Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
8 кл
01.04.2017
Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"
Урок русского языка по теме"Имя прилагательное. Повторение."
Конспект урока по Приставкину.docx
Конспект открытого урока литературы Дата – 18.01.2016г. Образовательная организация – МБОУ «Школа № 137 им. М.П. Агибалова» г.о.Самара. Учитель – Баранова Татьяна Эдуардовна УМК: Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Программы общеобразовательных учреждений 5­11 классов.  – М.: Просвещение, 2008.   Класс – 8 «А» Тема урока: Дети и война( Анализ рассказа А.И. Приставкина «Фотографии») Количество учащихся в классе­  Присутствовали на уроке –  Тип урока ­  урок формирования умений и навыков комплексного применения знаний и умений.  Анализ литературного произведения. Дидактическая задача урока:  обучить анализу литературных произведений малых форм через применение технологии критического мышления через чтение и письмо (КМЧП): метод чтения с остановками.  Цели урока: Образовательные  1)продолжить обучение анализу литературного произведения; 2) познакомиться с новым автором и его произведением; 3) познакомиться с новым понятием  «градация»; 4)  продолжить работу над общеучебным навыком работы с текстом. Развивающие 1)   развивать   критическое   мышление,   речь   учащихся,   интуицию;   развивать   умение   давать   оценки   поступкам   героев, выстраивать причинно­следственные связи, делать выводы; 2) развивать речемыслительную деятельность учащегося. Воспитательные 1) продолжить работу по формированию гуманистического мировоззрения; 2) формировать творческую личность, способную к эмоционально­эстетическому и нравственному осмыслению жизни; 3) развивать любовь к чтению литературных произведений. Оборудование: раздаточный материал (распечатки произведения А.Приставкина, листы­заготовки для этапа рефлексии), компьютер, проектор, экран. Этапы урока 1.Организационный (4 м) Деятельность учеников Приветствуют учителя. Проверяют  наличие раздаточного материала. Деятельность учителя Приветствую учащихся. Проверяю  готовность класса к уроку.  Вступительное слово. (слайд 1. Слова Маршака) Говорю о причине обращения к  данному произведению.  Вопросы:  ­Какова цель анализа литературного  произведения? ­Какого читателя можно назвать  Слушают. Отвечают на вопросы. 3. Стадия вызова. Обращение к  личному опыту. (3­4 м) 4. Прогнозирование по названию.  (2м) 5. Анализ рассказа А.Приставкина  путем чтения с остановками. (25м) талантливым? ­Может ли  умение анализировать  текст  пригодиться при изучении  других предметов?  (слайд 2 черный) Обращаюсь к детям.   ­ У кого из вас дома есть фотографии?  ­ Кто изображен на них?     ­Почему   люди   хранят   фотографии? (слайд 2 черный) Рассказ,   который   мы   будем   читать, называется   «Фотографии».   Как   вы думаете, о чем это произведение?  (слайд 3. Приставкин)  Читаю 1 часть и задаю следующие вопросы:           ­Что   вы   почувствовали,  прочитав   1 часть рассказа?   ­   О   каком   времени   идет   речь   в рассказе?         ­Почему   дети   оказались далеко от дома?   ­Как вы это поняли (Опорные слова) ­Что   вы   можете   сказать   о   героях рассказа?         2 часть. Задаю   активизировать деятельность, поощряю учащихся. помогаю   мыслительную вопросы,   Рассказывают о фотографиях близких. Приходят к выводу, что фотография­ реликвия, память, связь поколений.              Высказывают предположения. ­Выделяют в тексте опорные слова. ­Рассказывают о своих ощущениях от  первой части. ­Приходят к выводу:  рассказ о войне,  хотя в нем и не стреляют.  Другая  война. ­Высказывают мысли о героях (очень  дружны, мальчик рано повзрослел,  заботится о маленькой сестренке)  Ученик читает 2 часть. Выделяют в тексте опорные слова. ­   Какое   трагическое   событие произошло   в   этой   части?   Как   вы догадались?   ­   Почему   писатель   избегает   слова «умерла» ?    ­ Как мальчик избегает этого слова? Почему он это делает?  ­   Как   и   почему   герой   говорит   про тетю? 3 часть. Читаю я. Вопросы: ­   Найдите   приметы   войны.   (Автор говорит   о   них   скупо,   но   они   яркие, запоминающиеся. Детям очень трудно. И это тоже война. Что хуже страданий детей?)          ­ «Маленький листок». Что это? Почему нет слова «похоронка»?             ­   Какие   слова   передают   состояние мальчика? Объясните их.   ­   Почему   после   сообщения   о   маме мальчик   пришел   к   сестре   на следующий день, а после сообщения о папе­ через 2 дня? Случайно ли это?   ­   Как   говорит   мальчик   о   тете? Почему?   (слайд   4,   черный   на протяжении анализа 1­3 частей) Выстраиваем   градацию:  неплохая ­очень   удивительная­   хорошая­ ­Мама умерла. Подсказали опорные  слова… ­Мальчик говорит: «Затерялась».            Жалеет сестренку. Сам­большой. ­ Тетя – «очень хорошая», потому  что…  Выделяют в тексте опорные слова. ­ Приметы войны: окна затыкают  подушками, покрытыми инеем;  принесли маленький листок­  похоронку… ­Нет слова  «похоронка». Всего листок бумаги­   а   отца   нет;   невозможно поверить в потерю, в сиротство. ­Состояние   передают   слова:   мерзли кончики пальцев, коченело в животе, 2 дня не приходил… ­   Тетя:   удивительная­   замечательная. Больше никого нет.     Записывают понятие : Градация­   расположение ряда слов в замечательная. Вводится понятие  «градация» ( слайд 5. Градация) 4часть.  ­  Перечитайте начало 3 и 4 частей. Зачем автору эта градация?    ­ Объясните появление слова «вдруг». ­ Появляется еще один герой ­ завуч. Какая она, по­вашему?   ­ Почему говорит с мальчиком, «глядя в бумаги»?       ­   Что   могло   быть   в   письме   тети? Почему автор не пишет об этом?    ­Осуждение ­ уместно ли? (слайд 6, черный) ­ Рассказ не заканчивается последними словами 4 части.. В нем еще 4 строчки.   Попробуйте в парах дописать его. порядке нарастания или ослабления их  смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. Читает ученик. ­  Война  тянется  бесконечно, кажется, ей не будет конца. ­Неожиданно. А дети­то сироты. ­ Завуч жалеет детей, но ничем не  может помочь. ­ Не важно, что в письме тети, какова  причина отказа взять детей.  Причина  не важна ­ дети­то одни! Работают в парах над окончанием  рассказа. Зачитывают свои варианты. Обсуждаем концовки. 6.Прогнозирование. 7.Рефлексия ( 8м) ­беседа по идейному содержанию ­оценка своей работы на уроке  Читаю окончание рассказа. (слайд 7 с концовкой)                  ­ Какое впечатление произвел финал? Ваши чувства?                  ­ Как раскрывается характер мальчика?   Что   для   понимания   его характера                         дает повтор слов « здесь» и «много»?           ­ Рассказ очень печальный. Есть ли в нем хоть какая­то нотка радости, надежды?          Задаю вопросы:  ­Почему же рассказ называется «Ф» ? ­Почему у главного героя нет имени? Работа над эпиграфом. На   экране   несколько   эпиграфов. Выберите самый подходящий  с вашей точки зрения. Обоснуйте выбор. (слайд 8, эпиграфы) Два родных человека­ уже много.  Любовь главного героя к сестренке. ­Все, что осталось от семьи. Связь с  ушедшими родителями. Память о них и т.д. ­ Таких, как мальчик в годы войны  было много. Ученики вслух читают весь текст. Ребята выбирают разные эпиграфы, но  приходят к мысли, что подходят все. ­Можно ли что­то сказать об  авторе? Каков он?  Учащиеся говорят об отзывчивости,  доброте автора, его гуманности и подтверждают фактами его биографии. А)Ребята предлагают свои варианты. Б) Проанализировали рассказ,  совершенствуя навыки работы с  текстом. Познакомились с новым автором и его  произведением. Познакомились с понятием «градация».   ­Подтверждают ли ваше мнение факты из жизни автора, которые вы нашли? (слайд 9.  Портрет Приставкина, фото обложек его книг)   Горят,   что   все   встречи   в   жизни   не случайны. Встреча с книгой­ тоже.   А) Зачем мы сегодня познакомились с этим рассказом? Что поняли?    поставленных в начале урока?             Б)Достигли   ли   мы   целей, Дифференцированное д/з: 1. Отзыв о рассказе 2. Письмо тети. 3. Рассказ о семейной фотографии.             4.   Синквейны   (о   рассказе,   об авторе, о мальчике)         5.Иллюстрации           8. Домашнее задание (2м)

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"

Конспект урока литературы по рассказу А. Приставкина "Фотографии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017