Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»
Оценка 4.8

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
3 кл
09.03.2018
Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»
Урок представлен в форме фронтальной беседы с использованием такой новой технологии, как урок-дебаты. Данный урок является звеном в системе эстетического воспитания младших школьников, а также способен сыграть роль в развитии у детей умения грамотно формулировать и выражать свои мысли, размышлять критически.
Урок-дебаты.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖ» «Труд человека кормит, а лень портит» конспект урока по литературному чтению Выполнила: Омельченко Анастасия Евгеньевна Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Курс III, группа 131 Благовещенск 2016 «Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни  И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Класс:  3 класс по программе УМК «Гармония». Автор программы  Н.Б.Истомина. Форма проведения: урок­дебаты. Тема дебатов: Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?» Цель: умение отстаивать свою точку зрения,  проявление толерантности. Задачи: 1) развивать интерес у учащихся  к литературному чтению, навыки  межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе; 2) формировать  у учащихся  навыки  аргументации, умения слушать  собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать  вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию  в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы; 3) воспитывать в обучающихся уважение к сверстникам, их мнению. Оборудование:  мультимедийная презентация,  рисунки детей к басне,  учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть; Ход урока: Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями  пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места,  разделившись  на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и  жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и  классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех. Учитель. Начнем наш урок  с разминки «Угадай, кто это?» Прочитайте  задание    и отгадайте, о ком пойдет речь.  Тонкое тело, большие глаза, две пары прозрачных крыльев. Это быстро   летающие  охотники, которые ловят жертву в воздухе. У них очень  хорошее зрение. Они ловят животных, догоняя их в воздухе и  захватывая своими ногами.  (Стрекоза)  В лесу у пня суетня, беготня.           Народ рабочий весь день хлопочет.           Без работы, хоть убей, Жить не может… (Муравей) Учитель: Где мы встречались с этими понятиями? Расскажите, что вы знаете об этих животных из уроков окружающего мира, а  из уроков литературного чтения? (заслушиваются высказывания детей.) Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей» – Объясните, какие  человеческие недостатки людей высмеиваются,  выставляются напоказ автором в этой басне? (Лень – нежелание что­либо  делать;  легкомыслие – необдуманность, несерьёзность в словах и поступках; , беспечность(беззаботность) – отсутствие тревоги, ни о чём не беспокоится;  надо думать о завтрашнем дне, черствость – лишён душевной мягкости,  чуткости; неотзывчивый, бездушный;  эгоизм – поведение, целиком  определяемое мыслью, о собственной выгоде, предпочтении своих интересов  интереса других людей ) – Чему учит басня? (Трудолюбию, усердию, доброте, отзывчивости,  благородству…) Вопросы для подготовки: – Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Из­за своей вредности, из­за  жадности, хотел проучить, хотел отомстить) – Кто из персонажей тебе более симпатичен? (Муравей, Стрекоза, никто,  одинаково)  – Осуждаешь ли ты кого­нибудь? (Муравья, Стрекозу, никого, обоих). – Я предлагаю  поразмышлять над темой: «Муравей поступил, правильно  отказав стрекозе?» Сегодня мы должны выяснить: прав ли муравей, что не  откликнулся на просьбу или не прав. – Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме. – А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника,  задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы  попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию,  находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает  уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить  сложившуюся ситуацию. Дебаты  – это прения, обмен мнениями на каком­либо собрании, заседании. Правила ведения дебатов 1. Утверждай и доказывай 2. Слушай 3. Опровергай и доказывай 4. Не перебивай 5. Говори спокойно Особенности  проведения  дебатов: в дебатах  принимают участие все. Председатель: Дебаты  организует и проводит председатель. Он не имеет  права участвовать в самой дискуссии, поскольку является  незаинтересованным лицом. Перед  дебатами  участники занимают места в следующем порядке : в начале аудитории по центру – председатель; справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса); слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса); напротив председателя – эксперты (3 чел.); в конце аудитории – ученики­зрители. Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком. «У» – утверждающая сторона (защитники)  доказывает, что Муравей  поступил правильно, что отказал Стрекозе. «О» – опровергающая сторона (противники)   доказывает, что Муравей  поступил неправильно, что отказал Стрекозе. каждый участник команды имеет право выступить только один раз; в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме  подводящего итоги, имеет право взять один тайм­аут длительностью до 2 мин; Зрители : ­внимательно слушают  позиции  сторон («У» и «О»), которые подбирают  аргументы "за" и "против"; ­формулируют вопросы и задают их любой из сторон;  ­к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее; Эксперты (судьи)  придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее  убедительными. эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников. Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов. Аргументы утверждающей стороны:  Муравей поступил правильно, что  отказал Стрекозе. (У) Мы считаем, что Муравей поступил правильно, потому что…  Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал  свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Он знает  что припасет, то и пожует.   Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только  развлекаться (петь и танцевать), не умеет находить время для труда.  Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом  можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в  завтрашнем дне Стрекоза наказана за своё легкомыслие, несерьёзность в словах и поступках. Она безответственная, ветреная, себялюбивая;  Муравей осмотрительный и продуманный, расчётливый. Он заготовил  корм только для себя, если он поделится со стрекозой, ему на зиму не  хватит, и они погибнут оба с голоду.   Стрекозу погубила её беспечность (беззаботность) – отсутствует  тревоги за свою жизнь, ни о чём не беспокоится; не думает о завтрашнем дне;  Муравей отказал Стрекозе, потому, что она эгоистка  – её поведение  показывает собственную  выгоду, предпочтение своих интересов   интересам  других.   Стрекоза неугодна, не нравится Муравью. Аргументы опровергающей стороны:  Муравей поступил неправильно, что  отказал Стрекозе. (О) Мы считаем, что Муравей поступил  неправильно, потому что…  Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в  помощи, потому что осуждает её. Сам погибай, а товарища выручай;  Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться, осознать свои ошибки, он недобрый, неотзывчивый, не сумел проникнуться к чужой беде. Каждый может ошибаться. Добро сеять – добро и пожинать.  Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания,  не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.  Он несправедливый по отношению к Стрекозе, не правильно поступает,  она ему честно призналась, чем занималась летом. За честность не  наказывают.  Муравей поступил неправильно, он не подумал, что с ним тоже может  случиться такая беда, а зная как он поступил со Стрекозой ему никто не поможет. Делая зло на добро, не надейся.  Муравей скупой, жадный, не хочет делиться со Стрекозой. Рубашка  износится, а доброе дело не забудется. Вопросы  зрителей: «О» – Захотела бы стрекоза  помочь муравью, если он  оказался  на её  месте? «У» – Как поступил бы муравей,  если стрекоза предложила, всю зиму  работать за муравья? «О» – Почему бы муравью не перевоспитать стрекозу? «У» – Одобрят ли поступок муравья  другие муравьи? «У» – А как бы поступил муравей, если приполз другой  муравей, а не  стрекоза? «У» – Будет ли радостно муравью, когда он узнает, что своей  бессердечностью  убил стрекозу? «О» – Как поступил бы муравей, если стрекоза сказала, что все лето болела  (обманула его)? Подведение итогов дебатов Для обсуждения  дебатов  могут быть предложены следующие задания и  вопросы: ­Оцените активность каждого из участников  дебатов. (аплодисментами) ­Чьи выступления вам понравились? Почему? ­Какие выступления запомнились больше всего? Чем? ­Оцените свое участие в  дебатах  (умение слушать, выступать, сдерживать  или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук) ­Достигнута ли главная цель  дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения) ­Кто остался при своём мнении… ­Кто поменял своё мнение по проблеме… Советы Муравью и Стрекозе  – Дайте совет Муравью и Стрекозе. (Высказывания зрителей) «У» – Стрекозе: ­Думай о завтрашнем дне; ­Прекрати быть ленивой и начни работать; ­Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной; ­Возьмись за ум! ­Умей находить время для труда; «О» – Муравью: ­Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным,  добрым; ­Помогай  другим в беде; ­Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай! ­Пожалей беднягу! ­Прояви милосердие; ­Надо делиться! ­Слово экспертам. Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов  – максимально) Спике ры Содержатель ность выступлений Полн ота Конкретн ость Использов ание времени Осознанн ость Культ ура общен ия У1 У2 У3 У4 О1 О2 О3 О4 Итог:  «Слоённый пирог» Выбрать, закончить пословицу. Кто не работает, … (тот не ест). Делу время, потехе – … (час) Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи). Труд человека кормит, … (а лень портит). Кто любит труд, … (того люди чтут). Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда). Человек от лени болеет, от труда…  (здоровеет). У лентяя Федорки всегда … (отговорки). У лентяйки Дарьи каждый день … (аварии). Чтобы рыбку съесть, надо в воду ….(лезть). Рефлексия: ­Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня? ­Появилось ли у вас желание быть  отзывчивым, добрым, трудолюбивым? ­О чём вы расскажите дома?

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»

Разработка урока-дебатов «Труд человека кормит, а лень портит»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018