Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
06.11.2017
Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов
презентация
урок 10.docx
Тема:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов.  Отрицание автором бездуховной жизни, осуждение пошлости, обывательской  косности (на примере «Маленькой трилогии») Цель:   проследить эволюцию «футлярного» человека в трилогии,  рассмотреть различные формы футлярного существования;                               развивать навыки идейно­художественного анализа литературного  произведения;                                                                                                совершенствовать речь учащихся, умение давать развернутый ответ на вопрос; воспитывать непримиримое отношение к бездуховной жизни, косности,  пошлости.                                                                                                                     Актуализация опорных знаний учащихся                                                       Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о рассказах А. П.  Чехова, начатый на предыдущем уроке  «Старая записка» ­ Узнать произведения (на местах) На чердаке школы №2 в пыльном ящике обнаружена старая рукопись,  подписанная А.П. Чеховым. Запись шифрованная. Предстоит назвать  произведения писателя и героев его книг.                                                            Вышел на базарную площадь, через нее идет полицейский надзиратель в новой  шинели. Слышен собачий визг. Оглянулся: Прыгая на трех ногах, бежит собака.  Пусть бежит по своим собачьим делам. А мне вечером непременно надо быть у  приятеля. Он служит там доктором. Давненько с ним не виделись. Слышал, что  он обзавелся собственным домом. К пациентам ездит на тройке.                               Кстати, хочется побывать в имении знакомых, увидеть чудо, о котором даже в  Энциклопедическом словаре говориться. Жаль, скоро торги, и не будет этой  красоты, не сумели сохранить ее хозяева ­ недотепы.                                                 У городской гимназии встретил прелюбопытнейшего господина. Весна, а на нем  пальто на вате, калоши, темные очки, уши заложены ватой. Вот и замысел для  нового рассказа.                                                                                                                Скоротаю ­ ка время в станционном ресторане. Вот из двери выходит господин.  Губы его, подернутые маслом, лоснятся, как спелые вишни. Пахнет от него  хересом и флердоранжем.                                                                                               Только что подошел поезд, из вагона вышло семейство: чемоданы, узлы,  картонки. Интересно, почему лицо упитанного господина расплылось в улыбке?  Почему он так обрадовался странному семейству? Вопросы без ответа. Уж не  попробовать ли о них написать рассказик.                                                                    Да. Был недавно в цирке. Премиленькая собачка выступала. Клоун ее все Теткой называл, а когда с галерки крикнули, тут же помчалась на крик, забыв, что она  артистка. Отличный сюжет детского рассказа.                          А.П.Чехов. Правильные ответы. 1. « Хамелеон». Елдырин.(2б)   2. «Ионыч». Старцев Дмитрий Ионыч.(2б) 3. « Вишневый сад». Раневская Любовь Андреевна, Гаев Леонид Андреевич.(3б) 4. « Человек в футляре». Учитель Беликов.(2б) 5. «Толстый и тонкий».(1б) 6. «Каштанка».(1б) I. Интеллектуальная разминка. 1.«Знатоки текста» ­ распределить цитаты из произведений (удоски).  1.И то, что они сидели в гостиной, где все — и люстра в чехле, и кресла, и  ковры под ногами — говорило, что здесь когда­то ходили, сидели, пили чай  вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь  бесшумно ходила красивая Пелагея, — это было лучше всяких рассказов          2. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые  двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи  зловещие... И ему было страшно под одеялом                                                         3. Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же  целью, чтобы купить себе усадьбу...                                                                         4.  «Зачем она согласилась на брак с неинтересным человеком, который в два  раза старше ее, родила ему детей, почему ему не посчастливилось быть ее  мужем?».                                                                                                                      5. «Осознав, что полюбил, не стоит полагаться на свои мысли о счастье и горе, представления о грехах и добродетели, нужно следовать чему­то большему,  тому, что намного важнее».                                                                 6. «Мы,  учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя  народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и  Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых  пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»                                     7. «Для  него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось  что­нибудь».                                                                                           8. "...Он  был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в  калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате..." "...однако же  этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком..." "...человек,  который во всякую погоду ходит в калошах..." "...А под вечер оделся  потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода..."                              9.  «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться  у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода  монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина  земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы  проявить все свойства и особенности своего свободного духа».                       10. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял  кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть  несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто  не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» 11. Ее взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне, ее  домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня всё  то же впечатление чего­то нового, необыкновенного в моей жизни и важного.  Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своем, или же  она играла мне на рояле.                                                                                            12.  Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось  невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет  счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так  любили и где мне так верили. Честно ли это?                                                   13.  Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как  ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я  понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно  исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или  добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.Я  поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались — навсегда.     Самопроверка!                                                                                                           2. Составление ассоциативного ряда: Чехов для меня…… (Ответы)                                                   «Никто не умел так беспощадно правдиво  нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе  мещанской обыденщины», – заметил М. Горький.                                                   II. Мотивация учебной деятельности                                                                    Учитель: Эпоха «безвременья»… Так называют в истории России периоды  подавления общественной мысли.  «Безвременье» 30­х годов XIX века обрекли интеллигенцию на однообразную, бесполезную жизнь».  «…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике  чужом».                                                                                                             «Безвременье» 80­х всеми средствами нашептывало слабому человеку:  «Высокие идеи? Чепуха! Живи, как все: сыто, покойно, сегодняшним днем».  Перед таким натиском многие, казалось бы порядочные люди, сдавались,  теряли себя как личность, становились обывателями. (Цитата­эпиграф)          «Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую  картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины», – заметил М. Горький.      Еще в начале 80­х годов, задумав роман, Чехов предполагал писать его в  форме отдельных законченных рассказов, дать каждому рассказу свое  заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».  Возможно, такие рассказы, как «Огни», «Ариадна», «Человек в футляре»,  «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществленного романа. Малая  форма, обретая этическую объемность, философичность, успешно  «соперничала» с романом. ­Что объединяет рассказы? (Композиция «рассказ в рассказе» – автор в  начале и в финале. 3 рассказа, 3 рассказчика. Тема, идея «футлярности»  людей).  Да, все рассказы составляют идейное единство, дают обобщающее  представление о жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое – со смешным.                                                                                                              III. Сообщение темы и цели урока. Какие цели сегодняшнего урока?           Перед нами сегодня стоит задача проследить эволюцию «человека в  футляре», рассмотреть различные формы футлярного существования главных героев. Учитель: Текст прочитан дома. После 5­7­минутного обсуждения группа  отвечает и помещает на доске карту­характеристику главного героя   У: Что такое «футляр»?          Ассоциации к слову «футляр»:упаковка,  пенал, кейс, ящик, контрабас, скорлупа…. Аназиз рассказов. Работа в группах 1­я группа. Рассказ «Человек в футляре»            Каким рисует Беликова в начале рассказа учитель гимназии Буркин?   Как «человек в футляре» относится к жизни?  Какой момент в рассказе можно назвать кульминацией? Когда особенно  ярко проявляет себя Беликов?  Почему именно так заканчивается рассказ об учителе греческого языка?  В чем вред Беликова? Какой приговор выносит беликовщине автор?  Какие художественные средства использует автор для характеристики  героя?  Вывод: Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности 2­я группа. Рассказ «Крыжовник»           О чем мечтает Николай Иванович? (в начале рассказа)  В чем суть его футлярного существования? Чем отличается от  Беликова?   Как изменился герой, когда достиг своей цели?  Можно ли условно выделить 2­ю сюжетную линию в этом рассказе?  В  чем ее значение?  Какие художественные средства использует автор для характеристики  героя? Вывод: Футляр = усадьба­идеал покоя, бездумного существования; Крыжовник­ символ плотского, физиологического счастья 3­я группа. Рассказ «О любви»            Каким предстает перед нами Алехин в рассказе?  Чем Николай Иванович отличается от Беликова? Что для него  становится футляром?  В чем вред таких, как Алехин?  Охарактеризуйте художественные средства раскрытия образа Алехина? Вывод: Футляр для чувства, для любви. Этот футляр ­ до неба. Он   символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Выступление групп со своим постером. Итог. Учитель: Итак,   перед нами галерея образов «Маленькой трилогии»  Чехова,  все они живут на узком, ограниченном жизненном пространстве, их  жизнь скучна и однообразна, Что сближает их? (они не хотят что­либо  изменить, нарушая привычный круг вещей. Футляр.). Но «футляр» у них  разный. Учитель: Чехов –мастер детали. Именно определенные детали дают нам  представление о футлярности.               Понаблюдаем! Спикеры переходят из групп для определения деталей футлярности. Составить таблицу «Признаки футлярности»              Проверка!!! Учитель: Вся «Маленькая трилогия» автора пронизана драматизмом и  надеждой на то, что у героев, настоящих или выдуманных все еще есть шанс  спасти свою душу.    В «Человеке в футляре» главный герой умирает,  окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди,  непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в  «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад,  но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В  свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою  ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч  надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека,  идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который  ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он  ещё идет, ещё ищет. Главная мысль, которая объединяет три рассказа  и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова? ( Ученики: это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от  суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу,  нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому  стать счастливым.)                                                                                                      «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры,  не уставайте делать добро!»  V. Систематизация и обобщение Учитель: ВЫВОД   Ученый становится хозяином, художник – учителем,  общественный деятель – ветеринарным врачом – напоминание о несостоявшемся назначении человека. Ведь 80­е годы дали миру Плеханова,  Менделеева, художников Сурикова и Репина, композиторов Чайковского и  Римского­Корсакова.  В эти же годы «безвременья» выступил Антон Павлович Чехов, чтобы  средствами художественных слов показать людям, что в любых условиях  человек должен оставаться человеком. Величие человеческой души или ее  уничижение не зависят ни от каких обстоятельств. Каким быть – достойным  или презренным, свободным или зависимым, гражданином или обывателем –  человек определяет сам                                                                                          Творческая работа.   Составить синквейн о главных героях.  (Ответы)        1 гр­  Что значит, по вашему мнению, делать добро? (Ученики дают  ответы).  По нашему заданию группа корреспондентов провела опрос. К  ним обратились с тем же вопросом: что значит делать добро?   Прослушайте ответы. 2 Гр­ Что значит быть счастливым? (Ответы)  Еще А. П. Чехов говорил о том, что человеку для счастья нужно не три  аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Как вы понимаете эти  слова?  Что нужно вам для счастья? (Ученики дают ответы).  А вот как на этот вопрос ответили корреспондентам.  Прослушайте ответы. 3 гр – Надо ли бороться за любовь? (Ответы)                Вот как на этот вопрос ответили корреспондентам.      Тема урока: "Что же мешает человеку быть человеком?"     (Ответы) Учитель:  Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного,  счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал  бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано  или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность,  потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не  слышит других»,­ говорит чеховский герой. Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить  достойно – каждый должен решить сам.                                                                   Учитель:  Скажите, а сам писатель Чехов? Ему нужен был «человек с  молоточком?» Нет,Чехов жил совсем иначе, чем Николай Иваныч, хотя у  него тоже было имение. Он не был богачом, миллионером, по его словам, у него «никогда не было зимнего пальто дороже 50 рублей». Ученики: (Однако он нашел средства и силы для того, чтобы:                       выстроить три школы в Серпуховском уезде;                                                      бесплатно лечить больных и почти в одиночку бороться с эпидемией холеры в 1892 году;                                                                                                    подарить библиотеку родному Таганрогу;                                                            добиться установки там памятника Петру1;                                                    будучи уже серьезно больным, отправиться в поездку на Сахалин –место  ссылки и каторги – место боли и скорби. ) Актуальны ли рассказы Чехова сегодня? В чем? (Ответы)                               Оценивание. Таблица. Дерево. Выступление спикеров.                                          Рефлексия. Багаж­мусорная корзина. Д/Задание  Рассках «Ионыч» (чтение), анализ.

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов

Конспект урока литературы в 10 классе на тему:  "Что же мешает человеку быть человеком?" А. П. Чехов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017