Конспект урока ко Дню космонавтики

  • Мероприятия
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для обучающихся 1 класса. Цель: научиться объяснять понятия: космос, космонавт, космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый полёт человека в космос по картинкам и презентации. Урок - путешествие в рамках классного часа. Дети знакомятся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика.• Форма проведения: классный час ( путешествие) • Тема: «День космонавтики» • Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи, умение составлять картинку по разрезанным фрагментам.
Иконка файла материала 12 апреля классный час.docx
КОНСПЕКТ урока (классного часа) Подготовила: Кашинская В.И., заместитель директора по УВР МАОУ Барыбинская СОШ  Класс: 1   Форма проведения: классный час ( путешествие) Тема: «День космонавтики»  Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи, умение составлять картинку по разрезанным фрагментам. Планируемые результаты образования:  Предметные: научиться объяснять понятия: космос, космонавт, космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый полёт человека в космос по картинкам и презентации;  Метапредметные: - регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; прогнозирование - предвосхищать результат; оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленноё цели. - познавательные: знать понятия: космос, космонавт, космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам, презентации. - коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.  Личностные: самоопределение – осознают гражданскую принадлежность в форме сознания «Я», как гражданина России, проявляют чувство гордости и уважения к своему народу, истории.  с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Первая женщина вселенной», портреты космонавтов, загадки про космос,  Приложения к уроку: 1. Мультимедийная презентация2. Опорная карточка для учащихся ОПОРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Обсудите в группе, что означает слово «космос», «космонавт», 2космонавтика». Запишите значение этих слов Космос-это_________________________________________________________ Космонавт-это______________________________________________________ Космонавтика-это___________________________________________________ 2. Заполните «бортовой журнал». а) Занесите имеющиеся знания в первую колонку таблицы и заполните 2- ую колонку. б) В конце урока обсудите в группе, что нового вы узнали и заполните третью колонку таблицы. Что знаете? Что хочется узнать? Что нового узнали? 3. Оцените свое настроение.  Структура (план) классного часа: 1. Организационный момент. 2. Актуализация 3. Введение в тему классного часа. 4. Постановка учебной задачи. 5. «Открытие» новых знаний. Физминутка. 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа.8. Итог классного часа. 9. Рефлексия. Ход классного часа: Содержание и основная деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент. - Громко прозвенел звонок, начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?! - Пожелайте друг другу удачи.. 2. Актуализация. Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Мы отправимся в далёкое путешествие. Но для начала вы должны определить тему нашего путешествия. Для этого отгадайте загадки: 1. Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд. (Ракета) 2. Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт) Учитель. - Молодцы! Так куда же мы сегодня отправляемся? Какова тема нашего классного часа? Ребята называют тему урока «Космос» 3. Введение в тему классного часа. - Открою вам секрет! Мы не просто так, именно сегодня отправляемся в космическое пространство. Как вы думаете, с чем связан наш полет?Дети высказывают свои предположения (п/о - Потому что приближается праздник «День Космонавтики») Демонстрация СЛАЙДА № 1 4. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы с вами совершим путешествие и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Поскольку мы будем путешественниками нам нужно разделиться на два экипажа (группы) и заполнить «бортовой журнал» (опорная карточка). Занесем имеющиеся знания в первую колонку таблицы. Во второй колонке запишите, что вы хотите нового узнать. Что знаем? Что хочется узнать? Что нового узнали? /Проводится обсуждение первой колонки таблицы./ Класс делится на две группы «Ракета», «Корабль». Им дается опорная карточка. Задание № 2 (а) выполняют сейчас. В ходе проведения урока во время остановок дети в группах заполняют третью колонку. 5. Изучение нового материала. - Итак, отправляемся в наше путешествие! Первая планета «История космонавтики». Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убеждать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как? Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление – крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полётом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Они разлетятся – и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история. Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили еще жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолёт. Наука не стояла на месте. - Первыми ракетами были ракеты- спутники. Но спутники не могли ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? Об этом я расскажу вам позже. Асейчас каждая группа заполнит 3- ю колонку «бортового журнала», если вы узнали что – то новое. Учитель: - А теперь мы отправляемся на другую планету, где нас ждет конкурс. (Показывается рисунок с изображением ракеты. У групп конверты в которых такие же ракеты, только разрезанные. Задача групп – как можно быстрее собрать рисунки.) Учащиеся в группах собирают рисунок ракеты. - Молодцы! Вы отлично справились со своей задачей. Не забудьте заполнить «бортовой журнал». Учитель: - Продолжим наше путешествие. Нас ждет новая планета: «Ученые Российской космонавтики». И с интересным событием этой планеты нас познакомит ваш одноклассник. Сообщение. «Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо- черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа. А небо загадочное и неизведанное продолжало манить взоры людей. ( СЛАЙД №2 ) Описание слайда: - основоположник космонавтики; учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику; является автором проектов дирижаблей. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику - основоположник космонавтики. Он является автором проектов дирижаблей. Он предсказал, что в космосе возникает состояние невесомости – состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес. Он был уверен, что к этому состоянию можно приспособиться. ( СЛАЙД № 3 ) Описание слайда:В космосе побывали 9 собак из них: собаки Лайка, Белка и Стрелка белые мыши и крысы и другие животные. Все они вернулись целыми и невредимыми. Животные, побывавшие в космосе Чтобы в этом убедиться для полета в космос стали готовить собак. В космосе побывали: собаки Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что живые существа могут жить в космосе. Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто же первым должен лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе всех к этой мечте оказались летчики – истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом. (СЛАЙД № 4) Описание слайда: изобретатель первых советских космических кораблей, - российский ученый и конструктор; - под его руководством были созданы: баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. Сергей Павлович Королев (1906 -1966) Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.» Учитель: - Итак, заносим в «бортовой журнал» новые сведения, полученные вами. Ребята записывают, о том, что нового узнали. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учащиеся выполняют разминку, Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим – На такую полетим! Но и игре один секрет:Опоздавшим места нет! (Проводится гимнастика для глаз) Учитель: - Вот мы постепенно, узнавая что-то новое, приближаемся к самой главной планете «Человек в космосе». Послушайте стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин» (СЛАЙД №5) В космической ракете с названием «Восток» Он первым на планете подняться к звездам смог. Поёт об этом песни весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. (СЛАЙД № 6) Вот 12 апреля 1961 года… Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель «Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. Учащиеся рассматривают репродукции картин, портрет Ю.А. Гагарина. Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище лётчиков. После его окончания служил военным летчиком. 12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете. После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян. В ряду десятилетий каждый годМы метим новыми космическими вехами. Но помним: к звездам начался поход С гагаринского русского «Поехали!» - Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Неслучайно по решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Я думаю, что этот день 12 апреля останется красной праздничной датой на все грядущие века. - А ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что наряду с мужчинами далекие таинственные космические просторы покоряли женщины. (СЛАЙД № 7) Описание слайда: Женщина - космонавт 16-19 июня 1963 года – первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6 (СЛАЙД № 8) Описание слайда: Вот он таинственный космос! 6. Самостоятельная работа Учитель. - А сейчас прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их понимаете? Работа в группах. Каждая группа обсуждает и предлагает значение слов: космос, космонавт, космонавтика. Космос – околоземное пространство, Вселенная. Космонавт – человек, проводящий исследования в составе экипажа космического корабля. Космонавтика – совокупность отраслей науки и техники для исследования и освоения космоса, внеземных объектов для нужд человечества с использованием космических аппаратов. 7. Подведение итогов классного часа. - Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса? Запишем это в правой колонке таблицы нашего «бортового журнала». Ребята записывают, о том, чему научились.- На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы? 8. Рефлексия - На опорных карточках изобразите схематически свое настроение: если было интересно, нарисуйте солнышко, если путешествие не понравился – дождик. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Большое вам спасибо. Список используемой литературы «Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир 1 класс» Т.В. Бут, Н.В. Лободина Внеклассная работа в школе «Дни наук в начальной школе» Г.И. Василенко. http://www.cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики; http://vsm.host.ru/r_photos.htm Виртуальный музей космонавтики; «Энциклопедический словарь Юный техник», Москва, «Просвещание», 2001 г.