ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Дилара Ахмедова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс
Файл:

Урок литературы Произведения о Великой Отечественной войне -.doc - Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс


Все файлы публикации > Урок литературы Произведения о Велико....doc
Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс

Урок № 45.
Тема: Произведения о Великой Отечественной войне.
Цель: Обучающая: Познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические
сведения о поэтах К. М. Симонове, Д. С. Самойлове.
Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного
произведения; интерес к прошлому нашей страны.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой
Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.
Оборудование: учебник, портреты писателей, фонохрестоматия, презентация, аудиозапись
песни «Священная война».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя­
фронтовика – тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская
землянка, блиндаж. Особый подъём пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в
высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления,
владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными
песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
2. Беседа с классом.
­ Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
­ Для чего нужна в тяжёлое время для страны, людей музыка?
­ Какие песни о войне вам знакомы?
Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда
слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием
Лебедевым ­Кумачем и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это
песня­воин, песня­полководец”. Её слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня
после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на
Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
3. Звучит отрывок из песни «Священная война».
4. Работа с учебником. Поэт К. М. Симонов (с. 52­53).
Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин
Михайлович Симонов. Он являлся военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная
звезда».
5. Прослушивание песни «Жди меня».
6. Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
­ К кому обращается поэт в этом стихотворении? (Верно, Симонов обращается к своему другу,
писателю А. Суркову.)
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.
Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова на
слова поэта А. Суркова “Бьётся в тесной печурке огонь”.

Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс

Алексей Сурков говорил о своей песне: “Уже с первых дней войны мы почувствовали, что
солдатское сердце ждёт и ищет не только лозунга и призыва, но и тёплого лирического слова. А
родилась эта песня случайно. Это были шестнадцать “домашних” строк из письма к жене.
Написал я их в конце ноября после страшного сражения под Истрой, когда пришлось мне вместе
с полком пробираться ночью из окружения. А спустя время пришёл в нашу фронтовую редакцию
композитор Константин Листов и стал пересматривать листовки, прочитав стихотворение,
отложил его в сторону”.
Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая,
немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти
нелегко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.
7. Слово учителя о Д. С. Самойлове.
И сегодня мне хотелось бы познакомить вас ещё с одним замечательным поэтом фронтового
поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. Как и многие его сверстники, он со
студенческой скамьи ушёл на фронт.
8. Звучит стихотворение «Сороковые».
9. Анализ стихотворения.
­ Каким настроением пронизано стихотворение? (Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это
позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с
грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор,
беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с
жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..)
­ Какие эпитеты использует поэт для описания 1940­х годов? (Сороковые, роковые – они
выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые –
эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые).
­ С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший, пройдя все
испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность,
готовность в любой ситуации радоваться жизни).
10. Слово учителя.
Прошла война, прошли года,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошло 70 лет после
этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живёт память о героях, давшим нам
возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты,
кинорежиссёры и драматурги в своём творчестве тему войны всё чаще ставят на первый план.
Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам
и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвящённому 9 МАЯ, пишем сочинения и
стихотворные произведения на эту тему.
11. Минута молчания.
VІ. Рефлексия. Подведение итога урока.
­ С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали?
­ Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке?
­ Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время?
­ Что вам интересно было сегодня узнать?
VІІ. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл