Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
13.10.2019
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Сформировать у учащихся представление о понятиях "эгоизм" и "альтруизм" возникновение понятия, значения слов.Углубить представление учащихся о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка. Способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать учащихся к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости, корректности в общении с друзьями.
кл. час эгоизм и альтруизм.docx
Конспект классного часа «Эгоизм и альтруизм» 3 класс Цель:  сформировать у учащихся представление о понятиях «эгоизм», «альтруизм»  (возникновение понятия, значение слов). Задачи: углубить представление учащихся о дружбе; формировать положительную  нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность,  обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе;  побуждать учащихся к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и  корректности в общении с друзьями. ­  Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера! ­ Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Сегодня мы с вами поговорим о том, что  такое эгоизм и альтруизм. Слова незнакомые и непонятные, правда? Очень хочется, чтобы после нашей беседы, вы   задумались  «Хорошо   быть  альтруистом или эгоистом? К чему это может привести?  Эгоизм  это порождение  альтруизма  или что­то иное? А кто я? Что мне ближе? Что бы я хотел в себе изменить? Сегодня моя задача сформировать у вас  понятия « альтруизм »  и  « эгоизм ».  Выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий, попробовать  поразмышлять, делать выводы. Знакомы ли вы с такими произведениями, как «Цветик­семицветик», «Морозко» и  «Фантазеры»?   Согласны ли вы с концовками этих произведений? «Цветик – семицветик» ­ девочка помогла мальчику, который хромал выздороветь.        «Морозко» ­ из­за жадности и глупости мачехи погибла её невоспитанная и грубая дочка. «Фантазеры» ­ мальчики успокоили  обиженную сестру Игоря мороженым, поделились с  ней единственным пломбиром. Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему? Давайте обсудим русскую народную  сказку «Морозко». Невзлюбила мачеха падчерицу за доброту, покорность и   за это, послала   на верную  погибель, в лес замерзать, а та   за свою доброту понравилась Морозко, так как слова  грубого не сказала, хоть и испытывал  Морозко её холодом. И вернулась она домой  в  золоте, серебре, в шубе да с дарами. Из жадности, глупости посылает мать родную дочь,  избалованную, грубую в лес за богатством. Но Морозко за грубые слова заморозил  мачехину дочь. Как вы считаете,  как спасла себя падчерица? За что поплатилась мачехина дочка? В рассказе Николая Носова «Фантазеры» два мальчика сидели на скамеечке и сочиняли  небылицы, кто кого  переврет. Стр. 154  И вот к ним подошел  соседский мальчик Игорь, который осудил их за вранье. Мальчики  предложили ему пофантазировать с ними, но он ничего не мог придумать. Стр. 156­157.  Как вы думаете, хорошо поступил Игорь? ­ Давайте прочитаем отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик­семицветик».  Стр. 15. Справедливо ли поступила девочка? Послушайте притчу. Ваша задача,  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к  поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.  Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что­то с песка и  бросал в море.  Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка  морские звезды. Они окружали его со всех сторон.  Казалось, на песке — миллионы  морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.   — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то  погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.   — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских  звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!  Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море  и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много  для этой звезды.   Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на  пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.  И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.   ­ Какое впечатление оставила в вашей душе притча? ­ Почему человек сначала посчитал его глупым? ­ Почему он изменил своё мнение? ­ Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? ­Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик­семицветик»? ­Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,­ делать добро для других и не  ждать за содеянное благодарности? Поступки  детей можно назвать альтруистическими. Слышали такое слово? Какие слова синонимы  подберете к слову АЛЬТРУИЗМ, АЛЬТРУИСТ?  Сострадание,  сочувствие добродушие,   терпимость, сопереживание, отзывчивость,  милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь,  жалость, ласка, долг, человеколюбие  Ребята, я прочитала интересные сведения: чтобы альтруист обязательно появился в одной  семье, родителям надо родить не менее 16  детей . А чтобы альтруист обязательно  появился в роду, в котором поколения семей имеют, допустим, только по 1  ребенку , —  нужно, что бы прошло не менее 16 поколений. Ученый Эфроимсон считал, что  альтруизм  индивида дает преимущество в выживании не  ему самому, а его  детям   и  ближайшим родственникам, поскольку он в первую очередь  направлен на защиту их жизни.  Я услышала очень хорошее слово  МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень­то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия»,  «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю.  Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным,  назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником  благотворительности считается креститель Руси  князь Владимир Красное Солнышко. В  его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские  слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и  сиротам на жизнь, бесприданницам ­ на свадьбу, детям бедняков ­ на обучение,  заключенным в тюрьмах ­ на еду и одежду. Богатые торговые люди ­ купцы ­ раздавали  деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и  нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных.   В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт­Петербурге  Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия.  Между тем граждане занимались благотворительностью и лично.  Представители царского  дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны  императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами  милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие  представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.   Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин,  Павел Третьяков и др.  В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.  А как вы думаете,  заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия» и другие относят  к устаревшим? Нужно ли милосердие сегодня? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь? Всегда ли нужно бездумно действовать?  А сейчас я скажу вам  слова противоположные слову альтруизм: Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,  жестокость,  безжалостность, предательство, себялюбие. И все эти слова объединены в одно очень емкое понятие – ЭГОИЗМ      Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб­ никому не люб». Но есть ещё одно понятие – разумный эгоизм. Обратимся в басням Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. (жадность,    глупость, легкомыслие,  лесть)   А почему автор высмеивал эти пороки? (чтобы люди увидели их в себе и постарались  исправить) В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и  помощь. А вот такая жизненная ситуация. Послушайте и вспомните, были ли у вас подобные случаи  и как вы поступили, только будьте честны перед собой: 1. 2. 3. 4. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений.  Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, ­ сказала мама, ­ не  удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости  оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?  Варианты ответов: Уйдете  в свою комнату, и будете долго рыдать, чтобы мама услышала. Надуетесь и весь вечер не будете разговаривать с мамой. Начнете кричать, что так происходит всегда, когда вам хочется куда – то пойти. Станете утешать маму, сказав, что вовсе не огорчились, что можно пойти в парк  отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. После каждого варианта задать вопросы: ­Что при этом почувствовала мама? ­ Что почувствовали вы сами? (наверное, тоже самое и почувствует Костя?) ­ Какие варианты поведения (4)  характерны для эгоиста и для альтруиста?  Почему? Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок  добра». Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно  слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках  ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по  зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.                 (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них  невидимое зёрнышко)                 ­ А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя…. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит  в вас, доставляет вам  радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии  – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые  дела.          Нарисуйте в своём воображении цветок добра…. Положите его на обе ладони.  Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит  удивительный запах и приятная музыка. ФОНОГРАММА: ЛЮБИМАЯ МЕЛОДИЯ И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.  Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас  доброе, согревающее душу настроение.           Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы: ­ Кому может быть нужна наша помощь? ­ Кому не хватает нашей доброты и участия? ­ Чем мы можем помочь другим людям? ­ Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?         Спешите делать добрые дела, ребята! Домашнее задание:   Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома НАРИСОВАТЬ  ЦВЕТОК, А В ЕГО ЛЕПЕСТКИ И ЛИСТОЧКИ записать добрые дела, которые вы  совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части  вашего волшебного цветка, а потом посмотрим,  у кого какой цветок получится.  А  поможет вам в этом памятка жизненных правил: Сегодня я узнал  Было интересно…               Было трудно… Я выполнял задания…               Я понял, что…                Теперь я могу…  Я почувствовал, что…              Я приобрел…                  Я научился…  У меня получилось …               Я смог…                         Я попробую…   Меня удивило…               Урок дал мне для жизни…         Мне захотелось…  Просмотр мультфильма «Просто так». Спасибо за урок.

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс

Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019