Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
8 кл
01.04.2017
Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"
Урок по рассказу А.Приставкина "Фотографии"ставит целью обучение анализу литературных произведений малых форм через применение технологии критического мышления через чтение и письмо (КМЧП): метод чтения с остановками. Позволяет работать над важными воспитательными целями: формированием гуманистического мировоззрения, формированием творческой личности,, способной к эмоционально-эстетическому и нравственному осмыслению жизни;дальнейшим развитием любови к чтению литературных произведений.
Конспект урока по Приставкину.docx

Конспект открытого урока литературы

Дата – 18.01.2016г.

Образовательная организация – МБОУ «Школа № 137 им. М.П. Агибалова» г.о.Самара.

Учитель – Баранова Татьяна Эдуардовна

УМК: Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классов.  – М.: Просвещение, 2008. 

Класс – 8 «А»

Тема урока: Дети и война( Анализ рассказа А.И. Приставкина «Фотографии»)

Количество учащихся в классе-

Присутствовали на уроке –

Тип урока - урок формирования умений и навыков комплексного применения знаний и умений. Анализ литературного произведения.

Дидактическая задача урока: обучить анализу литературных произведений малых форм через применение технологии критического мышления через чтение и письмо (КМЧП): метод чтения с остановками.

Цели урока:

Образовательные

1)продолжить обучение анализу литературного произведения;

2) познакомиться с новым автором и его произведением;

3) познакомиться с новым понятием  «градация»;

4)  продолжить работу над общеучебным навыком работы с текстом.

 

Развивающие

1) развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы;

2) развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Воспитательные

1) продолжить работу по формированию гуманистического мировоззрения;

2) формировать творческую личность, способную к эмоционально-эстетическому и нравственному осмыслению жизни;

3) развивать любовь к чтению литературных произведений.

Оборудование: раздаточный материал (распечатки произведения А.Приставкина, листы-заготовки для этапа рефлексии), компьютер, проектор, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный (4 м)

Приветствую учащихся. Проверяю готовность класса к уроку. Вступительное слово. (слайд 1. Слова Маршака)

Приветствуют учителя. Проверяют наличие раздаточного материала.

 

Говорю о причине обращения к данному произведению.

Вопросы:

 -Какова цель анализа литературного произведения?

-Какого читателя можно назвать талантливым?

-Может ли  умение анализировать текст  пригодиться при изучении других предметов?

 (слайд 2 черный)

Слушают. Отвечают на вопросы.

 

3. Стадия вызова. Обращение к личному опыту. (3-4 м)

Обращаюсь к детям. 

- У кого из вас дома есть фотографии?

 - Кто изображен на них?

  -Почему люди хранят фотографии? (слайд 2 черный)

Рассказывают о фотографиях близких.

Приходят к выводу, что фотография-  реликвия, память, связь поколений.

           

4. Прогнозирование по названию. (2м)

Рассказ, который мы будем читать, называется «Фотографии». Как вы думаете, о чем это произведение?

 (слайд 3. Приставкин)

Высказывают предположения.

5. Анализ рассказа А.Приставкина путем чтения с остановками. (25м)

Читаю 1 часть и задаю следующие вопросы:      

  -Что вы почувствовали, прочитав 1 часть рассказа?

 - О каком времени идет речь в рассказе?    -Почему дети оказались далеко от дома?

 -Как вы это поняли (Опорные слова)        -Что вы можете сказать о героях рассказа?

      

2 часть.

Задаю вопросы, помогаю активизировать мыслительную деятельность, поощряю учащихся.

- Какое трагическое событие произошло в этой части? Как вы догадались?

 - Почему писатель избегает слова «умерла» ?

  - Как мальчик избегает этого слова? Почему он это делает?

- Как и почему герой говорит про тетю?

-Выделяют в тексте опорные слова.

 

-Рассказывают о своих ощущениях от первой части.

-Приходят к выводу:  рассказ о войне, хотя в нем и не стреляют.  Другая война.

 

-Высказывают мысли о героях (очень дружны, мальчик рано повзрослел, заботится о маленькой сестренке)

 Ученик читает 2 часть.

Выделяют в тексте опорные слова.

 

 

-Мама умерла. Подсказали опорные слова…

 

 

-Мальчик говорит: «Затерялась».           Жалеет сестренку. Сам-большой.

- Тетя – «очень хорошая», потому что…

 

3 часть. Читаю я. Вопросы:

- Найдите приметы войны. (Автор говорит о них скупо, но они яркие,            запоминающиеся. Детям очень трудно. И это тоже война. Что хуже страданий детей?)

         - «Маленький листок». Что это? Почему нет слова «похоронка»?            

 

- Какие слова передают состояние мальчика? Объясните их.

 - Почему после сообщения о маме мальчик пришел к сестре на              следующий день, а после сообщения о папе- через 2 дня? Случайно ли это?

 - Как говорит мальчик о тете? Почему? (слайд 4, черный на протяжении анализа 1-3 частей)

Выстраиваем градацию: неплохая -очень хорошая- удивительная- замечательная.

Вводится понятие «градация» ( слайд 5. Градация)

 Выделяют в тексте опорные слова.

- Приметы войны: окна затыкают подушками, покрытыми инеем; принесли маленький листок- похоронку…

 

 

-Нет слова  «похоронка». Всего листок бумаги- а отца нет; невозможно поверить в потерю, в сиротство.

-Состояние передают слова: мерзли кончики пальцев, коченело в животе, 2 дня не приходил…

 

 

 

- Тетя: удивительная- замечательная. Больше никого нет.

  

Записывают понятие :

Градация-   расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием.

 

4часть.

- Перечитайте начало 3 и 4 частей. Зачем автору эта градация?

 

- Объясните появление слова «вдруг».       - Появляется еще один герой - завуч. Какая она, по-вашему?

  - Почему говорит с мальчиком, «глядя в бумаги»?

   - Что могло быть в письме тети? Почему автор не пишет об этом?

  -Осуждение - уместно ли? (слайд 6, черный)

 

 

Читает ученик.

- Война тянется бесконечно, кажется, ей не будет конца.

-Неожиданно. А дети-то сироты.

- Завуч жалеет детей, но ничем не может помочь.

 

 

- Не важно, что в письме тети, какова причина отказа взять детей.  Причина не важна - дети-то одни!

6.Прогнозирование.

- Рассказ не заканчивается последними  словами 4 части.. В нем еще 4 строчки.

 Попробуйте в парах дописать его.

 

Работают в парах над окончанием рассказа.

Зачитывают свои варианты. Обсуждаем концовки.

 

 Читаю окончание рассказа. (слайд 7 с концовкой)

         - Какое впечатление произвел финал? Ваши чувства?

         - Как раскрывается характер мальчика? Что для понимания его характера

            дает повтор слов « здесь» и «много»?

         - Рассказ очень печальный. Есть ли в нем хоть какая-то нотка радости, надежды?        

Два родных человека- уже много.

Любовь главного героя к сестренке.

7.Рефлексия ( 8м)

-беседа по идейному содержанию

-оценка своей работы на уроке

Задаю вопросы:

-Почему же рассказ называется «Ф» ?

 

 

-Почему у главного героя нет имени?

 

-Все, что осталось от семьи. Связь с ушедшими родителями. Память о них и т.д.

- Таких, как мальчик в годы войны было много.

Ученики вслух читают весь текст.

 

Работа над эпиграфом.

На экране несколько эпиграфов. Выберите самый подходящий с вашей точки зрения. Обоснуйте выбор. (слайд 8, эпиграфы)

 

 

 

 

Ребята выбирают разные эпиграфы, но приходят к мысли, что подходят все.

 

-Можно ли что-то сказать об авторе? Каков он?

 

-Подтверждают ли ваше мнение факты из жизни автора, которые вы нашли?

(слайд 9. Портрет Приставкина, фото обложек его книг)

Учащиеся говорят об отзывчивости, доброте автора, его гуманности и подтверждают фактами его биографии.

 

 Горят, что все встречи в жизни не случайны. Встреча с книгой- тоже.

  А) Зачем мы сегодня познакомились с этим рассказом? Что поняли?

 Б)Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

          

А)Ребята предлагают свои варианты.

Б) Проанализировали рассказ, совершенствуя навыки работы с текстом.

Познакомились с новым автором и его произведением.

Познакомились с понятием «градация».

 

8. Домашнее задание (2м)

Дифференцированное д/з:

1.     Отзыв о рассказе

2.     Письмо тети.

3.     Рассказ о семейной фотографии.

      4. Синквейны (о рассказе, об авторе, о мальчике) 

      5.Иллюстрации         

 

 


 

Конспект открытого урока литературы

Конспект открытого урока литературы

Развивающие 1) развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы; 2) развивать речемыслительную деятельность учащегося

Развивающие 1) развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы; 2) развивать речемыслительную деятельность учащегося

Слушают. Отвечают на вопросы

Слушают. Отвечают на вопросы

Читаю я. Вопросы: - Найдите приметы войны

Читаю я. Вопросы: - Найдите приметы войны

Что могло быть в письме тети? Почему автор не пишет об этом? -Осуждение - уместно ли? (слайд 6, черный)

Что могло быть в письме тети? Почему автор не пишет об этом? -Осуждение - уместно ли? (слайд 6, черный)

Работа над эпиграфом. На экране несколько эпиграфов

Работа над эпиграфом. На экране несколько эпиграфов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017