Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»
Оценка 4.8

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Оценка 4.8
Документация
docx
русская литература
11 кл
04.03.2017
Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»
Курс «Анализ и интерпретация художественного произведения» предназначен для учащихся 11 класса. Рабочая программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю, 34 занятия в год. Цель курса и его рабочая программа не дублирование содержания уроков по литературе, а подготовка к участию в олимпиадах и к успешной сдаче ЕГЭ по литературе через актуализацию знаний по основным темам курса, оказание индивидуальной и систематической помощи учащимся.
ГР 11 Л.docx
Пояснительная записка Курс  «Анализ   и   интерпретация   художественного   произведения»  предназначен   для учащихся   11   класса.   Рабочая   программа   курса   рассчитана   на   1   занятие   в   неделю,   34 занятия в год.  Цель курса и его рабочая программа не дублирование содержания уроков по литературе, а подготовка  к  участию  в  олимпиадах  и   к  успешной  сдаче   ЕГЭ        по  литературе  через актуализацию   знаний   по   основным   темам   курса,   оказание   индивидуальной   и систематической помощи учащимся. Занятия   строятся   с   учетом   индивидуальных   особенностей   учащихся.    Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности,   систематизации   знаний   и   интеграции   изученного   не   только   по   отдельно   взятой изученной   теме,   но   и   по   всему   курсу   русского   языка.   Кроме   того,   таблицы   развивают аналитические   способности   учащихся   и   активизируют   их   зрительную   память. Включенный   в программу курса материал предполагает повторение и углубленное изучение следующих разделов: ­ Анализ художественного текста ­ Теория литературы Цель курса:  Обучить анализу и интерпретации художественного произведения.          развить потребности постоянного общения с лучшими образцами    литературных  произведений  познакомить с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.  Обучить  заполнению бланков ЕГЭ. обобщить и систематизировать учебный материал по литературе, необходимый для  сдачи экзамена в формате ЕГЭ;    формировать умение создавать собственный текст (сочинение уровня С)  готовить к участию в городских и областных олимпиадах по литературе. Задачи курса:        изучение нормативных и методических документов по организации и проведению  ЕГЭ по литературе; обучение грамотному и обоснованному  выражению своего мнения; развитие  учебной мотивации, художественного воображения  и фантазии; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при  выполнении тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования  художественно­выразительных средств русского языка; расширение  общего  кругозора  учащихся, увеличение  их возможности  эстетической коммуникации в обществе. обучение школьников самостоятельности в добывании знаний, формирование умения проводить аналогии, обобщать материал, ставить и изучать проблемы. Ожидаемые результаты Ученики должны: Иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по литературе; Знать: o историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов;  o основные признаки художественного текста и принципы его организации;  Уметь: o уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов; o владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования; o вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении; 1. Введение Содержание программы курса I.1. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой)   аттестации   в   форме   ЕГЭ   по   литературе.   Особенности   ЕГЭ   по   литературе. Спецификация   экзаменационной   работы.   Кодификатор.   Демонстрационная   версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.   Природа   искусства,   вдохновение,   тайна   творчества;   соотношение   творения   с художественным   замыслом,   образ   музы   как   символа   «непрямых   отношений   творца   и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики,   ведущие   автора   в   процессе   воплощения   замысла.   Сверхзадача   искусства, пророческая   и   проповедническая   миссия   русской   литературы;   три   аспекта   творчества: эстетический,  познавательный  и миросозерцательный;  судьба  художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один   из   ведущих   планов   в   творчестве   художника.     Художественное   произведение   как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект,   представляющий   собой   сообщение   на   особом   языке,   взаимосвязь   эстетических знаков.   Внутренняя   организация   и   художественная   целостность   литературного произведения.   Главное   условие   постижения   произведения   –   наличие   диалога   между читателем   и   писателем.   Зависимость   автора   от   читателя,   необходимость   повышения читательской культуры. I.2­3 Поэтика,  её виды:  историческая,  частная, общая; поэтика литературного  течения, поэтика   жанра,   поэтика   конкретного   произведения,   поэтика   творчества   писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.  2. Виды анализа художественного произведения II  Литературный   род   как   важнейшая   категория   поэтики,   различная   познавательная направленность литературных родов: драма – на сам акт художественного высказывания, эпос – на объект, лирика – на субъект); тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе  –  к изображению  предметного мира,  в  драме  –  к процессу  речевого  общения, в лирике – к выражению состояния души. Основные признаки эпоса, лирики, драмы. Формы художественной   речи:   проза,   поэзия,   ритмическая   проза,   лирическая   проза.   Метрико­ строфическая организация стихотворной речи. II. Стиль как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Есин). Стиль художника, связь его с литературным направлением, национальными традициями искусства,   эпохой.   Стилевые   признаки:   лексическая   окраска,   ритмико­синтаксический строй повествовательной фразы, тон авторского голоса, место диалога в произведении, темп изложения, особенности предметной изобразительности (характер портрета, пейзажа, интерьера),   своеобразие   композиции   и   сюжетной   формы,   специфика   пространства   и времени, языковое своеобразие. II. См. приложения 1,2: схемы концентрического и линейного анализов художественных текстов.   мир   художественного   произведения, 3. Особенности художественного текста III.   Структурная   организация   художественного   текста,   элементы   художественного целого:  сюжет,  композиция, литературный  портрет  героя, пейзаж,  деталь,  подробность, художественная   речь.   Три   слоя   искусства:   «внешняя   материя»,   «образный   состав», «прорекающаяся   через   художника   тайна»   (по   И.   А   Ильину);   три   основные   стороны произведения:   связанный   с   предметно­ изобразительным началом (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика), композиция (соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов). III. Автор в художественном произведении, выражение его мыслей и чувств, система способов передачи авторской оценки: выбор названия и имени героя, описание его облика и жилища, детали, пейзаж и др., зависимость авторской оценки от родо­жанровой специфики произведения. III. Идея как воплощение авторского замысла. Пути воплощения идейно­эмоционального содержания произведения в художественной форме. III.   Герменевтика   как   наука   о   понимании   и   истолковании   смысла   текста,   учение   о принципах   его   интерпретации;   задача   читателя­интепретатора   –   уметь   постичь   идею произведения,   художественного   образа;   два   процесса   понимания   текста:   интуитивное постижение целого и его интерпретация.  III  Сюжет   как   одно   из   важнейших   средств   воплощения   содержания,   обобщения писательской   мысли,   составляющая   форм   произведения   к   его   содержанию;   функции сюжета:   выявление   характера   героя,   «скрепление»   изображенных   событий,   воссоздание жизненных противоречий, удержание внимания читателя. Два типа действий: внешнее и внутреннее. Фабула как события, легшие в основу произведения в их хронологической последовательности, сюжет как порядок и способ сообщения об этих событиях автора­ повествователя. Основные стадии сюжета: завязка, кульминация, развязка. III  Композиция   как   способ   скрепления   элементов   формы,   соподчиняющая   их   идее произведения.   Расположение   и   соотнесенность   компонентов   художественной   формы   – соединение порядка с разнообразием, архитектоника крупных жанровых форм; порядок сообщения о ходе событий, взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов (лирических отступлений, обращений к читателям, вставные рассказы, сны, песни, письма и др.).   Система   персонажей,   соотнесенность   деталей   и   подробностей.   Типы   композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная. III. Понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени. Примеры создания   пространственно­временных   образов   в   художественных   произведениях. Художественное время и художественное пространство и способы их создания. Модели хронотопов: хронотоп дороги, хронотоп дома, хронотоп сна, хронотоп гроба и др. III. Конфликт как обнаружение жизненных противоречий; коллизия как прямые острые столкновения героев; сюжетообразующий конфликт как важнейшая функция сюжета; виды конфликта: замкнутый (разрешимый), устойчивый (неразрешимый); конфликт внешний и внутренний; конфликт социальный, идеологический, общественно­политический, семейно­ бытовой,   нравственный,   философский;   психологический;   трагический,   героический, комический; особенности конфликтов в произведениях эпохи античности, в средневековой литературе, в эпоху Возрождения, в классицизме, романтизме, реализме.  4. Средства создания художественного образа V.   Образ   как   фундаментальная   категория   для   теории   искусства   и   для   поэтики,   как «воспроизведенное представление» (А. Потебня), как форма художественного мышления, способ   освоения   и   преобразования   действительности.   Образы   индивидуальные, характерные, типические; образ­мотив, образ­топос. V. Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой: персонаж, герой, действующее   лицо;   характер,   тип:   многоплановые   и   одноплановые,   цельные   и противоречивые, устойчивые и динамичные. Способы создания характера героя: имя, речь, место героя в образной системе произведения. V.   Пейзаж     как   один   из   содержательных   и   композиционных   компонентов художественного   произведения,   как   средство   воплощения   замысла   автора;   функции пейзажа:   фон   действия,   способ   обозначения   авторской   позиции,   способ   раскрытия внутреннего   мира   героя,   создание   философского   контекста   произведения;   развитие функции пейзажного текста от античности до реализма. V. Портрет литературного героя как важнейшее средство его характеристики, как способ установления   связи   между   его   внешним   и   внутренним   обликом,   выявления   его психологического   состояния,   Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный, статический и динамический.   проявления   авторской   оценки   персонажа. V. Деталь как самая малая единица предметного мира произведения. Подробность как способ   запечатления   реальной   картины   описываемых   событий.   Символ   –   деталь, сохраняющая прямое значение, но становящаяся знаком, несущим иносказательный смысл. Название   произведения   как   составная   часть   художественного   текста,   в   котором   в концентрированном   виде   передается   авторский   замысел;   типы   названий:   названия, представляющие   тему   или   проблему   произведения,   задающие   сюжетную   перспективу произведения, обозначающие главных героев, обозначающие время и пространство. V.  Отбор автором необходимой лексики и фразеологии, а также их стилевая организация для создания образа героя. 5. Эпизод в произведении VI.   Эпизод   –   «относительно   самостоятельная   единица   действия   эпического,   лиро­ эпического   и   драматического   произведений,   фиксирующая   происшедшее   в   замкнутых границах пространства и времени». Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование. 6. Средства выразительности в языке VII Особенности художественной речи; тропы и стилистические фигуры: сравнение,   метафора   (глагольные,   вещественные;   распространенные,   реализованные, общеупотребительные,   индивидуально­авторские),   олицетворение,   эпитет   (цветовые, оценочные,   метафорические,   постоянные),   ирония,   гротеск,   метонимия,   синекдоха, перифраза,   параллелизм   (прямой,   отрицательный),   антитеза,   контраст,   оксюморон, гипербола  и   литота,    аллегория,   инверсия,   бессоюзие,   многосоюзие,   анафора,  эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания. VII.   Экспрессивные   возможности   суффиксов,   приставок,   авторские   неологизмы: новообразованные,   собирательные   имена,   использование   глаголов   в   повелительном наклонении с эмоциональной окраской. 7. Анализ художественного текста Комплексная подготовка к ЕГЭ Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Анализ и редактирование  образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Календарно­ тематический план № п/п Раздел. Тема урока 1 2 3. 4 1.  Введение  Цели и задачи изучаемого курса.  Знакомство с последней демоверсией,  кодификатором и спецификацией   ЕГЭ.  Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Требования к выполнению тестов  ЕГЭ :  структура теста, типы заданий. Работа с  различными типами заданий. Знакомство  с основными типами пособий для  подготовки. Вопрос о назначении искусства. Художественное произведение как  художественный объект.  Обобщение и повторение: основные  понятия теории литературы.  Литературный род. Эпос. Лирика.  Драма. Жанры литературных  произведений.  Периодизация литературного процесса. Поэтика как одна из старейших  дисциплин литературоведения. Природа искусства как исходная  категория поэтики. Литературные   направления   и   методы   в русской литературе. 2.   Виды   анализа   художественного произведения Проза и поэзия. Основы стиховедения. Лирические пейзажи А.А. Фета и  философская лирика Ф.И. Тютчева.  Дата Коррекция Кол­во часов 3 ч 1 1 1 3 ч 1 Стихотворения Некрасова Н. А. Поэма  «Кому на Руси жить хорошо». Задания  С3­С4. Анализ художественного текста по  концентрической и линейной схемам.  схеме. Жанровые разновидности  русского романа: Тургенев И.С. Роман  «Отцы и дети» ­ роман­диспут, роман­ полемика. «Календарный» роман  Гончарова И.А. «Обломов». Тема. Проблема. Идея. А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». Задание С5  Задание С5. 3. Особенности художественного  текста Литературное произведение как образ.  Единство художественной формы и  художественного содержания.  Структурная организация  художественного текста. Композиция  как одно из средств данной организации.  Задания С1, С2. Автор в художественном произведении.  Способы выражения авторской позиции в художественном произведении. Л.Н.  Толстой «Война и мир». Роман­эпопея.  Авторский замысел, тема и идея,  проблематика. Философско­религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.  Задания С3­С4. Идейное содержание и пафос  произведения. Достоевский Ф.М.  «Преступление и наказание». Тематика и проблематика романа. Психологизм  Достоевского. Христианская символика  в романе. Система художественных  образов романа: «двойники» героя, роль  «снов». Задания С3­С4. Герменевтика. Интерпретация  художественного текста  Композиция фабулы и сюжета.  Внефабульные и внесюжетные элементы  литературного произведения. Лирические, публицистические,  философские отступления.  Хронотоп. Образ времени и   пространства в художественном  произведении. Роль конфликта в литературном  5 6   7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 10 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 произведении. Анализ и редактирование образцов  ученических сочинений 4.  Средства создания  художественного образа Художественный образ как способ  освоения и преобразования  действительности Образ человека в литературе и аспекты  его анализа Пейзаж и его функции в произведении Функция портрета в художественном  произведении Художественная деталь и её роль в  структуре произведения. Символ, его  полисемантизм. Смысл названия. Речевая характеристика героя. Репетиционный экзамен в форме ЕГЭ 5.  Эпизод в произведении Эпизод и его место в фабуле  произведения. Эпизод как единство признаков времени  и пространства 6.  Средства выразительности в языке Тропы  Стилистические фигуры в  художественной речи.   Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной  выразительности в тексте Лингво­поэтический анализ текста.  (Практическое занятие) Написание сочинения 7.  Анализ художественного текста.  Анализ произведения малой эпической  формы  Комплексный анализ эпизода  художественного текста романной формы. Комплексный анализ эпизода  драматического произведения Тестирование по изученному курсу  литературы. Подведение итогов 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29. 30 31 32 33 34 1 7 1 1 1 1 1 2ч 3 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 Используемые учебники и учебные пособия: В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. ­ Челябинск: Взгляд, 2006. Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007. А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. ­ М.,1994. Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5­11 классы. – М.: Айрис­пресс, 2008. А.Б. Есин.  Принципы и приемы анализа литературного произведения. ­ М. : Издательство  МГУ, 1998 . Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10­11  класс: учебное пособие. ­ М.: Дрофа, 2006. С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003. С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для  учителей­словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа,  2000.  Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.,  2001г. Литература. 10­11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007. Т. В. Матвеева. От звука до текста. ­  Екатеринбург,  2004. Олимпиадные задания по литературе. 9­11 классы / авт.­сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград:  Учитель, 2008. Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999 П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно­методический  комплект. – М.: Айрис­пресс, 2007. Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. ­ М.:  Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001. Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под. ред. И.Б.Голуб. ­ М.: Рольф, 2001. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. ­ М.: «Советская энциклопедия», 1979. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10­11кл.:  метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред.  В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007. Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. ­ М.: Просвещение, 2008. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие  для студентов филологических факультетов педагогических вузов.­СПб., 1999. Приложение 1 Анализ стиха по концентрической схеме: 1. Определение темы 2. Жанровая форма 3. Тональность 4. Смысл названия. 5. Метрико­строфическая организация. 6. Фоника. 7. Художественные средства. 8. Интонационно­пунктуационная выразительность 9. Лирический сюжет 10. Лирический герой. Приложение 2 Анализ стиха по линейной схеме: 1. Выбор установки. Цитата. 2. Первоначальное восприятие произведения 3. Смысл названия, если оно есть 4. Выделение ключевых слов, средств художественной выразительности,  комментарий их смысла 5. Особенности стихотворной формы. Развитие поэтической темы. 6. Смысл финальной части 7. Определение идеи, основной поэтической мысли       Словарь терминов Искусство Словесное искусство Художественное произведение Художественный мир Художественный образ Литературоведение Поэтика Сверхзадача искусства Творчество Форма и содержание художественного произведения  Роды литературы Жанры литературы Герменевтика Интерпретация Автор художественного произведения Повествователь эпического произведения Лирический герой  Авторская позиция Композиция Хронотоп Художественное пространство Художественное время Сюжет Экспозиция  Завязка Кульминация  Перипетии Развязка Фабула Конфликт Герой  Характер Тип Система образов Пейзаж Психологизм Портрет литературный Художественная деталь Символ Подробность текста Стиль литературный Образная система Стилистические фигуры, тропы: сравнение, метафора, эпитет, ирония, метонимия, параллелизм, антитеза, контраст,  оксюморон, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, повтор, анафора, эпифора, рефрен,  лейтмотив, обращения, риторические восклицания, вопросы, эллипсис, апосиопеза,  гипербола, гротеск, литота.

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса «Анализ и интерпретация художественного произведения»

Программа группового занятия для 11 класса  «Анализ и интерпретация художественного произведения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017