Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
31.03.2017
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Лит.чтение в 3 кл. А.Платонов ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ.docx
Урок литературного чтения в  3 классе (УМК Школа России) /Урок­исследование/ Подготовила и провела: Учитель начальных классов, ВКК МКОУ Новомеловатская СОШ  Каплина Л.П. Тема урока: А. Платонов «Цветок на земле».  Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему  каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в  конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи  главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать  значение незнакомых слов из контекста произведения. Метапредметные:  Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать  исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в  группе; оценивать результаты работы в группе. Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять  идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения  на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие  событий рассказа на основе сделанных выводов. Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе,  обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при  необходимости делегировать полномочия для презентации результатов  работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы. Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать  стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна  жизни», толковать их по просьбе учителя. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2»,  «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти­медиа­ проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы. Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле». 1. Актуализация жизненного опыта учащихся. Ход урока Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у  некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим? Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и  ваших семьях? 1 Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой. 2. Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле». Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова,  нашего известного писателя­соотечественника. Как вы думаете, почему свою  беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это  может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети  высказывают свои предположения). 3. Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока. Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о  взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл  для своего внука дедушка. Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с  героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её  понять). Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну  дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах.  У нас сегодня будет урок­исследование, и от того, насколько качественно вы  исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы  ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит  Афоне?» 4. Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и  подготовленными учащимися). Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию. Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? О каких событиях рассказал нам автор? Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно  заинтересовал? Почему? Что можете сказать об отношениях деда и внука? Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий. 5. Составление плана исследовательской работы. Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму  исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию  работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все  вместе могли найти ответ на главный вопрос урока). Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими  материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на  смысловые части). Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части.  Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых  поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока. 6. Инструктаж учителя по выполнению заданий. 2 Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет  вам быстрее выполнить задания в группах. Вспомните правила работы в группах. Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его  выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос  должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства  своей точки зрения. Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы  интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким  выводам вы пришли. Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт  консультативную и разъяснительную работу. Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых  групп: Карточка 1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на  свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!­ попросил Афоня» с. 130. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Почему дедушка Тит всё время спит? Как к этому относится Афоня? Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость  дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.  Сформулируйте вывод и приведите доказательства. Карточка 2 Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с.  130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с.  131. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? Как реагировал дедушка на вопросы внука? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость  дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.  Сформулируйте вывод и приведите доказательства. Карточка 3 Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на  печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов  3 «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу»  с. 132. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Почему Афоня решил остановить маятник у часов? От чего дедушка проснулся? Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как  Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь  дедушки пахла «тёплой землёю». Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему  дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства. Карточка 4 Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко  стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ? Почему дедушка «осерчал» на внука? Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти  работает жизнь»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли  Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти  жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и  приведите доказательства. Карточка 5 Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про  всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его  отношение к дедушке? Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»?  Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как  Афоня относится к своему дедушке. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте  вывод и приведите доказательства. Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими  учебными возможностями).  Перечитайте весь текст и найдите эпизоды­описания в рассказе: 4 С. 129­130: описание внешности дедушки Тита. С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед. С. 131­132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом. С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на  пастбище. С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов. С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:  Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание  дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к  старому человеку? Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул? Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук  невзначай уснул рядом с дедушкой? Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой  дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным,  ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони? О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его  настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание  мыслей Афони? Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что  стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от  общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще  улыбаться и гладить Афоню по голове). Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного  характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства. 7. Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока. Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание  выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня  задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал  ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою  мудрость понимания жизни. 8. Итог урока. Рефлексия. Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом  подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между  людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами,  5 которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами  рискнули благодаря такому чудесному рассказу. Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать  ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется  перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте  вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони. Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить  задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только  вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и  глубокие вопросы. 6

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему А. Платонов «Цветок на земле».(УМК Школа России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017