Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.
Оценка 4.7

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература +1
3 кл
01.04.2018
Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.
Публикация является частью публикации:
конспект и Рабочий лист к уроку.docx
ГБОУ лицей 144 Урок литературного чтения в 3 «Г» классе  Тема. Почему осень любима художниками и поэтами? Стихи Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева.                                            УМК «Школа 2100»                                                             Технология урока: проблемно­диалогическое   обучение                                                         Учебник. Литературное чтение 3 класс (часть 1)                                                            Авторы: Бунеев Р. Н, Бунеева Е. Н.                                                              Александрова Диана Николаевна,                                                     учитель начальных классов                                                       ГБОУ лицей № 144 Калининского  района города Санкт­Петербурга 2015-2016 Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классе  Учитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов  ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт­Петербурга Класс Тема Цель 3  Почему осень  любима  художниками и  поэтами? Стихи  Константина  Бальмонта и  Фёдора  Тютчева. Помочь учащимся  осознать  ценность и  красоту осени с  помощью   художественных  средств  выразительности  поэтической речи. работая с  художественным  словом.  Научить видеть в  этом времени года  источник  поэтического  вдохновения,  почувствовать в  поэтическом  пейзаже не только  картину природы, но и восприятие этой  природы человеком. Содержательные  линии ­ повторение  стихотворений А. С. Пушкина; ­ представление  основных  художественных  средств  выразительности  поэтической речи:  эпитет, сравнение,  метафора,  олицетворение ­ и  нахождение их  в  лирическом  произведении; ­ практическое  применение знаний в  процессе  осуществления  познавательной  деятельности. Планируемые  результаты Предметные ­  продолжить  формирование умений  анализировать  художественный текст ( лирическое  произведение). Метапредметные –  развивать навыки  эмоционального чтения, чуткость к  поэтическому слову;  выдвигать гипотезы,  ставить цель. Личностные – подвести  учащихся к пониманию  ценности русской  природы; воспитывать у учащихся чувство  гордости за свою  Родину, воспитывать  стремление  высказывать  собственное мнение и  тактично отстаивать  свою точку зрения Презентационный лист № 2  по предмету Литературное чтение в з классе  Тема урока: Почему осень любима художниками, поэтами и писателями?  К. Бальмонт и Ф. Тютчев. Стихи. Содержание Методы и приёмы Деятельность учителя Приветствие.  Стимулирование творческой активности. Деятельность учащихся Настрой на успешную работу.  Здоровьесберегающий аспект Создание благоприятного микроклимата, снятие эмоционального напряжения. Вовлечение детей в Учащиеся Планирование своей 8 мин Время 1 мин Подведение итогов Предлагает закончить предложения. Заканчивают предложенные учителем фразы                                                                   Организационный момент Постановка проблемы и выдвижение гипотез Открытие нового знания Активное усвоение нового материала. проблемный диалог. Коррекция в формулировании цели урока. Определяет этапы анализа стихотворения. Знакомит с художественными средствами выразительности. Корректирует ответы учащихся. Закрепление и проверка понимания учебного материала Организует сравнительный анализ картин и лирического произведения. определяют для себя  проблему. Выдвигают гипотезы. Ставят для себя  цель урока. Анализируют стихотворение. Находят в стихотворении изобразительно­ выразительные средства языка. Выполняют задание, анализируя картины Известных художников. деятельности. 7 мин Стимулирование мотивации через нестандартные приёмы работы на уроке чтения. Динамическая пауза. 15 мин 7 мин 2 мин Смена  видов деятельности. Создание благоприятных условий для воздействия на эмоционально­ чувственную сферу ребёнка. Работа в парах. Создание ситуации успеха в процессе оценивания собственной деятельности. Ход урока. I. Организационный момент (Создание психологического настроя). Смолкли звуки в коридоре, Нам урок  пора начать. Литературы волшебные струны Будут для Вас лишь сегодня звучать. Сегодня вам на уроке предстоит быть не просто читателями, а внимательными,  думающими исследователями. А вот и первое задание для исследования. II. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез.   4  пары детей работают индивидуально, составляют предложения из слов, которые  разметал холодный ветер (  1 пара: «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! – признался Уильям  Каллен Брайант. 2 пара:  «Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок!»  ­ восклицал  Альберт Камю. 3 пара: « И с каждой осенью я расцветаю вновь!»   ­ сообщал  А.С. Пушкин. 4 пара собирает пазл.    В осени  есть всё:  красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие. Остальные, внимание на экран: ­ Что за изображение перед Вами?  Пейзаж. ­ Какое впечатление от картины? Почему? Подберите к картине прилагательные. Запишите их.  Прочтите, какие слова выбраны  вами? Грустная, тоскливая, дождливая, тёмная. ­ А теперь картина, которую сложили ребята.  ­ Какое настроение на ощупь от неё?   (У меня оно мягкое, нежное. А я его  представила пушистым, гладким на ощупь.) ­  Как назовём картину?  И. Левитан «Золотая осень» ­ Какие картины природы, образы рождает стихотворение у вас?   ­ Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе  представляете. Если нет, то объясните почему.  ­ Какое настроение вызвали у вас стихи? ( Радостное, весёлое, я почувствовал  утреннюю прохладу, услышал тихий шорох сена.)  ­ Закройте глаза и представьте образ и цвет, соответствующий вашему настроению.  Опишите Ваши представления.   Какое противоречие между вашими прилагательными и словами поэта? Почему поэты и художники   любят разную природу. А ребята, которые работали самостоятельно, прочтут, что у них получилось. Американский поэт, журналист и редактор газеты «New York Post» говорит об осени… ( «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года!») Французский писатель и философ Альберт Камю об осени. А великий поэт Золотого века русской литературы восклицал: … В их фразах  красиво оформлена одна мысль. Какая, вы  понимаете?  Вот и сформулировали тему урока: Почему осень любима художниками, поэтами и  писателями?  Выдвижение гипотез: ­ А кто может ответить на этот вопрос? ( 1.  Я думаю, потому что внутренний мир у великих людей ни такой, как у нас.    2.  …) III. Проверка Д/з.       Я знаю, что Вы дома учили стихотворения об осени А. С. Пушкина, он тоже о любви к этому времени года.  IV.  Открытие нового. Учитель. ­ Волшебные струны литературы вам подарили  прекрасные ощущения.  Я   думаю, что  они ещё вам помогут открыть новые чувства. Самостоятельно прочтите  стихотворения  «Есть в осени первоначальной » . ­ В чем же  видит поэт  ее необычность осени? (Природа не выставляет свою красоту напоказ,  ее красота скрыта, спрятана) ­Чем заворожило вас стихотворение?( Неброскими красками, я их увидел нежными,  слегка размытыми.  Я услышала тихий шелест листьев и тихое утро,  без заливистого  пения соловушки.) ­ У кого появилось желание послушать как звучит  стихотворение под музыку?   Чтение учителем под музыку Э. Грига «Утро» ( «Пергюнт») ­Кто узнал музыку? Это Эдвард Григ. ­Что­нибудь знаете о нём? Это норвежский композитор. А прочитанное стихотворение написано Н. Рыленковым.      Поэт Н. Рыленков  родился в самом центре России в Смоленской области, в деревне  Алексеевка. Тут река, и поле, и лес с их таинственной молчаливой жизнью, тут школа,  где деревенскому мальчику впервые открывается власть поэтического слова.    А как же так, ребята, Н. Рыленков – наш поэт, Э. Григ жил в Норвегии, а  стихотворение так созвучно с музыкой? И в музыке и в стихах мы слышим одно ­ любовь к родному краю.                ­ А у  кого появилось желание самому прочитать стихотворение? Мы это    вскоре сделаем.  Анализ стихотворения. Учитель. ­ Какой образ природы создаёт автор? Докажите словами  текста. Учитель. ­ Как вы считаете, почему для автора дорог  этот образ? ( Он любит такую  природу. Возможно, это его малая родина. Я думаю, что он возвратился в родные края  после странствий, и его поразила эта «тихая»   красота. ­Что значит беглый взор? Как понимаете строчки « и всё ускользает от беглого взора».  ( Не на чем остановить взор, задержать его, так как, всё неприметно. ­ А как это объясняет автор?  Прочитайте. (Здесь мало увидеть… Учитель. ­ Почему нужно всматриваться, чтобы понять красоту природы? (Такая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека, а постепенно  наполняет душу.)  ­ Какое чувство рождает эта красота в душе поэта? (любовь)  ­ Какое слово усиливает это чувство? Подберите синонимы. (Ясная, понятная,  объяснимая) ­ Какой добрый совет даёт вам поэт? (Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.) Учитель. ­ Какие созвучья  наполняли вашу душу при чтении? (Меня впечатлили:   шелест листьев и звон ручейка.  А я вспомнил скрип снега солнечным днём и  потрескивание на морозе .)                   веток берёзки. Вывод. Значит,  вместе со звуками в душе поэт ощущает и новые                                        чувства.  ­ Как автор говорит о мощном потоке чувств?             ­ Здесь мало увидеть,               Здесь нужно всмотреться,               Чтоб ясной любовью               Наполнилось сердце.               Здесь мало услышать,               Здесь вслушаться нужно,               Чтоб в душу созвучья               Нахлынули дружно. ­ Ребята, какие слова использует автор, чтобы помочь нам испытать глубокие чувства к красоте родной природы. ( Глаголы:  Увидеть – всмотреться.  Услышать – вслушаться.) ­ Зачем одни и те же глаголы дважды?   Вывод: Чтобы понять всю  прелесть нужно внимательно всматриваться и вслушиваться. Только когда ты узнаешь всё, любовь станет наиболее сильна. ­ Свою любовь поэты доносят до нас, используя множество средств выразительности  речи.  А как называется такой приём в литературе, где неживое наделяют качествами живых?  Найдите олицетворение и подчеркните синим карандашом. (Застенчивая). ­ Что значит «застенчивая»? Подберите синонимы. ( Стеснительная, скромная,  спокойная, нехвастливая) ­Теперь давайте познакомимся ещё с одним очень важным литературным приёмом. Как  называется приём, который помогает описать предмет, даь ему яркое красочное  определение. ( Эпитет). Найдите эпитеты. Подчеркните зеленым карандашом.          ­ Кто догадается, как называется приём, где один предмет сравнивается с другим,  посредствам слов: как, будто, словно, похож… ­А сравнения есть в стихотворении? ( Нет) ­ Сравнений мы не найдём, но есть частный случай, скрытое сравнение метафора . Метафора – это  перенесение свойств одного предмета на другой на основании  их  сходства.( костёр рябины красной, развеселилось эхо)  Найдите метафоры.        ( ускользает от взора, сердце наполнилось, созвучья нахлынули, воды отразили).  Подчеркните красным цветом.   Зачем они в стихотворении.? Вывод: Дополните фразу:   Метафоры, эпитеты, олицетворения нужны для…. Расставьте интонационные паузы.  Прочтите стихотворения, учитывая всё сказанное . VI. Закрепление                                                                               ­ Что же нужно человеку чтобы понять прелесть русской природы? (Человек должен уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь  подмечать красоту в неброских красках.) ­ Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке? ( Они о  неброской красоте  русской природы, о нашей Родине.) Учитель.­ А как вы понимаете  выражение «малая родина»? Дети.­ Это место, где родился человек, провёл своё детство, куда ему всегда хочется  вернуться. Кто из поэтов, прозвучавших на уроке, мог написать строки , прозвучавшие в начале  урока? ( Н. Рыленков) Учитель: А сейчас мы побываем в картинной галерее . У Вас в учебнике  в  представлена картина Иссака Левитана «Весна…» Продолжите, кто нашёл?   « Весна. Большая вода». Какое впечатление. Расскажите. Какая связь между  стихотворением Н. Рыленкова и картиной. Найдите строки. Парная работа  Теперь  посмотрим, как Марк Шагал изображает уголки родной природы своей малой  родины. Рассмотрим картину «Окно на даче». Обсудите в парах. ­ Можно ли питать нежные чувства к подобному дачному уголку? ( Я считаю, что можно.  Я очень люблю бывать на нашей даче в любое время года.)  ­Рассмотрим картину «Окно на даче».  Много ли места занимает на картине  изображение окна? ( Практически всё.)   ­ Что вы видите за окном? (Я вижу берёзки с нежной зелёной листвой, молодую  сочную траву, цветы на поляне.)  ­ Нравиться вам пейзаж?  Чем? (Меня привлекают в этом пейзаже сочные зелёные  краски, нежная белизна стволов берёз, разные оттенки цветов.)  ­ Как вы думаете, почему художник пишет летний пейзаж сквозь переплёт оконной  рамы? (Цель художника: изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно это как  прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнату от чудес, которые  разворачиваются за ним.) ­ Что можно рассказать о размере комнаты? ( Она маленькая, тесная по сравнению с  лесным пространством за окном.  Чтобы показать такое ощущение, художник  выстраивает предметы в ряд. Даже мужская и женская головы словно поставлены одна  на другую. ) ­ Что вам напоминают лица? ( Театральные маски. Люди, словно застыли, очарованные  красотой пейзажа за окном. Это напоминает мне спектакль, который разыгрывает  природа для человека. Занавеска, будто поднятый театральный занавес. Найдите строки из стихотворения Н. Рыленкова, которые могут описать картину. IV. Домашнее задание. 1. По желанию выучить стихотворение наизусть. 2. В память о нашем уроке и чтобы продолжить исследование, я предлагаю вам  выполнить интересное задание, а уровень сложности выбирайте  сами.Кроссворд( разноуровневый).  V   .  Рефлексия    ­Чем же с вами  хотели поделиться авторы произведений, прозвучавших на уроке?    ­ Что мы унесём с собой после сегодняшнего урока? Продолжите фразы: Мне было приятно вспомнить …. Лишь сегодня я узнал … Теперь я  буду  … А мне вдруг захотелось …             А мне не захотелось, заканчивая наши исследования, чтобы вы попробовали написать  синквейн, который станет итогом урока. 1­ Сущ. 2­ 2 прил. 3­ 4 глагола 4­ Фраза 5­ Ключевое слово Природа. Милая и родная. Ты завораживаешь, удивляешь, ослепляешь и вдохновляешь.  Ты каждый день разная. Люблю!!! VI . Подведение итогов. «Осень – последн яя, самая восхитит ельная улыбка года! – сказал Уильям Каллен Брайант. Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок. (Альбер т Камю) И с каждой осенью я расцвет аю вновь. (А.С. Пушкин)

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.

Такая разная осень. Стихи Ф. Тютчева, А. Фета.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018