Конспект урока литературного чтения на тему: К.Бальмонт"Аромат солнца".
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения на тему: К.Бальмонт"Аромат солнца".

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
3 кл
31.03.2017
Конспект урока литературного чтения на тему: К.Бальмонт"Аромат солнца".
Задания, предлагаемые на уроке познакомят детей с лирикой Константина Бальмонта, помогут детям проникнуться лирическим настроением стихотворения "Аромат солнца". На уроке проводится работа по расширению знаний учащихся о литературных жанрах и средствах выразительности в поэзии. Дети учатся воспринимать и понимать образы, созданные автором.
К.Бальмонт аромат солнца.doc

Тема урока: К.Бальмонт «Аромат солнца». Способы выражения внутреннего мира автора.

Цели урока: создать условия для познавательно - творческой работы учащихся, продолжить знакомство с лирикой Константина Бальмонта, проникнуться лирическим настроением стихотворения «Аромат солнца», показать, какие яркие образы создал поэт, расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах в поэзии, расширить словарный запас, развивать умения определять рифму в стихотворении, учить воспринимать и понимать образы, созданные автором, практиковаться в умении читать выразительно, развивать речь учащихся, смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к литературе, стремление работать самостоятельно, активно, творчески.

Оборудование урока: портреты поэтов, карточки 1) тексты стихотворений, 2) эпиграф 3) тема урока  4) «Словарь настроений» 5) 12 названий глав, альбомы; плёнка для партитуры; учебники «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой, И.В.Чураковой, толковый словарь В.В.Лопатина, Л.Е.Лопатиной
Мобилизационный этап. Вводно - мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Страна Литературия!
2. Чтение текстов по индивидуальным карточкам
У: Путешествие мы начинаем со знакомства с текстами на индивидуальных карточках. Работать вы будете по плану.
(каждый учащийся заранее получает карточку, на которой напечатано стихотворение о природе, о временах года, о цветах)
3. Парная работа по плану
( у каждого учащегося на парте лежит карточка с планом)
1. Прочти текст
2. Потренируйся читать выразительно
3. Определи жанр произведения
4. Как называется рифма в данном стихотворении?
5. Поделись с товарищем по парте своими впечатлениями о прочитанном
4. Определение жанра прочитанных произведений
У: Определите жанр произведений.
Д: Это – стихотворения.
У: О чём стихи?
Д: О цветах, о весне, лете, о природе.
5. Определение темы урока (1 часть)
У: О чем мы будем говорить? Назовите тему урока, первую часть.
Д: Мы будем знакомиться со стихотворением о родной природе.
6. Знакомство с эпиграфом урока. Обсуждение эпиграфа
У: В качестве эпиграфа к уроку предлагаю вам прочесть слова Бориса Заходера. Как вы их понимаете?
Поэт, доподлинный поэт,
Готов воспеть любой предмет.

Б.Заходер
Д: Поэт - настоящий художник - подмечает в жизни то, что читателю незаметно. Самые обычные предметы он делает особенными и может создать стихотворение о любом предмете.
7. Игра «Опорные слова»
У: Игра «Опорные слова» поможет нам определить вторую часть темы урока.
По трём словам вы должны вспомнить и назвать заголовок изученного стихотворения. Правильное название стихотворения вы прочтёте на карточке ниже слов и затем нужно назвать автора данных поэтических текстов.
Кроты, лопаты, подземный ход.
« Гномы»
Сирень, ландыши, стрижи.
«Трудно фее»
Строка, пятая, размышляю.
«Как сочиняются стихи»
8. Выбор фотографии
У: На доске фотографии известных поэтов.
- Назовите фотографии поэтов, которые вам известны?
Д: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Анна Ахматова.
9. Определение темы урока (2 часть)
У: Перед вами портрет современника перечисленных поэтов – Константина Бальмонта. Определите вторую часть темы урока.
Д: Мы познакомимся со стихотворением о природе К. Бальмонта
У: Да, сегодня мы исследуем стихотворение К.Бальмонта, которое не только о природе, а и выражает внутренний мир поэта.
Познавательный этап
1. Самостоятельное чтение текста
( учащиеся читают текст по карточкам)
- В конце 19 – начале 20 века Константин Дмитриевич Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. Также он известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах. Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов.

    Константин  Дмитриевич Бальмонт родился во Владимирской губернии в 1867 году.   По словам поэта, мать оказала на него глубокое влияние. Она ввела его в «мир музыки, истории, языкознания». В детские и юношеские годы он учился в гимназии, затем в Московском Университете. Чтение было  любимым занятием Бальмонта.

   Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах  есть красивые реки и озера, растут  камыши и  лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии. Его литературные вкусы формировались под влиянием стихов Никитина, Некрасова и Пушкина. 

   В 1897 году Бальмонта приглашают в Англию, где он читает лекции по русской поэзии в университете Оксфорде.

   В конце19 и начале 20  века Бальмонт много ездит по всему миру: во Францию, Италию, Испанию, Мексику, Египет, Индию. Ему хотелось побывать во всех странах, познакомиться со всеми народами. Он желал быть очевидцем, летописцем. И - решительно обо всём написать. Языки, литература, искусство мира всю жизнь увлекали поэта. Любознательность и подвижность остались навсегда характерными чертами его облика.

     Поэт пишет не только стихи о природе, о чувствах человека, но и занимается переводами, записывает славянские мифы  и былины.

В начале 20 века К. Бальмонт "безраздельно царил" в русской поэзии Многие стихи поэта были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту

Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний.


2. Беседа с учащимися
У: Что вы узнали нового о поэте?
Д: К.Д.Бальмонт был одним из самых известных поэтов начала 20 века.
У: Кем ещё был Бальмонт?
Д: Он был переводчиком.
У: Чем интересны его стихи?
Д: В них много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний.
У: Чем интересен сам поэт?
Д: Поэт любил путешествовать.
У: Что удивило вас в его биографии?
Д: Удивило то, что он много путешествовал и в то же время писал стихи, и занимался переводами.
3. Определение темы урока (2 часть).

Каждый из своего детства выносит особые запахи, краски и звуки. Тема детства – одна из любимых тем русской литературы. Почти каждый большой писатель и поэт отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни .

У каждого человека остаётся свой запах детства. Вы ещё не вышли из этой чудесной поры  и мне бы  хотелось, чтобы вы рассказали об этих запахах. Что же вам запомнилось?

– У многих это запахи леса, ягод, грибов, высушенного сена.

– Запах садика, молока, конфет и школы .

– Запах бабушкиных пирогов – запах тепла, уюта, доброты и детства, нежный запах сирени, едва уловимый аромат розы – запах красоты .

– Запахи весны и мандаринов – запахи счастья .

– После густого леса приятно выйти на светлую поляну, где воздух напоён солнцем. «Запах солнца» – это запах скошенной травы, смолистых сосен, земляники и родной земли .

Вот мы и вернулись к запаху родной земли и к аромату солнца. Кто писал об аромате солнца? (К. Бальмонт)

Что вас удивляет в жизни?

Удивления встречают нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

-Какие ассоциации у вас связаны с этим словом?(ЯРКОЕ,ТЁПЛОЕ,весёлое,и т.д….аромат)

-А вы согласны с тем , что у солнца есть аромат?


К Бальмонт «Аромат солнца»
4. Чтение учителем стихотворения «Аромат солнца»
5. Эмоционально - оценочная беседа
У: Ваши впечатления об услышанном?
Д: Стихотворение светлое, загадочное, много ярких сравнений.
У: Как вы понимаете название стихотворения?
Д: Летом солнце светит горячо, и от цветов исходит аромат.
Автор любит яркий солнечный день и представил приятный запах.
У: Какие образы создал поэт?
Д: Светлые, радостные, необычные
У: А вы соглашаетесь с тем, что у солнца есть аромат?
( дети высказывают разные мнения)
6. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися
7. Работа над содержанием стихотворения
У: Что автор заметил в солнце?
Д: Звуки и мечты.
У: Во что они сплелись?
Д: В согласный хор и в один узор.
У: Чем пахнет солнце?
Д: Травами, свежими купавами, весной и смолистою сосной.
У: Чем оно светит? Дышит?
Д: Звонами, листьями, пеньем птиц, смехом юных лиц.
У: Кто такие слепцы?
Д: Люди, которые не замечают прекрасное.
У: Что они должны усвоить?
Д: Не увидят они райские ворота.
У: Кто слышит аромат солнца?
Д: Птицы, цветы и внимательные люди.
8. Поэтический анализ стихотворения
У: Прочтите яркие слова и словосочетания
Д: Согласный хор, пробуждённая весна, светлотканные ландыши.
У: Назовите интересные обороты речи
Д: Победно расцвели, дышит смехом.
У: Прочтите рифмующиеся слова
Д: Мечты – цветы, хор – узор, весной – сосной.
У: Как называется такая рифма?
Д: Парная рифма.
У: Какие устаревшие слова встречаются?
Д: Вешним, будет вам, молви, не узреть, райских врат, зримый.
У: Замените современным вариантом.
Д: Весенним, достаточно, говори, не увидеть, райские ворота, видимый.
9. Словарно - лексическая работа
У: Объясните значение следующих слов: аромат, вздор, купавами, райские врата (дети своими словами объясняют значение данных слов, рассматривают картинки на доске, позже учитель зачитывает лексическое значение слов из словарей).
Аромат - душистый, приятный запах.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
Вздор – нелепость, глупость.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
Купава – цветок жёлтого цвета, растущий на низменностях.
Электронный словарь.
Райские врата - ворота, через которые можно пройти в рай, то место, где по религиозным соображениям, души умерших ведут блаженное существование.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
10. Работа над выразительным чтением. Составление партитуры стих - я (учащиеся накладывают плёнку на текст)
У: Расставьте паузы: короткую и длинную
- Какие слова будут главными при чтении?
- Выделите логическое ударение - подчеркните слова
- Обозначьте повышение и понижение голоса при чтении
1 куплет - коллективно; 2 -3 - самостоятельно; 4 -5 - парная работа
11. Конкурсное чтение стихотворения
- Чьё чтение наиболее понравилось? Почему?
Повторительно - обобщительный этап
1. Настоящий исследователь Работа над вопросом в учебнике с. 93
2. Заключительное слово учителя


Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает 3-я ей издалека,
4-я смеётся, набегая.
И 5-я, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда - не сочиняю.

            Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

            представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

            раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Нашёл подснежники  в

            лесу..."

       

- Давайте подберем рифму к слову.

 Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. "Пусть весна придёт к нам в дом..."

 Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

«Нашёл подснежники в лесу,

Я домой их принесу.

Пусть весна придет к нам в дом

С этим  голубым  цветком».

 

 


У: Творчество для поэта - труд или вдохновение?
Д: Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать вокруг себя то, что другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть привлекательным и заманчивым.

Поклонение солнцу, источнику всего живого – один из самых ярких мотивов лирики Бальмонта. Мир - творение солнца. Звуки, запахи, цвета – его часть. Все органы чувств в этом стихотворении слились в одно, чтобы ощутить единство мира и пропеть гимн солнцу

 

Удивительно, что может сделать один луч солнца с природой, с душой человека.

Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор.

- А как по – вашему?

- Кто его ощущает?

- А как его можно ощутить?

- А в людях есть солнце? А в каждом из нас?

Тогда нам легко будет закончить мысль гениального философа Сократа: “В каждом человеке солнце, только…” (“…дайте ему светить.”).

Итоговый этап.
1. Рефлексия « Словарь настроений»
Загадочное, грустное, задумчивое, мрачное, вдохновлённое, торжественное, нежное, удивительное, игривое
2. Объявление оценок
3. Вручение карточек «Юному исследователю стихотворения К.Бальмонта «Аромат солнца»
Задание на дом: словесное рисование к любым 2 куплетами графическое - к другим 2-м

Список литературы:
1.Сборник программ для 4 –летней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Издательство «Учебная литература», 2009.
2. В.Ю. Свиридова, И.В. Чуракова «Литературное чтение»
Издательство «Учебная литература», 2008.
3.Поэзия Серебряного века». Издательство «Мир книги», 2007
4. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка», Издательство «ЭКСМО», 2007.
5.Электронные словари и картинки для презентации.


Тема урока: К.Бальмонт «Аромат солнца»

Тема урока: К.Бальмонт «Аромат солнца»

Д: Поэт - настоящий художник - подмечает в жизни то, что читателю незаметно

Д: Поэт - настоящий художник - подмечает в жизни то, что читателю незаметно

Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний

Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний

Какие ассоциации у вас связаны с этим словом?(ЯРКОЕ,ТЁПЛОЕ,весёлое,и т

Какие ассоциации у вас связаны с этим словом?(ЯРКОЕ,ТЁПЛОЕ,весёлое,и т

В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»

В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»

Нашёл подснежники в лесу, Я домой их принесу

Нашёл подснежники в лесу, Я домой их принесу

Издательство «Учебная литература», 2008

Издательство «Учебная литература», 2008
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017