Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
13.10.2019
Сформировать у учащихся представление о понятиях "эгоизм" и "альтруизм" возникновение понятия, значения слов.Углубить представление учащихся о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка. Способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать учащихся к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости, корректности в общении с друзьями.
кл. час эгоизм и альтруизм.docx
Конспект классного часа
«Эгоизм и альтруизм»
3 класс
Цель: сформировать у учащихся представление о понятиях «эгоизм», «альтруизм»
(возникновение понятия, значение слов).
Задачи: углубить представление учащихся о дружбе; формировать положительную
нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность,
обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе;
побуждать учащихся к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и
корректности в общении с друзьями.
Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится
добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Сегодня мы с вами поговорим о том, что
такое эгоизм и альтруизм. Слова незнакомые и непонятные, правда?
Очень хочется, чтобы после нашей беседы, вы задумались «Хорошо быть
альтруистом или эгоистом? К чему это может привести? Эгоизм это порождение
альтруизма или чтото иное? А кто я? Что мне ближе? Что бы я хотел в себе изменить?
Сегодня моя задача сформировать у вас понятия « альтруизм » и « эгоизм ».
Выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий, попробовать
поразмышлять, делать выводы.
Знакомы ли вы с такими произведениями, как «Цветиксемицветик», «Морозко» и
«Фантазеры»?
Согласны ли вы с концовками этих произведений?
«Цветик – семицветик» девочка помогла мальчику, который хромал выздороветь.
«Морозко» изза жадности и глупости мачехи погибла её невоспитанная и грубая дочка.
«Фантазеры» мальчики успокоили обиженную сестру Игоря мороженым, поделились с
ней единственным пломбиром.
Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?
Давайте обсудим русскую народную сказку «Морозко». Невзлюбила мачеха падчерицу за доброту, покорность и за это, послала на верную
погибель, в лес замерзать, а та за свою доброту понравилась Морозко, так как слова
грубого не сказала, хоть и испытывал Морозко её холодом. И вернулась она домой в
золоте, серебре, в шубе да с дарами. Из жадности, глупости посылает мать родную дочь,
избалованную, грубую в лес за богатством. Но Морозко за грубые слова заморозил
мачехину дочь.
Как вы считаете, как спасла себя падчерица?
За что поплатилась мачехина дочка?
В рассказе Николая Носова «Фантазеры» два мальчика сидели на скамеечке и сочиняли
небылицы, кто кого переврет. Стр. 154
И вот к ним подошел соседский мальчик Игорь, который осудил их за вранье. Мальчики
предложили ему пофантазировать с ними, но он ничего не мог придумать. Стр. 156157.
Как вы думаете, хорошо поступил Игорь?
Давайте прочитаем отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветиксемицветик». Стр. 15.
Справедливо ли поступила девочка?
Послушайте притчу. Ваша задача, внимательно прослушав, выразить своё отношение к
поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал чтото с песка и
бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка
морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы
морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то
погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских
звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море
и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на
пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.
И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Какое впечатление оставила в вашей душе притча? Почему человек сначала посчитал его глупым?
Почему он изменил своё мнение?
Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?
Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветиксемицветик»?
Кто знает, как можно назвать такое качество в людях, делать добро для других и не
ждать за содеянное благодарности?
Поступки детей можно назвать альтруистическими.
Слышали такое слово?
Какие слова синонимы подберете к слову АЛЬТРУИЗМ, АЛЬТРУИСТ?
Сострадание, сочувствие добродушие, терпимость, сопереживание, отзывчивость,
милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь,
жалость, ласка, долг, человеколюбие
Ребята, я прочитала интересные сведения: чтобы альтруист обязательно появился в одной
семье, родителям надо родить не менее 16 детей . А чтобы альтруист обязательно
появился в роду, в котором поколения семей имеют, допустим, только по 1 ребенку , —
нужно, что бы прошло не менее 16 поколений.
Ученый Эфроимсон считал, что альтруизм индивида дает преимущество в выживании не
ему самому, а его детям и ближайшим родственникам, поскольку он в первую очередь
направлен на защиту их жизни.
Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.
Этот термин не оченьто популярен в настоящее время. «Сестра милосердия»,
«Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.
А ведь движение милосердия имеет целую историю.
Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным,
назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником
благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В
его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские
слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и
сиротам на жизнь, бесприданницам на свадьбу, детям бедняков на обучение,
заключенным в тюрьмах на еду и одежду. Богатые торговые люди купцы раздавали
деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и
нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ,
заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в СанктПетербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия.
Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского
дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны
императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами
милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие
представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин,
Павел Третьяков и др.
В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия» и другие относят
к устаревшим?
Нужно ли милосердие сегодня?
Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?
Всегда ли нужно бездумно действовать?
А сейчас я скажу вам слова противоположные слову альтруизм:
Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость,
безжалостность, предательство, себялюбие.
И все эти слова объединены в одно очень емкое понятие – ЭГОИЗМ
Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У
русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
Но есть ещё одно понятие – разумный эгоизм.
Обратимся в басням Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. (жадность,
глупость, легкомыслие, лесть)
А почему автор высмеивал эти пороки? (чтобы люди увидели их в себе и постарались
исправить)
В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и
помощь.
А вот такая жизненная ситуация. Послушайте и вспомните, были ли у вас подобные случаи
и как вы поступили, только будьте честны перед собой: 1.
2.
3.
4.
Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений.
Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, сказала мама, не
удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости
оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?
Варианты ответов:
Уйдете в свою комнату, и будете долго рыдать, чтобы мама услышала.
Надуетесь и весь вечер не будете разговаривать с мамой.
Начнете кричать, что так происходит всегда, когда вам хочется куда – то пойти.
Станете утешать маму, сказав, что вовсе не огорчились, что можно пойти в парк
отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.
После каждого варианта задать вопросы:
Что при этом почувствовала мама?
Что почувствовали вы сами? (наверное, тоже самое и почувствует Костя?)
Какие варианты поведения (4) характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?
Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок
добра».
Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно
слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках
ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по
зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них
невидимое зёрнышко)
А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя….
Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам
радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии
– оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые
дела.
Нарисуйте в своём воображении цветок добра…. Положите его на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит
удивительный запах и приятная музыка. ФОНОГРАММА: ЛЮБИМАЯ МЕЛОДИЯ
И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего
цветка внутрь себя, в свое сердечко. Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас
доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:
Кому может быть нужна наша помощь?
Кому не хватает нашей доброты и участия?
Чем мы можем помочь другим людям?
Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?
Спешите делать добрые дела, ребята!
Домашнее задание: Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома НАРИСОВАТЬ
ЦВЕТОК, А В ЕГО ЛЕПЕСТКИ И ЛИСТОЧКИ записать добрые дела, которые вы
совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части
вашего волшебного цветка, а потом посмотрим, у кого какой цветок получится. А
поможет вам в этом памятка жизненных правил:
Сегодня я узнал
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…
У меня получилось … Я смог… Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Просмотр мультфильма «Просто так».
Спасибо за урок.
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Конспект урока. Классный час на тему "Эгоизм" и "Альтруизм". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.