Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)
Оценка 4.6

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
15.02.2017
Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)
Тип урока: урок-исследование. Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать его поэтическую идею, в размышлениях о стихотворении использовать теоретико-литературные понятия. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, беседа, работа со схемами и таблицами, моделирование алгоритма анализа лирического произведения, подготовка к выводам о специфике художественной мастерской А. Пушкина. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи. Технология: коммуникативно-диалоговая. Цели урока: проследить за авторскими способами А. С. Пушкина в реализации основных принципов направления «чистое искусство в его творчестве. Познакомиться с особенностями пейзажной лирики поэта: композиционные, лексические, звуковые принципы организации стиха. Войти в мастерскую А. Пушкина в выборе изобразительно-выразительных средств для раскрытия внутреннего мира лирического героя и поэтической идеи стихотворения. Задачи для школьников: -определить способы реализации основных принципов «чистого искусства» в стихотворении «Зимнее утро»; -проследить и сделать выводы о лексических и звуковых особенностях в организации структуры и идеи стихотворения; -находить изобразительно-выразительные средства в раскрытии внутреннего мира лирического героя и определять их роль в раскрытии поэтической идеи стихотворения. Межпредметная связь: русский язык, музыка, изобразительное искусство. Планируемые образовательные результаты (УУД): понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, понимать специфику литературы как явления словесного искусства, понимать специфику литературы «чистого искусства», понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус. Оборудование: музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года», картины художников, фотоработы учащихся
художественная мастерская А. Пушкина.docx
Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. Место урока в программе по литературе для 6 класса: Урок является третьим в изучении творчества А. С. Пушкина. Тип урока: урок­исследование. Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного  произведения как искусства слова, развивать умение анализировать лирическое  произведение в единстве формы и содержания, раскрывать его поэтическую идею, в  размышлениях о стихотворении использовать теоретико­литературные понятия. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным  текстом, беседа, работа со схемами и таблицами, моделирование алгоритма анализа  лирического произведения, подготовка к выводам о специфике художественной  мастерской А. Пушкина. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы,  развитие логического мышления, устной и письменной речи. Технология: коммуникативно­диалоговая. Цели урока: проследить за авторскими способами А. С. Пушкина в реализации основных  принципов направления «чистое искусство в его творчестве. Познакомиться с особенностями пейзажной лирики поэта: композиционные, лексические,  звуковые принципы организации стиха. Войти в мастерскую А. Пушкина в выборе изобразительно­выразительных средств  для  раскрытия внутреннего мира лирического героя и поэтической идеи стихотворения. Задачи для школьников:  ­определить способы реализации основных принципов «чистого искусства» в  стихотворении «Зимнее утро»; ­проследить и сделать выводы о лексических и звуковых особенностях в организации  структуры и идеи стихотворения; ­находить изобразительно­выразительные средства в раскрытии внутреннего мира  лирического героя и определять их роль в раскрытии поэтической идеи стихотворения. Межпредметная связь: русский язык, музыка, изобразительное искусство. Планируемые образовательные результаты (УУД): понимать образную природу  литературы как явления словесного искусства, понимать специфику литературы как  явления словесного искусства, понимать специфику литературы «чистого искусства»,  понимать авторскую позицию  и выражать свое отношение к ней, уметь определять  понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать  причинно­следственные отношения, делать выводы, соотносить свои действия с  планируемыми результатами, воспитывать любовь и уважение к русской литературе,  эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус. Оборудование: музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года»,  картины художников, фотоработы учащихся Ход урока. Предтекстовый структурный элемент урока. 1­этап. Вхождение в тему урока. Ориентация шестиклассников на тему урока, сообщение об учебном материале урока, о  различных формах и видах работы школьников на уроке (смысловое чтение, анализ  стихотворения самостоятельный и групповой, заполнение различных таблиц  сопоставительного анализа) о последовательности подготовки к результатам  аналитической работы с текстом, выводы  и обобщение в соответствии с темой и целями  урока. Оформление доски: на доске записано число, но нет темы урока (ее учащиеся должны  назвать сами в процессе работы), доска условно разделена на три части: 1 – фотографии  зимы, выполненные учащимися (запланировано, что на фотографиях отражено разное  время суток), картины художников  на зимнюю тематику (В.Г. Цыплаков «Мороз и  солнце», И. Левитан «Зимой в лесу», И.И. Шишкин «Зима», И.Э. Грабарь «Зимнее утро»). Доска первоначально закрыта. 1. Звучит музыка (Георгий Свиридов «Метель», П. И. Чайковский «Времена года.  Январь.») ­ Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? (Возможные варианты ответов: слышали ветер, метель, завывание вьюги) ­ Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О зиме) 2.­  Мы с вами услышали, как композиторы при помощи музыки могут передать то, что  видят и хотят донести до своего слушателя. Но зиму мы можем не только услышать, а еще  и увидеть. Как вы думаете, где мы можем это сделать? ( На картинах художников) Открывается доска, учащиеся имеют возможность самостоятельно определить, правы они  или нет) ­ Обращаем внимание на фотографии зимы  в нашем поселке. ­ Вы узнаете эти фотографии. Что на них изображено? (природа нашего поселка зимой) ­ Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Мы любуемся красотой этого времени года сурового и волшебного, чарующего своей  красотой) ­ Обратите внимание на картины русских художников В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»,  И. Левитана «Зимой в лесу», И. Шишкина «Зима», И.Э. Грабаря «Зимнее утро». ­ Что общего между фотографиями и картинами? Давайте попытаемся найти ключевые  слова для описания фотографий и картин. (деревья, снег, небо, речка) 3. Работа в группах: подберите прилагательные к ключевым словам. 1 группа – деревья, 2 – снег, третья – речка, четвертая – небо. ­ Все, что мы видим и слышим можно передать не только при помощи музыки, фотографии, кисти художника и при помощи? (слова) Текстовый элемент урока. ­ Обратите внимание на доску (на третьем развороте доски ре продукция картины И.Е.  Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. Расскажите о  каком очень важном моменте идет речь на этой репродукции? (Пушкин читает  на экзамене читает стихотворение «Воспоминание в Царском Селе») ­ Как вы думаете, о каком стихотворении А.С. Пушкина  мы будем говорить сегодня,  обращаю ваше внимание, что оно уже заявлено среди названий картин знаменитых русских  художников. ( Это стихотворение «Зимнее утро») ­ Давайте вместе сформулируем тему нашего  урока. (учащиеся предлагают свои варианты, после чего записываем в тетрадях и на доске тему  урока: Стихотворение А.С Пушкина «Зимнее  утро».) ­ В 1282 году Пушкин проводит зиму в Михайловском. Он там скучает, иногда общается с  соседями и пишет стихотворение «Зимнее утро». Давайте прослушаем его. Звучит Музыка Г. Свиридова к фильму «Метель», на экране картина И. Гугеля «Метель». Учитель читает стихотворение. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный ­ Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела ­ А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Практикум. На интерактивной доске отображается текст  стихотворения, это же произведение  раздается на листах каждому ученику, так как в процессе поэтапного комплексного  анализа текст все время должен быть перед глазами. После первоначального знакомства с текстом делаем паузу для перехода от чтения к  восприятию, после чего учащимся предлагается поразмышлять о том, какие чувства  вызывает это произведение. ­ Вспомните, с чего мы начинаем анализировать лирическое произведение? (определяем тему и идею стихотворения) ­ Какова тема этого стихотворения? (рассказ поэта о наступающем зимнем дне) ­ А идея? (красота, прелесть зимнего утра) ­   Давайте попытаемся проанализировать наши чувства и эмоции по строфам. На доске появляется схема: Ученики по одному выходят к доске и записывают пример в любую колонку. ­ Схема, отраженная нами показывает, что это небольшое произведение разнообразно по  эмоциональной сфере и даже где­то противоречиво. 1 строфа 2 строфа 3 строфа 4 строфа 5 строфа    Чувство радости, восхищения красотой природы и  молодой девушкой Печаль, тревожность. Опять ощущение радости и спокойствия Великолепные картины природы манят героя  вырваться из дома, отправиться на прогулку в  санях. Чувство радости от предстоящей прогулки ­ С помощью каких выразительных средств добивается автор смены настроения героя? 1 строфа 2 строфа Эпитеты: чудесный, прелестный Обращение: красавица Повелительная интонация: проснись, открой, явись Прием антитезы: мороз­холод, солнце­тепло, свет звуковая организация: настроение сияния и  радости передается звонкими согласными:  «С», «Р» чудесный, прелестный, звездою  севера явись….. олицетворение­ вьюга злилась, мгла  носилась,  эпитеты – мрачные тучи, мутное небо,  сравнение­ луна, как бледное пятно, глухие  согласные). Как состояние природы влияет на  настроение героев?( Они связаны. Природа  пасмурна и «ты печальная сидела») 3 строфа 4 строфа 5 строфа    строка удлиняется, небесами, коврами ­ звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег  лежит, ель зеленеет Сравните настроение во второй и  последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы  поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге  подчеркивает радость и торжество  солнечного утра) Эпитеты: янтарным блеском, веселым  треском, кобылку бурую Обращение: красавица, друг милый… Эпитеты: поля пустые, нетерпеливого коня,  берег милый ­ Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости? При чтении этого стихотворения возникает чувство радости, потому что поэт сумел  передать красоту родной природы, своё желание не просто созерцать эту красоту, а в  энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он, словно,  призывает не только красавицу, но и самого читателя: «пора», «проснись», «открой» глаза,  «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми  словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и  восхищение одновременно.  Перечитайте еще раз это стихотворение и скажите, какое время суток рассматривает  автор? Отразите это схематично на доске: Время суток: утро – вечер – утро  ­ Как вы думаете, зачем автор чередует время суток? Как оно связано с поведением  природы? ­ Правильно, не узнав о том, какая буря была накануне, мы не сможем по­настоящему  оценить красоту наступившего зимнего утра и дня. ­ Обратимся вновь к литературоведческим терминам. Определите, пожалуйста,  размер  и рифму стиха. (Актуализируем ранее полученные знания, после чего учащиеся без труда определяют,  что стихотворение написано четырехстопным ямбом, строфа состоит из парной и  опоясывающей рифмы) ­Теперь я попрошу вас провести небольшое исследование, поработайте в парах.  Вернитесь к картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро», сравните ее с одноименным стихотворением и выясните, какой цветовой гаммой для создания пейзажа пользуется  художник, а какой писатель.  (результаты работы проверяются по эталону на доске) А.С. Пушкин серебристый желтый серый голубой черный зеленый И.Э. Грабарь серебристый белый желтый голубой черный зеленый Учащиеся приходят к выводу о том, что мастера разных видов искусства различными  средствами выражают одни и те же чувства, говорят обо одном и том же явлении и даже  цветовая гамма у них одна. Посттекстовый элемент урока. ­А теперь  вспомним все, о чем мы говорили на уроке. Попытайтесь составить план анализа лирического произведения. Задумайтесь о структуре, с чего лучше начать и чем закончить.  Сопоставьте тот план, что вы написали в тетради с образцом на доске. Есть ли разница?  Согласны ли вы с последовательностью частей или что­то можно переставить местами. (Учащиеся дискутируют по поводу плана, выносят свои предложения.) Рефлексия, оценка работы, домашнее задание. ­ Интересен ли тебе был урок? ­ О чем заставил задуматься? ­ Чему научился на уроке? ­ Доволен ли своей работой на уроке? Домашнее задание: изменилось ли мое восприятие стихотворения А. С. Пушкина  «Зимнее утро?» Выполнить  рисунок  на тему: «Каким я вижу зимнее утро?»

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)

Конспект урока литературы по теме Художественная мастерская  А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Развитие понимания подростками лирической поэзии. (6 класс. литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017