Конспект урока по литературе,,Капитанская дочка" 8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе,,Капитанская дочка" 8 класс

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
8 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературе,,Капитанская дочка" 8 класс
Проведённый урок является продолжением изучения творчества А.С. Пушкина. Изучив лирику Пушкина, логичным является переход к прозаическим произведениям. Из прозаических произведений в 8 классе программой предусмотрено изучение романа « Капитанская дочка». Роман « Капитанская дочка» считаю целесообразным изучать как в разрезе художественного произведения, так и в разрезе произведения исторического. Считаю, что продуктивным изучение столь серьёзного произведения будет только тогда, когда ученики проникнутся всецело идеями автора, поймут, какие мысли и чувства овладевали им в период замысла, в продолжение работы. Известно, что произведение Пушкиным изначально задумывалось как документальное историческое произведение, но со временем писатель счёл необходимым создать художественное произведение на исторической основе.,,Капитанская дочка" 8 класс
Капитанская дочка. История создания. Проблематика.doc

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

 

Предмет : литература

Тема урока: « Капитанская дочка. История создания. Проблематика. »

Тип урока: урок новых знаний ( урок предполагает элементы исследовательской работы)

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 8

Технологии: мультимедийный проектор, 6 компьютеров, иллюстративный материал из сети ИНТЕРНЕТ

 Целью работы на уроке вижу исследование пути рождения художественного произведения из материалов о бунте « Истории Пугачёва»

               Перспективные задачи:

*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа

*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.

*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»

*рассмотреть двойственность власти в произведении

               На уроке варьирую формами : элементы лекции сочетаю с исследовательской работой, использую средства ИКТ : мультимедийный проектор, что позволяет работать одинаково успешно как с аудиалами, так и с визуалами, для исследовательской работы использую компьютеры ( парная работа). Иллюстративный материал к уроку взят из сети ИНТЕРНЕТ, что позволяет сделать урок привлекательным.

                Данный урок предполагает интеграцию ряда предметов: литературы, истории, изобразительного искусства, информатики. На уроке в ходе парной работы реализуется метод дифференциации ( один ученик волен зачитать изученный документ,другой- интерпретировать его либо проанализировать), это позволяет реализовать собственные знания и умения.

                 Итоговая тестовая работа по материалу урока, ключ к тесту и шкала оценивания  способствуют развитию навыков самооценивания. Ребёнок способен увидеть степень личного продвижения, результат собственного труда на уроке.

                  Разрабатывая урок, учла требования САНПИНов, предусмотрены упражнения для снятия напряжения зрения, учтены требования к количеству работающих за компьютером.

                  На уроке предполагается освоить 32 слайда презентации, 10 заданий исследовательского характера.

 

 

 

                                Материалы к уроку.

Слайд 1

 

Тема:  Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель : Рассмотреть как  из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва» , а затем и художественное произведение…

 

 Слайд 2                         Эпиграф

                                                              В « Капитанской дочке» А.С. Пушкина -

                                                               история  всей России 18 столетия

                                                                                                                   Д.С. Лихачёв

Слайд 3 - перспективные задачи

         

*акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа

*путём изучения исторических, архивных документов выяснить, как А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению.

*определить проблематику произведения «Капитанская дочка»

*рассмотреть двойственность власти в произведении

 

Слайд 4

 шаг1- исследование причин бунта Пугачёва на историческом материале

 1 на рабочем столе компьютера откройте папку « Капитанская дочка»,

 2 откройте документ №1 , прочтите и выполните задание

 3 изложите содержание исторической справки о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

 

Слайд 5

шаг2-исследование личности Пугачёва в истории

откройте документ 2

*изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших

*познакомьте присутствующих с материалами

 

Слайд 6 история создания романа «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвёртой книжке журнала  « Современник»за 1836 год- итоговое произведение Пушкина

 

 

 

Слайд 7

Из чего «вырастал» роман?

      « Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России.С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XYIII век: эпоха ПетраI ( шла работа над « Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-1774 гг. Из материалов о бунте сложилась « История Пугачёва» (документальное историческое произведение), написанная в Болдине осенью 1883 и опубликованная в 1834 под названием « История Пугачёвского бунта»( Изменено Николаем I)

       Слайд 8

От « Истории Пугачёвского бунта» к «Капитанской дочке»

А.С. Пушкин  осознавал, что перед ним задача -написать  историческое произведение, а история требует достоверности, фактологии.

Слайд 9

Шаг 3-исследование архивных документов о работе А.С Пушкина   над материалами восстания

Задание № 3- документ3

Выполните задания, указанные в документе

Слайд 10

Шаг 3-исследование архивных документов о работе А.С Пушкина   над материалами восстания

Задание № 3- документ3

Выполните задания, указанные в документе

 

Слайд 11

Рождение замысла романа
« Капитанская дочка»

Пушкин, пообщавшись с очевидцами пугачёвских событий, отчётливо понимал, что за хронологией, фактами стоят реальные человеческие судьбы. В ходе исследовательской работы Пушкин выявил, что не только низшие слои населения поддерживали «хорошего» царя-самозванца, но на сторону Пугачёва переходили дворяне, и не худшие.

Слайд 12

Первоначальный замысел романа

По первоначальному замыслу Пушкина,центральной фигурой в нём должен был стать дворянин, поручик Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему «со всеусердием» Сведения об этом дворянине Пушкин обнаружил в одном из пунктов официального юридического документа- « Сентенции» Сената ( там же говорилось и о подпоручике А.М. Гринёве, которого арестовали по подозрению « в сообщении со злодеями», но в ходе следствия признали невиновным).

Слайд13

От изучения материалов бунта к художественному замыслу…

Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришёл к выводу, что дворянство-единственное из всех сословий – осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина- отщепенца не могла послужить основой для широких художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя –одиночку, как Владимир Дубровский, « благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи в романе «Дубровский»1833года

Слайд 14

Неожиданные превращения

Пушкин нашёл нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачёва Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования-мемуарные записки героя, обращённые к внуку( « Любезный внук мой Петруша…»-так начинается черновой набросок вступления).Зимой 1834-35г. возник новый вариант произведения:в нём появились историко- бытовой материал и любовный сюжет. В 1835-36 годах менялись и сюжетные линии,и фамилии героев.

Слайд 15

Прообразы героев

Башарин-Валуев-Буланин- Гринёв

Шванвич-Швабрин

В конце сентября 1836 года роман получил название

« Капитанская дочка»

                                      

Слайд 16

« Капитанская дочка»-многоплановое произведение

Широта проблематики выводят «Капитанскую дочку» за пределы жанра исторического романа. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произведения.» Капитанская дочка»- это и семейная хроника Гринёвых (критик Страхов заметил: «Капитанская дочка»есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринёва, и роман-становление дворянского «недоросля», и роман-притча.

                                                

Слайд 17

Что важнее: Гринёв для событий или события для Гринёва?

В « Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик. Гринёв-свидетель и участник исторических событий. Эпоха, бунт,Пугачёв увидены глазами дворянина, присягнувшего императрице, верного своей присяге и долгу офицера.Крестьянское восстание для него- беззаконие, мятеж,

« пожар».Пугачёвцев он называет «шайкой»,«разбойниками», а самого Пугачёва- «самозванцем», «бродягой», «злодеем», «беглым казаком». Его понимание происходящего не меняется : и в юности, и в зрелые годы он осуждает «русский бунт»: « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Слайд  18

Герои произведения и бунт

Пугачёвщину расценивают как бунт не только дворяне.Крепостной крестьянин Савельич,священник отец Герасим и его жена Акулина Памфиловна тоже видят в пугачёвцах бунтовщиков и злодеев.

 

                                          

Слайд 19

Чьими устами глаголет истина?

« Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» Это высказывание Гринёва вызывает много споров. Некоторые исследователи находят в нём отражение точки зрения самого Пушкина..

                                  

Слайд 20

Подробнее о бунте…

Пугачёвский бунт показан в романе как национальная трагедия.Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить: свою обречённость понимает и сам Пугачёв.Не считают себя победителями и усмирители бунта ( « Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями»). В этой войне есть только побеждённые- русские люди, воюющие против таких же русских людей.

Слайд 21

Шаг 5- исследование образа Емельяна Пугачёва на материале романа Пушкина

Задание 5 – документ-5

На материале романа

« Капитанская дочка» охарактеризуйте Пугачёва, выделив цветом эпитеты, живописующие черты лица, выражение глаз.

Чьими глазами видится портрет Пугачёва?

                                              

 

Слайд 22

Народ и власть в романе…

Пушкин противопоставляет в романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Для него народ- не только Пугачёв с его «господами енаралами», «молодой казак», ударивший саблей по голове Василису Егоровну, изуродованный башкирец. Народ- это и капитан Миронов,и Маша, и попадья, и Савельич, и единственная крепостная в доме Мироновых- Палаша.

Слайд 23

Метаморфозы власти

Трагическая межа разводит героев романа именно тогда, когда они определяют своё отношение к власти. Екатерина II и Пугачёв- её символы.

(Портрет Пугачёва сделан на портрете Екатерины II- автор неизвестен)

 

Слайд 24

Шаг 6 – обличение власти 

Задание №6  Откройте документ -6

                               

Слайд25

Шаг 7- иное лицо власти
( помощь влюблённым)

Задание 7- документ7

Рассмотрите сцены помилования влюблённых:

А)  Пугачёвым

Б)  Екатериной II

Как это их (власть держащих)

     характеризует ?

                                

Слайд 26

Подвиг Пушкина- аргумент-1

Пушкин первым из литературоведов и историков увидел в Пугачёве выдающегося человека из народа. Не скрывая тёмных сторон казачье-крестьянского движения ( акты жестокости, разгул стихии), он с сочувствием изобразил простых людей.

Слайд 27

Аргумент-2

Пушкин показал, что жестокость восставших вызвана варварством и бессмысленной жестокостью царской администрации и , не одобряя насилия с той и с другой стороны, решительно осудил деятелей правительственного лагеря.

Слайд 28

Аргумент -3

В течение всего 19 века ни один писатель не поднялся на ту высоту в освещении исторической личности и её значения .

Величие подвига Пушкина станет особенно ясным , если вспомнить, что «Капитанская дочка» написана в страшнейших условиях николаевской России, в эпоху казней,ссылок, доносов, разгула цензуры, расправ с передовыми людьми.

Слайд 29

Шаг 8-Писатели о произведении
« Капитанская дочка»

Задание № 8-документ-8

Прочтите высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучьте то, которое считаете наиболее актуальным.

Слайд 30

Шаг 9- контроль

Задание 9-документ-9

Слайд 31

Ключ к тестовой работе

Задания 1 2 3 4 5 6

Ответ     а б в а  б в

 

Оценивание :

0     ошибок- «5»

1-2  ошибки- «4»

3-4  ошибки- «3»

5     ошибок- «2»

Слайд 32

Шаг 10- домашнее задание

Выбрать материал о Маше Мироновой и Петре Гринёве.

 

Приложение – материал для исследовательской работы.

Задание№1

Гр.1

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

                                       

Главной причиной восстания стал произвол помещиков. Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Помещик лишь не мог убить своего крепостного . Но это не помешало , например, помещице Московского уезда Салтыковой ( прозванной «Салтычихой») замучить до 100 своих крепостных.

 

Гр.2

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

 Помещик мог по своему усмотрению ссылать крестьян за малейшую провинность и непокорность  или отдать в рекруты, или продать крепостного и членов его семьи. Крестьян проигрывали в карты и обменивали на собак.

 

Гр.3

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

Тяжёлым было положение рабочих людей на мануфактурах. Они многие месяцы жили в отрыве от своих семей, работали по 12-15 часов в сутки. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель рабочих.

 

Гр.4

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

Людьми « второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.Вся вторая половина 18 века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством в Поволжье и Приуралье.

 

Гр.5

 

Прочитайте историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и через 1 минуту изложите причины восстания.

 

После разгрома восстания К. Булавина на Дону было ликвидировано казачье самоуправление. Всё это вызвало постоянные выступления в различных губерниях и уездах Российской империи. В 1773 году многочисленные выступления переросли в самую крупную в истории России народную войну-«пугачёвщину»

 

Задание № 2

 

1гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность, изложите требования восставших .

 

Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 1740-х годов на Родине Степана Разина- в станице Зимовейской на Дону. В годы Семилетней и русско-турецкой войн храбро сражался с противниками. За успехи в службе получил чин хорунжего.

2гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

В 1771 году Емельян Пугачёв дезертировал из армии, приговорён к ссылке в Сибирь и вновь бежал. В августе 1773 года Пугачёв направился за реку Яик и объявил себя « чудесно воскресшим» императором Петром III.Вскоре ему удалось поднять на мятеж яицких казаков.

3гр

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

«Царь Пётр Фёдорович»- Пугачёв  привлекал казаков тем, что был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными способностями. Пугачёв рассылал « прелестные» грамоты, в которых обещал сделать всех участников движения свободными казаками , пожаловать их землёй, освободить от рекрутской обязанности, высоких податей, казнить помещиков.

4 гр.

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

Пугачёв рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол, став своим - мужицким царём. Такая программа привлекала на его сторону массу сторонников. К яицким казакам примкнули крестьяне, работные люди, татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усилившейся тирании помещиковских властей.

5 гр.

 

Изучите исторические материалы о личности Пугачёва и о требованиях восставших.

Представьте Емельяна Пугачёва как историческую личность.

 

 

Выступление началось 17 сентября 1773 года выступлением Пугачёва перед казаками. В войско Пугачёва вливались с каждым днём всё новые и новые силы. Крепость за крепостью покорялись Пугачёву в течение первых недель фактически без сопротивления.

 

 

Задание № 3

1 гр.

Поработайте с архивными материалами, выясните, как А.С. Пушкин добывал фактологический материал к своему произведению.

 

В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается  к различным лицам с просьбой сообщать ему всё, что известно о Пугачёве, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда-то развёртывалось Пугачёвское восстание.

2гр

Познакомьтесь с   письмом Александра Пушкина  к жене.

 

(Из письма А.С Пушкина Н.Н. Гончаровой 8 сентября 1833 года)

 

Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя ( Пугачёва); объезжал окрестности города , осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.

3гр.

Ознакомьтесь с  воспоминаниями  Н. Кайдалова

 

       «Осенью 1833 года приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачёвском бунте и пожелал посетить Берду…  Мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачёва…

       По входе в комнату Пушкин подсел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка , современница Пугачёва , много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил …стариков и старух, которым роздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург».

4гр.

Ознакомьтесь с  замечаниями  Пушкина о бунте

 

 Уральские казаки ( особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. « Грех сказать ,- говорила мне 80-тилетняя казачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».-« Расскажи мне, -говорил я Д. Пьянову , - как Пугачёв был у тебя посажённым отцом?»- « Он для тебя Пугачёв, - отвечал мне сердито  старик, - а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович»

5.гр 

 

Познакомьтесь с   поэтическими строками Пушкина , написанными по итогам сбора материалов к роману:

 

Металися смущённые народы;

И высились и падали цари:

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари…

 

  Задание4

1гр.    

 

Доложите …о начале работы Пушкина  с архивными материалами

 

     2гр  

 

Познакомьте с письмом А.С.Пушкина-Н.Н.Пушкиной.8 сентября 1833 года

 

3гр. 

 

Зачитайте воспоминания  Н.А. Кайдалова

 

4 гр

 

Зачитайте замечания Пушкина о бунте

5 гр.

 

 Познакомьте с поэтическим откликом Пушкина, написанным после сбора материалов к роману

 

Задание № 5

Откройте документ -5

Прочитайте отрывок из романа

« Капитанская дочка» охарактеризуйте Пугачёва, выделите цветом эпитеты, живописующие выражение лица.

Чьими глазами видится портрет Пугачёва?

 

Из главы «Вожатый»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.

 

Из главы « Приступ»

Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

 

 Из главы « Незваный гость»

Необыкновенная картина мне представилась: за столом , накрытой скатертью и уставленным штофами и стаканами, Пугачёв и человек 10 казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках , разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его , правильные и довольно приятные , не изъявляли ничего свирепого.

 

Из главы « Незваный гость»

Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворною весёлостию , что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.

 

Из главы « Мятежная слобода»

 Я вошёл в избу ,или во дворец, как его называли мужики…

Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…

Пугачёв привёл меня в себя своим вопросом:

-          Говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга?

-          Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

Глаза Пугачёва засверкали:

-Кто из моих людей смеет обижать сироту? - закричал он. -Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт.

 

Задание № 6 документ-6

Прочтите отрывки из романа, касающиеся обличения власти : жестокости, издевательств.

А) Екатерины II

Б ) Пугачёва

Сделайте вывод - в чём ошибки власти?

                    

Схвачен был башкирец с возмутительными листами ( пугачёвским посланием к солдатам -приглашением вступить на его сторону).

…Пытка в старину была так укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ , уничтожавший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения.

…Башкирец с трудом шагнул через порог ( он был в колодке) и , сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос, он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём.

-          Эхе!- сказал комендант, - да ты видно побывал в наших капканах…Говори, кто тебя подослал?

Башкирец молчал. Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного выразило беспокойство. Он оглядывался по сторонам, как зверёк, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и , положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а другой взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

 

Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладе очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали накануне люди капитана. Он держал в руке верёвку, и через минуту я увидел бедного Ивана Кузмича, вздёрнутого на воздух….

Василиса Егоровна, увидев на виселице своего мужа, закричала: - Злодеи! -Что это вы с ним сделали?

-Унять старую ведьму! - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблей по голове , и она упала мёртвая на ступеньки крыльца.

 

Задание 7- документ7

Рассмотрите помилования  влюблённых

А) к Пугачёвым

Б) к Екатериной II

 

Как это их характеризует ?

 

Пугачёв- Гринёву:

« Ин быть по-твоему сказал он- Казнить так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу ; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

 

Императрица- Маше Мироновой:

« Я рада, что могла сдержать вам моё слово и исполнить вашу просьбу. Я убеждена в невинности вашего жениха…Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние»

 

 

 

 

Задание № 8-документ-8

Прочтите высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучьте то, которое считаете близкое вам по духу.

 

Н.В. Гоголь: « Пушкин написал  « Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей- всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её»

 

В.Г. Белинский : « капитанская дочка»- нечто вроде «  Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.

 

М. Горький : « Как прозаик Пушкин написал исторический роман « Капитанская дочка» , где , с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян»

 

Ф. М.  Достоевский : «Пугачёв у Пушкина отличается « зверством», а вместе беззаветным русским добродушием»

 

П.И. Чайковский : « У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем»

 

Марина Цветаева : « Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник, людоед , бес, «добрый молодец», серый волк всех сказок… и снов, но разбойник , людоед, серый волк- кого-то полюбивший, всех загубивший, одного- полюбивший, и этот один, в лице Гринёва- мы»

 

 

 

Задание 9 Выполните тестовые задания, занесите данные в таблицу

 

1 Произведение « Капитанская дочка» это:

а- художественное произведение на основе исторического  материала

б- документальное произведение

в- художественное произведение

 

 

2 Произведение « Капитанская дочка» относится к творческому периоду:

а) лицейский

б)  период 30 - х годов

в) период Южной ссылки

 

3 Произведение « Капитанская дочка» поднимает проблемы:

а) только исторические

б) только любовные

в) сплетение проблем исторических, любовных, бытовых

 

4Емельян Пугачёв в произведении :

а) несёт в себе черты как положительного, так и отрицательного героя

б) только положительный герой

в) только отрицательный герой

 

5Произведение « Капитанская дочка» описывает

а)19 век

б)18 век

в)20 век

 

6 Роман  « Капитанская дочка» относится к роду

а) лирики

б) драмы

в) эпоса

 

3 зад

1

2

3

4

5

6

Вар.отв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10 Домашнее задание

 

 

 Выбрать материал о Маше Мироновой и Петре Гринёве

 

 

 

 

 

 


Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению

А.С. Пушкин работал над сбором материала к произведению

Рождение замысла романа «

Рождение замысла романа «

В « Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик

В « Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик

Слайд 24 Шаг 6 – обличение власти

Слайд 24 Шаг 6 – обличение власти

Слайд 32 Шаг 10- домашнее задание

Слайд 32 Шаг 10- домашнее задание

После разгрома восстания К. Булавина на

После разгрома восстания К. Булавина на

Выступление началось 17 сентября 1773 года выступлением

Выступление началось 17 сентября 1773 года выступлением

То гордости багрила алтари…

То гордости багрила алтари…

Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости

Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости

А) к Пугачёвым Б) к Екатериной

А) к Пугачёвым Б) к Екатериной

Произведение « Капитанская дочка» относится к творческому периоду: а) лицейский б) период 30 - х годов в) период

Произведение « Капитанская дочка» относится к творческому периоду: а) лицейский б) период 30 - х годов в) период
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017