Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)
Оценка 4.8

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
15.02.2017
Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)
Место урока в программе по литературе для 11 класса: урок является завершающим этапом в изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Тип урока: урок - исследование. Оборудование урока: текст романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", портрет М.Булгакова, картины художников. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, работа с литературоведческой и психологической терминологией, изучение произведений искусства известных художников, беседа. Решаемые учебные проблемы: умение пользоваться дополнительной литературой, умение обобщать, систематизировать материал, делать выводы, исследовать текст с точки зрения художественных особенностей. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой, исследовательской деятельности учащихся, развитие логического мышления, устной и письменной речи у учащихся, консультирование. Технология урока: коммуникативно-диалоговая. Педагогическая задача: способствовать формированию представления о М. Булгакове как о мастере цветописи и светописи в литературе 20 века, развитию интереса к художественному миру М.Булгакова, к художественному слову и предмету "Литература". Задачи для учащихся: определить роль цвета и света в осмыслениипроблематики романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"; понятьбулгаковский замысел создания литературных образов с позиции добра и зла. Планируемые образовательные результаты (УУД): Учебные: уметь анализировать текст, составлять литературный портрет героев, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь правильно интерпретировать художественный текст, уметь строить устный ответ с использованием цитирования, владеть навыками выразительного чтения. Метапредметные: ориентироваться в справочной литературе, определять понятия, создавать обобщения, сравнивать и делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, уметь работать как самостоятельно, так и в группе, владеть умениями вести диалог, формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, оценивать свои достижения на уроке. Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. Воспитательные: умение общаться, умение делать правильный выбор, приобщение к духовным ценностям русской литературы и культуры.
урок по роману Булгакова Мастер и Маргарита.docx
Курсовая работа на тему "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Выполнена Анищенковой Мариной Владимировной Чешковой Юлией Вадимовной учителями русского языка и литературы МБОУ СОШ №73 ст. Кривянской 2016 год Урок литературы в 11 классе. Тема урока : "Символика цвета и света в романе М. Булгакова  "Мастер и Маргарита" Место урока в программе по литературе для 11 класса: урок является  завершающим этапом в изучении романа М.Булгакова "Мастер и  Маргарита". Тип урока: урок ­ исследование. Оборудование урока: текст романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита",  портрет М.Булгакова, картины художников. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с  художественным текстом, работа с литературоведческой и  психологической терминологией, изучение произведений искусства  известных художников, беседа. Решаемые учебные проблемы: умение пользоваться дополнительной  литературой, умение обобщать, систематизировать материал, делать  выводы, исследовать текст с точки зрения художественных особенностей. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой,  исследовательской  деятельности учащихся, развитие логического  мышления, устной и письменной речи у учащихся, консультирование. Технология урока: коммуникативно­диалоговая. Педагогическая задача: способствовать формированию представления о  М. Булгакове как о мастере цветописи и светописи в литературе 20 века,  развитию интереса к художественному миру М.Булгакова, к  художественному слову и предмету "Литература". Задачи для учащихся: определить роль цвета и света в  осмыслениипроблематики романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"; понятьбулгаковский замысел создания литературных образов с позиции  добра и зла. Планируемые образовательные результаты (УУД): Учебные: уметь анализировать текст, составлять литературный портрет героев,  понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь  правильно интерпретировать художественный текст, уметь строить устный  ответ с использованием цитирования, владеть навыками выразительного  чтения. Метапредметные: ориентироваться в справочной литературе, определять понятия, создавать  обобщения, сравнивать и делать выводы, устанавливать причинно­  следственные связи, уметь работать как самостоятельно, так и в группе,  владеть умениями вести диалог, формулировать и отстаивать свое мнение,  проявлять уважительное отношение к другому человеку, оценивать свои  достижения на уроке. Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, формулировать собственную точку  зрения, высказывать и аргументировать ее. Воспитательные:  умение общаться, умение делать правильный выбор, приобщение к  духовным ценностям русской литературы и культуры. Организация деятельности учащихся: работа в группах  (класс разделен на 4 группы : "Филологи" (исследование  текста), "Психологи" (исследователи влияния цвета на поведение ,  восприятие и ощущения человека, знатоки психологического портрета),  "Философы" (изучение светописи в романе ), "Искусствоведы"  (исследователи художественных полотен). Каждая группа получает задание.  1 группа ­ проанализировать эпизоды, связанные с использование цветописи в описании героев ( Понтий Пилат, Воланд, Иешуа). 2 группа ­ изучить влияние черного, белого, красного, серого цветов на  восприятие , ощущения и поведение человека. 3 группа ­ раскрыть традиционный и булгаковский смысл солнечного и  лунного света. 4 группа ­ изучить полотна известныххудожников , изображавших Понтия  Пилата, Воланда и Иешуа Га­Ноцри ( Иисуса).( "Что есть истина?" Н.Н. Ге , "Христос перед Пилатом" МихайМункачи и др.) Ход урока Предтекстовой структурный элемент урока 1 этап. Вхождение в тему урока. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:              "...так что ж ты , наконец?                                                 ­ Я ­ часть той силы, что вечно хочет зла             и вечно совершает благо".  Гете "Фауст" Учитель просит детей обратить внимание на цитату из "Фауста" Гете и  найти в тексте антонимы. (зло ­ благо)  Далее выясняет , какие ассоциации вызывают у учащихся эти слова,  составляется ассоциативный ряд. ЗЛО Война, смерть, ненависть,  преступление, убийство... ДОБРО (БЛАГО) Счастье, истина, милосердие,  любовь... Следующий вопрос:  ­ Скаким цветом ассоциируются эти понятия? Почему?(добро ­ белый,  золотистый, желтый; зло ­ черный, серый, красный). ­Какое еще средство изобразительности используется в творчестве  писателей и художников для понимания проблемы добра и зла? Что  использует М.Булгаков в романе? ( солнечный свет и лунный свет) ­В каких произведениях русской литературы встречается тема добра и зла? Кто из писателей  обращался к этой теме? ( УНТ ­ русские народные  сказки, классицизм ­ "Бедная Лиза" Н.М. Карамзин, "Война и мир"  Л.Н.Толстой и др.) ­Как вы думаете , о чем мы с вами будем сегодня говорить? Попробуйте  сформулировать тему урока?  ­Над какой проблемой мы будем сегодня работать? Что мы должны  выяснить? Текстовый структурный элемент урока 2 этап. Вхождение в текст.  Работает группа "Психологи".  Нам необходимо выяснить , какую психологическую нагрузку несет цвет,  как он влияет на наше восприятие, поведение. Можно ли по цветовому  восприятию нарисовать психологический портрет человека.   Перед учащимися этой группы лежат карточки с портретами героев романа ( имена не указаны). Им необходимо, используя только знания психологии  цвета, определить психотип , создать психологический портрет человека. 1 карточка  "росту был высокого. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в  цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой  нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду ­ лет  сорок с лишним. Рот какой­то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему­то зеленый. Брови черные, но одна выше другой.  Словом ­ иностранец." "...одетый в черную свою сутану..."...на спинку стула наброшен был  траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике  лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью..." 2 карточка Вышел " вбелом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской  походкой...","...белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте",  "...неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом,  человек в белой мантии с красной подбивкой...". 3 карточка "...Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.  Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки  связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью..." , обут в стоптанные сандалии" ­Серый цвет, который преобладает во внешности первого персонажа ,  говорит о  том, что перед нами серьезная, рассудительная натура, имеющая трезвый взгляд на жизнь, недоверчивая. Серый цвет носят люди, которые  хотят защитить себя от проникновения окружающих в свой внутренний  мир, люди, сдержанные в эмоциональном плане. Серый ­ это соединение  противоположностей. Также в описании внешности нашего героя использован черный и красный  цвета. Сочетание черного и красного говорит об агрессии. В отдельности  черный цвет ­ это неизвестность, тайна, загадочность, с другой стороны ­  это разрушительность, подавление, пустота, депрессия, смерть. Люди,  предпочитающие черный цвет , имеют способности к предвидению. Красный ­ это олицетворение могущества, это воля, смелость,  общительность. Красный ­ это власть, лидерство, настойчивость, а также  жестокость, упрямство, разрушение. Люди, предпочитающие красный ,  склонны всегда добиваться того, чего хотят, никогда не уговаривают. Идут  и берут. Это тираны, убийцы, эгоисты. Итак, первый персонаж ­ натура рассудительная, не эмоциональная,  загадочная,  сдержанная, но способная на агрессию. А также ­ властная,  добивающаяся того, чего хочет, эгоистичная, способная на убийство.  Именно таким в романе представлен Воланд, князь Тьмы ­В описании второго персонажа преобладают белый и красный цвета. Белый носят педантичные, расчетливые и холодноватые, отрешенные,  разочарованные в чем­либо, ищущие одиночество люди. В то же время  белый цвет ­ это величие. Во внешности нашего героя преобладание белого, а значит , он  принадлежит к высшему сословию, он расчетлив, холоден, ему характерна  отрешенность от мира,  в то же время он натура властная, обладающая  могуществом, способная пролить кровь. Ее девиз: " Пусть выживет  сильнейший".  В романе это Понтий Пилат. Под третьим описанием скрываются люди скромные, предпочитающие  покой, уравновешенные, смиренные, спокойные, им важна  благожелательность окружающих. От этого и страдают. Они сильны духом  и непреклонны. Зовут к поиску истины. Самоотверженны, преданны тому,  что делают. Их преданность людям зачастую доходит до рабства. Таков в романе Иешуа Га­ Ноцри. Таким образом, мы можем сделать вывод, что психология цвета дает  полное понимание стиля поведения, внутреннего состояния героя, его  характера и отношения к миру.  ­Спасибо, ребята. Мы познакомились с психологическими портретами главных героев  романа, выяснили влияние цвета на восприятие, поведение человека.  Теперь очередь "Филологов". Попробуем разобраться, каким образом  цветопись помогает читателю понять идейное содержание произведения. 2 группа "Филологи" Роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова ­ одно из загадочных  произведений 20 века. В нем использовано большое количество деталей,  символов. Это один из способов писателя донести до читателя свои мысли,  видение мира. Каждая деталь несет скрытый смысл, позволяющий понять  идею произведения.  Во время чтения романа невольно обращаешь внимание на употребление  одних и тех же цветов в описании героев, пейзажа, деталей одежды,  предметов. Нашей задачей было выяснить , какие цвета преобладают в  романе , какое значение имеет цвет в описании персонажей, как цветопись  помогает раскрыть идейное содержание произведения. Символика цвета имеет в романе важное значение , особенно, когда автор  касается "вечных" философских тем. Здесь цвет приобретает четкость и  контрастность.  Один из самых выразительных образов романа ­ плащ Понтия Пилата ( "в  белом плаще с кровавым подбоем") и плащ Воланда ("траурный плащ,  подбитый огненной материей"). Кроваво ­ красный подбой плаща Понтия  Пилата , отраженный в "черно­красной луже вина из разбитого кувшина" перед ним , настраивает нас на соответствующее восприятие того , что он  делает в романе. А в романе он совершает кровавое преступление . В описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет ­ традиционный  цвет зла, колдовства, скорби. Символ хаоса, тьмы. Воланд был брюнет с  черными бровями и черным правым глазом. Перед лицом читателя  возникает образ абсолютного зла. Воланд ­ представитель зла, но по сути  совершает добрые дела ( наказывает зло в лице Лиходеева, помогает  влюбленным обрести друг друга). Белый цвет ­ символ чистоты, величия. В белом плаще Понтий Пилат,  когда к нему привели подозреваемого, что говорит о высоком положении  прокуратора и его добросовестности, однако на его одежде "кровавый  подбой", означающий , что хозяин плаща,  выполняя свои обязанности ,  лишил жизни невинного. Белый и черный цвета дают точное представление о персонажах и о  происходящих событиях, их сочетание важно для понимания смысла   самого романа. Так в главе "Казнь" встречается описание грозы: " Края ее  вскипали белой пеной, черное дымное облако отсвечивало...", "Туча залила  уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись  впереди напоенной черной влагой и огнем тучи". Подобных антитез в  романе можно встретить немало.  Можно предположить, что сочетание черного и белого Булгаков  использует для передачи читателю основной темы романа, а именно,  противоборства добра и зла , света и тьмы, чему мы находим  подтверждение практически в каждой главе. Помимо этого использование  автором  цветописи помогает  осмыслить идейное содержание романа,  которое заключается в невозможности существования добра и зла друг без  друга. Доказательством данной мысли могут служить слова Воланда,  сказанные Левию Матвею: " Ты произнес свои слова так, как будто ты не  признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над  вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от  предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и  от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из­за твоей фантазии наслаждаться голым  светом?"В данном случае Воланд является героем , выражающим  авторскую точку зрения. Оказывается, если бы зло прекратило свое действие в мире, гармоничность Вселенной разрушилась бы. Добро не  может жить без зла, а Абсолют не может не проявлять себя через зло. Таким образом, в каждом человеке есть белое и черное, добро и зло, свет и  тьма. Каждый делает выбор между добром и злом сам: кем ему быть, каким ему быть, на чьей стороне ему быть. Группа «Философы» Учитель. В чем состоит традиционный смысл астральных образов солнца и  луны? (Солнце – источник света, тепла,жизни и красоты. Традиционные народные  образы – ясно солнышко, красно солнышко­ связаны с пробуждением  жизни, новым годом сезонных крестьянских работ. Луна – ночное светило. Лунный свет виден только во тьме, во мраке. Луна  олицетворяет темные силы. Луна сопровождает ночь.Луна – тайна и  загадка.) 1­я группа уч­ся  анализирует сцены романа, где упоминается образ  солнца. 1. Часть1. Гл.1 В Москве на Патриарших прудах появляются два  гражданина:председатель правления МАССОЛИТа Михаил  Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный  «…сил не было дышать,…солнце, раскалив Москву,в сухом тумане валилось куда­то…».На фоне мучений от жары Берлиоз  пропагандирунт антирелигиозные взгляды.Воланд узнает, что люди  отказались от веры в Бога. 2. Часть 1. Гл.2 В сцене допроса Иешуа Понтий Пилат испытывает страдания от  жары. «Зачем на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепеке  стоит перед нимарестант…» ­, мучительно вспоминает  прокуратор. Безжалостное солнце – это муки совести. 3. Часть 1. Гл.16 Удушающий зной – фон казни Иешуа – страшного греха Понтия  Пилата.  «Щурился прокуратор не оттого, что солнце жгло ему глаза,  нет!» Может быть, прокуратора мучит не жестокое солнце… Его мучит  совесть «Замыкалась процессия солдатской цепью, а за нею шло около  двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары…» «Жар был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от  него…» «Солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим.» Жара здесь становится символическим образом адского пекла.  Обжигающие солнечные лучи олицетворяют расплату за совершенное зло. 4. Часть 2. Гл.29. «На закате солнца высоко над городом  на каменной террасе  одного из самых красивых зданий в Москве… сидели двое: Воланд и Азазелло. …Оба, находящиеся на террасе глядели, как в окнах,  повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось  изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же,  как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату»  Воланд не изображается автором на фоне солнечного света. Но глаза  – внутренний мир – говорят о единстве противоположностей: правый  глаз – «с золотой искрой на дне», а левый –« пустой, черный» Вывод.  Солнечный свет – источник мучений, страданий, отражение  грехов. Солнечный свет порождает жару – символ адского пекла. 2­я группа уч­ся анализирует сцены романа, где упоминается образ  луны. Часть 2­я. Гл.32. Читаем финал романа. 1.«Волшебные черные кони утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Ночь начала закрывать черным  платком леса и луга… Ночь обгоняла кавалькаду. …Ночь густела,  летела рядом, хватала скачущих за плащи. Когда же навстречу им из­ за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы  исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская  нестойкая одежда» С появлением луны меняются одежды, лица героев. Они преображаются,  становятся настоящими. Луна открывает ИСТИНУ 2 «Воланд летел тоже в своём настоящем обличье.Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня и думала, что это лунные  цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня –  туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд» В образе Воланда присутствует как свет («лунные цепочки», «белые  пятназвезд»), так и тьма («туча», «глыба мрака») – непримиримая борьба двух начал: Бога и Сатаны, Добра и Зла. 3. «Луна заливала площадку зелено и ярко». Около двух тысяч лет здесь сидит Понтий Пилат и вперяет казавшиеся слепыми незрячие глаза в  диск луны. «Но когда приходит полная луна, его терзает бессонница… При луне ему нет покоя» Прокуратор наказан за свою трусость одиночеством. Он прощен,искупив  грех веками душевных терзаний, и уходит по лунной дороге.Лунный свет  дарит Пилату ИСТИНУ. 4.С луной соотносится главная героиня романа Маргарита.Имя её означает  «жемчужина», цвет которой серебристый, матово­белый. С луной связаны все похождения Маргариты: Часть2. Гл.20 . «Луна в вечернем чистом небе висела полная… Маргарита  глянула в зеркало и расхохоталась». При луне Маргарита  превращается в ведьму. Часть 2. Гл.22 «Ровное гудение машины, летящей высоко над землёй, убаюкивало Маргариту, а лунный свет её приятно согревал…» Главная героиня мчится на встречу с Воландом , понимая, что делает правильный выбор. Часть2.Гл.32 Мастер, по мнению Воланда», Мастер «не заслужил свет, он  заслужил покой». «Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей…» «Впереди твой вечный дом…Ты увидишь, какой свет в комнате,  когда горят свечи…» Заслужить свет – значит искупить грехи, встать на путь высшей  истины, по Булгакову. Мастер – там, где светло, а значит, он на  правильном пути. Эпилог В счастливых снах Ивана Николаевича Понырева, сотрудника  Института истории и философии, «луна властвует и играет,  лунатанцует и шалит».Маргарита возникаетвпотоке лунного  наводнения и благославляет Ивана Николаевича. «Луна начинает  неистовствовать, она обрушивает потоки света…,  онаразбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается  лунное наводнение». Вывод.Лунная дорога – это путь прощения и искупления грехов.Лунный  свет открывает истину, это движение к правильному выбору:   справедливости, правде, счастью. Общий вывод группы «Философов»: Традиционные символы приобрели новый смысл в творчестве писателя.  М.А.Булгаков, используя символику света, углубляет характеристику  персонажей, проясняет отношение автора к героям.Солнечный свет, по  Булгакову, олицетворяет страдания и расплату за грехи, тогда как лунный светдвижет идеей жизненной правды, добра, истины.Такова философская  концепция М.А.Булгакова. Группа «Искусствоведы» Рассмотрим картины известных художников, а также иконы, запечатлевшие сюжеты булгаковского романа. Что же из себя представляеткартина Николая Ге «Что есть истина?» (Христос и Пилат)»(1890).  Это конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора  Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа.  Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облаченному властью и  богатством, противопоставляется Христос – спокойный и уставший. Он  невозмутимо встречает решительный, даже где­то резкий и насмешливый  вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина?». Желая придать  изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не  показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в  уединенный уголок. Сцена   разворачивается   на   фоне   простой,   практически   ничем   не декорированной   стены.   Благодаря   этому   композиционному   решению полотно приобретает вселенское значение и масштаб. Колористическое   построение   картины   переворачивает   традиционное понимание   добра   и   зла,   света   и   тени.   Ге   представил   зрителю   Пилата, облаченного в белую тогу, стоящим в мощном потоке солнечного света, тогда   как   измученный   пытками   Христос   в   потрепанных   серых   одеждах находится в тени. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет  римского наместника. На  самом деле прокуратор стоит против солнца,   поэтому   вся   его   фигура   находится   в   тени,   и   только   активные светлые рефлексы заставляют обманчиво светиться его тогу. Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата. Христос   изображен   в   тени,   но   стоит   приглядеться,   как   Его   одежда приобретает   пурпурный   цвет,   лицо   освещено   (в   то   время   как   лицо римского наместника полностью погружено в тень). Светлые рефлексы, как мандорла   (сияние   славы),  окружают   фигуру   Христа,   тем   самым   словно показывая Божественный свет истины, идущий от Него. Представители духовенства не приняли это произведение. Их шокировал образ   Спасителя,   который   абсолютно   расходился   с   церковной   и многовековой   художественной   традицией   интерпретации   Христа   как человека, совершенного духовно и прекрасного внешне. Ге же осмелился изобразить   Господа   в   лохмотьях,   стоящим   в   тени,   измученным   и истерзанным.  Мы же можем убедиться, что взгляды художника Н.Ге и великого писателя М Булгакова совпадают. МихайМункачи. Первая картина Трилогии «Христос перед  Пилатом»,1881г Одно из самых известных произведений венгерского художника Михая   Мункачи состоит из трёх полотен,называют его Трилогией о Христе. О том, какая тщательная подготовка предшествовала написанию полотна,  публика узнала после опубликования переписки художника с супругой.  Мункачи несколько раз перечитывал Библию от первой до последней  строки, детально изучил произведение «Жизнь Иисуса» французского  философа и писателя, историка религии Эрнеста Ренана.  Для того, чтобы как можно более реалистично изобразить сцену в  Иерусалимской претории (в Римской империи этим термином называли  временную резиденцию римских наместников в Иудее в течение их  пребывания в Иерусалиме), художник просмотрел множество  художественных альбомов по истории костюма и картин с изображением  библейских сюжетов.  Мункачи приглашал представителей еврейской общины, ожидавших в  Париже документов для эмиграции, позировать для его картины. Он делал  фотографические снимки моделей, которые затем использовал в ходе  написания полотна.Прежде чем взяться за большое полотно Мункачи выполнил более 35 эскизов. О Пилате.       Характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова  Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно  убивал и постоянно зверствовал».              О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его  деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за  бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.  Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные  верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления,  беспощадно подавлявшиеся.                Когда парижская публика в 1881 году увидела первую картину  «Христос перед Пилатом», она с присущей французам пылкостью  превозносила мастерство и очень современный философский подход к  вечной теме венгерского художника. Блестящий живописец изобразил  Иисуса Христа человеком обыкновенным, и сильным и слабым, но,  безусловно, несущим в сердце своем только любовь.  Икона «Суд Пилата».  конец xv века московская школа темпера Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева В основу сюжета положеноЕвангелие от Матфея 27:11 «…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю…  Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь  Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его  первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему  Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал  ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.» Значение цвета в иконописи Золотой  блеск   мозаик   и   икон   позволял   почувствовать   сияние   Бога   и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе. Красный ­ один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения ­ победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.   Красным   небесным   огнем   сияют   крылья   приближенных   к престолу Бога архангелов­серафимов. Иногда писали красные фоны ­ как знак торжества вечной жизни. Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре.  Это цвет царя, владыки ­ Бога на небе, императора на земле. Только  император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на  пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это  строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в  храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах  на одеждах Богоматери ­ царицы Небесной. На иконе Иисус изображен в пурпурных одеждах, что подтверждает цвет  царя – Христа. Преобладание золотого цвета­ знак сияния Божественного  величия, торжества Правды и Справедливости. М. Булгаков в своем романе создал образ Иешуа, который является  прообразом Христа. Он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть Истина, и несет ее людям. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не  отказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по­ настоящему свободным. Иешуа – истинное воплощение ДОБРА. Приложение «Что Есть Истина?» (Христос и Пилат) (  Николай Ге, 1890) Венгерский художник МихайМукачи. "Христос перед Пилатом" 1881 «Суд Пилата» (икона московской школы, XV век) Рефлексия. В конце урока еще раз обращаемся к заявленным целям и задачам и  обсуждаем, удалось ли их реализовать. ­К каким выводам и умозаключениям вы пришли в ходе нашего урока? ­Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание (выбор). 1. Кто является воплощением настоящего зла в романе: свита Воланда  или жители Москвы? 2. Напишите сочинение ­ рассуждение. Объясните, как вы понимаете  смысл фрагмента текста: "Не будешь ли ты так добр подумать над  вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и  как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"  Литература 1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998. 2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991. 3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986. 4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования.  Материалы. Библиография. Л. Наука.199 5. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”.  1997 г. 6. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997 7. Значение символики цвета в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=454347 8. http://mysoch.ru/sochineniya/bulgakov/_story/master_i_margarita/simvol ika_lunnogo_sveta_v_romane_m_a_bulgakova_master_i_margarita/

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)

Конспект урока литературы по теме "Символика цвета и света в осмыслении проблемы добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017