Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Оценка 5

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
8 кл
05.11.2018
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас. Методические приёмы: беседа, повторение изученного, работа с читательскими дневниками учащихся, составление таблицы «Роды и виды литературы», словарная работа, слово учителя. Оборудование: читательские дневники учащихся, доска, мел, рабочая тетрадь, учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я. Коровиной (1 и 2 части).
konspekt_9_1417609073_65408.doc
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.    Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса  литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и  систематизировать изученное в 8 классе. Оборудование: презентация «Литературные роды и жанры», материалы учебника. Ход урока: Слово учителя об особенностях УМК В. Я. Коровиной и аппарате учебной хрестоматии  для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретико­литературная  проблема: автор – образ – читатель. I.Беседа и обмен мнениями о личном читательском опыте, презентация «Литературные  роды и жанры:  Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?  Какие из них было трудно читать? Почему?  Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы,  помогали вам читать и понимать книги?  Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники  есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?  II.Повторение пройденного:  1.Работа с учебником (ч.1, с.7­10); беседа по вопросам. Что нового в содержании учебника?  По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)  Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес? Обобщение. Что такое литература? III. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» Учебник для 9 класса в  2­х частях под редакцией В.Я.Коровиной, с. 3).       1.Беседа по статье. ­ Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?  ­ Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее  значительные произведения русской литературы? ­ Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества? ­ Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?      2.Выводы. IV. Обзор курса литературы 9 класса. 1.Слово учителя. Основная задача курса литературы 9 класса ­ познакомить вас с богатством русской  литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника,  чтобы познакомиться с составляющими нашего курса. На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью:  «Древнерусская литература» Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим  и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия. Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе  людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность...  Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого  близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие  дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,  ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят,  скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли  рокочут славу воинам, возвратившимся из похода. «Слово...» ­ драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками,  таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.  Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков. Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм.  Сентиментализм» (запись в тетради). Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала  судьба М. В. Ломоносова ­ реформатора русского литературного языка и стихосложения,  великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя  необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все  отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка»,  Ломоносов указал единственный правильный путь его развития ­ путь сближения ли­ тературного языка с языком народным». А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А,  Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.  Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!  Учитель (открывает последнюю cmpaницy ­ «Литература XX века»).  XX век ­ век военных и революционных потрясений ­вызвал мощное и многогранное  отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике. Идет «перекличка» тем и имен. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли  А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе ­ И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась  на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья ­И. Бунин,  И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др. В советской литературе 20­х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930­х  началось художественное осмысление свершившихся в стране событий ­ в произведениях  М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны. В литературе 50­70­х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются  противоречия наступившей мирной жизни. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына  «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений. V. Завершающее слово учителя. Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории  новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы  далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом  вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания  литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за  каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком. VI.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская  литература», с. 4­6.

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018