Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
29.03.2017
Конспект содержит поэтапное описание урока.Цели урока и образовательные задачи.Также в конспекте можно найти вопросы учителя и примерные ответы учеников.Урок построен на исследовании образа лягушки.В ходе подготовки к уроку учащиеся должны создать краткосрочные проекты по темам: "Образ лягушки в мифах и легендах", "Куда могла путешествовать лягушка?"
Лягушка - путешественница.docx
Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке В. М.
Гаршина «Лягушка – путешественница».
Цель урока: формировать представление учащихся об
особенностях жанра литературной сказки о животных
Задачи
:
обучающие учить давать характеристику герою сказки,
развивающие развитие творческих способностей, связной
речи, памяти;
воспитательные содействовать воспитанию нравственных качеств:
находчивости сообразительности, смелости,
правдивости.
Тип урока урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, в парах
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация,
индивидуальные карточки для теста, картинки утки и лягушки, конверты с
индивидуальным заданием.
«Вы талантливые, дети! Когданибудь вы сами поразитесь какие вы УМНЫЕ,
как хорошо умеете РАБОТАТЬ, если вы будете постоянно перед собой
ставить новые ЦЕЛИ, стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)Тогда у
вас будет всё хорошо.
Ну что, приступим за работу. Работать будем в группах.
На уроках литературного чтения нам нужно много читать, но не просто
читать, а с выражением, чётко, чтобы всем было понятно.
У вас на партах есть скороговорки. Итак, лото скороговорок. Я даю вам
время, чтобы вы отработали чтение скороговорок. Начали. Достаточно. Какое у нас сегодня число?
13.
У кого № 13? Звук К….
А следующие строки давайте прочтём по – японски.
Лягушка сидит, зеленеет от горя.
Ещё бы ни разу не видела моря!
Не случайно эти строки описывают нам лягушку.
Итак, какому произведению мы посвятим урок?
(Лягушка – путешественница)
Знакомо ли вам это произведение?
Тогда, выберите наиболее подходящую цель сегодняшнего урока. (обобщить
знания)
К какому жанру в литературе относится это произведение, почему? Это
народная или авторская сказка?
Назовите автора произведения. (Всеволод Гаршин)
Давайте вспомним факты из его биографии?
Гаршин Всеволод Михайлович. Родился в Екатеринославской губернии
(ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на
его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и
характер. Его мать бросила семью. До 1864 г. он жил с отцом, затем
мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин
поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали
его больше, чем наука. После того, как Россия объявила войну Турции;
Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую
армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был
ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях
Гаршин участия уже не принимал. «Лягушка – путешественница»
последнее произведение автора. Ему было 32 года. Назовите действующих лиц. (утки и лягушки)
У нас в классе образовались группа учёных, которые решили провести
исследования этого произведения.
Первая группа работала над вопросом. Почему именно лягушка стала героем
произведения Гаршина?
Объект нашего исследования лягушка. Предмет исследования: образ
лягушки в мифах и легендах.
Несмотря на не очень красивый внешний вид, образ лягушки запечатлен во
многих произведениях.
Нам было очень интересно узнать, почему Всеволод Михайлович Гаршин героем
своей сказки выбрал именно лягушку. И не только этот автор, но и в русской
народной сказке лягушкацаревна?
Главный герой, лягушка, является персонажем, широко представленным в мифах
и легендах многих народов.
По представлениям жителей Вологодской и Архангельской губерний, все
лягушки – обращенные некогда люди. Согласно поверьям, лягушка – лунное
животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает
обновление жизни. Поэтому и героиня нашего произведения – лягушка.
Ребята, а наша лягушка какая?
Давайте попробуем составить её визуальный портрет. Найдите в тексте её
описание, перечислите все факты о её жизни.
Какой мы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
И раз мы с вами описываем лягушку. Давайте послушаем представителя 2 группы учёных.
Мы выдвинули гипотезу, что герой сказки В.М. Гаршина могла жить на
болотах Ростовской области.
У нас в области всего 6 видов лягушек.
По описанию подходит остромордая лягушка. Вопервых, это единственная лягушка, которая действительно живет на болоте,
остальные в пруду, озерах.
Во вторых, остромордые лягушки поднимаются до высоты 800 м над уровнем
моря.
Следовательно, эти лягушки не боятся высоты и при удобном случае вполне
полетали бы.
Гипотеза, что герой сказки Гаршина могла жить на болотах Ростовской области,
подтвердилась.
о чём думала лягушка, сидя на сучке коряги? («Ах, какая сегодня прекрасная
мокрая погода»)
кого однажды лягушка увидела на болоте? (Лягушка увидела уток)
Куда летели утки? (утки летели на юг)
Что интересного утки рассказали лягушке про юг? Чтение в лицах диалога уток и
лягушки.
Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? (решила полететь с
ними «Возьмите меня с собой»)
Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? (она
предложила двум уткам взять в клювы прутики, а она прицепилась за него)
Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась
головой и спинкой вперед, а брюшком назад)
Ребята, давайте подумаем из каких частей мог бы состоять наш текст?
Вспомните композицию сказки.
У вас на толах лежат конверты с пазлами, давайте их соберём и воспроизведём
композицию сказки на доске.
Лягушка Гаршина отправилась на юг. Третья группа попробовала отследить все
возможные маршруты лягушки.
Я выдвинула гипотезу, что лягушка могла бы отправиться в Индию.
Индия – государство, расположенное на материке Евразия, омывается водами
Индийского океана. В долинах рек Инд и Ганг плодородные почвы. Большая
часть населения занята в сельском хозяйстве, выращивает рис. Вода имеет
важное значение, урожай зависит от дождей, которые выпадают с мая по ноябрь. Холода не бывает. В лесах много насекомых. Считаю, что такие условия – много
тепла и мошек, понравились бы лягушке.
Предположим, что она долетела до Африки.
(На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) .
Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь
протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка –
самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В
Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша
лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой –
голиаф, которая весит 3 кг, её длина 25 см. Это очень редкая лягушка.
Я отправляю лягушку к нашим соседям, в Китай.
Китай – омывается морями и водами Тихого океана. Климат влажный, почвы
плодородны. На востоке страны протекают реки Янцзы и Хуанхэ. Люди
выращивают рис, а значит много участков, занятых водой. Там много насекомых,
которыми питаются лягушки. В восточном Китае климат такой же, как на Урале,
а значит – холодная зима. Я не советовал бы лягушке лететь в восточный Китай.
Физминутка
И вот …наша лягушка полетела.
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Наслаждалась лягушка
полётом или нет?
(захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако
скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор
жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством "Нужно было иметь
присутствие духа, и она его имела.)
Как автор относится к нашей героине?.
Автор любит её, он ею восхищается, она ему нравится
Найдите доказательства в тексте.
Доказательством являются слова:
«наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась, пришла
в восторг
Как относятся утки в лягушке? (они восторгаются её умом «Её ум привёл
уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её, хвалят её: «удивительно умная голова наша лягушка, даже между утками мало таких
найдётся)
как лягушка относится сама к себе? (она радуется и гордится «Она смотрела
назад и немного вверх, но коечто всётаки видела и радовалась и гордилась:
Вот как я превосходно придумала)
Как вы относитесь к лягушке? Почему?
Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки?
(находчивость, сообразительность, жизнерадостная, любопытная)
А куда долетела наша лягушка?
-Давайте найдём описание падения лягушки?
-С каким чувством автор описывает падение лягушки?
Чтение абзаца " И с эти криком она полетела вверх тормашками:: и
бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни". (Чувствуется в словах автора
лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела
и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
А что такое ирония. Давайте обратимся к словарю.
ИРОНИЯ тонкая, скрытая насмешка.
У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам
понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Вот эти словосочетания.
Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх
тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками,
быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье
достоинство, болталась таким образом целый день.
Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала
утки, потом люди? Чтение отрывка "Смотрите, смотрите!... до : Это я! Я!
(лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)
Разделите качества на положительные отрицательные
За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
Что же такое хвастовство? Где мы можем посмотреть значение этого слова? Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из
создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей,
рассказчицей, но хвастаться не перестала).
Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию,
вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки. Вот такой
неоднозначный портрет у нас получился.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из сказки. Это её окончание. Найдите
разницу печатного текста и мультфильма.
Какой совет вы дали бы нашей героине?
Я сегодня на уроке узнал _____________________
Самым интересным на уроке было ________________________
где вы можете применить полученные знания?
(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не
зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя,
добиваться успехов).
Письмо лягушке – путешественнице.
Домашнее задание
Приветствие. Здравствуй лягушка – путешественница…
Цель. Пишу тебе, что бы дать пару советов ...
Пожелание, совет. Хочу пожелать тебе …
2. Письмо автору М.В. Гаршину.
Приветствие. Здравствуй автор.
Цель. Пишу поблагодарить вас за сказку …
3. Письмо читателю.
Приветствие. Здравствуй дорогой читатель…
Цель. Пишу поделиться своим мнением о прочитанной сказке …
Пожелание. Очень хочется надеяться, что и ты прочитав эту сказку …
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Конспект открытого урока "Образ главного героя в сказке В. М. Гаршина "Лягушка путешественница""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.