Конспект урока "Классификация растений"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок для обобщения, углубления и закрепления знаний и умений по теме «Классификация растений Задачи: образовательная: проверить усвоение учащимися знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; классификации цветковых растений; морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.
Иконка файла материала Конспект урока Классификация растений.docx
Урок­ обобщение темы: «Классификация растений». Цель:  обобщить,   углубить   и   закрепить   знания   и   умения   по   теме «Классификация растений Задачи:   образовательная:  проверить усвоение учащимися знаний об основных систематических   категориях:   вид,   род,   семейство,   класс,   отдел, царство;   классификации   цветковых   растений;     морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки)   и   Двудольные   (Крестоцветные,   Розоцветные,   Пасленовые, Мотыльковые,   народнохозяйственном   значении отдельных представителей указанных семейств.   Сложноцветные),  воспитательная:  воспитывать   у   учащихся   бережное   отношение     к растениям; любовь к природе, способствовать формированию научного мировоззрения   школьников   при   повторении   вопросов   строения   и значения отдельных растений;   развивающая:  развивать у учащихся навыки самостоятельной работы при   выполнении   заданий,   развивать   внимание   и   память   школьников, умения   слушать   и   выделять   главное,   развивать   системное   мышление учащихся. Тип урока: урок­соревнование. Ход урока 1.       Организация класса: 2. Обобщение знаний: Конкурс 1. «Найди ошибку» Итак, наш первый конкурс называется «Найди ошибку».Перед вами  задание  с систематическим положением растений, они содержат ошибки, найдите эти  ошибки и исправьте их, время ограничено – 1 минута. За найденную ошибку  вам присуждается 1 балл. 1.  Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные Класс: Однодольные Род: Шиповник Семейство: Розоцветные Вид: Шиповник коричный2.  Царство: Растения Отдел: Голосеменные Класс: Однодольные Семейство: Лилейные Вид: Тюльпан лесной Род: Тюльпан 3.  Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные Класс: Двудольные Семейство: Злаковые Вид: Капуста дикая Род: Капуста 4. Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные Класс: Двудольные Семейство: Бобовые Вид: ромашка аптечная Род: Ромашка (ОТВЕТЫ) (Слайд) 1.  Царство: Растения Тип: Покрытосеменные Класс: Двудольные Семейство: Розоцветные Род: Шиповник Вид: Шиповник коричный 2.  Царство: Растения Тип: Покрытосеменные Класс: Однодольные Семейство: Лилейные Род: Тюльпан Вид: Тюльпан лесной 3.  Царство: Растения Тип: Покрытосеменные Класс: Двудольные Семейство: Крестоцветные Род: КапустаВид: Капуста дикая 2.  «Мозаика»  Учитель   раздает   ученикам   конверты,   в   которых   на   листе   белого   картона написаны 5 вопросов и 10 полосок с ответами (на каждый вопрос по 2 ответа, очень похожих или противоположных). Ученики должны рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишние  полоски убрать обратно в конверт, затем все полоски с ответами нужно  перевернуть ответом вниз – должен получиться смайлик, если на все вопросы  даны верные ответы. По количеству верных ответов выставляется оценка за  игр 3.На доске выписаны признаки растений и названия семейств в  определённом порядке:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сетчатое. Мочковатая. Крестоцветные, розоцветные, паслёновые. Одна семядоля. Злаковые, лилейные. Две семядоли. Параллельное или дуговое. Стержневая. 8. Ученики имеют набор цифр то 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором  пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен. Текст: “У растений класса однодольных корневая система….., у двудольных ­  ….. . У двудольных зародыш семени имеет….., а у однодольных….. . У  растений класса однодольных жилкование листьев……, а у классадвудольных…. . Из изученных семейств растений к классу двудольных  относятся…., к классу однодольных…. .” Ответы: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5. Самопроверка. (СЛАЙД) 4. Выберите из списка растения относящиеся к семейству  (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные) семействам:  (карточки на доске) I – крестоцветные (3,8) II – розоцветные (1,5) III – бобовые (6,11) IV­пасленовые (10,2) V­сложноцветные (9,12) VI­лилейные (14,4) VII­злаки (7,13) 1. вишня 2. томат 3. Редис 4. кандык 5. груша 6. фасоль 7. кукуруза 8. капуста 9.астра 10. баклажан 11. клевер 12.георгин 13.рожь 14.чеснок 4 станция “Четвёртый лишний”. (СЛАЙД) Из  расположенных на фотографии растений, выберите лишнее растение,  которое не относится к семейству, к которому относятся другие 3 растения 5 станция “Узнай семейство”.Учитель показывает слайды, на которых изображены растения. Учащиеся  должны назвать, к какому семейству относятся изображённые виды растений,  и назвать их. Физминутка: горох посевной,шиповник коричный, белена чёрная,подсолнечник однолетний, ландыш майский, рожь посевная, василёк синий. 6. «Своя игра» 6 станция “Ай, болит”. Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях  выбранного вами семейства. 1 группа – Крестоцветные. Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так:  взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё  вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной  бумагой и оставить на 3­4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3­4  раза в день пить до еды. 2 группа – Паслёновые. Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо  согревает верхние дыхательные пути. 3 группа – Сложноцветные. Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать. 4 группа – Лилейные. Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо  мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и  дать постоять. Полученный сок пьют 4­5 раз в день по чайной ложке. Лук  помогает и при насморке5 группа – Злаки. В качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем  использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления  берут 15­20 грамм корневищ. Заливают 2 стаканами холодной воды и  настаивают 10­12 часов. Викторина:2)  У растений, какого семейства лепестки венчика обозначают части  кораблика? (горох) 3)  Что находится на корнях растений принадлежащих к семейству бобовых?  (клубеньки с азотофиксирующими бактериями) 4)  К какому растению подходит название «земляной орех»? (арахису) 5)  Назовите родину картофеля? (Америка) 6)  В каком растении, принадлежащем семейству «Пасленовых» содержится  яд­никотин? (табак душистый) 7)  Какое слово одновременно обозначает название растения и необычное  состояние человека? (дурман) 10)  Из какого злака варят геркулесовую кашу? (овес) 11)  Какой цветок означает женское имя из изученных семейств? (лилия) 12)  Как называется плод у картофеля? (ягода) 13)  Назовите соцветие лука? (зонтик) 15)  Назовите плод баклажана? (ягода) 16)  Какие цветки в соцветии у одуванчика? (язычковые) 17)  Какие цветки в соцветии у василька синего? (воронковидный) Плод у растений из семейства Злаковых Тип корневой системы у растений из класса Двудольных Формула цветка у растений из семейства Розоцветных Соцветие у растений из семейства Крестоцветных Формула цветка у растений из семейства ЛилейныхЗерновка Стержневая Ч5 Л5 Т∞ П1 или ∞ Кисть О3+3  Т3+3  П1 Боб  Мочковатая Ч4 Л5 Т6 П1 или ∞ Колос О5+5  Т3+2  П1 Плод у растений из семейства Крестоцветных Тип корневой системы у растений из класса ОднодольныхФормула цветка у растений из семейства Бобовых Соцветие у растений из семейства Злаки Формула цветка у растений из семейства Пасленовых Стручок Мочковатая Ч↑ (5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 Сложный колос * Ч(5) Л(5) Т5 П1 Семянка Стержневая Ч5 Л5 Т9 П1  Щиток О5+5  Т3+2  П1Плод у растений из семейства Лилейные Жилкование листьев у растений класса Однодольных Формула цветка у растений из семейства Крестоцветных Соцветие у растений из семейства Сложноцветные Формула цветка у растений из семейства Злаки Ягода Параллельное или дуговое Ч4Л4Т4+2П1 Корзинка О↑ (2)+2Т3П1Коробочка Сетчатое Ч5 Л5 Т∞ П1  Щиток О3+3Т3+3П1