конспект урока - лекции «ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ.» История изобразительного искусства. 2 класс ДХШ.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга –Персидским заливом, с запада –Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока –Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась – МЕСОПОТАМИЯ – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.Государства Шумер, Вавилон, Ассирия – стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и средневековое искусство.
Иконка файла материала Междуречье.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» конспект урока ­ лекции  «ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ.»  История изобразительного искусства.  2 класс ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна2017  Тема урока:  ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ Религиозно­мифологические представления народов Междуречья. Цель урока:  Углубление понятия «древние цивилизации»; расширение представлений о  географических особенностях Месопотамии; знакомство с основными периодами истории и достижениями культуры Месопотамии.  Рассмотрение основополагающих принципов, составляющих суть  мифологических представлений народов Древнего Междуречья; обогащение  лексики в пределах темы урока:политеизм, пантеон, адорант, имена  месопотамских богов. Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии Литература:  Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.  МХК. Поурочные планы 8 класс. Тип урока: урок­лекция Оформление:  Презентация Power Point по теме урока;  таблица: «Художественная культура с древнейших времён до наших дней»  (раздаточный материал)  Схема периодов культуры Древнего Двуречья.  Карта Передней Азии  Карточки к уроку, рабочие листыХод урока І. Организационный момент, обобщение пройденного материала: ­Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Вы  сейчас в течении 3­5 минут поработаете с карточками, на которых задания с нашего  прошлого урока. ІІ. Введение темы урока. ­­Как мы выяснили на прошлых уроках, первобытная культура – это культура –  первобытнообщинного строя. Время её бытования датируют от появления Номо  Сапиенс до возникновения классовых обществ, цивилизаций. С момента возникновения  классовых обществ заканчивается культура первобытнообщинного строя и начинается  культура цивилизаций. Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в путешествие по древним цивилизациям,  шаг за шагом постигая идеалы их духовной культуры. ­­Запишите пожалуйста тему нашего урока : «Художественная культура Междуречья». ІІІ. Изучение нового материала ­­ЦИВИЛИЗАЦИЯ­ (от лат. «цифилис» ­ гражданский, государственный) – синоним  понятия «культура»: уровень, степень развития материальной и духовной культуры  определённого общества. ­­­Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе, и скажите, в каком  тысячелетии зарождаются цивилизации? ­­­правильно в 4 тысч. До нашей эры. ­­Какие цивилизации зарождаются в это время? ­­ Древний Восток –Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет; Греция. ­В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга – Персидским заливом, с запада –Средиземноморским побережьем, с  севера­ Кавказом, а с востока –Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась – МЕСОПОТАМИЯ – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших  огромную роль в истории человечества. «МЕСОС» ­ середина , «ПОТАМОС» ­ река – (греч) что означает –МЕЖДУРЕЧЬЕ ­­На современной карте вы не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится  арабское государство Ирак со столицей Багдад.­­Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности. Государства Шумер, Вавилон, Ассирия – стали крупнейшими очагами  художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и  средневековое искусство. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на  перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов, государств. Здесь  переплелись культуры различных народов. Народы населявшие этот обширный регион,  одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные  произведения искусства. Из соединения элементов культур различных народов  (шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) – выросла месопотамская  цивилизация. Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на  протяжении трёх тысячелетий. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту,  Палестина – эти древние цивилизации,  сыгравшие исключительную роль в  многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. С 18 века  привлекали внимание учёных ещё и потому, что многие события, города, цари,  исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в БИБЛИИ. НАПРИМЕР:  Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара –  последнего царя Вавилонии.  Гора Арат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шурупаке. В 18 веке кроме этих упоминаний в Библии люди ничего не знали ни о другом Шемере  и Аккаде, ни о Вавилоне. Причиной такого неведения было полное отсутствие зримых  памятников древней культуры Междуречья. Почему же дворцы и храмы Месопотамии оказались под толщей земляных холмов,  тогда как их ровесники – древнеегипетские храмы и дворцы стоят поныне? Эта земля была бедна камнем и лесом, и потому основным строительным материалом  была –глина (её было в избытке). Из неё делали кирпич­сырец (необожженный), а он  был непрочный. Кроме того через Месопотамию со звоном оружия, с грохотом летящих колесниц и  топотом лошадей прокатывались войны, разрушавшие и уничтожавшие дворцы, храмы и скульптурные памятники. Вот почему перед взорами археологов чаще всего  представали развалины и руины. И всё же археологам удалось отвоевать у пустыни то, что сохранилось от богатой  древней цивилизации. В середине 19 века английские и французские археологи начали  раскопки холмов. Были вскрыты три гигантских холма: Хорсабад, Куюнджик, Нимурд (это современные названия) Под ними скрывались руины прекрасных дворцов, построенных в 3 тысячелетии до.н.э.  в которых были обнаружены таблички с загадочными письменами. Благодаря этим  табличкам учёным удалось составить краткую переодизацию истории Древнего  Междеречья. Рассмотреть схему исторических этапов развития Междуречья 1. Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э. 2. Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э. 3. Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э. 4. Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э. 5. Искусство Старовавилонского царства – 19 ­12 вв. до.н.э. 6. Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э. 7. Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э. ­­Многое из того, что окружает нас сейчас, чем мы пользуемся в повседневной жизни,  было создано более 3 – 4 тысячелетий тому назад :шумеро­вавилонская математика  и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час – 6о  минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур;  определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение  календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света;  первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными  каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и  лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний;  установили 7­ дневную неделю. Но самое главное они изобрели –  ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней  Месопотамии. ­­Благодаря глиняным табличкам с таинственными письменами учёные смогли нам  рассказать не только о периодах истории Двуречья. Таинственные письмена  раскрывают для нас представления древних месопотамцев о происхождении человека в этом мире, о зависимости человека от могущественных сил природы и многочисленных  богов. ­­В древние времена человек не переставал задумываться, откуда произошёл он сам,  кто создал природу, откуда берутся дождь, ветер, почему сменяются день и ночь.Страшась непонятных явлений (бурь, гроз, наводнений, землетрясений), человек  приписывал силам природы сверхъестественный смысл. Одушевляя силы природы,  человек верил, что любой природной стихией(землюй, водой, небом, огнём) управляет  определённое божество. Таким образом. С течением времени в сознании человека сложилась целая система, в  которой были главные боги и боги второстепенные. ­­В современной науке вера во многих богов называется –политеизм. (с греч. Поли –много, Теос – бог). –запишите это слово в свой словарик. ­­Ребята, сейчас по ходу моего рассказа вы будете содержание мифа изображать в виде схемы в своей тетради. ­­По воззрениям месопотамцев, Вселенная была замкнутым миром; сначала не было  раздельных неба и земли, а лишь великая гора, покоившаяся на поверхности мировых  вод океана – праматери Намму.Она произвела сына и дочь – Ан (небо) и Ки  (землю). Небо было помещено на вершину горы, а земля – к её подножию. Так  разделились небо и земля. Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. У них  родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Энлиль произвёл на свет «всё  полезное» ­ изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, ­ установив на земле  процветание.  Ан и Ки породили ещё семь богов стихий, а далее богов меньшего  значения, от которых произошли следующие поколения богов. Земля стала хороша, и  боги захотели остаться на ней. Они обратились к Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место где бы они могли жить  вместе. В центре земного диска Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих  братьев и сестёр. Для себя он соорудил в центре города помост и воздвиг на нём дворец из лазурита.  (в ходе лекции должна получиться схема) Гора Намму (океан) Ан (небо) Ки (земля) Энлиль (бог земли и воздуха) ­­Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы под названием « Пантеон  Месопотамских богов»­­Давайте посмотрим каких же богов почитали Древней Месопотамии? ПАНТЕОН МЕСОПОТАМСКИХ БОГОВ (Пантеон ( с греч. «место всех богов»; все боги какой­либо страны или культуры)  Ану(вавилонское). Ан(шемерское) – бог неба, бог всех богов. Символ –  рогатая тиара (головной убор)  Эллиль (Энлиль) –«владыка ветра» ­ верховный бог, бог земли и воздуха, сын  Ану. Он имел таблицы судеб и мог предсказать судьбы мира. Символ –  рогатый бык.  Эйя (Энки) – бог водной стихии. Поднимает воды на поверхность земли,  орошает поля. Покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с  рыбьим хвостом как бог водного начала.  Шамаш (Уту) – бог Солнца, правды, справедливости. Изображался с  лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ – солнце.  Син (Нанна) – бог Луны, отец бога солнца. Знак Сина _ полумесяц. Син  ассоциируется с образом быка, рога которого образуют полумесяц. Символ –  Луна (полумесяц.  Богиня Иштар (Инанна) – богиня любви, плодородия, и она же богиня войны и сражений, шествующая в бой впереди победоносного царя. Как богиня  планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина – серп  Луны в виде рогов. Символ –Венера.БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВАВИЛОНА  Мардук – бог мудрости, мирового порядка и врачевания, «божественный  господин вавилона», «судья», «отец и владыка» богов. Образ ­ в виде змеи с  головой грифона. Атрибуты – бумеранг и палка с кольцом. Символ – Юпитер.  Набу – бог наук, письма и мудрости, сын бога Мардука. Атрибут – палочка  для письма.  Нергал – царь подземного царства, бог чумы и других болезней, бог смерти и  кровопролитной войны. Символ –Марс.  Нинурта – бог счастливой войны, повелитель южного ветра, брат Нергала.  Нинурта – защитник людей, покровитель плодородия, скотоводства и  рыболовства. Символ – Сатурн. ­­своим богам месопотамцы воздвигали великолепные храмы. В святилище храма  устанавливали статую бога. Статую делали из ценных пород дерева и облачали её в  пышные одежды. На голове у божества был особый головной убор – тиара. ­­Изображениям богов всегда придавался человеческий облик. Но со 2 тысячелетия до.н.э. в некоторых регионах Месопотамии объектами поклонения стали чудовищные комбинации их человеческих и животных форм. НАПРИМЕР:  Анзуд – орёл с львиной головой. Эта божественная птица выступала  посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы.  Ламашту – лвиноголовая женщина­демон.  Мушхуш – «огненно­красный» драконо Мардука. ­­А как месопотамцы представляли себе возникновение людей? Шумерские жрецы считали, что люди были сделаны из глины (на гончарном круге)  только для того, чтобы слушать голос богов, вечно исполнять их желания и приносить  щедрые жертвы. Если человек будет выполнять волю богов, то его ждут блага и радости. Вот поэтому религия древних шумеров требовала, чтобы в храмах перед статуями  богов всегда стояли небольшие фигурки людей (от 10 до 70 см.) Это АДОРАНТЫ –  «молящиеся».Статуэтка эбих­иля из Мари. Алебастр. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр. ­­Эбих –иль – придворный церемониймейстер; одет в модную юбку их шкуры  длинношерстной козы. ЗАДАНИЕ: попробуйте составить словесный анализ этой фигурки:  Есть ли искажения отдельных частей тела?  Опишите выражение лица  Опишите позу фигурки. Статуэтки называются АДОРАНТАМИ – (лат. Адоре –«поклоняться») и изображают  молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого  изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности ­­У этих статуэток есть общие черты. Все они стоят в одинаково застывших и  неподвижных позах и обращены к нам лицом. У них всегда прямо поставлена голова,  широко открыты огромные наивные глаза, непропорционально большие уши и  благоговейно сложенные перед грудью в молитвенном жесте руки. Мастера,  вырезавшие эти фигурки из камня, мало заботились о передаче правильности  пропорций человеческого тела и портретном сходстве. Главное – изобразить готовность постоянно созерцать божество, слышать его голос, улавливать его желания и молиться  за своего хозяина, имя которого вырезано на плече или спине фигуры­адоранта. Лицо адоранта – это лик, маска(в шумерской скульптуре не придавали чертам лица  портретного сходства). Глаза инкрустированы. ІV. Итог урока Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере  человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху классовых обществ – отсюда начинается подлинная история человечества.Сегодня мы познакомились с мифологическими представлениями древних  месопотамцев об устройстве мира и происхождении человека, узнали имена богов,  которым они поклонялись. Для чего нам это необходимо знать? Изучая религиозные  представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия данного народа и , глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в  историю мировой культуры(особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)­ с которыми познакомимся на следующем уроке. V. Домашнее задание:  Знать значение понятий ­ политеизм, пантеон, адорант, имена богов.  Схему исторических этапов развития Междуречья переписать в тетрадь. КАРТОЧКА № 1 Формы первобытной религии 1. Напиши значение понятий: а). Тотемизм ………………………………………………………………. б). Фетишизм……………………………………………………………… в). Анимизм……………………………………………………………….. г). Магия……………………………………………………………………. КАРТОЧКА № 2 Архитектура эпохи палеолита 1. Напиши значение понятий: а). Менгир…………………………………………………………………… б). Дольмен…………………………………………………………………. в). Кромлех…………………………………………………………………. г). Курган………………………………………………………………… ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ 1. Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.2. Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э. 3. Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э. 4. Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э. 5. Искусство Старовавилонского царства – 19 ­12 вв. до.н.э. 6. Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э. 7. Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э.