Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"
Оценка 4.9

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
13.02.2018
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"
Место предмета в программе по литературе для 11 класса: урок является завершающим этапом в изучении темы « Лирика С. А. Есенина». Первый урок-«Биография поэта. Тема природы»,2 урок -«Тема любви в поэзии Есенина» Тип урока-урок-практикум на исследовательской технологии (под руководством учителя) Решаемые учебные проблемы: углубить понимание художественного произведения как искусство слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать его поэтическую идею, в размышлениях о стихотворениях С. Есенина использовать теоретико.- литературные понятия,учить сопоставительному анализу стихотворений. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с текстом, беседа, работа со схемами, подготовка к выводам о главной теме творчества поэта. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие мышления,устной и письменной речи.
Тема родины в стихотворениях Есенина..docx
Урок литературы в 11 классе «Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина». Место предмета в программе по литературе для11 класса: урок является   завершающим  этапом  в изучении темы « Лирика  С. А. Есенина». Первый урок­«Биография  поэта. Тема природы»,2 урок ­«Тема любви в поэзии Есенина» Тип урока­урок­практикум на исследовательской технологии (под руководством учителя) Решаемые учебные проблемы: углубить понимание  художественного произведения как искусство  слова, развивать умение раскрыватьстилевые особенности текстаавтора, умение анализировать  лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать его поэтическую идею, в  размышлениях о стихотворениях С. Есенина использовать теоретико.­ литературные  понятия,учить сопоставительному анализу стихотворений. Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с текстом, беседа, работа со  схемами, подготовка  к выводам о главной теме творчества поэта. Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие  мышления,устной и письменной речи. Цели:  Проследить за эволюцией образа Родины в лирике Есенина в разные этапы еготворчества. Познакомиться с особенностями лирики поэта: лексические, звуковые принципы организации  стиха. Войти в мастерскую поэта в выборе изобразительно­ выразительных средств в раскрытии   внутреннего мира лирического героя. Продолжить знакомство  учащихся с особенностями творчества поэта С.А.Есенина ,с  основными направлениями лирики поэта. Продолжать закрепление навыка самостоятельной работы по группам, умения подбирать и  отбирать необходимый материал по теме. Активизировать познавательную деятельность учащихся, их творческие способности,  направленные на раскрытие темы урока. Воспитывать у учащихся интерес к изучению литературы, любовь и бережное отношение к  поэзии С.А.Есенина, чувство патриотизма. Задачи:  Установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути Есенина и эволюцией  темы Родины в его произведениях. Определить особенности стихотворений о Родине. Освоить  содержание стихотворений. Познакомить с изобразительно выразительными средствами языка стихотворений С.А. Есенина. Межпредметная связь: русский язык, музыка, изобразительное искусство. Оборудование: портрет поэта,сборники стихотворений поэта,  презентация, тексты стихотворений С. Есенина, М.Ю. Лермонтова «Родина»,  стихотворения Н.  А Некрасова « Несжатая полоса», стихотворения  А.А. Блока  «Россия»,  диск с  песней«Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой (Музыка Г Пономаренко). Приемы работы учителя: беседа( мотивационная),рассказ, опрос(чтение стихотворений наизусть и их анализ), сообщения учащихся. Формируемые и развивающие УУД:  поиск и выделение  необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое  чтение,свободная ориентация в текстах и их   восприятие, определение последовательности   промежуточных целей с учетом конечного результата ,умение вести диалог, понимать авторскую  позицию и высказывать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения  ,устанавливать аналогии, уметь работать самостоятельно, соотносить свои  действия с  планируемыми результатами, воспитывать любовь и уважение к русской литературе, к родине,  развивать эстетический вкус.                       1этап.Вхождение в тему урока. Ход урока Ориентация учащихся11 класса на тему урока,сообщение об учебном материале,о различных  формах и видах работы школьника( смысловое чтение, самостоятельный анализ стихотворений , в  парах и групповой, заполнение таблиц, сопоставительный анализ стихотворений  М,Ю.Лермонтова,  Н.А. Некрасова, А. Блока со стихотворениями С.А. Есенина) 2этап.Подготовка к вхождение в тему урока . Вам на дом было дано опережающее задание: подготовить стихи  о Родине в разные этапы его  творчества, выписать эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись. Вы готовили эпиграфы к  нашему уроку. Давайте выберем  лучший. Например: « Моя лирика жива одной любовью­ любовью к Родине». « Я буду воспевать всем существом в поэте  шестую часть  земли с названьем кратким  ­ Русь. Есенин. Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным: «  С чего начинается Родина?» Что такое Родина для каждого из вас?» В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается с родного дома, с семьи, с места,  где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села  Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с  родных берез. Тема Родины является главной в творчестве поэта. « О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими  глазами…  Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в  моём творчестве», ­ говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной  мере.  Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся.  Неизменной остаётся только любовь к  Отчизне. Многие поэты писали о ней. Сегодня мы узнаем,  какой была Родина у Есенина, как её изображает поэт в разные этапы своего творчества. В чем  особенности раскрытия этой темы .Условно эволюцию темы Родины у  Сергея Александровича   можно разделить на 3 этапа: 1­й. 1914 – 1917 г. – (ранние стихи) 2­й. 1918 – 1923 г. – (после революции)  3­й. 1924 – 1925 г. – (последние годы) 1­й этап, относящийся к 1914 – 1917 г., характеризуется для Есенина гармонией земли и неба,  человека и природы. Родившийся и выросший в деревне, поэт с раннего детства впитал в себя дух  и красоту родной природы  Сейчас мы будем слушать стихи учащихся с кратким анализом, а остальные чертят таблицу, куда помещают характерные для поэта изобразительно –выразительные средства языка. К концу занятий у вас получится таблица с наиболее яркими эпитетами,  метафорами, олицетворениями, цветностью стихов. Обращаем внимание на то, как описан  лирический герой  и,конечно, образ Родины..  « Гой ты, Русь, моя родная»­ чтение наизусть и анализ стихотворения. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты­ в ризах образа… Не видать конца и края­ Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля, А у маленьких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По  церквам твой кроткий  Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На привользеленых лех. Мне  навстречу, как  сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю». Я скажу: « Не надо рая, Дайте  родину мою».(1914год) Как автор относится к природе? Что отличает Сергея Есенина от других поэтов? (Одухотворяя природу, автор пытается слиться с ней, растворится в её красоте и благоухании: «  Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто­звонных). В каких красках предстает перед нами природа? (С огромной теплотой поэт создаёт образы родной природы,так как это для Есенина часть  Родины. Русская природа предстаёт перед нами в самых разных красках; она трогательная, всегда  меняющаяся и ослепительно красива. Поэтизация деревни также становится отличительной  чертой раннего Есенина). Какие  чувства наполняют поэта?( Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи  этого периода.) Каким настроением проникнуто стихотворение? (Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю) Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие? Кому  поклоняется лирический герой? (Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам, благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избы. Как вы понимаете слова : «образа», « риза»? (Образа—иконы, риза—золоченное обрамление, оклад иконы.) С  каким цветовым образом соседствует метафора « хаты—образа»?  ( «Только синь сосет глаза») Вслушаемся в строчку. Какой прием использует автор? ( Звукопись. Конкретно:аллитерацию на  свистящие  согласные). Для чего? Какая картина рождается? (Слепящее   разъедающее  глаза синее) Вам  знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется сделать? (Зажмуриться) Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?  ( «Небесный» ­ возвышенный,  «Синее» слышалось Есенину даже в слове «Россия», белый­  чистота). Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом—это  воплощение любви. Пронаблюдайте, какими звуками наполнено    стихотворение? (Девичий смех, пляска на лугу­ мажорные звуки.) Какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за  праздники? ( Замечательная традиция:нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда.  Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми  природы ощущали они себя и «кротко»  благодарили Творца за щедрость­может быть,поэтому  Есенин назвал Спас «кротким».) Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия»  утверждает нерасторжимую связь времен, человека и природы. Образ крестьянской избы в ранней  лирике Есенина—это олицетворение Родины, природы, родного очага, преемственности  поколений, исторических традиций народа. Ребята,скажите,у  каких русских поэтов  тема  родины  тоже прослеживается?(У Пушкина,  Лермонтова , Некрасова, Блока и др.)Да,это действительно так. Давайте  поработаем в группах и  сопоставим стихотворения:  1 группа­« Край ты мой заброшенный» и стихотворение Некрасова « Несжатая полоса», 2  группа­« Запели тесаные дроги» и стихотворение Блока»Россия»,3 группа­2 «Низкий дом с  голубыми ставнями» и стихотворение  Лермонтова « Родина». Перечитайте  стихотворение» Край ты мой заброшенный» и стихотворение Некрасова « Несжатая  полоса» ­1 группа. Сравните их. Край ты мой заброшенный, Край ты мой  пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А их всех­то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой­ризою. Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль.  Что под вечер путнику Нашептал ковыль.(1914год)  Н. Некрасов. «Несжатая полоса» Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата  полоска одна, Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли! Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет, и буря нас бьет… Где же наш пахарь? чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели­колосились? Нет! мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял, Чтобы нас ветер осенний развеял?..» Ветер несет им печальный ответ: ­ Вашему пахарю моченьки нет. Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге – не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет, Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли как плети, Очи потускли и голос пропал, Что заунывную песню певал, Как, на соху налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.(1854год) В  чем их сходство и в чем различие? Какова тематика стихотворений?  О чем беспокоятся поэты? Кто дополняет печальный   образ? ( Оба стихотворения о Родине,пронизаны духом патриотизма. В произведении Некрасова на фоне  безмятежного пейзажаи хорошего урожая никого не волнует и не удивляет, и не вызывает  сочувствия­люди привыкли ко всему. И эта покорность вызывает чувство досадыу поэта,который  убежден,что человек  по праву рождения является свободным, поэтому должен строить свою   жизнь вне зависимости от обстоятельств.  У Есенина то же самое: знакомые и любимые места  постепенно превращаются в пустырь. Везде  царит запустение.  Поэт понимает, что пройдет еще немного времени, и его родное село окажется  стертым с лица  земли. Автор обеспокоен этим и говорит: «В окна бьют без промаха вороны  крылом». Ворон на Руси­ символ смерти. Есенин неслучайно создает  этот печальный образ,  который дополняет лепестками черемухи, сравнивая их с метелью. Именно таким  поэт видит  свое село,где когда­то жизнь била ключом). 2 группа – стихотворение  Есенина  « Запели тесаные дроги» и стихотворение А. Блока «Россия». Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты. Опять я теплой грустью  болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь­ малиновое  поле И синь, упавшая в реку,­ Люблю  до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не  измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить­ Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем(1916год)  РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанныеколеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну, что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из­под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.(1908год)  Что общего в настроении , в чувстве, которое пронизывает  стихотворение? В чем различие? Какие выводы можно сделать? Что вносит праздничный оттенок в стихотворение  Есенина? ( В обоих стихотворениях­ тема Родины ,звучит глубокое чувство патриотизма. Стихотворение  Блока  начинается и заканчивается темой дороги, движения. Поэта интересует дальние пути  развития общества, историческое прошлое и будущее родины, судьба народа Стихотворение  охватывает большой отрезок времени. Даже нищая Россия дорога поэту. Пусть она убога и  невзрачна, у нее трудная судьба. Много лишений в прошлом, но поэт верит в будущее. У Есенина тоже путевой сюжет,дорога связана с историческим  путем России.В  стихотворениипоказана широта горизонта, русское раздолье, но не все  радует, отсюда грустные  ноты, страх перед деревней, меняющей свое лицо. Малиновый цвет вносит праздничный оттенок,  потому что поэт верит в будущее России). Сопоставление стихотворений   Есенина» Край любимый1 Сердцу снятся»и стихотворения  Лермонтова « Родина» Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться  В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы ­ кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого­то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Какова тема стихотворения?  Каким  показан лирический герой?(1914год) .Родина Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.  Но я люблю — за что, не знаю сам —  Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И,  взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.(1841год) Что привлекает обоих поэтов в русской деревне? В чем отличие  настроений, окрашивающих одно и другое стихотворение? Чем  объясняется это  отличие?  Как видит родину лирический герой? Что  замечает каждый из авторов? ( В обоих стихотворениях  звучит огромная любовь к Родине. Лермонтов находит что­то родное  в том, что на самом деле является простым. Его взор обращен к крестьянской России. Лирический герой смотрит  на родину глазами  крестьянина , при этом поэт использует обыденную лексику:  «пляска», « мужичков», толканье», « свист». М. Лермонтов оказал огромное влияние на   творчество  поэта Есенина (Стихотворение « Край любимый! Сердцу снятся » было написано Есениным в 1914 году.  Основная тема­тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике), Чем интересна  композиция? ( В композиции мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж: Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться  В зеленях твоих сто­звонных.  Как ведет себя лирический герой? (Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню: С тихой тайной для кого­то    Затаил я в сердце мысли. Какие изобразительно­ выразительные средства здесь используются? (Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки»,  болото «курит облаком») О чем главная мысль ? (Вторая часть — это мысль герояо преходящем земном счастье. Она присутствует в последней  строфе: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и  прекрасной природы  и умиротворенным чувствам лирического героя). Какие мотивы звучат в раннем творчестве поэта? (В раннем творчестве Есенина звучат:  Изображение деревенской России.  Идиллические картины.  Наличие пейзажных зарисовок.  Православные образы.   Близость к фольклору. Метафоричностьи образность языка.) Но на  смену радужному и светлому этапу раннего творчества приходит другой. (1918 – 1923 г). Чтение и анализ отрывков из «Руси уходящей».( Ответы  подтверждаются  чтением отрывков) Как меняется тональность стиха? В чем разочаровывается поэт? Что поселилось в его душе7 (Революция. Разгул общественной стихии повлёк за собой  разброд в жизни, в мыслях и чувствах  Есенина. Изменяется тональность его стихов. В некоторых исчезает чистота и восторженность,  появляется грубая маска. Есенин, с восторгом принявший революцию, надеясь, что наступит  новая, светлая жизнь, особенно для деревни, начинает разочаровываться. Печаль и сомнения  поселяются в его душе. Раскол в стране беспокоит молодого поэта. Себя он всё чаще видит там,  «в Руси уходящей»:. Советскую я власть виню, И потому  я на нее в обиде, Что юность светлую мою В борьбе других  я не увидел. …………………………………… Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею. Чтение  и анализ стихотворения «Я последний поэт деревни». Я последний  поэт деревни, Скромен  в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И Луны  часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость Злак овсяный,зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья­кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные  Похрипят мой двенадцатый час!(1920год) О чем стихотворение? Воссоздайте пейзаж, описанный в стихотворении. Перечислите детали церковного обряда. О каком обряде идет речь? Что такое ПАНИХИДА? С кем или с чем прощается поэт? Перечитайте 1­ую строфу. О каком мосте идет речь? Какое средство художественной выразительности использует поэт? (Метафорический образ моста здесь символичен, МОСТ всегда соединяет два берега). О каких берегах идет речь?( Дощатый мост песен Сергея Есенина соединяет два берега в жизни  России: прошлое и будущее). А где же настоящее? ( Над пропастью настоящего строит поэт мост для своих песен. Мост перекинут, и вперед, в будущее, устремлен шаг)Какова тональность стихотворения? ("Я последний поэт деревни  " – это стихотворение­реквием, стихотворение­прощание. Поэт  чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового  времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого  сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно  совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого,  лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы  деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни,  вся уходящая крестьянская культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в  будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения,  пойдут иной дорогой, иным "мостом". Почему поэту в этом мире не жить? (Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для  "часов" тоже наступают последние сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это  мучительно тяжело. "Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и   наступающий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего  светлого, хорошего в его жизни уже не будет. Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез") Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? ( То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина.  Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это  конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.) Почему свеча  «догорит  золотистым пламенем»? (Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": Догорит золотистым пламенем   Из телесного воска свеча..."  "Догорит" находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно.  Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб миллионов людей,  сломленных, отвергнутых новым миром. Среди них и сам поэт) О чем говорится в 3  четверостишии? В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего ("деревянного") мира – о  "железном госте", который выйдет "на тропу голубого поля" России с ее необъятными  просторами. Какой смысл несет « железный гость»? (Он несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и  противостоящий деревне город, где производится эта техника. И,конечно, новый уклад жизни,  новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле  России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый природе, рожденный не  природным миром. Его  поэтому не  принимают  как родного. И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие ладони". При нем  природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга­ветер, "панихидный  справляя пляс". Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах. Почему скорбит не только поэт, но и природа? ( Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение  чувств человека через нее – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина. И как приговор звучат последние строки стихотворения:  Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!") Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества Есенина?  ( Остается деревенская Россия,образы родной природы. Меняется настроение,тональность, цвета,звуки, исчезает идиллия).  1924 – 1925 год «Низкий  дом с голубыми ставнями «­ наизусть. анализ Не забыть мне тебя никогда,­ Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. Но сегодня мне еще снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые  сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверное, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей,. С их курлыканьем в тощие  дали  Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты. От которых  легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года…. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.(1924год) В  стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями»  Есенин  признается, что ему до сих пор  снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает дом  с  простыми  ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда­то был по ­ настоящему счастлив. Поэт  подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая:  «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится  своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот  контраст    лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия.  Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по­прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг  осенью, так как в родных «просторах полей они  сытных хлебов не видали».  Поэт  признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной  земле ради собственного душевного спокойствия. Однако все попытки преодолеть это чувство не  дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», —  признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного.  Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и  состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность  все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины?  Как вы понимаете  слово « выть»? ( Поле, луг, участок, земельная доля) Разочарование ещё больше охватывает поэта. Он с болью и тревогой переживает ломку  привычного уклада жизни. В какой период в поэзии Есенина появляются мотивы  ухода, прощания с родными местами? Пытаясь уйти от горькой действительности, Есенин уезжает за границу. А, вернувшись, чувствует  себя чужим:  Язык сограждан стал мне как чужой,  В своей стране я словно иностранец. Как изображает Есенин Родину в этом периоде своего творчества? Чтение и анализ стихотворения « Спит ковыль. Равнина  дорогая» Спит ковыль.  Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь. Никакая родина  другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, каждого спроси­ Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси1 Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто  под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимой, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? К чему призывает нас поэт? Какие изобразительно­ выразительные средства использует?   (Поэт как бы призывает насостановитьсяна мгновение, прислушаться к шелесту трав, песне ветра,  посмотреть на звездное ночное небо.  Но он  понимает также, что исчезает старая, привычная Русь. Новый свет пролился на его родные  поля, его любимую Отчизну, коснулся его самого. Всего в одном четверостишии  Есенину удается передать внутреннее напряжение и борьбу с «сильным врагом»:  По ночам, прижавшись к изголовью,  Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью  На мои поляны и луга.  В чем поэт видит счастье родины? (Поэт понимает, что в этой «нови» ­  счастье его родины. Но это теснит его, он грустит. Ему  трудно понять эту новую жизнь. Отсюда долгие бессонные ночи автора, его мучения, и все­таки он приходит к выводу, что ничто не сможет заставить его разлюбить «отчие поля» и он все равно  останется «поэтом золотой бревенчатой избы»:   В этом заключаются драматизм его произведения и трагедия самого поэта.  О чем печалится поэт? (Завершающие строки стихотворения наполнены печалью, но это печаль светлая, потому что  полна любви поэта к России:  Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на Родине любимой,  Все любя, спокойно умереть!  Каким показано творчество поэта? (В этом стихотворении переплетаются жизнерадостное и безысходное. Творчество поэта  противоречиво, но стихи наполнены прелестью картин русской природы, любовью к Отчизне.   Есенин — мастер художественного слова. Создавая произведение «Спит ковыль. Равнина  дорогая...», он использует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять  идею стихотворения: эпитеты «свинцовой свежести полынь», «золотой бревенчатой избы»;  выражения, передающие любовь поэта к Родине («теплынь», «отчие поля», «мои поляны и луга»,  «Родине любимой»).  Выборочное чтение и анализ стихотворения «Русь советская» (Сообщает заранее  подготовленный ученик). Учащиеся класса слушают  сообщение,  следят по тексту, отмечают  изобразительно ­  выразительные средства. (По жанру ­ это небольшая поэма.   Показана система образов, в центре которой представлен  лирический герой.  В произведении 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая  составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он  дома чужой. (В первой части (1 ­ 9 строфы) "гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим  на родине. Ураган революции разметал всех его друзей, оставив его одного. Возвратившись в  родное село, он задается вопросом: Что родина? Ужели это сны? Но "голос мысли» берет верх над сердцем  .Как ведет себя лирический герой? ( Он  отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается  родиной, хотя он "никому здесь незнаком»:  Но голос  мысли сердцу говорит: « Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый  свет горит Другого поколения у хижин». Вторая часть (10 ­ 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ  красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного ­ признаки наступившего  времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол,  воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть  другого мира, поэтому не принимает участия в действии: Вот  вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою  обсуживают « жись». Как автор относится к революции? Что принимает, а что и почему не может принять в советской России Есенин? (В третьей части (15 ­ 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и  мысли лирического героя: Приемлю все. Как есть  все принимаю, Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Поэт здесь показан истинным гражданином ­ цели родины он ставит выше собственных чувств,  проявляет смирение перед закономерным явлением ­ приходом нового времени, сменой  поколений:  Чем сослужил.. ­ и тем уже доволенВ каких строчках заключен главный смысл? (В четвертой части (19 ­ 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь  строчек стихотворения ­ главный смысл всего произведения. Поэт решает воспевать как старую,  былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию  злободневных стихотворений­агиток он предпочитает более высокую цель ­ служение Родине,  воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,­ Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким « Русь». Чем объяснить, что именно в поздней лирике поэт часто наделяет героя не только своей  внешностью, но и своим именем? (Система образов "Руси советской» построена вокруг центрального ­ образа лирического героя.  Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Объединяет  их, однако, не только  взгляды на жизнь, но и поэзия, которая "жива одной большой любовью, любовью к родине».  Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способной  противостоять  обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир героя ­ основа лирической канвы  произведения,которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество,  тоска, сомнения,  возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос. "Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно­выразительными средствами.  "Неведомый предел», "жидкая позолота», "немая полутьма», "корявые, немытые речи» ­ это все  яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры:  "бревенчатая птица», "уши длинных веток», "пилигрим угрюмый» . Также С. А. Есенин  обращается и к оксюморону ("грустная радость»), и к олицетворению ("край мой болен»), и к  антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумному, веселому деревенскому вечеру). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов ("Что родина?», "Кого позвать мне?») И риторических восклицаний ("И это я!», "Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале "Руси  советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во  внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием,  содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С. А. Есенин вводит в ткань  произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения  через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей  стране после революции. С. А. Есенин с "грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый  мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные,  неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.  Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее). В чем  отличие Руси в дореволюционной лирике поэта от Руси советской? Какие выводы можно сделать по лирике последнего периода? ­ В центре внимания  по ­прежнему родная деревня – символ России. ­ Стихотворение пронизано «грустной радостью». ­ Появляются автобиографичность иисповедальность.  Все стихи Есенина  мелодичны. Многие композиторы писали песни на стихи Есенина. Какие вы  знаете?.(« За окошком месяц», « Пускай ты выпита другим»,» Мне осталась одна забава»,Сейчас  мы прослушаем  песню   « Отговорила роща золотая» (музыка Г Пономаренко на стихи Есенина) в  исполнении Н. Кадышевой . Какие мысли и  чувства вызывает это стихотворение? (В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы,соотносится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создает яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подернут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улетают, «костер рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву. О чем с горечью думает герой? ( Печальные  ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоминает веселую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль».Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно»). Чем пытается вылечить душу поэт? (Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят ряби­ новые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь  с вечным потоком мирового времени.) Проверка заполненных таблиц, выполненных учащимися в течение  урока.                                               Примерная таблица 1914 ­1916гг. 1919 – 1921 гг. 1924 ­ 1925гг. Метафора, Хаты – в ризах образа;  Кадящих листвой берез; Свет таинственный золотистое пламя; спит черемуха в белой  накидке  вяжетвзбалмошенная   луна на полу кружевные  узоры синь сосет глаза; звонко чахнут тополя; приволь зеленых часы деревянные прохрипят; тропа голубого поля; железный гость; злак, зарею пролитый; черная горсть; не живые, чужие ладони; колосья – кони; панихидный пляс; кроткие  монашки; прощальная обедня, лех; Олицетворение эпитет рать святая тихий звон.сладостный напев, жидкая  позолота,немая   полутьма и длинный; бревенчатая птица;  уши длинных веток; костер рябины  красной; край мой болен; плачут вербы; шепчут тополя; новый свет; чужая юность;  брызжет новью; отговорила роща. Свинцовой   свежести полынь; неведомый предел корявые  немытые  речи, березовым  языком цвет  синий ,голубой, зеленый., золотое (пламя) , свинцовый,черный белый, розовый голубое (поле), красный (заря), черная (горсть),малиновый.  багряный, медный Звук Звонкой позолотой  взвенивает лес, веселый пляс,прозвенит  девичий смех,  в роще по березкам  белый перезвон, в  зеленях твоих  стозвонных ржанье; панихида лирический  герой Захожий богомолец. С начала и до конца  стихотворения герой  восхищается своей  родной землёй, на  которой он родился и  вырос. Последний поэт деревни.  Настал прощальный час. Герой  встречает гибель Руси как свою собственную. Никто не будет  воспевать березу, поле.  Наступает новое время. Герой  не видит себя в этом времени. плач, шепот  сосняка, окрик.  шелест  .молитва.тростника , слабый крик, прочувственно  пропеть. Поэт золотой  бревёнчатой избы;  он не принимает  изменений, но и не  выступает против  них, а остаётся в  своём прежнем  мире. Его идеал –  патриархальная,  «голубая» Русь, а  не «железная». Мир деревни ­ это как бы храм с его гармонией Догорает свеча, деревянная  Русь уже не поет, наступает  образ Родины земли и неба, человека и  природы. новое время. Деревянные часы,  дощатый мост – все от  «железная» Русь Русь здесь предстает как  нечто святое природы, а на смену приходит  «железный гость». Учитель: Итак, на примере нескольких стихотворений мы смогли наблюдать, как изменялся образ Родины  на разных этапах жизни и творчества С.А. Есенина. Что «ушло» и что «осталось»? (ответы учеников, их выводы).  Как мы видим, изменилось многое: изменилась Родина, сам поэт, его восприятие жизни.  Незыблемой осталась одна огромная любовь к Родине! Гениальный поэт всегда народен и современен. Неотделимо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь, Россия вступила в 21 век.  Движется и  живет по своим законам мир поэзии­ Вселенная души человечества. Беспрерывно  зарождаются и вспыхивают  звезды и звездочки. Одни загораются и затухают, и лишь немногие  согревают народную душу в веках, разгораясь все ярче и ярче. Имя одной из лучезарных звезд в  бессмертном поэтическом созвездии  России ­ Сергей Есенин. Сколько лет жил Есенин? Сколько творил? Это много или мало? Это очень мало .На Кавказе говорят: 30лет человек учится, 30­путешествует ,ав остальное время пишет о том, что увидел, услышал ,наблюдал. Сам Сергей  Александрович сказал о себе:«Я написал «нетто», но это «нетто» заставляет читателя увидеть все  краски природы,услышать звон ручья и пение птиц, шорох листьев. О чем бы ни писал Есенин: о  природе ,о любви, о  животных­ это все о Родине..  Стихотворение  Татьяны Зубковой читает  заранееподготовленный ученик или учитель. Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатёр. А в поле василёк,  хрустально­синий, Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвой изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы­ сёстры русского рассвета­ Сбежались у околицы села. В них жажда жить до трепета , до дрожи. Им повезло­ он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже­ Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала. Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная его любовь–Россия­ Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными, По­прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин­ то не просто имя,­ России стихотворная душа. Рефлексия. Учитель: обратимся к тем задачам, которые мы ставили перед собой в самом начале урока.  Справились ли мы с ними? Ученики комментируют выводы о результатах своей работы. Далее учитель комментирует  правильность и точность ответов учеников, оценивает сообщения отдельных учащихся, степень их участия в уроке. Домашнее задание:подготовиться к сочинению на предложенные темы. Темы сочинений: 1. «Я иному покорился братству» ( Братья меньшие в стихах Есенина). 2. «Ты одна мне помощь и отрада» (Образ матери в стихах  Есенина) 3. Русь  Советская: какой она видится поэту С. Есенину? 4. Тема Родины в стихотворениях Есенина. 5Анализ стихотворения( по выбору).Восприятие , истолкование, оценка. (По плану) Примерный план анализа стихотворения 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Эмоциональная окраска и жанр:  эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное),  элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня,  сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно­политическая, любовная,  философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы ­ слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1 2 3 эпитет ­ художественное определение; сравнение – сопоставление предметов и явлений; аллегория ­ иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4 ирония ­ скрытая насмешка; 5 6 7 гипербола ­ художественное преувеличение; литота ­ художественное преуменьшение; олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8 метафора ­ скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы  «как», «словно»); 9 перифраза ­ описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова,  понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10 паралеллизм ­ однородное синтаксическое построение предложений или их частей. 11 Какую лексику использует автор: Бытовую, повседневную, Литературную, книжную, Публицистическую, Архаизмы, устаревшие слова. Стилистические фигуры: 1 повторы (рефрен); 2 3 4 риторический вопрос, обращение ­ повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза (противопоставление); градация (например: светлый  ­ бледный ­ едва заметный); 5 инверсия ­ необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением  синтаксической конструкции; 6 умолчание ­ незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль  высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: 1 2 3 4 5 аллитерация ­ повторение одинаковых согласных; ассонанс ­ повторение гласных; анафора ­ единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или  строф; эпифора ­ повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 5 Использование звукоподражаний, звукописи. Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы). 8. Стихотворный размер: А) двусложные размеры: '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб; Б).трехсложные размеры: '_ _ _ дактиль; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест. _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере) В).верлибр (свободный или белый стих) 9. Рифма: аабб ­ парная; абаб ­ перекрестная; абба ­ кольцевая. 10. Образ лирического героя, авторское "Я". 11. Цветопись. 12. Ваши впечатления о стихотворении. 13.Значение этого стихотворения в творчестве этого поэта. Можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта?

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018