Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
02.04.2018
Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"
Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема: Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо...", В. Орлов "Но зато друзья кругом", Я. Аким "Жадина", А. Барто "Друг напомнил мне вчера" Цель: ознакомление со стихам, усвоение нравственных норм - осуждение жадности и т. дКонспект урока литературного чтения в 3 классе
открытый урок.docx
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Поэтический  родник. В. Орлов «Но зато друзья кругом!»; Я. Аким «Жадина»; А. Барто  «Друг напомнил мне вчера» Цель: Ознакомление со стихами, посвященными теме «Что такое  хорошо и что такое плохо», усвоение нравственных норм – осуждение  жадности, поощрение бескорыстных отношений в дружбе.  Планируемые результаты:  Предметные: знание содержания стихов В. Орлов «Но зато друзья  кругом!»; Я. Аким «Жадина»; А. Барто «Друг напомнил мне  вчера»; расширение представлений о нравственных ценностях;  Личностные: умение отличать хорошее от плохого в поведении  окружающих, воспитывать великодушие, терпимость в общении с  другими людьми; могут составить закон дружбы.  Системно­деятельностные: выразительно читать стихотворения;  развивать внимание, мышление, память, воображение. Оборудование:  Ход урока • Организационно­мотивационный момент.  Приветствие ­ Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости давайте все  вместе поприветствуем их.  ­ А теперь, повернитесь друг к другу и поприветствуйте своего соседа  по парте.  ­ Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки) ­ Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра) ­ Где ты был? (осторожно треплют ухо) ­ Я скучал! (складывают руки на груди) ­ Ты пришёл! ( разводят руками в сторону) ­ Хорошо! (обнимаются) (присаживаются за парты) 2. Артикуляционная гимнастика 1) Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание 2. Напугай –О­ 3. Спроси –А­ 4. Удивись – У­ 5. Расстроимся – Ы­ 6. Похвастайся – Э­ С логическим ударением. Слайд №1   Речевая разминка Са­ са­ са вот бежит лиса Со­со­со лиса катит колесо Сы­сы­сы хвост краивый у лисы Су­су­су в лесу видел я лису Скороговорка:  У Сени и Сани в сенях сом с усами. ­ Для чего мы выполняли эти задания? (для правильного и четкого  произношения) 3. Сообщение темы и цели урока. Для того чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам отгадать  загадку:  С ним всегда легко болтать Если надо, даст совет,  Знает мой любой секрет, Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный …. ­ Сегодня на уроке мы снова поговорим о дружбе. Каким должен быть  друг? Всегда ли он готов поделиться с вами тем, что у него есть? Какой  друг вам нравится: жадный или щедрый?  Познакомимся со  стихотворениями о дружбе и порассуждаем, кто из героев вам нравится  и почему?  ­ Скажите, как будет звучать слово друг  на казахском: досым,  на английском: friend ­ Как вы понимаете значение слова дружба?  ­ Давайте узнаем, какое определение этому слову дает толковый  словарь русского языка. Кто может прочитать? (На слайде: «Др жба — бескорыстные личные взаимоотношения  уу между людьми, основанные на любви, доверии, искренности,  взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях). ­ Что означает слово «бескорыстность»? (отдавать и не  требовать  ничего в замен) ­ Сейчас мы познакомимся с одним из стихотворений о дружбе, которое написал Владимир Натанович Орлов. Ну а для начала послушаем  автобиографическую справку об авторе(                       ) 3.  Знакомство с авторами:  Слайд № Владимир   Натанович   Орлов   родился  8  сентября  1930  года   в   городе Симферополе   в   семье   типографского   рабочего.   Его   называют «крымским Маршаком».  Перу Владимира Орлова принадлежат книги для детей «Кто в доме живёт», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюшка обижается» — всего около пятидесяти книг, он был скромным и очень честным человеком. Добрые орловские строки   запоминаются   на   всю   жизнь,   ведь   написаны   они   просто   и искренне,   с   теплотой   и   любовью,   юмором   и   озорством.    Владимир Орлов говорил: «Вместе – мы неодолимы, вместе – дружбою сильны мы…»  Словарная работа: (в стихотворении встретятся нам неизвестные слова) • Сачок ­ конусообразная сетка на обруче с рукоятью,  служащая для ловли рыб, насекомых. • Гамак ­ предмет мебели, ложе для сна и отдыха,  представляющее собой подвешенный за два  противоположных конца прямоугольный кусок ткани или  плетёной сетки. • Бескорыстность ­ отдавать и не требовать ничего взамен.   Слайд     №  Чтение   и   анализ   стихотворения:  В.Орлова   «Но   зато   друзья кругом!» ­   Определите   к   какому   жанру   относиться   это   произведение? (стихотворение). Докажите. (стихотворению присущи ­ упорядоченная ритмическая речь, рифма) ­ Что такое рифма? (Рифма ­ это, когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково)  ­   Привидите   пример.  (сучок­поучок,   рябинке   ­   паутинке,   лягушке   ­ полкатушки, откажи ­ удружи, паутинку ­ корзинку, сову ­ живу, паучок ­ гамачок, отпусти ­ сплести) ­ Какова тема и идея стихотворения? Что хотел сказать автор? ­ Нравиться вам герой стихотворения? Почему?  ­ Можно ли сказать, что это стихотворение о дружбе?  ­ Можно ли назвать паучка бескорыстным?  (это стихотворение о добром паучке, который ничего не пожалел для тех, кому нужна была паутинка: лягушке – сплести сачок, ежу – для корзинки, сове – для гамачка, цапле – для сети. Паучок добрый и щедрый, стремиться помочь каждому, кто попросит его. И добро возвращается   добром:   у   паучка   теперь   много   друзей!).   А   наши сказочные   герои   потеряли   своих   друзей,     я   думаю   вы   сможете   им помочь. Работа в парах: Игра "Кто с кем дружит?" ­ Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру   «Кто   с   кем   дружит?»   У   каждого   на   парте   лежит   листочек   на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит.  • 1. Чебурашка и Крокодил Гена • 2. Буратино и Мальвина • 3. Карлосон и Малыш • 4. Львенок и Черепаха • 5. Баба Яга  • ­ Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? (Баба яга)  ­ Почему с ней никто не дружит? (злая и совершает плохие поступки) ­ Баба Яга  это  положительный  сказочный герой  или  отрицательный? (отрицательный) ­   Кто   еще   остался?   (Шалтай   Балтай),   Почему?   (он   предал   Кота   в сопогах).  ­ Скажите, чем является Шалтай Балтай? (это яйцо) ­ А может ли в обычной жизни говорить и вести себя как человек ­ яйцо? ­ Как называется литературный прием, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворением) • Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе?   (Помогают: доброта, взаимопонимание, сотрудничество,  вежливость, чувство юмора.  • Мешают:  грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство,  эгоизм) ­   Молодцы,   вы   хорошо   справились   с   заданием.   Теперь   немного отдохнем и  поиграем. Физминутка Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья!” Я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: “Это  я, это я, это все мои друзья!” ­ Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу? ­ Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором? ­ Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки? ­ Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? ­ Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? ­ Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? ­ Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме? ­  Молодцы,    какие   вы   дружные.    Теперь   давайте  прочтем   еще  одно стихотворение. Автор   этого стихотворения Яков Лазаревич Аким – писатель,   поэт.   Свое   первое   стихотворение   он   написал,     будучи учеником второго класса. В юношеские годы он увлекался литературой, музыкой. Во времена Великой Отечественной Войны – Яков Аким был призван в ряды армии и был участником Сталинградской битвы.   Как­то, когда  Яков Аким выступал перед детьми, один мальчик задал ему вопрос:  «Скажите, есть ли у вас хобби?» ­ Мое хобби дружить – ответил Аким.  Дружба для него самое важное, что может быть на свете, и об этом он пишет и для детей, и для взрослых.  Чтение и анализ  стихотворения  Я. Аким Жадина ­ Итак, скажите, почему автор именно так назвал свое стихотворение? (В произведении говорится о жадном человеке) ­ Кого мы называем жадиной? (Того, кто «ни с кем, ни за что, ничем не поделится) ­ Как автор относится к жадным людям? Может быть поэтому автор дал герою не имя, а прозвище? (Автор отрицательно относится к жадным людям) ­ Может ли жадный человек стать хорошим другом? (Не может, потому что друг всегда готов делиться, дарить, угощать и т.д.) ­ Прочитайте, как об этом говорит в стихотворении автор («Не выйдет из жадины Друга хорошего, Даже приятелем Не назовешь его. Поэтому – Честно, ребята, скажу – С жадными Я никогда Не дружу!»)­ Сравните героев стихотворений Я. Акима и В. Орлова. В чем между ними разница? ­ А какие качества привлекают вас в друзьях?  Каким должен быть  друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Индивидуальная работа:  ­ На парте у каждого из вас портрет вашего товарища, который вы  рисовали дома. Выберите  слова, обозначающие черты, которые присуще только ему.  Слова указаны на доске: ­ Какие качества вы выбрали? Почему? ( потому что, настоящему другу  не присущи такие качества как зависть, эгоизм, злоба и др.) ­ Теперь давайте сложим ваши рисунки в классную шкатулку и уберём подальше. Вернёмся к ним, когда вы будете заканчивать 11 класс. ­ Давайте вместе с вами прочтем стихотворение Агнии Барто «Друг напомнил вчера»   и ответим на вопрос:   может ли быть такая дружба крепкой?     Агния Львовна Барто родилась в 1906 год  в Москве в семье врача­ ветеринара.   Учась   в   школе,   она   одновременно   посещала   театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг.           Стихи А.Л. Барто переведены на многие языки и печатаются в разных странах. С какими произведениями Агнии Барто вы уже знакомы? (Кораблик, Наша Таня, Бычок и т. д.)   И   сегодня   мы   вместе   с   Агнией   Львовной     поговорим   о   друзьях   и дружбе. Чтение стихотворения ­ Что общего в теме и основной мысли стихотворений Я. Акима  и А. Барто? ­ Сделайте вывод из разговора друзей: на чем строится их дружба?  ­ Может ли быть такая дружба крепкой? Почему? Объясните?  ­ А все ли люди  и народы  хотят дружить?  ­   Вы,   ребята   слышали   и   знаете,   что   в   пословицах   и   поговорках заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно   будет   поработать   в   группах.   У   вас   на   каждом   ряду   лежат конверты,   вам   нужно   расположить   слова   в   правильном   порядке прочитать поговорки  и выбрать того, кто прочитает её. • 1.   врага,   друг,   Трусливый,   опаснее.   (Трусливый   друг,   опаснее врага) • 2. кто потакает, кто помогает, Не тот друг, а тот друг. (Не тот друг кто потакает, а тот друг кто помогает) • 3. Кто себе, самому себе, враг, не ищет, друзей. (Кто себе не ищет друзей, самому себе враг) • 4. враг, за что, побранит, за то, похвалит, Друг (Друг побранит за то,  за что враг похвалит) • 5. И мало врагов, и много друзей, много, мало. (И мало врагов – много и много друзей ­ мало) • 6. корнями, друзьями, Дерево, а человек, крепко (Дерево крепко корнями, а человек друзьями) • 7.   расколешь,   не   соберешь,   что   стекло,   Дружба.   (Дружба,   что стекло расколешь, не соберешь) • 8. а правдой, не лестью, Дружба, честью, крепка (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью) • 9. другом, Хочешь, будь, дружбы (Хочешь дружбы, будь другом) Все народы во все времена почитали дружбу величайшей  социальной и нравственной  ценностью.  Не   удивительно,   что   в  разных   странах   есть   и праздники посвященные друзьям. Один из них — Международный день друзей (International Friends Day) отмечается в ряде стран ежегодно 9 июня.    ­ Соединяет людей дружба, и вместе они живут счастливо. Много есть  примеров дружбы. А самый великий пример – дружба народов страны.  Казахстан это многонациональная страна. Здесь рука об руку живут более  180 народов.  Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев  в своём Послании к  народу сказал: «Мы должны быть сплочёнными. Мы должны крепить  доверие между всеми казахстанцами. Быть толерантными  друг к другу.  Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие» ­ А знаете, ребята, что очень важно? То, что не всякий умеет быть  другом. До дружбы надо дорасти. ­ Давайте чтобы узнать как нужно дружить составим «Законы дружбы»  повесим их в нашем уголке и постараемся эти законы соблюдать.  (работа по рядам) ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1. Уступать друг другу 2. Быть вежливым 3. Быть внимательным 4. Быть честным 5. Помогать друг другу 6. Не жадничать 7. Не злиться и не ссориться 8. Не обижать друг друга понопрасну 9. Уметь прощать и просить прощения.  10. Предавать друга 11. Обманывать друга 12. Рассказывать секреты друга другим 13. Оставлять друга в беде. Итог урока. ­ О чем мы сегодня говорили на уроке?                                                                         ­  Что такое дружба?                                                                                                      ­ Кого мы называем другом?                                                                                        ­ Какие мы знаем правила дружбы? Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть на выбор.

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник "Что такое хорошо и что такое плохо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018