Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
31.03.2017
Делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Лит.чтение в 3 кл. А.Платонов ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ.docx
Урок литературного чтения
в 3 классе (УМК Школа России)
/Урокисследование/
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов, ВКК
МКОУ Новомеловатская СОШ
Каплина Л.П.
Тема урока: А. Платонов «Цветок на земле».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему
каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в
конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи
главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать
значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать
исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в
группе; оценивать результаты работы в группе.
Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять
идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения
на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие
событий рассказа на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе,
обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при
необходимости делегировать полномочия для презентации результатов
работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению
результатов работы группы.
Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать
стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна
жизни», толковать их по просьбе учителя.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2»,
«Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мультимедиа
проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.
Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
1. Актуализация жизненного опыта учащихся.
Ход урока
Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у
некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их,
за что ценим?
Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и
ваших семьях?
1 Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой
или дедушкой.
2. Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле».
Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова,
нашего известного писателясоотечественника. Как вы думаете, почему свою
беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это
может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети
высказывают свои предположения).
3. Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о
взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл
для своего внука дедушка.
Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с
героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её
понять).
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну
дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах.
У нас сегодня будет урокисследование, и от того, насколько качественно вы
исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы
ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит
Афоне?»
4. Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и
подготовленными учащимися).
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
О каких событиях рассказал нам автор?
Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно
заинтересовал? Почему?
Что можете сказать об отношениях деда и внука?
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
5. Составление плана исследовательской работы.
Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму
исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию
работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все
вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими
материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на
смысловые части).
Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части.
Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых
поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.
6. Инструктаж учителя по выполнению заданий.
2 Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный
вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет
вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его
выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос
должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства
своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы
интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким
выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт
консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых
групп:
Карточка 1.
Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на
свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка! попросил Афоня» с. 130.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость
дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с.
130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с.
131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость
дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на
печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов
3 «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу»
с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как
Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь
дедушки пахла «тёплой землёю».
Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему
дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко
стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже»
с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти
работает жизнь»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли
Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти
жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и
приведите доказательства.
Карточка 5
Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про
всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его
отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»?
Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как
Афоня относится к своему дедушке.
Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте
вывод и приведите доказательства.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими
учебными возможностями).
Перечитайте весь текст и найдите эпизодыописания в рассказе:
4 С. 129130: описание внешности дедушки Тита.
С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
С. 131132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на
пастбище.
С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание
дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к
старому человеку?
Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот
момент, когда дедушка уже в который раз уснул?
Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук
невзначай уснул рядом с дедушкой?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой
дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным,
ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его
настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание
мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это
описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что
стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от
общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще
улыбаться и гладить Афоню по голове).
Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного
характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
7. Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание
выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный
вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с
детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он
вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня
задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал
ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на
земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою
мудрость понимания жизни.
8. Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом
подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между
людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами,
5 которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами
рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать
ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется
перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте
вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить
задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только
вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и
глубокие вопросы.
6
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.