. А. Мануйлов Князь В. Н. Львов Близкий к кадетам Кадет Беспартийный Кадет Ключевые вопросы:  1. Причины революции. Революционные события Февраля 1917 г. в Петрограде. 2. Образование новых органов власти.  3. Отречение Николая II. 4. Двоевластие.  5. Национальный вопрос после Февраля. 6. Политические партии после Февраля. Ход урока 1. Перед объяснением первой проблемы учитель предлагает учащимся ответить на  следующие вопросы: каковы были экономические и политические последствия Первой  мировой войны? Какими обстоятельствами были вызваны перебои в снабжении  продовольствием Москвы и Петрограда? Переходя к изложению вопроса о революционных событиях 1917 г. в Петрограде,  учитель предлагает учащимся начать заполнение хронологической таблицы событий Фев­ ральской революции. Дата Событие Можно также в ходе рассказа учителя выполнить задание 1 к § 10 в рабочей тетради. После объяснения учитель задаёт учащимся следующие вопросы: каковы были  объективные и субъективные причины Февральской революции? Какое событие можно  назвать ключевым в ходе революционных выступлений в Петрограде? Каковы были  главные задачи революции? 2. Вопрос о сущности и причинах установления двоевластия объясняет учитель.  Рассказывая об образовании Временного правительства, учитель просит учащихся проана­ лизировать его партийный состав. Затем учащиеся отвечают на вопросы: почему  правительство называли Временным? Каков был его партийный состав? Учащиеся  продолжают заполнять хронологическую таблицу. 3. Вопрос об отречении Николая II от престола учащиеся изучают самостоятельно,  читая соответствующий текст учебника, документ и отвечая на поставленные к нему во­ просы. 4. 5. Раскрывая данные вопросы, учитель может зачитать текст приказа № 1  Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского  военного округа от 1 марта 1917 г., помещённый в хрестоматии на с. 43—44, и  организовать беседу по содержанию документа. Вопросы к документу: чем можно объяснить появление приказа? Каковы были  последствия принятия подобного документа? Затем учитель просит учащихся прочитать  Декларацию Временного правительства (с. 76—77) о его составе и задачах от 3 марта 1917  г., помещённую в учебнике, и выполнить задания к документу. Можно задать допол нительные вопросы: в чём особенности провозглашённой правительством программы?  Упоминание каких проблем, вызвавших революционный взрыв, отсутствовало в прави­ тельственной декларации? Далее учитель предлагает учащимся прочитать текст учебника на с. 76—78 и заполнить таблицу «Политика новой власти». Первоочередные социально­экономические и политические проблемы Отношение к ним Временного правительства Отношение к ним Советов Подводя итоги, учащиеся отвечают на вопросы: какие социально­экономические и  политические проблемы являлись первоочередными для русского народа? Как эти  проблемы решались Временным правительством? Какие решения предлагал Петроградский Совет? Можно ли считать, что после Февраля Россия стала демократической страной?  Какие факты свидетельствуют о слабости центральной власти? Темы докладов и сообщений: 1. Армия и революция. 2. Отречение Николая II в  воспоминаниях современников. 3. Национальная политика Временного правительства. Домашнее задание: § 10 учебника и вопросы к нему; задания к документам,  помещённым в параграфах. Записать в словарь новые термины. Выполнить задания 2—5 к § 10 в рабочей тетради.

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)

Конспект урока истории "Уроки революции 1917 года" (9 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018