Конспект урока "Как изучают природу" 5 класс.Конспект урока на тему «Как изучают природу»
Цель урока:
• познакомить учащихся с методами изучения природы, их использованием в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• расширить знания учащихся о методах изучения природы
• познакомить с некоторыми измерительными приборами
• обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.урок
Конспект урока на тему «Как изучают природу»
Цель урока:
познакомить учащихся с методами изучения природы, их использованием в
практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся о методах изучения природы
познакомить с некоторыми измерительными приборами
обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его
склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
развивать умения анализировать, устанавливать причинноследственные связи
между организмами и окружающей природой;
развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
развивать в детях способность к логическому мышлению;
формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;
развивать внимательность.
содействовать формированию представления о причинноследственных связях
явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
Воспитательные:
воспитание усердия, трудолюбия
экологическое воспитание
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
учебник «Природоведение» Пакулова, Иванова
измерительная лента
спиртовой термометр
1 мерный стакан
барометранероид
поваренная соль.
Структура урока:
1. Организация начала урока
2. Повторение и актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
Элемент урока
Содержание
Методы и приёмы
Организационный
момент
Приветствие; определение отсутствующих, проверка
готовности учащихся к уроку; готовность наглядных
пособий, доски.
Раскрытие общей цели урока.
Повторение и
актуализация
знаний
Вопрос:
Что такое природа?
Беседа
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок.
Человечеству уже известно много из того, как
устроен животный и растительный мир. Вопрос в
том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во
благо и человеку, и природе, т. е. выступать не
против нее, а сообща с ней. И если мы не способны
найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с
природой?
2Вопрос:
Чему научился человек у природы?
Вопрос:
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Как важно и интересно изучать природу. Но
необходимо знать, как это правильно делать.
Наблюдение это один их самых доступных
методов изучения природы, но для его проведения
необходимо и желание, и терпение, и умение.
Наблюдение – способ изучения предметов и
явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха,
обоняния.
Метод наблюдения широко используется при
изучении и космических и земных тел, живых
организмов.
Рассказ учителя с
элементами беседы
о наблюдении как
одном из способов
изучения природы,
об использовании
наблюдений в
практической
деятельности
человека.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства
тел и веществ, из которых состоят, а также
изменения, происходящие с ними.
Рассказ
Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду,
обратил внимание на обычного дождевого червя,
многие люди до этого видели таких червей, но у них
больше не возникало иных мыслей, кроме как об
использовании их в качестве наживки при ловле
рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и
образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что
дождевые черви разрыхляют почву, тем самым
улучшают ее плодородие.
3Вопрос:
Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за
живыми организмами, неживыми телами природы,
явлениями природы.
Беседа
А как использует человек наблюдения в своей
повседневной практической деятельности?
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными
телами, атмосферой, растениями, животными и
делали соответствующие выводы, которые дошли к
нам через века в виде примет, предсказаний,
устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних
наблюдений, используют затем в других
наблюдениях. Например, в ходе наблюдений
установили, что клесты, белки, дятлы питаются
семенами шишек ели, но делают они это поразному.
Затем по шишкам можно определить, какие
животные питались в том или ином месте.
С завтрашнего дня начните вести календарь погоды.
Это будет вашим первым наблюдением.
Каждый день делайте отметки в календаре погоды.
Наблюдение за погодой будем Наблюдения за
температурой, облачностью, ветром будем
проводить в 1500. Осадки отмечать + если они были
хоть раз в течение дня.
Мы будем вести наблюдения 3 месяца (90 дней).
Каждому из вас необходимо будет вносить данные в
календарь всего 3 дня. Будем меняться по очереди.
Каждого из вас я буду заранее предупреждать, в
какие дни вам нужно будет следить за погодой.
Начнем по списку. Т.к. мы с вами видимся не
каждый день, то вносите данные о погоде в свою
тетрадь, а потом мы перенесем их в наш календарь.
Объяснительный
рассказ,
инструктаж
4Изучение нового
материала
Чтобы объяснить, почему те или иные явления
происходят, и какие факторы влияют на их
ускорение или замедление, человек проводит
эксперименты, или ставит опыты.
Беседа
Эксперимент
условиях того или иного природного явления.
– это воспроизведение в лабораторных
Мы с вами сейчас проделаем несложный
эксперимент.
Попытаемся доказать, что наиболее прозрачна
чистая вода.
(Опыт с чистой и солёной водой)
Записать
определение
Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются
измерениями.
5Например, мы могли бы измерить объем воды в
стакане, уровень солёности воды в том и другом
стакане. Даже в пресной воде содержится какоето
количество солей, просто оно очень незначительно.
Демонстрация
Для измерений человек использует специальные
измерительные приборы и инструменты.
Откройте учебники на странице 8.
(Рассказ учителя про приборы, изображенные на
рисунке 1.)
Рассказ
Демонстрация измерительных приборов.
Закрепление
Составьте таблицу (внесите в неё все приборы,
изображенные на рисунке 1 и те, которых нет на
рисунке, но мы сегодня изучили)
Измерительный
прибор
Для чего служит
Домашнее задание
Стр. 710 «Как изучают природу»
Итоги урока
Отметить активных учеников, назвать оценки за урок
Рассказ,
демонстрация
Практическая
работа по
заполнению
таблицы
6