В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга –Персидским заливом, с запада –Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока –Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась – МЕСОПОТАМИЯ – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.Государства Шумер, Вавилон, Ассирия – стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и средневековое искусство.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
конспект урока лекции
«ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ.»
История изобразительного искусства.
2 класс ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
Тема урока: ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ
Религиозномифологические представления
народов Междуречья.
Цель урока:
Углубление понятия «древние цивилизации»; расширение представлений о
географических особенностях Месопотамии; знакомство с основными периодами
истории и достижениями культуры Месопотамии.
Рассмотрение основополагающих принципов, составляющих суть
мифологических представлений народов Древнего Междуречья; обогащение
лексики в пределах темы урока:политеизм, пантеон, адорант, имена
месопотамских богов.
Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии
Литература:
Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.
МХК. Поурочные планы 8 класс.
Тип урока: уроклекция
Оформление:
Презентация Power Point по теме урока;
таблица: «Художественная культура с древнейших времён до наших дней»
(раздаточный материал)
Схема периодов культуры Древнего Двуречья.
Карта Передней Азии
Карточки к уроку, рабочие листыХод урока
І. Организационный момент, обобщение пройденного материала:
Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Вы
сейчас в течении 35 минут поработаете с карточками, на которых задания с нашего
прошлого урока.
ІІ. Введение темы урока.
Как мы выяснили на прошлых уроках, первобытная культура – это культура –
первобытнообщинного строя. Время её бытования датируют от появления Номо
Сапиенс до возникновения классовых обществ, цивилизаций. С момента возникновения
классовых обществ заканчивается культура первобытнообщинного строя и начинается
культура цивилизаций.
Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в путешествие по древним цивилизациям,
шаг за шагом постигая идеалы их духовной культуры.
Запишите пожалуйста тему нашего урока : «Художественная культура Междуречья».
ІІІ. Изучение нового материала
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. «цифилис» гражданский, государственный) – синоним
понятия «культура»: уровень, степень развития материальной и духовной культуры
определённого общества.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе, и скажите, в каком
тысячелетии зарождаются цивилизации?
правильно в 4 тысч. До нашей эры.
Какие цивилизации зарождаются в это время?
Древний Восток –Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет; Греция.
В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга –
Персидским заливом, с запада –Средиземноморским побережьем, с
севера Кавказом, а с востока –Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и
утвердилась – МЕСОПОТАМИЯ – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших
огромную роль в истории человечества.
«МЕСОС» середина , «ПОТАМОС» река – (греч) что означает –МЕЖДУРЕЧЬЕ
На современной карте вы не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится
арабское государство Ирак со столицей Багдад.Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности.
Государства Шумер, Вавилон, Ассирия – стали крупнейшими очагами
художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и
средневековое искусство.
Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на
перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов, государств. Здесь
переплелись культуры различных народов. Народы населявшие этот обширный регион,
одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные
произведения искусства. Из соединения элементов культур различных народов
(шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) – выросла месопотамская
цивилизация. Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на
протяжении трёх тысячелетий. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту,
Палестина – эти древние цивилизации, сыгравшие исключительную роль в
многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. С 18 века
привлекали внимание учёных ещё и потому, что многие события, города, цари,
исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в БИБЛИИ.
НАПРИМЕР:
Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара –
последнего царя Вавилонии.
Гора Арат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шурупаке.
В 18 веке кроме этих упоминаний в Библии люди ничего не знали ни о другом Шемере
и Аккаде, ни о Вавилоне. Причиной такого неведения было полное отсутствие зримых
памятников древней культуры Междуречья.
Почему же дворцы и храмы Месопотамии оказались под толщей земляных холмов,
тогда как их ровесники – древнеегипетские храмы и дворцы стоят поныне?
Эта земля была бедна камнем и лесом, и потому основным строительным материалом
была –глина (её было в избытке). Из неё делали кирпичсырец (необожженный), а он
был непрочный.
Кроме того через Месопотамию со звоном оружия, с грохотом летящих колесниц и
топотом лошадей прокатывались войны, разрушавшие и уничтожавшие дворцы, храмы и
скульптурные памятники. Вот почему перед взорами археологов чаще всего
представали развалины и руины.
И всё же археологам удалось отвоевать у пустыни то, что сохранилось от богатой
древней цивилизации. В середине 19 века английские и французские археологи начали
раскопки холмов. Были вскрыты три гигантских холма: Хорсабад, Куюнджик, Нимурд (это современные названия)
Под ними скрывались руины прекрасных дворцов, построенных в 3 тысячелетии до.н.э.
в которых были обнаружены таблички с загадочными письменами. Благодаря этим
табличкам учёным удалось составить краткую переодизацию истории Древнего
Междеречья.
Рассмотреть схему исторических этапов развития Междуречья
1. Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.
2. Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э.
3. Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э.
4. Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э.
5. Искусство Старовавилонского царства – 19 12 вв. до.н.э.
6. Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э.
7. Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э.
Многое из того, что окружает нас сейчас, чем мы пользуемся в повседневной жизни,
было создано более 3 – 4 тысячелетий тому назад :шумеровавилонская математика
и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час – 6о
минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур;
определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение
календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света;
первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными
каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и
лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний;
установили 7 дневную неделю. Но самое главное они изобрели –
ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней
Месопотамии.
Благодаря глиняным табличкам с таинственными письменами учёные смогли нам
рассказать не только о периодах истории Двуречья. Таинственные письмена
раскрывают для нас представления древних месопотамцев о происхождении человека в
этом мире, о зависимости человека от могущественных сил природы и многочисленных
богов.
В древние времена человек не переставал задумываться, откуда произошёл он сам,
кто создал природу, откуда берутся дождь, ветер, почему сменяются день и ночь.Страшась непонятных явлений (бурь, гроз, наводнений, землетрясений), человек
приписывал силам природы сверхъестественный смысл. Одушевляя силы природы,
человек верил, что любой природной стихией(землюй, водой, небом, огнём) управляет
определённое божество.
Таким образом. С течением времени в сознании человека сложилась целая система, в
которой были главные боги и боги второстепенные.
В современной науке вера во многих богов называется –политеизм.
(с греч. Поли –много, Теос – бог). –запишите это слово в свой словарик.
Ребята, сейчас по ходу моего рассказа вы будете содержание мифа изображать в
виде схемы в своей тетради.
По воззрениям месопотамцев, Вселенная была замкнутым миром; сначала не было
раздельных неба и земли, а лишь великая гора, покоившаяся на поверхности мировых
вод океана – праматери Намму.Она произвела сына и дочь – Ан (небо) и Ки
(землю). Небо было помещено на вершину горы, а земля – к её подножию. Так
разделились небо и земля. Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. У них
родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Энлиль произвёл на свет «всё
полезное» изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, установив на земле
процветание. Ан и Ки породили ещё семь богов стихий, а далее богов меньшего
значения, от которых произошли следующие поколения богов. Земля стала хороша, и
боги захотели остаться на ней.
Они обратились к Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место где бы они могли жить
вместе. В центре земного диска Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих
братьев и сестёр. Для себя он соорудил в центре города помост и воздвиг на нём дворец
из лазурита. (в ходе лекции должна получиться схема)
Гора
Намму
(океан)
Ан (небо) Ки (земля)
Энлиль
(бог земли и воздуха)
Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы под названием « Пантеон
Месопотамских богов»Давайте посмотрим каких же богов почитали Древней Месопотамии?
ПАНТЕОН МЕСОПОТАМСКИХ БОГОВ
(Пантеон ( с греч. «место всех богов»; все боги какойлибо страны или
культуры)
Ану(вавилонское). Ан(шемерское) – бог неба, бог всех богов. Символ –
рогатая тиара (головной убор)
Эллиль (Энлиль) –«владыка ветра» верховный бог, бог земли и воздуха, сын
Ану. Он имел таблицы судеб и мог предсказать судьбы мира. Символ –
рогатый бык.
Эйя (Энки) – бог водной стихии. Поднимает воды на поверхность земли,
орошает поля. Покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с
рыбьим хвостом как бог водного начала.
Шамаш (Уту) – бог Солнца, правды, справедливости. Изображался с
лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ – солнце.
Син (Нанна) – бог Луны, отец бога солнца. Знак Сина _ полумесяц. Син
ассоциируется с образом быка, рога которого образуют полумесяц. Символ –
Луна (полумесяц.
Богиня Иштар (Инанна) – богиня любви, плодородия, и она же богиня войны
и сражений, шествующая в бой впереди победоносного царя. Как богиня
планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина – серп
Луны в виде рогов. Символ –Венера.БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВАВИЛОНА
Мардук – бог мудрости, мирового порядка и врачевания, «божественный
господин вавилона», «судья», «отец и владыка» богов. Образ в виде змеи с
головой грифона. Атрибуты – бумеранг и палка с кольцом. Символ – Юпитер.
Набу – бог наук, письма и мудрости, сын бога Мардука. Атрибут – палочка
для письма.
Нергал – царь подземного царства, бог чумы и других болезней, бог смерти и
кровопролитной войны. Символ –Марс.
Нинурта – бог счастливой войны, повелитель южного ветра, брат Нергала.
Нинурта – защитник людей, покровитель плодородия, скотоводства и
рыболовства. Символ – Сатурн.
своим богам месопотамцы воздвигали великолепные храмы. В святилище храма
устанавливали статую бога. Статую делали из ценных пород дерева и облачали её в
пышные одежды. На голове у божества был особый головной убор – тиара.
Изображениям богов всегда придавался человеческий облик.
Но со 2 тысячелетия до.н.э. в некоторых регионах Месопотамии объектами поклонения
стали чудовищные комбинации их человеческих и животных форм.
НАПРИМЕР:
Анзуд – орёл с львиной головой. Эта божественная птица выступала
посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы.
Ламашту – лвиноголовая женщинадемон.
Мушхуш – «огненнокрасный» драконо Мардука.
А как месопотамцы представляли себе возникновение людей?
Шумерские жрецы считали, что люди были сделаны из глины (на гончарном круге)
только для того, чтобы слушать голос богов, вечно исполнять их желания и приносить
щедрые жертвы.
Если человек будет выполнять волю богов, то его ждут блага и радости.
Вот поэтому религия древних шумеров требовала, чтобы в храмах перед статуями
богов всегда стояли небольшие фигурки людей (от 10 до 70 см.) Это АДОРАНТЫ –
«молящиеся».Статуэтка эбихиля из Мари.
Алебастр. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.
Эбих –иль – придворный церемониймейстер; одет в модную юбку их шкуры
длинношерстной козы.
ЗАДАНИЕ: попробуйте составить словесный анализ этой фигурки:
Есть ли искажения отдельных частей тела?
Опишите выражение лица
Опишите позу фигурки.
Статуэтки называются АДОРАНТАМИ – (лат. Адоре –«поклоняться») и изображают
молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого
изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности
У этих статуэток есть общие черты. Все они стоят в одинаково застывших и
неподвижных позах и обращены к нам лицом. У них всегда прямо поставлена голова,
широко открыты огромные наивные глаза, непропорционально большие уши и
благоговейно сложенные перед грудью в молитвенном жесте руки. Мастера,
вырезавшие эти фигурки из камня, мало заботились о передаче правильности
пропорций человеческого тела и портретном сходстве. Главное – изобразить готовность
постоянно созерцать божество, слышать его голос, улавливать его желания и молиться
за своего хозяина, имя которого вырезано на плече или спине фигурыадоранта.
Лицо адоранта – это лик, маска(в шумерской скульптуре не придавали чертам лица
портретного сходства). Глаза инкрустированы.
ІV. Итог урока
Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере
человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху классовых
обществ – отсюда начинается подлинная история человечества.Сегодня мы познакомились с мифологическими представлениями древних
месопотамцев об устройстве мира и происхождении человека, узнали имена богов,
которым они поклонялись. Для чего нам это необходимо знать? Изучая религиозные
представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия
данного народа и , глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в
историю мировой культуры(особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)
с которыми познакомимся на следующем уроке.
V. Домашнее задание:
Знать значение понятий политеизм, пантеон, адорант, имена богов.
Схему исторических этапов развития Междуречья переписать в тетрадь.
КАРТОЧКА № 1
Формы первобытной религии
1. Напиши значение понятий:
а). Тотемизм ……………………………………………………………….
б). Фетишизм………………………………………………………………
в). Анимизм………………………………………………………………..
г). Магия…………………………………………………………………….
КАРТОЧКА № 2
Архитектура эпохи палеолита
1. Напиши значение понятий:
а). Менгир……………………………………………………………………
б). Дольмен………………………………………………………………….
в). Кромлех………………………………………………………………….
г). Курган…………………………………………………………………
ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ
1. Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.2. Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э.
3. Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э.
4. Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э.
5. Искусство Старовавилонского царства – 19 12 вв. до.н.э.
6. Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э.
7. Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э.