Материал для обучающихся 1 класса. Цель: научиться объяснять понятия: космос, космонавт, космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый полёт человека в космос по картинкам и презентации. Урок - путешествие в рамках классного часа. Дети знакомятся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика.• Форма проведения: классный час ( путешествие)
• Тема: «День космонавтики»
• Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи, умение составлять картинку по разрезанным фрагментам.
КОНСПЕКТ урока (классного часа)
Подготовила: Кашинская В.И., заместитель директора по УВР МАОУ
Барыбинская СОШ
Класс: 1
Форма проведения: классный час ( путешествие)
Тема: «День космонавтики»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления
учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником
День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об
истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи,
умение составлять картинку по разрезанным фрагментам.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться объяснять понятия: космос, космонавт,
космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со
словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый
полёт человека в космос по картинкам и презентации;
Метапредметные:
- регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем; прогнозирование - предвосхищать результат;
оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленноё
цели.
- познавательные: знать понятия: космос, космонавт, космонавтика,
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам,
презентации.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться
о распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую
принадлежность в форме сознания «Я», как гражданина России,
проявляют чувство гордости и уважения к своему народу, истории.
с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с
презентацией «Первая женщина вселенной», портреты космонавтов,
загадки про космос,
Приложения к уроку:
1. Мультимедийная презентация2. Опорная карточка для учащихся
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Обсудите в группе, что означает слово «космос», «космонавт»,
2космонавтика». Запишите значение этих слов
Космос-это_________________________________________________________
Космонавт-это______________________________________________________
Космонавтика-это___________________________________________________
2. Заполните «бортовой журнал».
а) Занесите имеющиеся знания в первую колонку таблицы и заполните 2- ую
колонку.
б) В конце урока обсудите в группе, что нового вы узнали и заполните третью
колонку таблицы.
Что знаете?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
3. Оцените свое настроение.
Структура (план) классного часа:
1. Организационный момент.
2. Актуализация
3. Введение в тему классного часа.
4. Постановка учебной задачи.
5. «Открытие» новых знаний.
Физминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа.8. Итог классного часа.
9. Рефлексия.
Ход классного часа:
Содержание и основная деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?!
- Пожелайте друг другу удачи..
2. Актуализация.
Учитель.
Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Мы отправимся в далёкое
путешествие. Но для начала вы должны определить тему нашего
путешествия. Для этого отгадайте загадки:
1. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Учитель.
- Молодцы! Так куда же мы сегодня отправляемся? Какова тема нашего
классного часа? Ребята называют тему урока «Космос»
3. Введение в тему классного часа.
- Открою вам секрет! Мы не просто так, именно сегодня отправляемся в
космическое пространство. Как вы думаете, с чем связан наш полет?Дети высказывают свои предположения (п/о - Потому что приближается
праздник «День Космонавтики»)
Демонстрация СЛАЙДА № 1
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие и постараемся узнать, как люди
стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы
отмечаем День космонавтики. Поскольку мы будем путешественниками нам
нужно разделиться на два экипажа (группы) и заполнить «бортовой журнал»
(опорная карточка).
Занесем имеющиеся знания в первую колонку таблицы. Во второй колонке
запишите, что вы хотите нового узнать.
Что знаем?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
/Проводится обсуждение первой колонки таблицы./
Класс делится на две группы «Ракета», «Корабль». Им дается опорная
карточка. Задание № 2 (а) выполняют сейчас. В ходе проведения урока во
время остановок дети в группах заполняют третью колонку.
5. Изучение нового материала.
- Итак, отправляемся в наше путешествие! Первая планета «История
космонавтики». Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда
манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы
легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове,
который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убеждать
ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление – крылья. Он
собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к
спине и взлетели в небо. Перед полётом Дедал предупредил сына о том, что
нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым
скреплены крылья. Они разлетятся – и он погибнет. Но Икар был настолько
заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком
высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты
упал в море. Такая вот грустная история.
Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление
шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили еще жаровню с горячими
углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел
недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был
большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был
создан дирижабль, а затем самолёт. Наука не стояла на месте.
- Первыми ракетами были ракеты- спутники. Но спутники не могли ответить
на вопрос: а можно ли жить в космосе? Об этом я расскажу вам позже. Асейчас каждая группа заполнит 3- ю колонку «бортового журнала», если вы
узнали что – то новое.
Учитель:
- А теперь мы отправляемся на другую планету, где нас ждет конкурс.
(Показывается рисунок с изображением ракеты. У групп конверты в которых
такие же ракеты, только разрезанные. Задача групп – как можно быстрее
собрать рисунки.)
Учащиеся в группах собирают рисунок ракеты.
- Молодцы! Вы отлично справились со своей задачей. Не забудьте заполнить
«бортовой журнал».
Учитель:
- Продолжим наше путешествие. Нас ждет новая планета: «Ученые
Российской космонавтики». И с интересным событием этой планеты нас
познакомит ваш одноклассник.
Сообщение. «Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать
Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех
гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-
черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом
неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч
лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они
построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля
– шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая
один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.
А небо загадочное и неизведанное продолжало манить взоры людей.
( СЛАЙД №2
)
Описание слайда:
- основоположник космонавтики; учитель из Калуги, хорошо знавший физику,
математику, химию, астрономию, механику; является автором проектов
дирижаблей. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)
Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель
из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию,
механику - основоположник космонавтики. Он является автором проектов
дирижаблей. Он предсказал, что в космосе возникает состояние невесомости
– состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес. Он
был уверен, что к этому состоянию можно приспособиться.
( СЛАЙД № 3
)
Описание слайда:В космосе побывали 9 собак из них: собаки Лайка, Белка и Стрелка белые
мыши и крысы и другие животные. Все они вернулись целыми и невредимыми.
Животные, побывавшие в космосе
Чтобы в этом убедиться для полета в космос стали готовить собак. В космосе
побывали: собаки Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и
крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что
живые существа могут жить в космосе.
Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто
же первым должен лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе
всех к этой мечте оказались летчики – истребители. Они летают на большой
высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют
прыгать с парашютом.
(СЛАЙД № 4)
Описание слайда:
изобретатель первых советских космических кораблей, - российский ученый и
конструктор; - под его руководством были созданы: баллистические и
геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые
космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический
полет человека и выход человека в космос. Сергей Павлович Королев (1906
-1966)
Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович
Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его
руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые
искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых
впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека
в космос.»
Учитель:
- Итак, заносим в «бортовой журнал» новые сведения, полученные вами.
Ребята записывают, о том, что нового узнали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учащиеся выполняют разминку,
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но и игре один секрет:Опоздавшим места нет!
(Проводится гимнастика для глаз)
Учитель:
- Вот мы постепенно, узнавая что-то новое, приближаемся к самой главной
планете «Человек в космосе». Послушайте стихотворение В. Степанова «Юрий
Гагарин»
(СЛАЙД №5)
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
(СЛАЙД № 6) Вот 12 апреля 1961 года…
Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты,
отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7
минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель
«Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический
корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин
(позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек
поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич
совершил один оборот вокруг Земли.
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами
и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия».
Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к
звездам.
Учащиеся рассматривают репродукции картин, портрет Ю.А. Гагарина.
Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в
Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу
рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и
аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище
лётчиков. После его окончания служил военным летчиком.
12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин
совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху
пилотируемых космических полетов.
После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал
других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при
выполнении тренировочного полета на самолете.
После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян.
В ряду десятилетий каждый годМы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
- Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но
этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12
апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Неслучайно по решению
Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается
Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День
космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Я думаю,
что этот день 12 апреля останется красной праздничной датой на все
грядущие века.
- А ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что наряду с мужчинами
далекие таинственные космические просторы покоряли женщины.
(СЛАЙД № 7)
Описание слайда:
Женщина - космонавт 16-19 июня 1963 года – первый в мире полет в космос
женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на космическом
корабле «Восток-6
(СЛАЙД № 8) Описание слайда:
Вот он таинственный космос!
6. Самостоятельная работа
Учитель.
- А сейчас прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их понимаете?
Работа в группах. Каждая группа обсуждает и предлагает значение слов:
космос, космонавт, космонавтика.
Космос – околоземное пространство, Вселенная.
Космонавт – человек, проводящий исследования в составе экипажа
космического корабля.
Космонавтика – совокупность отраслей науки и техники для исследования и
освоения космоса, внеземных объектов для нужд человечества с
использованием космических аппаратов.
7. Подведение итогов классного часа.
- Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса?
Запишем это в правой колонке таблицы нашего «бортового журнала».
Ребята записывают, о том, чему научились.- На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы?
8. Рефлексия
- На опорных карточках изобразите схематически свое настроение: если было
интересно, нарисуйте солнышко, если путешествие не понравился – дождик.
Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Большое вам спасибо.
Список используемой литературы
«Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир 1 класс» Т.В.
Бут, Н.В. Лободина
Внеклассная работа в школе «Дни наук в начальной школе» Г.И. Василенко.
http://www.cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики;
http://vsm.host.ru/r_photos.htm Виртуальный музей космонавтики;
«Энциклопедический словарь Юный техник», Москва, «Просвещание», 2001 г.