Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
8 кл
05.11.2018
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Методические приёмы: беседа, повторение изученного, работа с читательскими дневниками учащихся, составление таблицы «Роды и виды литературы», словарная работа, слово учителя.
Оборудование: читательские дневники учащихся, доска, мел, рабочая тетрадь, учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я. Коровиной (1 и 2 части).
konspekt_9_1417609073_65408.doc
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса
литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и
систематизировать изученное в 8 классе.
Оборудование: презентация «Литературные роды и жанры», материалы учебника.
Ход урока:
Слово учителя об особенностях УМК В. Я. Коровиной и аппарате учебной хрестоматии
для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретиколитературная
проблема: автор – образ – читатель.
I.Беседа и обмен мнениями о личном читательском опыте, презентация «Литературные
роды и жанры:
Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
Какие из них было трудно читать? Почему?
Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы,
помогали вам читать и понимать книги?
Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники
есть в вашей домашней библиотеке?
Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II.Повторение пройденного:
1.Работа с учебником (ч.1, с.710); беседа по вопросам.
Что нового в содержании учебника?
По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)
Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?
Обобщение. Что такое литература?
III. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» Учебник для 9 класса в
2х частях под редакцией В.Я.Коровиной, с. 3).
1.Беседа по статье.
Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее
значительные произведения русской литературы?
Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы
и творчества?
Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
2.Выводы.
IV. Обзор курса литературы 9 класса.
1.Слово учителя.
Основная задача курса литературы 9 класса познакомить вас с богатством русской
литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника,
чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.
На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью:
«Древнерусская литература»
Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века.
И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим
и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия. Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе
людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность...
Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого
близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие
дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,
ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как
лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят,
скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли
рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово...» драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками,
таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.
Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм.
Сентиментализм» (запись в тетради).
Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала
судьба М. В. Ломоносова реформатора русского литературного языка и стихосложения,
великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя
необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все
отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка»,
Ломоносов указал единственный правильный путь его развития путь сближения ли
тературного языка с языком народным».
А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А,
Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
Учитель (открывает последнюю cmpaницy «Литература XX века»).
XX век век военных и революционных потрясений вызвал мощное и многогранное
отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
Идет «перекличка» тем и имен.
До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли
А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин,
в прозе И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась
на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья И. Бунин,
И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
В советской литературе 20х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930х
началось художественное осмысление свершившихся в стране событий в произведениях
М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
В литературе 5070х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются
противоречия наступившей мирной жизни.
Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына
«Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
V. Завершающее слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории
новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы
далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом
вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания
литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за
каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком. VI.Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская
литература», с. 46.
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.