Тема урока: «Куклы обереги.«Мартиничка»».
Цель: ознакомление учащихся с историческими истоками национальной игрушки, расширение представлений учеников о народных традициях; ознакомление с технологией работы с данным материалом; расширение и углубление знаний о значении обереговой символики в народном искусстве; воспитание любви к традициям народа.
Пособия и оборудование: образцы кукол, презентация, компьютер.
Материалы и инструменты:
пряжа белого и красного цветов;
картонные заготовки;
тесьма;
ножницы.
Тип занятия: Изучение нового материала.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Здравствуйте девочки! Присаживаемся. Как ваше настроение? Все готовы к уроку? Тогда потихоньку начнем наш урок.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Сегодня мы с вами поговорим не о простой кукле, купленной в магазине, а о народной. Изготовленной своими руками. Девочки мы с вами посмотрим презентацию: «Русские народные куклы» и познакомимся с малой их частью. Из презентации вы узнали, что куклы бывают разные: куклы обереги, обрядовые куклы. Каждая кукла имеет свою историю происхождения. Сегодня мы познакомимся с одной из таких кукол и постараемся ее изготовить. А также заглянем в историю национальной игрушки, расширим своё представление о народных традициях. В ходе презентации вы наверно заметили, что каждая кукла имеет свое название. Кукла, которую мы будем изготавливать также имеет свое название.
Мартиничка - маленькая
нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания
весны" (в марте).
Традиционно кличут весну 21 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут
Жаворонков. Поэтому праздник получил еще название «ЖАВОРОНКИ».
И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают
куклами «мартиничками». Их из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных —
символ весны и красного солнышка. Куколок развешивают на деревьях. Актуализация
опорных знаний.
Повторение техники безопасности .
Перед тем как начать нашу работу давайте проверим с вами наши знания по правилам техники безопасности. А помогут нам в этом весёлые загадки.
Маленького роста, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тяну. (Иголка)
Правильно иголка. При работе с ней не используем ржавую, во избежание травм. Если сломалась иголка, предупреждаем учителя. По окончании работы подсчитываем количество иголок и убираем в коробочку.
Как правильно мы передаем ножницы? Передаем ножницы острием к себе.
Мини-практикум
Для изготовления весеннего талисмана понадобятся:
ножницы
белые и красные нитки
картонные заготовки
тесьма
Можно наматывали нитки на ладони, а мы с вами будем наматывать на картонные заготовки.
Вводный инструктаж:
Сначала наматываем нитки на длинную сторону.
Заводим нитку под верхний сгиб и завязываем.
Нижний сгиб разрезаем.
Наматываем нитки по ширине заготовки и разрезаем с обеих сторон и обвязываем нитками.
Оформляем голову куклы. Обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой.
Для того чтобы сделать куклу-мальчика, делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижнюю часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнули и можем начинать работу по изготовлению мартиничек.
Сначала выберите нужный цвет ниток.
Выполнять куклу вам помогут инструкционные карты, которые я вам раздам.
Можете приступать к работе, не забывайте правила работы с ножницами:
Ножницы на рабочий стол класть только сомкнутыми лезвиями, от себя.
Рефлексия. Выставка работ. Оценивание работ.
Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? Какие цвета используются при изготовлении оберега? Почему?
Эти интересные куколки носили до конца марта, а потом вешали на деревья, чтобы был богатый урожай.
Вы дома можете самостоятельно изготовить куклу и подарить своим родным.
Уборка рабочего места
Спасибо всем за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.