Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
русская литература
6 кл—9 кл
01.04.2017
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Презентация предназначена для использования на уроке литературы в 9 классе. В ней рассматривается история любви в жизни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Презентация состоит из 22 слайдов, которые выстроены в хронологическом порядке в соответствии с фактами биографии поэта. Для создания данной презентации использовались репродукции картин кисти Лермонтова: пейзажи Кавказа, портреты В. Лопухиной, А. Столыпиной, детский портрет Лермонтова кисти неизвестного художника. Для создания музыкального фона возможно использование сонаты №2, Ор.2 Largo-appassionato Л. Бетховена.
Открытый урок. Пушкин. Выстрел..doc
«Три выстрела в повести А.С. Пушкина «Выстрел»».  Заключительный урок по повести А. С. Пушкина «Выстрел» в 6 классе. Учитель русского языка и литературы Косенко Е. В. МБОУ «Вагановская сош» Промышленновского района Кемеровской области Читая Пушкина, можно превосходным  образом   воспитать  в  себе  человека.  В. Г. Белинский.  Оборудование урока: зеркало; портрет А.С. Пушкина;        ­ выставка рисунков учащихся к повести «Выстрел»;  ­ репродукции одноимённых картин И.Е. Репина «Дуэль»;  ­ фонозапись  музыки Моцарта, симфония 40;   ­ песня Б. Окуджавы «А всё­таки жаль...»;   ­ видеофрагмент художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль»;   ­   карточки   со   словарными   словами,   дифференцированным   домашним   заданием,   пословицей   – выводом. Цель урока:  1.Закрепление навыка анализа художественного текста.  2.Освоение учащимися нравственных категорий: «честь», «благородство», «достоинство». 3.Воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей учащихся.   ♫       Звучит  музыка  Моцарта, симфония 40. Учитель.  Музыка   великого   Моцарта     часто   звучала   в   светских   салонах,   на танцевальных   вечерах   в  XIX  веке.   Пусть   она   перенесёт   нас   в   пушкинскую   эпоху великолепных   дворцов,   вольнолюбивых   поэтов,   отважных   гусар,   прекрасных   дам   и роковых дуэлей.  Всякий   раз,   когда   мы   обращаемся   к   творчеству   А.   С.   Пушкина,   мы   словно встречаемся со старым добрым другом, мудрым и весёлым одновременно. Он и близок нам и бесконечно далёк, загадочен, как всякий гений. Всякий раз мы постигаем что­то новое, мы  совершаем восхождение к Пушкину.  Сегодняшний урок ­ ступенька на этом трудном, но интересном пути.  Первый   шаг   вы   уже   сделали:   прочитали   текст   повести,   попытались   разобраться в прочитанном, подготовили рисунки к выставке. «Читая   Пушкина,   можно   превосходным   образом   воспитать   в   себе   человека» ­ эти слова известного критика мы взяли эпиграфом нашего урока.  Сегодня мы подводим итог разговору о повести «Выстрел». Многое для нас было новым, не совсем понятным, ведь мы живем в другое время, с иными правилами жизни. Какие слова выбрал Пушкин к повести «Выстрел» в качестве эпиграфа?             Я поклялся застрелить его по праву                                                                                                 Стрелялись  мы.                                             дуэли (за ним остался ещё мой выстрел). Баратынский.                                                                          Вечер на бивуаке. СЛОВАРНОЕ СЛОВО – БИВУАК. 2 ­ Какое событие легло в основу сюжета?   (Дуэль двух дворян ­ офицеров.)   ­ Что вам известно о дуэли?                                  Сообщения учащихся о дуэли.                   ☺          СЛОВАРНЫЕ СЛОВА – ДУЭЛЬ, БРЕТЁР. Дуэль ­  поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них на заранее оговоренных условиях.  Между людьми какого сословия в XIX веке были распространены дуэли?  ­ Дворяне были убеждены, что положение в обществе обязывало их быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится».  Быть храбрыми, честными, образованными им следовало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что они ­ дворяне.  ­   Главной   добродетелью   сословия   считалась   дворянская   честь,   которая   не   дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.  ­ Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным,  требовала немалой храбрости, а также честности, как перед другими, так и перед собой. Человек должен был отвечать за свои слова.  По выражению Пушкина, «оскорблять и не драться» считалось пределом низости. Постоянная   угроза   смертельного   исхода   поединка   повышала   цену   слова   и,   в особенности, «честного слова».  Учитель: Так что же было главное на дуэли: убить соперника, отомстить?    Главное ­ проявить мужество, готовность умереть. Дуэль – это средство защиты своего достоинства.  Известно, что А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намёка   на   оскорбление   себя   или   своих   друзей,   близких,   часто   дрался   на   дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал судьбу. Часто эти дуэли заканчивались примирением.  Повесть   Пушкина   «Выстрел»   первоначально   состояла  из   одной   первой   главы. В   таком   виде   она   носила   автобиографический   характер:   она   содержит   описание собственной   дуэли   Пушкина   в   Кишинёве   с   офицером   Зубовым.   Об   этой   дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым.  Через два дня поэт приписал к первой главе вторую.  3 Учитель: В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником.  В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести – Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить. Что вам это напоминает?  («Перевёрнутое» изображение, как бы «наоборот» ­ зеркальное.) ЗЕРКАЛО И РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ РЕПИНА «ДУЭЛЬ». ­ Как закончилась дуэль Пушкина? (Благополучно, счастливо.)                       Проверка выполнения домашнего задания (таблица).  ☺  Учитель: Дома, анализируя текст повести, вы заполняли таблицу, в которой нужно было   назвать   рассказчика   истории   о   выстреле,   отразить   наличие   или   отсутствие необходимых элементов дуэли, определить её итог.  Часть повести, выстрел Кто рассказывает о выстреле? Часть I Сильвио  Дуэлянты, их внутреннее состояние Сильвио  Нетерпение, волнение злобы. Богатый молод.  чел­к Спокойствие, равнодушие. Часть II граф  Спокойный, усмехается. Часть II граф Ужасен, грозен. «… И мне пришла охота пошутить» Волосы дыбом, просил выстрелить, пока не пришла жена. Присутствие жены «возвратило мне всю бодрость» Причина дуэли Наличие секундантов Итог  дуэли Оскорбление пощёчина; месть за успешность, удачливость. Сильвио предложил снова тянуть жребий: «Не привык стрелять в безоружного». Ответный выстрел Сильвио 3 (у Сильвио) Выстрел молод. чел­ка – + 1 (у графа) нет нет прострелил фуражку Сильвио; Сильвио отложил свой выстрел. Граф промахнулся, попал в картину. «Я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Выстрелил в картину. 4 Поэт   отказывается   от   выстрела   по   только   ему   известным   причинам   Зубова наверняка   злил   «беспечный»   вид   Пушкина,   который   завтракал   черешней, он хотел бы отомстить. И поэт дал ему такую возможность в своей повести.  Но   гений   Пушкина   создал   совсем   иного   героя,   и   героя,   как   мы   выяснили, необычного.  ­ Чем же необычен характер Сильвио?  ­ Как изменяется наш герой во 2­й главе повести?  ­ Что испытывает Сильвио, когда перед ним предстаёт безоружный соперник?  Мне стало как­то неудобно, стыдно стрелять в безоружного. Я не считал себя убийцею. Да и убивать не хотелось. Хотел проучить его, увидеть страх в его глазах, смятение. ­ Что победило в душе Сильвио?  (Великодушие, мудрость, благородство, добро                                                        победили мелкое честолюбие и мстительность.) ­ В нем победил человек чести.  Учитель:  Известно,   что   в   своей   жизни   Александр   Сергеевич   Пушкин   участвовал   в ДВАДЦАТИ  дуэлях. Все они заканчивались благополучно. ДВАЦАТЬ ПЕРВАЯ ДУЭЛЬ СТАЛА ДЛЯ ПОЭТА РОКОВОЙ.    ♫ Видеофрагмент  фильма  «Пушкин. Последняя дуэль»     ­ Что было бы, если бы Сильвио  отомстил графу, убив его?  Это было бы по совести, по чести, порядочно?  ­ Судьба   испытывает героев на честность. Выдержат ли они это испытание?    Сейчас мы говорим об истинном понимании чести. Учитель: А что такое честь, благородство, достоинство?   ☺                     Сообщения учащихся. Работа по Словарю русского языка С.И. Ожегова. 5 Человек чести уважает в себе личность? А в других?  Д/З: дифференцированное по группам (по степени сложности) –                 1 группа (слабые уч­ся). Рассуждение по вопросу: «Какое чувство во мне оставила повесть А.С. Пушкина «Выстрел»?».                            2 группа (средние уч­ся). Рассуждение на тему: «Честь, благородство. Современны ли эти понятия сегодня?».   3   группа   (сильные   уч­ся).   Характеристика   героя   литературного произведения. Учитель:   Тема чести была актуальна во  все времена. Вот  как об этом понятии высказывались известные исторические личности. 1. Основное достоинство человека – умение противостоять самому себе. Самюэл Джонсон, англ. поэт XVIII века 2. Надо самому иметь достоинства для того, чтобы распознать их в других. Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, фаворитка франц. короля Людовика XV. 3. Нет человека благороднее человека честного. Пьер Буаст, франц.лексикограф XVIII-нач.XIXв. 4. Каждому свою честь воздаёт потомство. Публий Корнелий Тацит, римский историк I в.н.э. 6 достоинстве человека. достоинстве. Учитель:  Русским народом создано немало пословиц, в которых говорится о чести,        Уч­ся зачитывают домашние заготовки – пословицы   о чести, ☺                1.Береги платье снову, а честь смолоду.         2.Бесчестье хуже смерти.                3.В ком честь, в том и правда.                       4. Живи своим умом, а честь расти трудом.                              5.За совесть да за честь хоть голову снесть.                                    6.Каков есть, такова и честь.                                          7. Не кусок пирога, а честь дорога.                                                8.Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.                                                        9.По заслугам и честь.                                                              10. Увечье чести не отнимает.                                                                     11. Худо, где достойным чести нет.                                                                                 12. Честь ум рождает. Учитель:  Не случайно Александр Сергеевич взял одну из пословиц эпиграфом к своему произведению «Капитанская дочка», с которым мы познакомимся в 8 классе.  И выводом сегодняшнего урока вполне могут быть эти мудрые слова: Береги платье снову, а честь смолоду. Именно такой нравственный урок дает нам Александр Сергеевич Пушкин.     ♫ (Звучит песня Б. Окуджавы «А всё­таки жаль...»)    Учитель озвучивает оценки за работу на уроке. Спасибо вам, ребята, за работу! Всего доброго! До встречи! 7 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Д/З: дифференцированное по группам (по степени сложности).                  1 группа (слабые уч­ся). Рассуждение по вопросу: «Какое чувство во мне оставила повесть А.С. Пушкина «Выстрел»?».                            2 группа (средние уч­ся).  Рассуждение на тему: «Честь, благородство. Современны ли эти понятия сегодня?». 3 группа (сильные уч­ся). Характеристика героя литературного произведения.                           ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ I.       Места персонажа среди других образов произведения. II.     Характеристика персонажа как определенного социального типа: 1.  Социальное и материальное положение. 2.  Внешний облик. 3.  Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей  и привычек: а)      характер деятельности и основных жизненных устремлений; б)     влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия). 4.  Область чувств: а)      отношение к окружающим; б)      особенности  внутренних переживаний. 5.  Авторское отношение к персонажу. 6.  Какие черты личности героя выявляются в произведении: а)    с помощью портрета; б)    в авторской характеристике; в)    через его характеристику другими действующими лицами; г)    с помощью истории  его жизни; д)    через  поступки; е)    в его речи; ж)   через "соседство" с другими персонажами; з)    через окружающую обстановку. III.     Какая  проблема в  обществе  привела  автора  к  созданию  данного  героя? 8 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Репродукции картин И.Е. Репина «Дуэль».

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017