Конспект урока "Литература периода "оттепели""
Оценка 4.7

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Литература периода "оттепели""
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 43 (104). Литература «оттепели».rtf
Урок 43 (104). Литература «оттепели» Цели   урока:  дать   общую   характеристику   литературного   процесса   конца   50­х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества. Оборудование   урока:  портреты   и   произведения   поэтов   и   писателей   поры «оттепели»: Солженицына, Искандера, Стругацких, Аксенова, Окуджавы, Вознесенского, Ахмадулиной и т. д. Методические приемы: лекция с элементами беседы. I. Чтение и анализ 2—3 сочинений Ход урока II. Слово учителя В   середине   50­х   годов   в   нашей   стране   произошли   важные   исторические   и социальные перемены. Этап перемен продолжался не так уж долго немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. В 1954 году была опубликована повесть И. Эренбурга «Оттепель»,  и это название укоренилось  за целым периодом жизни страны: — Как вы думаете, какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, стали знаками «оттепели»? (Во­первых,   смерть   Сталина   в   марте   1953   года   и   последовавшие   за   ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни   общества.   Во­вторых,   связанное   с   этим   ослабление   информационной «блокады».) Происходит возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши. Изданные в 60­е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в семейных   библиотеках.   Советские   люди   получили   возможность   познакомиться   с современной западной культурой, несколько десятилетий находившейся практически под запретом   в   Советском   Союзе,   за   «железным   занавесом».   Оживилась   и   внутренняя культурная жизнь в разных сферах искусства: в литературе, изобразительном искусстве, театре, музыке, кино. достаточно вспомнить имена Г.  Товстоногова, Д. Шостаковича, А. Тарковского. Советское искусство получает признание за рубежом.   получившие   условные   названия   «лейтенантской», Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления,   «деревенской», «городской» прозы; произошел настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами   А.   Вознесенского,   Р.   Рождественского,   Б.   Ахмадуллиной,   Е.   Евтушенко,   Б. Окуджавы; появился и быстро стал популярным жанр авторской песни, появились театры­ студии, произошел взлет научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие). Вместе с тем   в   эти   же   годы   была   организована   травля   Б.   Пастернака,   Синявского   и   Даниэля, Бродского,   был   арестован   роман   В.   Гроссмана   «Жизнь   и   судьба»,   разгромлена «бульдозерная   выставка».   Характерны   слова   Н.   С.   Хрущева   (1957):   «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм,   должна   наполнять   сердца   бодростью,   развивать   социалистическую сознательность и групповую дисциплину». Этапными произведениями этого периода стали «Судьба человека» М. Шолохова, «Районные будни» В. Овечкина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. III. Аналитическая беседа по рассказу «Судьба человека» 1. Слово учителя Выдающимся   произведением   Шолохова   стал   рассказ   «Судьба   человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет. Небольшое   по   объему   произведение   отличается   колоссальной   емкостью:   оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения результатов творческих   исканий   писателей   того   времени.   Особенностью   рассказа   является   его поразительная правдивость, стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека. 2. Беседа по вопросам: — Каковы особенности сюжета этого произведения? (Сюжет   рассказа   строится   на   основе   мотива   узнавания.   Центральная, сюжетная   часть   произведения   несколько   отличается   от   авторского   зачина   и концовки,   что   подчеркивается   особым   композиционным   приемом   —   заключением   в рассказ рассказа. Рассказ местами похож на бессловесный крик души, когда человек не находит нужных  слов  для  передачи  своего  горя.  Однако  исповедь  принадлежит  не сентиментальному,   но   мужественному   человеку,   и   мы   понимаем,   сколько понадобилось ему душевных сил, чтобы довести повествование до конца.) — Что из себя представляет герой рассказа? Насколько он типичен? (Выбор героя оказался на редкость удачным. Андрей Соколов — выходец из народа, чью несгибаемую силу он ярко символизирует. Однако Шолохов раскрывает судьбу   индивидуальную,   неповторимую,   хотя   сам   рассказчик   нередко   старается подчеркнуть типичность того, что с ним случилось. Это намерение заявлено уже с первых   слов   его   повествования:   «Поначалу   жизнь   моя   была   обыкновенная.   Сам   я уроженец  Воронежской губернии...» Звучит  интонация  спокойная, доверительная,  и пока ничто не предвещает трагедийной цепи обстоятельств.) — Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? (Соколов   прошел   по   жизни  вынеся   несметные   мучения   и  страдания:   голод двадцать   второго   года,   тяжкий   труд   на   Кубани,   гибель   дома   и   семьи,   зрелище бесчисленных смертей, невыносимый плен, убийство предателя, смерть сына.) — Как себя показывает герой во всех испытаниях? (Но   всегда,   во   всех   обстоятельствах   Андрей   не   утрачивает   чувства человеческого достоинства, не сгибает в рабском поклоне спины. В этом плане особой выразительностью   отличается   мужественный   поединок   с   фашистским комендантом.   Сила   духа   Соколова   оказалась   столь   значительной,   что   даже закоренелый   садист,   избивавший   с   диким   хладнокровием   беззащитных   людей   был поражен человеческой стойкостью.) — Что для Соколова по­настоящему дорого и ценно? В каких сценах рассказа «Судьба   человека»   наиболее   полно   показано   «русское   достоинство   и   гордость»? Прокомментируйте эти сцены. — В чем особенность авторской речи? — Как выражена в рассказе авторская позиция? —   Рассказ   включает   ряд   эпизодов   из   жизни   Андрея   Соколова.   Выделите   эти эпизоды и озаглавьте их. — Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова? —   Как   раскрывается   в   рассказе   трагедия   нашего   народа,   его   бедствия   и страдания? —   Чем   поучительна   история   Андрея   Соколова?   Какие   грани   русского национального характера этот герой воплощает? — Выделите особенности языка Шолохова в рассказе «Судьба человека». — Сопоставьте рассказ «Судьба человека» с ранними рассказами Шолохова. IV. Обратная сторона рассказа М. Шолохова Многим   литературоведам,   в   частности   А.   Корбинскому   кажутся   странными обстоятельства,  при   которых   главный   герой   произносит   исповедь.   «Они   откровенно антипсихологичны   и   здесь   можно   говорить   о   полном   подчинении   сюжета   изначально сконструированной схеме. Соколов встречается с повествователем на переправе и, лишь обменявшись   с   ним   парой   слов,   совершенно   неожиданно   начинает   двухчасовую   (время совершенно точно указано в тексте) исповедь перед первым встречным. Чтобы усилить впечатление,   можно   добавить,   что   своего   обретенного   сына,   который   остался   у   него единственной родной душой на земле, Андрей перед началом рассказа отправляет к реке, где тот все это время занимается неизвестно чем. За все два часа в сторону сына он даже не поворачивает головы.»1 Абсолютно  необъяснима   сюжетная   линия,   рассказывающая   об  убийстве   еще  не проявившего себя предателя. Вспомните и опишите этот сюжет (Один красноармеец говорит командиру, чтобы тот не прятался и сознался, что он командир, грозя сдать его немцам.) — Разумно ли было в этой ситуации красноармейцу проявлять свои намерения? (Нет, так как если задумал предательство, бессмысленно предупреждать об этом.) — Насколько убедительна попытка мотивировки? («Я   за   тебя   отвечать   не   намерен»,   —   говорит   Крыжнев   взводному.   Она неубедительна — предав командира, он бы был поощрен немцами.) — Как Шолохов рисует плен и немцев? (Немцы   изображаются   «пьяными»   или   «полупьяными»,   «жирными»   (что соответствует  плакатам  Кукрыниксов того времени).  Немцы избивают  и убивают пленных безо всякой причины, потому что «так захотелось» или для «профилактики».) 1 Корбинский А. Миф или идеология М., 2003. Слово учителя А вот что пишет А. И. Солженицын по этому поводу: «Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неубедительны военные страницы (автор видимо не знает последней войны), где стандартно­лубочно, до анекдота, описание немцев (и только жена героя удалась, но она — чистая христианка из Достоевского), — в этом рассказе о судьбе военнопленного ИСТИННАЯ ПРОБЛЕМА ПЛЕНА СКРЫТА ИЛИ ИСКАЖЕНА. 1. Избран самый некриминальный случай плена — без памяти, чтобы сделать его «бесспорным»,   обойти   всю   остроту   проблемы.   (А   если   сдался   в   памяти,   как   было   с большинством — что? и как тогда?) 2.   Главная   проблема   плена   представлена   не   в   том,   что   родина   нас   покинула, отреклась,   прокляла   (об   этом   у   Шолохова   вообще   ни   слова)   и   именно   это   создает безвыходность, а в том, что там среди нас выявляются предатели. (Но уж если это главное, то   покопайся   и   объясни,   откуда   они   через   четверть   столетия   после   революции, поддержанной всем народом?) 3. Сочинен фантастически­детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура приема пришедшего из плена: СМЕРШ — Проверочно­Фильтрационный лагерь. Соколова не только не сажают за колючку, как велит инструкция, но — анекдот! — он еще получает от полковника месяц отпуска! (то есть свободу выполнять  задание фашистской разведки? Так загремит туда же и полковник!)» («Архипелаг ГУЛАГ», ч. 1, гл. 6). —   В   чем   же   состоит   сила   духа   Соколова   (на   примере   анализа   эпизода   с Мюллером)? (Мюллер уже полупьян, а весь эпизод построен на том, что водка — культовое питье   русского   человека.   Сила   духа   Андрея   Соколова   проявляется   в   умении хлобыстать водку стаканами («в два глотка»!), не закусывая. Удивленный Мюллер в знак уважения к такому мужеству дарит хлеб и сало.) — В чем отличие описания выпившего Соколова от немцев? (Мы не видим пьяного русского солдата — он остается совершенно трезвым, в конце теряет сознание. Немцы же изображаются пьянчугами низшей пробы.) — Опишите  ваши впечатления  от речи  главного героя. Какова  стилистика  его речи? (Речь Соколова, который родился в Воронежской губернии, являет сочетание безликой почти правильной речи, нарочитых неправильностей, фольклорных вставок, лозунгов   советского   времени.   В   ней   есть   и   протокольный   стиль,   и   стиль   рассказа стилизованного   под   просторечие,   просторечные   формы   («не   мущинское   это   дело», «трудящую женщину»), фольклорные вставки («Закипела тут во мне горючая слеза»). V. Заключение учителя по рассказу «Судьба человека» Оценка рассказа является неоднозначной до сих пор. Кто­то восхваляет, а кто­то принижает   значение   рассказа.   Заметим   только,   что   «Судьба   человека»   выдвигалась   на соискание Ленинской премии, но была отвергнута. Руководство считало, что за рассказ премию дать нельзя именно из его малого размера. VI. Слово учителя В   «оттепельное»   время   стало   широко   известно   имя   Валентина   Овечкина. Бухгалтерский сын в революцию сапожничал, затем учительствовал, потом в деревне стал комсомольским лидером, да таким, что его избирают председателем сельской коммуны, а в начале тридцатых будущий прозаик сменил партдеятельность на журналистскую. За защиту друга в 37­ом пришлось положить партбилет на стол. Повесть «С фронтовым приветом» стала   результатом   работы   во   фронтовой   прессе.   Признание   принесла   книга   «Районные будни», после чего Валентина Овечкина стали именовать писателем­деревенщиком.  Как критика его не принимали, что завершилось попыткой покончить собой. Потом Ташкент, по материальным причинам писатель в Россию вернуться не смог. Книга   «Районные   будни»   (1953)   сделала   его   известным   всей   стране.   Значение книги,   прежде   всего,   в   постановке   вопросов,   касающихся   проблем   советской   деревни. Очерки Овечкина начисто лишены привычной лакировки, ура­патриотического тона, в них с   тревогой   и   правдивостью   сделана   попытка   разобраться,   кто   виноват   в   бедственном положении советской деревни и что реально можно сделать, что бы исправить положение. Эти очерки оказали большое влияние на литературный процесс и на сознание общества в целом. Особое место в литературе и общественном сознании принадлежит произведению А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Домашнее задание 1. Написать сочинение «Мое прочтение рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Выбрать для чтения в классе отрывки из «Архипелага ГУЛАГ»

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""

Конспект урока "Литература периода "оттепели""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018