Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)
Предмет : литература
Тема урока: « Капитанская дочка. История создания. Проблематика. »
Тип урока: урок новых знаний ( урок предполагает элементы исследовательской работы)
Продолжительность урока: 45 минут
Класс: 8
Технологии: мультимедийный проектор, 6 компьютеров, иллюстративный материал из сети ИНТЕРНЕТ
Целью работы на уроке вижу исследование пути рождения художественного произведения из материалов о бунте « Истории Пугачёва»
Перспективные задачи:
*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа
*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.
*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»
*рассмотреть двойственность власти в произведении
На уроке варьирую формами : элементы лекции сочетаю с исследовательской работой, использую средства ИКТ : мультимедийный проектор, что позволяет работать одинаково успешно как с аудиалами, так и с визуалами, для исследовательской работы использую компьютеры ( парная работа). Иллюстративный материал к уроку взят из сети ИНТЕРНЕТ, что позволяет сделать урок привлекательным.
Данный урок предполагает интеграцию ряда предметов: литературы, истории, изобразительного искусства, информатики. На уроке в ходе парной работы реализуется метод дифференциации ( один ученик волен зачитать изученный документ,другой- интерпретировать его либо проанализировать), это позволяет реализовать собственные знания и умения.
Итоговая тестовая работа по материалу урока, ключ к тесту и шкала оценивания способствуют развитию навыков самооценивания. Ребёнок способен увидеть степень личного продвижения, результат собственного труда на уроке.
Разрабатывая урок, учла требования САНПИНов, предусмотрены упражнения для снятия напряжения зрения, учтены требования к количеству работающих за компьютером.
На уроке предполагается освоить 32 слайда презентации, 10 заданий исследовательского характера.
Материалы к уроку.
Слайд 3 - перспективные задачи
*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа
*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.
*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»
*рассмотреть двойственность власти в произведении
Слайд 4
шаг1- исследование причин бунта Пугачёва на историческом материале
1 на рабочем столе компьютера откройте папку « Капитанская дочка»,
2 откройте документ №1 , прочтите и выполните задание
3 изложите содержание исторической справки о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва
Слайд 5
шаг2-исследование личности Пугачёва в истории
откройте документ 2
*изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших
*познакомьте присутствующих с материалами
Слайд 6 история создания романа «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвёртой книжке журнала « Современник»за 1836 год- итоговое произведение Пушкина
Слайд 7
Слайд 10
Слайд 12
Слайд13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 23
Слайд 24
Слайд25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 32
Гр.1
Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.
Главной причиной восстания стал произвол помещиков. Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Помещик лишь не мог убить своего крепостного . Но это не помешало , например, помещице Московского уезда Салтыковой ( прозванной «Салтычихой») замучить до 100 своих крепостных.
Гр.2
Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.
Помещик мог по своему усмотрению ссылать крестьян за малейшую провинность и непокорность или отдать в рекруты, или продать крепостного и членов его семьи. Крестьян проигрывали в карты и обменивали на собак.
Гр.3
Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.
Тяжёлым было положение рабочих людей на мануфактурах. Они многие месяцы жили в отрыве от своих семей, работали по 12-15 часов в сутки. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель рабочих.
Гр.4
Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.
Людьми « второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.Вся вторая половина 18 века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством в Поволжье и Приуралье.
Гр.5
Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.
После разгрома восстания К. Булавина на Дону было ликвидировано казачье самоуправление. Всё это вызвало постоянные выступления в различных губерниях и уездах Российской империи. В 1773 году многочисленные выступления переросли в самую крупную в истории России народную войну-«пугачёвщину»
1гр
Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.
Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность, изложите требования восставших .
Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 1740-х годов на Родине Степана Разина- в станице Зимовейской на Дону. В годы Семилетней и русско-турецкой войн храбро сражался с противниками. За успехи в службе получил чин хорунжего.
2гр
Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.
Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.
В 1771 году Емельян Пугачёв дезертировал из армии, приговорён к ссылке в Сибирь и вновь бежал. В августе 1773 года Пугачёв направился за реку Яик и объявил себя « чудесно воскресшим» императором Петром III.Вскоре ему удалось поднять на мятеж яицких казаков.
3гр
Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.
Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.
«Царь Пётр Фёдорович»- Пугачёв привлекал казаков тем, что был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными способностями. Пугачёв рассылал « прелестные» грамоты, в которых обещал сделать всех участников движения свободными казаками , пожаловать их землёй, освободить от рекрутской обязанности, высоких податей, казнить помещиков.
4 гр.
Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.
Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.
Пугачёв рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол, став своим - мужицким царём. Такая программа привлекала на его сторону массу сторонников. К яицким казакам примкнули крестьяне, работные люди, татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усилившейся тирании помещиковских властей.
5 гр.
Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.
Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.
Выступление началось 17 сентября 1773 года выступлением Пугачёва перед казаками. В войско Пугачёва вливались с каждым днём всё новые и новые силы. Крепость за крепостью покорялись Пугачёву в течение первых недель фактически без сопротивления.
1 гр.
Поработайте с архивными материалами, выясните, как А.С. Пушкин добывал фактологический материал к своему произведению.
В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к различным лицам с просьбой сообщать ему всё, что известно о Пугачёве, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда-то развёртывалось Пугачёвское восстание.
2гр.
Познакомьтесь с письмом Александра Пушкина к жене.
(Из письма А.С Пушкина Н.Н. Гончаровой 8 сентября 1833 года)
Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя ( Пугачёва); объезжал окрестности города , осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.
3гр.
Ознакомьтесь с воспоминаниями Н. Кайдалова
«Осенью 1833 года приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачёвском бунте и пожелал посетить Берду… Мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачёва…
По входе в комнату Пушкин подсел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка , современница Пугачёва , много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил …стариков и старух, которым роздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург».
4гр.
Ознакомьтесь с замечаниями Пушкина о бунте
Уральские казаки ( особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. « Грех сказать ,- говорила мне 80-тилетняя казачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».-« Расскажи мне, -говорил я Д. Пьянову , - как Пугачёв был у тебя посажённым отцом?»- « Он для тебя Пугачёв, - отвечал мне сердито старик, - а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович»
5.гр
Познакомьтесь с поэтическими строками Пушкина , написанными по итогам сбора материалов к роману:
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари:
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари…
Зачитайте замечания Пушкина о бунте
5 гр.
Из главы «Вожатый»
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
Из главы « Приступ»
Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.
Из главы « Незваный гость»
Необыкновенная картина мне представилась: за столом , накрытой скатертью и уставленным штофами и стаканами, Пугачёв и человек 10 казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках , разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его , правильные и довольно приятные , не изъявляли ничего свирепого.
Из главы « Незваный гость»
Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворною весёлостию , что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
Из главы « Мятежная слобода»
Я вошёл в избу ,или во дворец, как его называли мужики…
Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…
Пугачёв привёл меня в себя своим вопросом:
- Говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга?
- Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.
Глаза Пугачёва засверкали:
-Кто из моих людей смеет обижать сироту? - закричал он. -Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт.
Задание № 6 документ-6
Прочтите отрывки из романа, касающиеся обличения власти : жестокости, издевательств.
А) Екатерины II
Б ) Пугачёва
Сделайте вывод - в чём ошибки власти?
Схвачен был башкирец с возмутительными листами ( пугачёвским посланием к солдатам -приглашением вступить на его сторону).
…Пытка в старину была так укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ , уничтожавший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения.
…Башкирец с трудом шагнул через порог ( он был в колодке) и , сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос, он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём.
- Эхе!- сказал комендант, - да ты видно побывал в наших капканах…Говори, кто тебя подослал?
Башкирец молчал. Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного выразило беспокойство. Он оглядывался по сторонам, как зверёк, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и , положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а другой взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.
Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладе очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали накануне люди капитана. Он держал в руке верёвку, и через минуту я увидел бедного Ивана Кузмича, вздёрнутого на воздух….
Василиса Егоровна, увидев на виселице своего мужа, закричала: - Злодеи! -Что это вы с ним сделали?
-Унять старую ведьму! - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблей по голове , и она упала мёртвая на ступеньки крыльца.
Задание 7- документ7
Рассмотрите помилования влюблённых
А) к Пугачёвым
Б) к Екатериной II
Как это их характеризует ?
Пугачёв- Гринёву:
« Ин быть по-твоему сказал он- Казнить так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу ; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Императрица- Маше Мироновой:
« Я рада, что могла сдержать вам моё слово и исполнить вашу просьбу. Я убеждена в невинности вашего жениха…Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние»
Задание № 8-документ-8
Прочтите высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучьте то, которое считаете близкое вам по духу.
Н.В. Гоголь: « Пушкин написал « Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей- всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её»
В.Г. Белинский : « капитанская дочка»- нечто вроде « Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.
М. Горький : « Как прозаик Пушкин написал исторический роман « Капитанская дочка» , где , с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян»
Ф. М. Достоевский : «Пугачёв у Пушкина отличается « зверством», а вместе беззаветным русским добродушием»
П.И. Чайковский : « У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем»
Марина Цветаева : « Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник, людоед , бес, «добрый молодец», серый волк всех сказок… и снов, но разбойник , людоед, серый волк- кого-то полюбивший, всех загубивший, одного- полюбивший, и этот один, в лице Гринёва- мы»
1 Произведение « Капитанская дочка» это:
а- художественное произведение на основе исторического материала
б- документальное произведение
в- художественное произведение
2 Произведение « Капитанская дочка» относится к творческому периоду:
а) лицейский
б) период 30 - х годов
в) период Южной ссылки
3 Произведение « Капитанская дочка» поднимает проблемы:
а) только исторические
б) только любовные
в) сплетение проблем исторических, любовных, бытовых
4Емельян Пугачёв в произведении :
а) несёт в себе черты как положительного, так и отрицательного героя
б) только положительный герой
в) только отрицательный герой
а)19 век
б)18 век
в)20 век
а) лирики
б) драмы
в) эпоса
3 зад |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вар.отв. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 10 Домашнее задание
Выбрать материал о Маше Мироновой и Петре Гринёве
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.