Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
31.03.2017
Данный урок соответствует современным образовательным стандартам, построен на технологии критического мышления, на исследовательской деятельности при работе с текстом. Основные понятия: рассказ, микротема, лексический повтор, Родина. Главный акцент на уроке делается на понятия «Родина», «природа», «единение". Записи заносятся в маршрутный лист.
Конспект урока.docx
Конспект урока по литературе
Тема: И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». Образ Родины в рассказе.
Класс: 5
Учитель: Макарова М.В.
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
Москва, «Просвещение», 2015 год.
Цели на достижение результата
1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра;
2. воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой.
Задачи:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебнопознавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
Воспитательные
1) показать богатство русской литературы;
2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
3) воспитывать умение ценить Родину, верить в светлое, доброе, высокое.
Планируемый результат
Предметные:
Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».
Уметь воспринимать и анализировать текст.
Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать
нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части
общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе
моральных норм и ценностей, их присвоение;
Метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути
достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану,
сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно
понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию. коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой
ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Основные понятия: рассказ, микротема, лексический повтор, Родина
Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Записи делаются в маршрутном листе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
За окном уже весна, пригревает солнышко, и мне хотелось бы, чтобы и после нашего урока у
вас на душе было тепло и радостно.
2. Мотивация к учебной деятельности.
На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте родной природы, необъятных просторах
Родины, воссоздании её образов писателями и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих
произведениях.
Ребята, а какие произведения вы можете назвать?
/учащиеся называют запомнившиеся произведения/
Учитель: Перед вами стихотворение. (смотрят в МЛ)
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой
/чтение стихотворения учителем/
О чём стихотворение?
Как поэт выражает свои чувства?
/ответы учащихся/
Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке.
Реализация домашнего задания.
Учитель:
А какое вам было домашнее задание?
Какие факты вы нашли? Как связан Бунин с Нобелевской премией?
Что еще вы должны были прочесть?
/ответы учащихся/
3. Целеполагание.
Работа с эпиграфами. Прочитайте, подчеркните ключевые слова. (МЛ)
«Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей
души.»
И.А.Бунин.
«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень
русский человек. Это с годами не пропадает.»
И.А.Бунин Учитель фиксирует все предположения, обобщает и подводит к осознанию и формулированию цели
урока. На доске должна появиться запись:
И.Бунин Рассказ «Косцы» Природа Родина Душа
В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы».
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Его цели?
И.А.Бунин. Рассказ “Косцы”. Образ Родины.
Какую задачу мы будем решать на уроке?
Любил ли И.А.Бунин свою родину?
4. Решение учебной задачи
История создания рассказа.
В написанных заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись: «Когда мы с
моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в
Казани, грузчики, чемто нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы
с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем
существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и
братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с
такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году,
вспоминая Казань и этот березовый лес».
«Косцы»
Почему? На что похож?
В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о
судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на
описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце.
— это непривычный для нас рассказ.
Работа над микротемой «Природа»
Давайте откроем учебник и перенесемся в этот березовый лес.
Читаем начало рассказа со слов «Мы шли..» до «откликался им»
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа?
Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
Какие художественноизобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас
эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
Какой представлена природа в рассказе? Из чего она складывается? (записи
фиксируем в МЛ)
А теперь вернемся к нашему первому эпиграфу, в чем выражает Бунин свою душу?
Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы.
Работа над микротемой «Труд»
А теперь поговорим о самих косцах и их труде.
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.5)
Что отмечает в героях рассказчик?
Как они друг к другу относятся?
Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когданибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде?
(Тяжёлый труд). А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.56). Что значат слова “без
малейшего напряжения, без малейшего усилия”?
Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Работа над микротемой «Песня»
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и
поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Они поют песню)
Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления
рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили?
(Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
Каково лексическое значение этого слова? Синонимы?: обаяние, очарование,
привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает
внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Такой композиционный приём называется
повторение ключевого слова в начале
строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в МЛ
термин: лексический повтор.
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и
зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)
Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была
Россия...”?
(Русские люди едины в любви к Родине).
лексический повтор
Заполняем маршрутный лист. Крепим на доску название микротемы.
Работа над микротемой «Родина»
Так мы переходим к центральной теметеме Родины. Поместим и это слово на доску.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к
Родине, единство с ней?
(В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы?
(Кровное родство).
Поместим и это слово на доску.
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют
единство с природой и родиной).
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что
было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).
5. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ
Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает
ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной
песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).
ПРИМЕЧАНИЕ
По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемыфигуры дома. “Стены” слова родство и
родина, “потолок”слово природа, “крыша” слова труд и песня, основание фигуры слово Россия.
Перепишите в МЛ эту схему (пункт 5)
А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите
его часть. (“Наш общий дом была Россия” стр.6).
В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину;
эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г.
Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у
людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою
Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о
России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского
характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во
время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько
всему русскому народу.
Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного рассказа Обратимся к
эпиграфу №2,словам И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского
человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину?
Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.
6. РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжи предложения:
На уроке я
узнал_________________________________________________________________
Самым важным
было______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Домашнее задание. Оценки
Домашнее задание (на выбор)
Посоветовали бы вы прочитать этот рассказ своим близким? Почему?
Сочинение «Моя малая Родина» Словарик незнакомых слов. Рабочий
лист_(ФИ)___________________________________________________________________
1/ О чем это стихотворение? Как поэт выражает свои чувства?
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой.
1. Как вы понимаете эти слова Бунина? Подчеркните ключевые, главные слова.
«Я пишу о красоте всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть
своей души».
«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень
русский человек. Это с годами не пропадает.» . И.А.Бунин
2. Тема урока_____________________________________________________________________
3. Микротемы рассказа «Косцы»
Тема
Образы
Вывод 4. Лексический повтор -
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5.
6. Продолжи предложения:
На уроке я
узнал_________________________________________________________________
Самым важным
было______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Домашнее задание (на выбор)
Посоветовали бы вы прочитать этот рассказ своим близким? Почему?
Сочинение «Моя малая Родина»
Словарик незнакомых слов.
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.Бунина "Косцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.