Тема урока Космическая роль зеленых растений фгос
Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.конспект
29/3. Космическая роль зеленых растений
Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы
растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в
природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Ход урока:
вещества?
б)азот;
б)бор;
в)фосфор;
г)калий
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
1.При недостатке какого элемента нарушается образование хлоропластов и хлорофилла?
А)магний;
2.Что относится к удобрениям?
А)медь;
3.Как называется орган воздушного питания растений?
А)корень;
4.Как называются организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества?
А)гетеротрофы;
5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минеральных солей?
А)дыхание;
6.Как называются организмы, не способны самостоятельно синтезировать органические
б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды
б)питание;
в)размножение;
в)лист; г)семя
в)зола;
в)марганец
б)цветок;
г)рост
в)автотрофы;
г)гетеротрофы
б)эфемероиды;
А)суккуленты;
7.Как называется питание растений, основанное на фотосинтезе?
8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности?
9.Как называется подругому почвенное питание?
10.Удобрения бывают минеральные и …
Изучение нового материала
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс– фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Многие зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.
История открытия фотосинтеза.
Вклад в науку
Дата
1600г
1771г
Ученый
Бельгийский
естествоиспытатель
Ян Ван-Гельмонт
Английский химик
Джозеф Пристли
1779г
Голландский врач
Ян Ингенхауз
1782г
Швейцарский
ученый Жан
Сенебье
Поставил первый физиологический
эксперимент, связанный с изучением
питания растений.
Проделал опыт: посадил мышь под
стеклянный колпак, и через пять часов
животное погибло. При введении же под
колпак веточки мяты, мышь осталась живой.
Ученый пришел к выводу, что зеленые
растения способны осуществлять реакции
противоположные дыхательным процессам.
В ходе эксперимента обнаружил, что
растения способны выделять кислород лишь
в присутствии солнечного света, и что
только их зеленые части способны
обеспечивать выделение кислорода.
Экспериментально доказал, что
органические вещества в растениях
образуются из углекислого газа, который под
влиянием солнечного света разлагается в1804г
1864г
Французский
физиолог растений
Жак Буссенго
Немецкий ботаник
Юлиус Сакс
зеленых органоидах растений.
В ходе лабораторных работ пришел к
выводу, что вода так же потребляется
растениями при синтезе органических
веществ.
Доказал, что соотношение объемов
поглощаемого углекислого газа и
выделяемого кислорода равно 1:1.
продемонстрировал образование зерен
крахмала при фотосинтезе.
Самостоятельная работа с учебником стр. 103106
Космическая роль зеленых растений
1.Создание органических веществ
2.Накопление органической массы
3.Накоплеие энергии
4.Обеспечение постоянства содержания СО2 в атмосфере
5.Накопление О2 в атмосфере
6.Создание почвы
4.Закрепление нового материала
1.Почему необходимо охранять растения?
2.Почему % О2 в атмосфере постоянен?
3.Какова роль растений в жизни гетеротрофов?
4.В чем взаимосвязь живой и неживой природы?
5.Что такое почва?
6.Что такое гумус?
7.Какой ученый назвал роль зеленых растений на Земле космической?
Познавательные задачи:
• Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г
кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за
365 дне – 1825 г)
• Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (У
вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа
тополь)
• Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и
временем суток? Почему? (Вечером т.к. в это время накапливается максимум органических
веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в
другие органы.)
• Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли
она поступила? Почему? (Нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях
в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)
• В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько
кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса
за один час? (Ответ: 3580 г)
• В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа
при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?
Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (Ответ: 42,85 кг; внесение в
почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из
почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)
• К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего
производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”.
какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов
фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил
при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)
5.Подведение итогов урока
Домашнее задание
§28Используемые материалы:
1.Учебник по биологии для 6 класса под редакцией Пономаревой И.Н. М.:ВентанаГраф. 2009
2.КИМ Биология 6 класс. Москва «ВАКО», 2010
7. http://nnm.ru/blogs/npoqykmbl/limonadd_ed__chto_znachit_limonizirovannyy/
8. http://900igr.net/kartinki/rastenijaigriby/JAdovityerastenija.files/019Landysh.html
9. http://www.vkusnyatinamira.ru/koreiskaya.html
10. http://www.malu.gorod.tomsk.ru/blog/?author=49494&blog_only=0
11. http://www.raskrashkirus.ru/kartinkionasekomih.html
12. http://www.gameost.ru/persons/35638/charles_gerhardt/
13. http://pomnipro.ru/memorypage/biography/15413
14. http://www.answers.com/topic/juliusvonsachs
15. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/26/26766.htm