Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
3 кл
24.03.2019
Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Тип урока: урок обобщения знаний Цели урока : учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам, обучать выразительному чтению; развивать логическое мышление , память , речь ; воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу, к окружающим .
Конспект.docx
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова Составила : Волосникова Т.А.  «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  Тип урока: урок обобщения  знаний. Цели: Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и  разделить их по группам. Обучать выразительному чтению. Развивать логическое  мышление, память, речь. Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу. Личностные результаты.  У учащихся будут формироваться: • эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с   художественной •  познавательная мотивация учения; • ориентация   на   понимание   причин   успеха/неуспеха   учебной культурой;    деятельности. к ней; У учащихся могут быть сформированы: •  чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение •  устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам; результаты освоения. Регулятивные Учащиеся научатся: •  планировать собственные действия и соотносить их с поставленной •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении •  выполнять учебные действия в устной и письменной форме; •   вносить   коррективы   в   действие   после   его   завершения,   анализа нового художественного текста; целью; результатов и их оценки. сотрудничестве с учителем; по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; Учащиеся получат возможность научиться: •   ставить   новые   задачи   для   освоения   художественного   текста   в •  самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как •  планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: •  находить нужную информацию •  выделять существенную информацию из текстов разных видов; •  сравнивать •  устанавливать причинно­следственные связи  •  устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: •  осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; •  сравнивать и классифицировать •   строить   логические   рассуждения,   включающие   определение причинно­следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа  Коммуникативные Учащиеся научатся: •   работая   в   группе,   учитывать   мнения   партнеров,   отличные   от •   аргументировать   собственную   позицию   и   координировать   ее   с •   точно   и   последовательно   передавать   партнеру   необходимую собственных; позицией партнеров при выработке решения; •   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую   взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; информацию; поставленной проблемы; •  владеть диалогической формой речи; •  корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться: •   понимать   относительность   мнений   и   подходов   к   решению •  задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе. Предметные результаты освоения курса  Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: •   читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного • находить   ключевые   слова, прочитанного, выражать ее своими словами;   определять   основную   мысль •  объяснять смысл  •  определять тему и главную мысль  •  ставить вопросы  •  составлять план  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте • полученную информацию. Учащиеся получат возможность научиться: •  составлять личное мнение  • высказывать свое суждение  Методические приёмы: творческое чтение,  работа в группах , работа с  учебником. ХОД УРОКА 1. Самоопределе ние к деятельности.  Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно­ значимом уровне ­ Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения! ­ Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите    поднять  себе настроение  прочитайте или послушайте несколько  стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у  поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок  с  творческого задания которое вы готовили в группах .  ­Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме  стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх.  Пушкина: 1 «Унылая пора! Очей очарованье!» 2. «Октябрь уж наступил» 3. «У осени холодною рукою» 4. « Уж небо осенью дышало!» 5. « Дни поздней осени  бранят ..» ­ Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской  природы!) ­ Где   были написаны эти стихи ? ( В Болдино) ­ А какое ещё  известное вам произведение было написано в Болдино?  (1833 « Сказка о мёртвой царевне …» 2. Целеполагание ­Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки ­Попробуйте определить   тему нашего урока.( Обобщение знаний по  сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..» ­Сформулируйте  цели нашего урока по схеме  «Вспомнить –  учиться­  проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина ,  историю создания сказки, содержание сказки. Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку,  работать в группе, выразительному чтению.  Проверить :  знания содержания  сказки . 3. Актуализация знаний учащихся. ­  Прежде , чем мы ещё раз окунёмся   в мир сказки А. С. Пушкина давайте   вспомним   некоторые   интересные   факты   из   его   жизни   и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе. 1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина» 1группа :­ Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился   (Москва),   имена   родителей   (Сергей   Львович   ,   Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего  Брата (Ольга, Лев)(фото) 2 группа :  ­ Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) ­  Имя няни ? ( Арина Родионовна  Яковлева) (фото) Что вы знаете о  прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал)  (фото) 3 группа : ­ В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)  Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)  4 группа : ­ Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу) Какие строки   увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото) Сколько   детей   было   у   Пушкина   (   Мария,   Григорий   ,   Александр, Наталья) (фото) 5   группа:   ­   Какая   дуэль   по   счёту   и   с   кем     стала   для   Пушкина смертельной   ?   (   21   дуэль   с   Дантесом)   (   фото   )   Кем   приходился Пушкину   Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет ) ­Какие интересные факты из жизни Пушкина   вы хотели бы озвучить ещё? 3. Истоки сказки. ­    Кто   помнит   историю   возникновения   сказки   о   мёртвой   царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян   Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал  сказку «Спящая царевна»., Пушкин –  «Сказку о мёртвой царевне…».) 4. Аналитическая беседа по   сказке. Выборочное чтение и анализ сказки. Игра «Гонка за лидером» ­Я думаю у каждого из   вас   в этой   сказке   есть любимый   отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в  игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит  эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок,   класс   пытается   найти     его     и   подстроится     за   чтением   « лидера» , по сигналу  ведущего  «гонка» прекращается.) Выборочное чтение. ­ Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки.  Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста. 1. ­В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»? Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь­отец. 2.­В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.) Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. 3. ­ Что в этот момент случилось с царицей?  (Восхищенья не снесла И к обедне умерла.) 4.­Через какое время царь женился на другой? (Год) Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой 5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце) Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. 6.­ С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела… 7.­ Назовите имя её жениха? (Елисей) И жених сыскался ей, Королевич Елисей. 8.-Что приказала царица Чернавке? Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. 9.­Что сделала Чернавка с царевной? Та, в душе её любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: “Не кручинься, бог с тобой”. А сама пришла домой. 10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала? Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.  11­Куда попала царевна, блуждаю в лесу? Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. 12.­ Сколько богатырей жило в тереме? Семь богатырей, Семь румяных усачей. 13.-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко? Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала… 14.-Прочитайте, где и как ожила царевна? Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. 15.­ Какими словами заканчивается сказка? Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Анализ сказки. 1.­Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…) 2.­ Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло) 3.­Откуда в царице такая ненависть к царевне? (Зеркало   сказало   правду   ,   что   царевна   красивее   её,   чем   вызвало ненависть царицы) 4.­Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным) 5.­Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой) 6.­Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота) 4.Работа в группах ­А сейчас я предлагаю поработать в группах. ­Две группы инсценируют отрывок из сказки. ­ Две группы  составляют вопросы по содержанию сказки . ­Одна группа вспоминает текст составляет план сказки . 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Рождение царевны и смерть матери Новая супруга царя Чудо­зеркальце Зависть царицы Чернавка в лесу Царевна у семи богатырей Царица дарит яблоко Хрустальный гроб Солнце, месяц и ветер 10. Елисей находит гроб 11. Смерть царицы 12. Свадьба 5. Тестовая работа  по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ФИ ________________________ 1. Впиши пропущенные слова из текста сказки а) И жених сыскался ей ___________   Елисей. б) Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая __________. в) Ей в приданое дано Было _____________  одно. 2. Объясни значение слов: Очи:________________ Уста: _______________ Персты ­ __________ 3. Вспомни  день рождения царевны. а) зима        б) весна      в) лето      г) осень 4. Через сколько времени царь женился на другой? а) через 3 года       б) через 10 дней       в) через 1 год      г) через 2 года 5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу­мачеху: Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая. 6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________ 7. Чем закончилась сказка?____________________________  5. Рефлексия. ­Давайте вспомним цели нашего урока .  Получилось ли их достичь? Домашнее задание.  ­ У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем   уроке   .   Нарисовали   иллюстрации   к   своим   любимым   сказкам Пушкина. Я предлагаю  вам дома прочитать вместе с родителями   их любимую сказку Пушкина .И на  следующем уроке её представить. ­Урок я хочу закончить небольшим стихотворением: «Читайте Пушкина друзья, Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и ласки. Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка И пронесёте сквозь  года вы радость сказки» Спасибо за урок!

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока литературного чтения  по системе Занкова "А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019