Символ сада в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Вся Россия – наш сад.
А.П. Чехов
Цель урока:
Образовательная – анализ художественного содержания главного образа пьесы – вишневого сада, определение его связи с сюжетом и системой образов пьесы; развитие представлений учащихся о художественном своеобразии «новой драмы» А.П. Чехова
Развивающая – развитие ассоциативного, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы
Воспитательная – формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся
Основные задачи:
1. познакомить учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ
2. определить основные значения символического образа ВИШНЁВОГО САДА в соответствии с авторским замыслом
3. развивать навыки работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения
4. развивать умение видеть в произведении авторское отношение к героям
5. развивать навыки работы с таблицей, кластером
6. формировать представление о нравственных идеалах времени А.П. Чехова
Оборудование:
1. тексты пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
2. афиша пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
3. слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде
4. звукозапись Вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова
5. фрагмент телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)
6. презентация
7.
Ход урока:
1. Создание условий для восприятия темы урока.
Демонстрация слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде, звукозапись (С.В. Рахманинов. Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема).
1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей урока. Вступительное слово учителя.
- На прошлом уроке мы начали знакомство с драматургическим наследием А.П. Чехова, и вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» -это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.
Цель нашего сегодняшнего урока - проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада, образа, в котором воплотилась судьба России и её непреходящие духовные ценности.
1. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос по теме «Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении».
- Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо повторить материал прошлого урока. Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении? (Разорение дворянских гнёзд; разрыв духовной связи с Родиной; ответственность за будущее страны; отношение к национальному достоянию как к предмету торга; духовная разобщённость русских людей; отсутствие социальной силы, способной возродить Россию; проблема национального характера: русскому человеку трудно найти золотую середину между возвышенными стремлениями примитивным прагматизмом.)
- Мы начали наш урок с просмотра слайдов с высказываниями героев комедии о вишнёвом саде. Кому-нибудь знаком музыкальный фрагмент, который сопровождал показ?(…)Вы правы, это «Вокализ» С.В. Рахманинова – одно из самых известных и любимых публикой произведений. Его полное название «Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема». Думаю, вы вспомнили нашу экскурсию в Ивановку. Это тоже дворянское имение, и там тоже есть прекрасный сад. А что связывает Рахманинова и Чехова? Я просила вас посмотреть этот материал к уроку. (Сообщение учащегося: «…Через Шаляпина и МХАТ, во время гастролей театра в Ялте произошла встреча Рахманинова с А.П.Чеховым, беседы с которым многое открыли молодому музыканту… в этих беседах для Рахманинова открылся особый уникальный путь России и значение его собственного ей служения. Работавший в это время над замыслом "Вишневого сада", Чехов показал Рахманинову тот нужный ему для осмысления образ уходящей России, которая неумолимо исчезает, и спасти которую невозможно, но трудиться во имя Ее - дело совести русского человека. Эта горячо любимая, но навсегда уходящая Россия наверное связывалась в сознании музыканта с тенистым парком в потерянном родительском имении, который однажды у него на глазах наполнили деловитые мужики с топорами и пилами. И отчаянная, и, вместе с тем, спасительная мысль о рыцарской верности до конца страждущей Отчизне вновь охватила и воодушевила музыканта». Отрывок из статьи Cвященника Пафнутия Жукова,2005г.)
- Давайте в этом контексте попробуем проследить связь образа вишнёвого сада с сюжетом и композицией пьесы. Однако прежде необходимо познакомиться с новым для вас литературоведческим понятием СИМВОЛ.
1. Формирование новых понятий.
Знакомство учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ.
- Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. (Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)
Сообщение учащегося. Составление кластера.
- Как вы думаете, какая графическая форма больше всего подойдёт для изображения образа-символа? (Кластер.)
- Теперь переверните листы, которые вы получили в начале урока. К концу урока мы должны заполнить этот кластер, определив основные значения символа вишнёвого сада.
1. Первичное закрепление и применение новых знаний в стандартных ситуациях. Перенос новых знаний в новые условия.
Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада. Работа с кластером.
- Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)
- Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)
Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.)
- Чья позиция кажется вам более приемлемой? Аргументируйте.
Дискуссия учащихся. (Слабость обеих позиций.)
- Дома вы выписывали цитаты о саде. Какие цитаты выписали из 1 действия? (Аня: «Птицы поют в саду». Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!..». Лопахин: «…может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…». Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья. Боже мой, воздух! Скворцы поют!». Гаев: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи». Раневская: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, отсюда глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Посмотрите, покойная мама идёт по саду в белом платье!.. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… ».)
- Какие значения символического образа сада есть в этих цитатах? Обобщим эту информацию в кластере. (Детство, красота, Райский сад, благополучие, дачи, источник дохода)
- Как развиваются события, связанные с вишнёвым садом, во 2 действии? (Время идёт, хозяева сада не предпринимают никаких решительных действий; Лопахина, напоминающего о торгах, никто не слышит; постепенно приближается срок продажи сада – кульминационное событие).
- Какие цитаты о саде выписали из 2 действия? (Лопахин: «Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете… И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, - аукцион на носу!.. Напоминаю вам, господа, 22 августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!..» Аня: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я его любила так нежно, мне казалось на земле нет лучше места, как наш сад». Трофимов: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Вся Россия – наш сад»).
- Как по новому раскрывается символический образ сада во 2 действии? (Оказывается, сад был свидетелем угнетения, красота как бы осквернена человеком, его жестокостью и несправедливостью; образ сада постепенно наполняется философским смыслом, становится понятно, что он обречён на гибель не только из-за сегодняшних хозяев, но и из-за их предков.)
- Что добавим в кластер? (Имение, место угнетения.)
- Чтобы глубже понять причины гибели сада, давайте посмотрим монолог Пети Трофимова из 2 действия, где он говорит о неустройстве жизни и необходимости перемен.
Демонстрация видеозаписи фрагмента телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)
- Согласны вы с мнением Пети? В чём слабость его позиции? Аргументируйте.
- Что о судьбе сада мы узнаём в 3 действии? (Сад продан; 15 тысяч, присланных ярославской бабушкой, чтобы купили сад на её имя, не хватило даже на уплату процентов; новым владельцем сада становится Лопахин).
- Давайте посмотрим цитаты. (Трофимов: «Продано сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка». Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Аня: «А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишнёвый сад уже продан сегодня». Лопахин: « Я купил… (рассказывает, как торговался)… Вишнёвый сад теперь мой! Мой!.. Если бы отец и дед мой встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада… За всё могу заплатить». Аня: «Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа. Пойдем со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама».)
- Почему Лопахин вспоминает отца и деда? (Это объясняет, почему именно он купил вишнёвый сад – он единственный герой, чьи предки были «рабами» в этом имении, совершается справедливое возмездие.)
- Как раскрывается характер Лопахина в 3 действии? (Делец, предприниматель в нём побеждает, однако смысла в его жизни больше не становится, не случайно он после первого порыва радости и гордости произносит слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».)
- Что добавим в кластер? (Родина, надежда, покупка, предмет гордости).
- Мы подошли к 4, заключительному действию. Можем ли мы утверждать, что Чехов остался верен традициям «новой драмы»? Аргументируйте. (Да, эффект последовательного нарастания сменяется эффектом последовательного спада, действие после взрыва возвращается в обычную колею; будничное течение жизни продолжается, развязки как завершения человеческих судеб нет.)
- Докажете текстом? (Гаев: «До продажи вишнёвого сада мы волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…»)
- Какие ещё цитаты выписали из 4 действия? (Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! Прощай!..»; в ремарках – …в саду топором стучат по дереву.)
- Итак, родовое гнездо продано, сад рубят, а все успокоились и повеселели. Можем ли мы объяснить это только беспечностью старых владельцев вишнёвого сада? (Нет, свершилось должное, вишнёвый сад пал жертвой за грехи своих хозяев. Теперь остаётся только одно - как говорит Аня, «насадить новый сад» и трудиться в нём, беречь его от всего несправедливого и злого.)
1. Систематизация и обобщение. Диагностика освоения учащимися новых знаний и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада».
- Мы проследили связь образа сада с сюжетом пьесы, теперь давайте выясним, как связан этот символ с системой образов. Взгляните на афишу чеховской пьесы и попробуйте сгруппировать основные образы в зависимости от их отношения к вишнёвому саду. На какие группы их можно разделить? Сформулируйте кратко их отношение к саду и сделайте вывод.
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Гаев и Раневская |
Лопахин |
Петя Трофимов и Аня |
Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни. |
Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад. |
Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни. |
Вывод: Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.
Заключительное слово учителя:
- Всё так: Россия, как она виделась А.П. Чехову на рубеже веков, ещё не выработала в себе действенный идеал человека. Лучики правды, красоты и человечности есть в каждом из героев «Вишнёвого сада», но они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить будущее. Герои чеховской комедии не поднялись на ту высоту, которой требует от них жизнь. Создаётся ощущение, что в житейской суете, помимо их воли, им приходится прощаться с самым дорогим, без чего жизнь невозможна. Это дорогое и воплотил писатель в образе вишнёвого сада, ставшего вершиной его творчества и символом соборности, о котором пророчествовала русская литература. «Вишнёвый сад» – это тревога умирающего писателя о судьбе России, его духовное завещание будущим поколениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.