«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)
Оценка 4.6

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
18.01.2017
«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)
Данная разработка пригодится учителю литературы: Цель работы: • формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания; • воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.разработка урока
Урок литературы в 8.doc
Урок литературы в 8­м классе «Герои­ романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"» Цель:   формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;   развивать умение анализировать произведения художественной  литературы в единстве формы и содержания;   воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное  отношение к знаниям.  Тип урока: урок художественного восприятия. Ход урока I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.  Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и  психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. ­ Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.) Обратимся к эпиграфу. В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у  слова свобода несколько лексических значений. 1. Вообще ­ отсутствие, каких ­ нибудь ограничений, стеснений в чём ­  нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»  ­ Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной  нитью проходит тема свободы? ( Романтизм). ­ Действительно слово свобода начертано на знамени романтизма, потому что  для романтического героя она дороже всего.  ­ Почему? (Речь идет о внутренней свободе) ­ Давайте вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?  (XVIII в.  →  В.А.Жуковский) III. Усвоение новых знаний. Задача: применять различные способы активизации мыслительной  деятельности учащихся, включать их в поисковую работу. В записи звучит шум моря, учитель читает текст. С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую  мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных  кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые  листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла  осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг  слева ­ безграничную степь, справа ­ бесконечное море ­ Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и  символический. Каков традиционный символический смысл образа морской  стихии? → (Море  отсутствие зримых границ  свобода) → ­ Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме  особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о  людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните, романтический герой, как правило, не искал счастья, в этом мире,  противопоставлял реальный мир идеальному. Познакомимся с биографией  писателя, рассказ которого вы читали дома.  Биография Анализ текста. ­ Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев  этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар  Чудра ­ романтический герой? (Ответы учащихся). ­ Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем,  которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»? ­ Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку  профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко) ­ Назовите основные черты их характера.                                                            Лойко ­ свобода и независимость;                                                                             Радда ­ гордость ­ А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только  штрихи к портрету: Лойко ­ усы; Радда ­ скрипка). Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя ­ стремление к свободе. Но, в  отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра»  мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что  обращает внимание автор ­ это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту  описать нельзя, если только на скрипке сыграть. ­ Итак, вспомните фабулу рассказа ­ перед Лойко встала дилемма: свобода  или любовь? Как, по­вашему, что такое любовь? (Ответы детей). Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова. ЛЮБОВЬ ­ чувство самоотверженной и глубокой привязанности,  сердечного влечения. ­ А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА ­ это отсутствие каких­либо ограничений, стеснений. ­ Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и  свободой сильнее? Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее  подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок). Радда, дочь Данилы солдата. Говорят, красива я очень. И словами­то обо мне не скажешь. Может быть,  красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара  пленила. Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из  них усы себе бы сбрил ­ моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги,  захоти я того. Но что толку? Они и так не больно­то удалы, а я бы их всех  обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю­то, Лойко, я люблю  больше. А без него мне не жить, как и ему без меня ­ Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят.  Какой же выход они нашли? Монолог Лойко  ­ Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход  событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала») ­ А Лойко предчувствовал собственную смерть? ­ Что же отличает героев Горького от других романтических героев? Вывод: Неоромантический герой ­ стремится к активному восприятию  свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы  внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают  они ­ свободу. ­ Как, по­вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода? (Ученики пишут сочинение­миниатюру). Чтение нескольких сочинений. IV . Подведение итогов Задача: систематизировать новые для учащихся знания. ­ Что такое неоромантизм? ­ Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев  несовместимыми? ­ А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились  во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко  поравняться с гордой Радой».

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)

«Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»(литература - 8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017