конспект урока по литературе,,Капитанская дочка" 8 класс

  • Работа в классе
  • doc
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проведённый урок является продолжением изучения творчества А.С. Пушкина. Изучив лирику Пушкина, логичным является переход к прозаическим произведениям. Из прозаических произведений в 8 классе программой предусмотрено изучение романа « Капитанская дочка». Роман « Капитанская дочка» считаю целесообразным изучать как в разрезе художественного произведения, так и в разрезе произведения исторического. Считаю, что продуктивным изучение столь серьёзного произведения будет только тогда, когда ученики проникнутся всецело идеями автора, поймут, какие мысли и чувства овладевали им в период замысла, в продолжение работы. Известно, что произведение Пушкиным изначально задумывалось как документальное историческое произведение, но со временем писатель счёл необходимым создать художественное произведение на исторической основе.,,Капитанская дочка" 8 класс
Иконка файла материала Капитанская дочка. История создания. Проблематика.doc

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

 

Предмет : литература

Тема урока: « Капитанская дочка. История создания. Проблематика. »

Тип урока: урок новых знаний ( урок предполагает элементы исследовательской работы)

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 8

Технологии: мультимедийный проектор, 6 компьютеров, иллюстративный материал из сети ИНТЕРНЕТ

 Целью работы на уроке вижу исследование пути рождения художественного произведения из материалов о бунте « Истории Пугачёва»

               Перспективные задачи:

*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа

*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.

*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»

*рассмотреть двойственность власти в произведении

               На уроке варьирую формами : элементы лекции сочетаю с исследовательской работой, использую средства ИКТ : мультимедийный проектор, что позволяет работать одинаково успешно как с аудиалами, так и с визуалами, для исследовательской работы использую компьютеры ( парная работа). Иллюстративный материал к уроку взят из сети ИНТЕРНЕТ, что позволяет сделать урок привлекательным.

                Данный урок предполагает интеграцию ряда предметов: литературы, истории, изобразительного искусства, информатики. На уроке в ходе парной работы реализуется метод дифференциации ( один ученик волен зачитать изученный документ,другой- интерпретировать его либо проанализировать), это позволяет реализовать собственные знания и умения.

                 Итоговая тестовая работа по материалу урока, ключ к тесту и шкала оценивания  способствуют развитию навыков самооценивания. Ребёнок способен увидеть степень личного продвижения, результат собственного труда на уроке.

                  Разрабатывая урок, учла требования САНПИНов, предусмотрены упражнения для снятия напряжения зрения, учтены требования к количеству работающих за компьютером.

                  На уроке предполагается освоить 32 слайда презентации, 10 заданий исследовательского характера.

 

 

 

                                Материалы к уроку.

Слайд 1

 

Тема:  Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель : Рассмотреть как  из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва» , а затем и художественное произведение…

 

 Слайд 2                         Эпиграф

                                                              В « Капитанской дочке» А.С. Пушкина -

                                                               история  всей России 18 столетия

                                                                                                                   Д.С. Лихачёв

Слайд 3 - перспективные задачи

         

*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа

*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.

*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»

*рассмотреть двойственность власти в произведении

 

Слайд 4

 шаг1- исследование причин бунта Пугачёва на историческом материале

 1 на рабочем столе компьютера откройте папку « Капитанская дочка»,

 2 откройте документ №1 , прочтите и выполните задание

 3 изложите содержание исторической справки о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

 

Слайд 5

шаг2-исследование личности Пугачёва в истории

откройте документ 2

*изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших

*познакомьте присутствующих с материалами

 

Слайд 6 история создания романа «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвёртой книжке журнала  « Современник»за 1836 год- итоговое произведение Пушкина

 

 

 

Слайд 7

Из чего «вырастал» роман?

      « Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России.С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XYIII век: эпоха ПетраI ( шла работа над « Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-1774 гг. Из материалов о бунте сложилась « История Пугачёва» (документальное историческое произведение), написанная в Болдине осенью 1883 и опубликованная в 1834 под названием « История Пугачёвского бунта»( Изменено Николаем I)

       Слайд 8

От « Истории Пугачёвского бунта» к «Капитанской дочке»

А.С. Пушкин  осознавал, что перед ним задача -написать  историческое произведение, а история требует достоверности, фактологии.

Слайд 9

Шаг 3-исследование архивных документов о работе А.С Пушкина   над материалами восстания

Задание № 3- документ3

Выполните задания, указанные в документе

Слайд 10

Шаг 3-исследование архивных документов о работе А.С Пушкина   над материалами восстания

Задание № 3- документ3

Выполните задания, указанные в документе

 

Слайд 11

Рождение замысла романа
« Капитанская дочка»

Пушкин, пообщавшись с очевидцами пугачёвских событий, отчётливо понимал, что за хронологией, фактами стоят реальные человеческие судьбы. В ходе исследовательской работы Пушкин выявил, что не только низшие слои населения поддерживали «хорошего» царя-самозванца, но на сторону Пугачёва переходили дворяне, и не худшие.

Слайд 12

Первоначальный замысел романа

По первоначальному замыслу Пушкина,центральной фигурой в нём должен был стать дворянин, поручик Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему «со всеусердием» Сведения об этом дворянине Пушкин обнаружил в одном из пунктов официального юридического документа- « Сентенции» Сената ( там же говорилось и о подпоручике А.М. Гринёве, которого арестовали по подозрению « в сообщении со злодеями», но в ходе следствия признали невиновным).

Слайд13

От изучения материалов бунта к художественному замыслу…

Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришёл к выводу, что дворянство-единственное из всех сословий – осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина- отщепенца не могла послужить основой для широких художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя –одиночку, как Владимир Дубровский, « благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи в романе «Дубровский»1833года

Слайд 14

Неожиданные превращения

Пушкин нашёл нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачёва Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования-мемуарные записки героя, обращённые к внуку( « Любезный внук мой Петруша…»-так начинается черновой набросок вступления).Зимой 1834-35г. возник новый вариант произведения:в нём появились историко- бытовой материал и любовный сюжет. В 1835-36 годах менялись и сюжетные линии,и фамилии героев.

Слайд 15

Прообразы героев

Башарин-Валуев-Буланин- Гринёв

Шванвич-Швабрин

В конце сентября 1836 года роман получил название

« Капитанская дочка»

                                      

Слайд 16

« Капитанская дочка»-многоплановое произведение

Широта проблематики выводят «Капитанскую дочку» за пределы жанра исторического романа. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произведения.» Капитанская дочка»- это и семейная хроника Гринёвых (критик Страхов заметил: «Капитанская дочка»есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринёва, и роман-становление дворянского «недоросля», и роман-притча.

                                                

Слайд 17

Что важнее: Гринёв для событий или события для Гринёва?

В « Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик. Гринёв-свидетель и участник исторических событий. Эпоха, бунт,Пугачёв увидены глазами дворянина, присягнувшего императрице, верного своей присяге и долгу офицера.Крестьянское восстание для него- беззаконие, мятеж,

« пожар».Пугачёвцев он называет «шайкой»,«разбойниками», а самого Пугачёва- «самозванцем», «бродягой», «злодеем», «беглым казаком». Его понимание происходящего не меняется : и в юности, и в зрелые годы он осуждает «русский бунт»: « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Слайд  18

Герои произведения и бунт

Пугачёвщину расценивают как бунт не только дворяне.Крепостной крестьянин Савельич,священник отец Герасим и его жена Акулина Памфиловна тоже видят в пугачёвцах бунтовщиков и злодеев.

 

                                          

Слайд 19

Чьими устами глаголет истина?

« Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» Это высказывание Гринёва вызывает много споров. Некоторые исследователи находят в нём отражение точки зрения самого Пушкина..

                                  

Слайд 20

Подробнее о бунте…

Пугачёвский бунт показан в романе как национальная трагедия.Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить: свою обречённость понимает и сам Пугачёв.Не считают себя победителями и усмирители бунта ( « Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями»). В этой войне есть только побеждённые- русские люди, воюющие против таких же русских людей.

Слайд 21

Шаг 5- исследование образа Емельяна Пугачёва на материале романа Пушкина

Задание 5 – документ-5

На материале романа

« Капитанская дочка» охарактеризуйте Пугачёва, выделив цветом эпитеты, живописующие черты лица, выражение глаз.

Чьими глазами видится портрет Пугачёва?

                                              

 

Слайд 22

Народ и власть в романе…

Пушкин противопоставляет в романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Для него народ- не только Пугачёв с его «господами енаралами», «молодой казак», ударивший саблей по голове Василису Егоровну, изуродованный башкирец. Народ- это и капитан Миронов,и Маша, и попадья, и Савельич, и единственная крепостная в доме Мироновых- Палаша.

Слайд 23

Метаморфозы власти

Трагическая межа разводит героев романа именно тогда, когда они определяют своё отношение к власти. Екатерина II и Пугачёв- её символы.

(Портрет Пугачёва сделан на портрете Екатерины II- автор неизвестен)

 

Слайд 24

Шаг 6 – обличение власти 

Задание №6  Откройте документ -6

                               

Слайд25

Шаг 7- иное лицо власти
( помощь влюблённым)

Задание 7- документ7

Рассмотрите сцены помилования влюблённых:

А)  Пугачёвым

Б)  Екатериной II

Как это их (власть держащих)

     характеризует ?

                                

Слайд 26

Подвиг Пушкина- аргумент-1

Пушкин первым из литературоведов и историков увидел в Пугачёве выдающегося человека из народа. Не скрывая тёмных сторон казачье-крестьянского движения ( акты жестокости, разгул стихии), он с сочувствием изобразил простых людей.

Слайд 27

Аргумент-2

Пушкин показал, что жестокость восставших вызвана варварством и бессмысленной жестокостью царской администрации и , не одобряя насилия с той и с другой стороны, решительно осудил деятелей правительственного лагеря.

Слайд 28

Аргумент -3

В течение всего 19 века ни один писатель не поднялся на ту высоту в освещении исторической личности и её значения .

Величие подвига Пушкина станет особенно ясным , если вспомнить, что «Капитанская дочка» написана в страшнейших условиях николаевской России, в эпоху казней,ссылок, доносов, разгула цензуры, расправ с передовыми людьми.

Слайд 29

Шаг 8-Писатели о произведении
« Капитанская дочка»

Задание № 8-документ-8

Прочтите высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучьте то, которое считаете наиболее актуальным.

Слайд 30

Шаг 9- контроль

Задание 9-документ-9

Слайд 31

Ключ к тестовой работе

Задания 1 2 3 4 5 6

Ответ     а б в а  б в

 

Оценивание :

0     ошибок- «5»

1-2  ошибки- «4»

3-4  ошибки- «3»

5     ошибок- «2»

Слайд 32

Шаг 10- домашнее задание

Выбрать материал о Маше Мироновой и Петре Гринёве.

 

Приложение – материал для исследовательской работы.

Задание№1

Гр.1

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

                                       

Главной причиной восстания стал произвол помещиков. Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Помещик лишь не мог убить своего крепостного . Но это не помешало , например, помещице Московского уезда Салтыковой ( прозванной «Салтычихой») замучить до 100 своих крепостных.

 

Гр.2

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

 Помещик мог по своему усмотрению ссылать крестьян за малейшую провинность и непокорность  или отдать в рекруты, или продать крепостного и членов его семьи. Крестьян проигрывали в карты и обменивали на собак.

 

Гр.3

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

Тяжёлым было положение рабочих людей на мануфактурах. Они многие месяцы жили в отрыве от своих семей, работали по 12-15 часов в сутки. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель рабочих.

 

Гр.4

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

Людьми « второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.Вся вторая половина 18 века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством в Поволжье и Приуралье.

 

Гр.5

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

После разгрома восстания К. Булавина на Дону было ликвидировано казачье самоуправление. Всё это вызвало постоянные выступления в различных губерниях и уездах Российской империи. В 1773 году многочисленные выступления переросли в самую крупную в истории России народную войну-«пугачёвщину»

 

Задание № 2

 

1гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность, изложите требования восставших .

 

Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 1740-х годов на Родине Степана Разина- в станице Зимовейской на Дону. В годы Семилетней и русско-турецкой войн храбро сражался с противниками. За успехи в службе получил чин хорунжего.

2гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

В 1771 году Емельян Пугачёв дезертировал из армии, приговорён к ссылке в Сибирь и вновь бежал. В августе 1773 года Пугачёв направился за реку Яик и объявил себя « чудесно воскресшим» императором Петром III.Вскоре ему удалось поднять на мятеж яицких казаков.

3гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

«Царь Пётр Фёдорович»- Пугачёв  привлекал казаков тем, что был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными способностями. Пугачёв рассылал « прелестные» грамоты, в которых обещал сделать всех участников движения свободными казаками , пожаловать их землёй, освободить от рекрутской обязанности, высоких податей, казнить помещиков.

4 гр.

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

Пугачёв рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол, став своим - мужицким царём. Такая программа привлекала на его сторону массу сторонников. К яицким казакам примкнули крестьяне, работные люди, татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усилившейся тирании помещиковских властей.

5 гр.

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

 

Выступление началось 17 сентября 1773 года выступлением Пугачёва перед казаками. В войско Пугачёва вливались с каждым днём всё новые и новые силы. Крепость за крепостью покорялись Пугачёву в течение первых недель фактически без сопротивления.

 

 

Задание № 3

1 гр.

Поработайте с архивными материалами, выясните, как А.С. Пушкин добывал фактологический материал к своему произведению.

 

В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается  к различным лицам с просьбой сообщать ему всё, что известно о Пугачёве, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда-то развёртывалось Пугачёвское восстание.

2гр

Познакомьтесь с   письмом Александра Пушкина  к жене.

 

(Из письма А.С Пушкина Н.Н. Гончаровой 8 сентября 1833 года)

 

Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя ( Пугачёва); объезжал окрестности города , осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.

3гр.

Ознакомьтесь с  воспоминаниями  Н. Кайдалова

 

       «Осенью 1833 года приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачёвском бунте и пожелал посетить Берду…  Мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачёва…

       По входе в комнату Пушкин подсел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка , современница Пугачёва , много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил …стариков и старух, которым роздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург».

4гр.

Ознакомьтесь с  замечаниями  Пушкина о бунте

 

 Уральские казаки ( особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. « Грех сказать ,- говорила мне 80-тилетняя казачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».-« Расскажи мне, -говорил я Д. Пьянову , - как Пугачёв был у тебя посажённым отцом?»- « Он для тебя Пугачёв, - отвечал мне сердито  старик, - а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович»

5.гр 

 

Познакомьтесь с   поэтическими строками Пушкина , написанными по итогам сбора материалов к роману:

 

Металися смущённые народы;

И высились и падали цари:

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари…

 

  Задание4

1гр.    

 

Доложите …о начале работы Пушкина  с архивными материалами

 

     2гр  

 

Познакомьте с письмом А.С.Пушкина-Н.Н.Пушкиной.8 сентября 1833 года

 

3гр. 

 

Зачитайте воспоминания  Н.А. Кайдалова

 

4 гр

 

Зачитайте замечания Пушкина о бунте

5 гр.

 

 Познакомьте с поэтическим откликом Пушкина, написанным после сбора материалов к роману

 

Задание № 5

Откройте документ -5

Прочитайте отрывок из романа

« Капитанская дочка» охарактеризуйте Пугачёва, выделите цветом эпитеты, живописующие выражение лица.

Чьими глазами видится портрет Пугачёва?

 

Из главы «Вожатый»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.

 

Из главы « Приступ»

Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

 

 Из главы « Незваный гость»

Необыкновенная картина мне представилась: за столом , накрытой скатертью и уставленным штофами и стаканами, Пугачёв и человек 10 казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках , разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его , правильные и довольно приятные , не изъявляли ничего свирепого.

 

Из главы « Незваный гость»

Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворною весёлостию , что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.

 

Из главы « Мятежная слобода»

 Я вошёл в избу ,или во дворец, как его называли мужики…

Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…

Пугачёв привёл меня в себя своим вопросом:

-          Говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга?

-          Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

Глаза Пугачёва засверкали:

-Кто из моих людей смеет обижать сироту? - закричал он. -Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт.

 

Задание № 6 документ-6

Прочтите отрывки из романа, касающиеся обличения власти : жестокости, издевательств.

А) Екатерины II

Б ) Пугачёва

Сделайте вывод - в чём ошибки власти?

                    

Схвачен был башкирец с возмутительными листами ( пугачёвским посланием к солдатам -приглашением вступить на его сторону).

…Пытка в старину была так укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ , уничтожавший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения.

…Башкирец с трудом шагнул через порог ( он был в колодке) и , сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос, он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём.

-          Эхе!- сказал комендант, - да ты видно побывал в наших капканах…Говори, кто тебя подослал?

Башкирец молчал. Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного выразило беспокойство. Он оглядывался по сторонам, как зверёк, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и , положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а другой взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

 

Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладе очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали накануне люди капитана. Он держал в руке верёвку, и через минуту я увидел бедного Ивана Кузмича, вздёрнутого на воздух….

Василиса Егоровна, увидев на виселице своего мужа, закричала: - Злодеи! -Что это вы с ним сделали?

-Унять старую ведьму! - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблей по голове , и она упала мёртвая на ступеньки крыльца.

 

Задание 7- документ7

Рассмотрите помилования  влюблённых

А) к Пугачёвым

Б) к Екатериной II

 

Как это их характеризует ?

 

Пугачёв- Гринёву:

« Ин быть по-твоему сказал он- Казнить так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу ; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

 

Императрица- Маше Мироновой:

« Я рада, что могла сдержать вам моё слово и исполнить вашу просьбу. Я убеждена в невинности вашего жениха…Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние»

 

 

 

 

Задание № 8-документ-8

Прочтите высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучьте то, которое считаете близкое вам по духу.

 

Н.В. Гоголь: « Пушкин написал  « Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей- всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её»

 

В.Г. Белинский : « капитанская дочка»- нечто вроде «  Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.

 

М. Горький : « Как прозаик Пушкин написал исторический роман « Капитанская дочка» , где , с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян»

 

Ф. М.  Достоевский : «Пугачёв у Пушкина отличается « зверством», а вместе беззаветным русским добродушием»

 

П.И. Чайковский : « У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем»

 

Марина Цветаева : « Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник, людоед , бес, «добрый молодец», серый волк всех сказок… и снов, но разбойник , людоед, серый волк- кого-то полюбивший, всех загубивший, одного- полюбивший, и этот один, в лице Гринёва- мы»

 

 

 

Задание 9 Выполните тестовые задания, занесите данные в таблицу

 

1 Произведение « Капитанская дочка» это:

а- художественное произведение на основе исторического  материала

б- документальное произведение

в- художественное произведение

 

 

2 Произведение « Капитанская дочка» относится к творческому периоду:

а) лицейский

б)  период 30 - х годов

в) период Южной ссылки

 

3 Произведение « Капитанская дочка» поднимает проблемы:

а) только исторические

б) только любовные

в) сплетение проблем исторических, любовных, бытовых

 

4Емельян Пугачёв в произведении :

а) несёт в себе черты как положительного, так и отрицательного героя

б) только положительный герой

в) только отрицательный герой

 

5Произведение « Капитанская дочка» описывает

а)19 век

б)18 век

в)20 век

 

6 Роман  « Капитанская дочка» относится к роду

а) лирики

б) драмы

в) эпоса

 

3 зад

1

2

3

4

5

6

Вар.отв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10 Домашнее задание

 

 

 Выбрать материал о Маше Мироновой и Петре Гринёве