Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
31.03.2017
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Данный урок соответствует современным образовательным стандартам, построен на технологии критического мышления, на исследовательской деятельности при работе с текстом. Основные понятия: рассказ, микротема, лексический повтор, Родина. Главный акцент на уроке делается на понятия «Родина», «природа», «единение". Записи заносятся в маршрутный лист.
Конспект урока.docx
Конспект урока  по литературе Тема: И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». Образ Родины в рассказе. Класс: 5  Учитель: Макарова М.В. Тип урока: комбинированный Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.  Москва, «Просвещение», 2015 год. Цели на достижение результата 1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра; 2. воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой. Задачи: Образовательные 1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения; 2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно­познавательной деятельности; 3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения; 4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему Развивающие 1) развивать коммуникативную компетенцию; 2) развивать аналитические и творческие способности; 3) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; Воспитательные 1) показать богатство русской литературы; 2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного; 3) воспитывать умение ценить Родину, верить в светлое, доброе, высокое.  Планируемый результат Предметные: Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы». Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь   выделять   основные   проблемы,   поднятые   автором   в   произведении.   Научиться   понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.   Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного   наследия   России   и   общемирового   культурного   наследия;   ориентация   в   системе моральных норм и ценностей, их присвоение; Метапредметные: регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя   свои   действия   с   целью,   прогнозировать,   корректировать   свою   деятельность;   в   диалоге   с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. познавательные   УУД: самостоятельно   вычитывать   все   виды   текстовой   информации;   адекватно понимать   основную   и   дополнительную   информацию   текста,   воспринятого   на   слух;   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию. коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;   уметь   формулировать   собственное   мнение   и   позицию,   аргументировать   еѐ   и координировать   еѐ   с   позициями   партнѐров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Основные понятия: рассказ, микротема, лексический повтор, Родина Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. Записи делаются в маршрутном листе. Ход урока 1.Организационный момент.  Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.  За окном уже весна, пригревает солнышко, и мне хотелось бы, чтобы и после нашего урока у  вас на душе было тепло и радостно. 2. Мотивация к учебной деятельности. ­ На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте родной природы, необъятных просторах Родины, воссоздании её образов писателями и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях. Ребята, а какие произведения вы можете назвать?  /учащиеся называют запомнившиеся произведения/ Учитель: Перед вами стихотворение. (смотрят в МЛ) ­ Шире, грудь, распахнись для принятия Чувств весенних — минутных гостей! Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей! Ты, высокое небо, далёкое, Беспредельный простор голубой! Ты, зелёное поле широкое! Только к вам я стремлюся душой /чтение стихотворения учителем/ ­ О чём стихотворение?  ­ Как поэт выражает свои чувства? /ответы учащихся/ ­ Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке. Реализация домашнего задания. Учитель:  ­ А какое вам было домашнее задание? ­ Какие факты вы нашли? Как связан Бунин с Нобелевской премией? ­ Что еще вы должны были прочесть? /ответы учащихся/ 3. Целеполагание. Работа с эпиграфами. Прочитайте, подчеркните ключевые слова. (МЛ)  «Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой  часть своей  души.»  И.А.Бунин. «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень   русский человек. Это с годами не пропадает.»  И.А.Бунин Учитель фиксирует все предположения, обобщает и подводит к осознанию и формулированию цели  урока. На доске должна появиться запись:  И.Бунин Рассказ «Косцы» Природа Родина Душа ­ В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы». Как вы думаете, какова тема нашего урока? Его цели? И.А.Бунин. Рассказ “Косцы”. Образ Родины. ­ Какую задачу мы будем решать на уроке?  Любил ли И.А.Бунин свою родину? 4. Решение учебной задачи История создания рассказа.   В написанных заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем­то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с   братом   были   в   полном   восторге...   и   все   говорили:   „Так...   могут   петь   свободно,   легко,   всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».  «Косцы»   Почему? На что похож?  В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе   Родины,   это   воспоминания,   переплетенные   с   поэтическими   размышлениями.   Он   похож   на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце.     —      это непривычный для нас рассказ. Работа над микротемой «Природа» Давайте откроем учебник и перенесемся в этот березовый лес. Читаем начало рассказа со слов «Мы шли..»  до «откликался им»  Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом. ­ Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали? ­ Какие художественно­изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас  эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры). Какой представлена природа в рассказе? Из чего она складывается? (записи  фиксируем в МЛ) А теперь вернемся к нашему первому эпиграфу, в чем выражает Бунин свою душу?  Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы. Работа над микротемой  «Труд» А теперь поговорим о самих косцах и их труде. Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.5) Что отмечает в героях рассказчик?  Как они друг к другу относятся?  Как относятся к работе? (“Охочи к работе”). Как понимаете эти слова? (Любят работать). А вы когда­нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд). А   как   этот   труд   описывается   в   рассказе?   Найдите   в   тексте.   (Стр.5­6).   Что   значат   слова   “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”?  Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость). Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы.  ФИЗКУЛЬМИНУТКА Работа над микротемой  «Песня» Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и  поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)  Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления  рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац). Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили?  (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”). Каково лексическое значение этого слова? Синонимы?: обаяние, очарование,  привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает  внимание читателя, усиливает воздействие этого слова). Такой композиционный приём называется     повторение ключевого слова в начале    строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в МЛ термин: лексический повтор. В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и  зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.) ­ Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была ­  Россия...”? (Русские люди едины в любви к Родине).     лексический повтор­   Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы. Работа над микротемой  «Родина» Так мы переходим к центральной теме­теме Родины. Поместим и это слово на доску. В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к  Родине, единство с ней?  (В любви к природе). Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы?  (Кровное родство). Поместим и это слово на доску. Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют  единство с природой и родиной). Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что  было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”). 5. Включение нового знания в систему знаний и повторений. Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной  песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной). Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом). Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия). (Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”). ПРИМЕЧАНИЕ По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы­фигуры дома. “Стены” ­ слова родство и  родина, “потолок”­слово природа, “крыша”­ слова труд и песня, основание фигуры ­ слово Россия. Перепишите в  МЛ эту схему (пункт 5) А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была ­ Россия” стр.6). В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину? (Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину). ­   Находясь   в   эмиграции   (данный   рассказ   тоже   написан   в   эмиграции)   И.А.Бунин   писал   только   о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу. Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного рассказа Обратимся к эпиграфу №2,словам   И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она ­ в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.   6. РЕФЛЕКСИЯ. Продолжи предложения:  На уроке я  узнал_________________________________________________________________  Самым важным  было______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Домашнее задание. Оценки Домашнее задание (на выбор)  Посоветовали бы вы прочитать этот рассказ своим близким? Почему?  Сочинение «Моя малая Родина»  Словарик незнакомых слов. Рабочий лист_(ФИ)___________________________________________________________________ 1/ О чем это стихотворение? Как поэт выражает свои чувства? Шире, грудь, распахнись для принятия Чувств весенних — минутных гостей! Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей! Ты, высокое небо, далёкое, Беспредельный простор голубой! Ты, зелёное поле широкое! Только к вам я стремлюся душой. 1. Как вы понимаете эти слова Бунина? Подчеркните ключевые, главные слова.  «Я пишу о красоте ­ всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души».  «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.» .        И.А.Бунин 2. Тема урока_____________________________________________________________________ 3. Микротемы рассказа «Косцы» Тема Образы Вывод 4. Лексический повтор - _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 5. 6. Продолжи предложения:  На уроке я  узнал_________________________________________________________________  Самым важным  было______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Домашнее задание (на выбор)  Посоветовали бы вы прочитать этот рассказ своим близким? Почему?  Сочинение «Моя малая Родина»  Словарик незнакомых слов.

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017