Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
русская литература
6 кл—9 кл
01.04.2017
Презентация предназначена для использования на уроке литературы в 9 классе. В ней рассматривается история любви в жизни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Презентация состоит из 22 слайдов, которые выстроены в хронологическом порядке в соответствии с фактами биографии поэта. Для создания данной презентации использовались репродукции картин кисти Лермонтова: пейзажи Кавказа, портреты В. Лопухиной, А. Столыпиной, детский портрет Лермонтова кисти неизвестного художника. Для создания музыкального фона возможно использование сонаты №2, Ор.2 Largo-appassionato Л. Бетховена.
«Три выстрела в повести А.С. Пушкина «Выстрел»».
Заключительный урок по повести А. С. Пушкина «Выстрел» в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы Косенко Е. В.
МБОУ «Вагановская сош» Промышленновского района Кемеровской области
Читая Пушкина, можно превосходным
образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский.
Оборудование урока: зеркало; портрет А.С. Пушкина;
выставка рисунков учащихся к повести «Выстрел»;
репродукции одноимённых картин И.Е. Репина «Дуэль»;
фонозапись музыки Моцарта, симфония 40;
песня Б. Окуджавы «А всётаки жаль...»;
видеофрагмент художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль»;
карточки со словарными словами, дифференцированным домашним заданием, пословицей –
выводом.
Цель урока:
1.Закрепление навыка анализа художественного текста.
2.Освоение учащимися нравственных категорий: «честь», «благородство», «достоинство».
3.Воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей учащихся.
♫ Звучит музыка Моцарта, симфония 40.
Учитель. Музыка великого Моцарта часто звучала в светских салонах, на
танцевальных вечерах в XIX веке. Пусть она перенесёт нас в пушкинскую эпоху
великолепных дворцов, вольнолюбивых поэтов, отважных гусар, прекрасных дам и
роковых дуэлей.
Всякий раз, когда мы обращаемся к творчеству А. С. Пушкина, мы словно
встречаемся со старым добрым другом, мудрым и весёлым одновременно. Он и близок
нам и бесконечно далёк, загадочен, как всякий гений. Всякий раз мы постигаем чтото
новое, мы совершаем восхождение к Пушкину.
Сегодняшний урок ступенька на этом трудном, но интересном пути.
Первый шаг вы уже сделали: прочитали текст повести, попытались разобраться
в прочитанном, подготовили рисунки к выставке.
«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека»
эти слова известного критика мы взяли эпиграфом нашего урока.
Сегодня мы подводим итог разговору о повести «Выстрел». Многое для нас было
новым, не совсем понятным, ведь мы живем в другое время, с иными правилами жизни.
Какие слова выбрал Пушкин к повести «Выстрел» в качестве эпиграфа?
Я поклялся застрелить его по праву
Стрелялись мы. дуэли (за ним остался ещё мой выстрел). Баратынский. Вечер на бивуаке.
СЛОВАРНОЕ СЛОВО – БИВУАК.
2
Какое событие легло в основу сюжета? (Дуэль двух дворян офицеров.)
Что вам известно о дуэли?
Сообщения учащихся о дуэли. ☺
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА – ДУЭЛЬ, БРЕТЁР.
Дуэль поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из
них на заранее оговоренных условиях.
Между людьми какого сословия в XIX веке были распространены дуэли?
Дворяне были убеждены, что положение в обществе обязывало их быть образцом
высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится».
Быть храбрыми, честными, образованными им следовало не для того, чтобы достичь
славы, богатства, высокого чина, а потому что они дворяне.
Главной добродетелью сословия считалась дворянская честь, которая не дает
человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным,
требовала немалой храбрости, а также честности, как перед другими, так и перед
собой. Человек должен был отвечать за свои слова.
По выражению Пушкина, «оскорблять и не драться» считалось пределом низости.
Постоянная угроза смертельного исхода поединка повышала цену слова и, в
особенности, «честного слова».
Учитель: Так что же было главное на дуэли: убить соперника, отомстить?
Главное проявить мужество, готовность умереть. Дуэль – это средство защиты
своего достоинства.
Известно, что А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже
намёка на оскорбление себя или своих друзей, близких, часто дрался на дуэли,
демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал
судьбу. Часто эти дуэли заканчивались примирением.
Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной первой главы.
В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание
собственной дуэли Пушкина в Кишинёве с офицером Зубовым. Об этой дуэли
рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не
помирившись с Зубовым.
Через два дня поэт приписал к первой главе вторую.
3
Учитель: В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником.
В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести –
Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить. Что вам это напоминает?
(«Перевёрнутое» изображение, как бы «наоборот» зеркальное.)
ЗЕРКАЛО И РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ РЕПИНА «ДУЭЛЬ».
Как закончилась дуэль Пушкина? (Благополучно, счастливо.)
Проверка выполнения домашнего задания (таблица). ☺
Учитель: Дома, анализируя текст повести, вы заполняли таблицу, в которой нужно
было назвать рассказчика истории о выстреле, отразить наличие или отсутствие
необходимых элементов дуэли, определить её итог.
Часть
повести,
выстрел
Кто
рассказывает
о выстреле?
Часть I
Сильвио
Дуэлянты, их внутреннее
состояние
Сильвио
Нетерпение,
волнение
злобы.
Богатый
молод. челк
Спокойствие,
равнодушие.
Часть II
граф
Спокойный,
усмехается.
Часть II
граф
Ужасен,
грозен. «…
И мне
пришла
охота
пошутить»
Волосы
дыбом,
просил
выстрелить,
пока не
пришла жена.
Присутствие
жены
«возвратило
мне всю
бодрость»
Причина дуэли
Наличие
секундантов
Итог дуэли
Оскорбление
пощёчина; месть за
успешность,
удачливость.
Сильвио
предложил снова
тянуть жребий: «Не
привык стрелять в
безоружного».
Ответный
выстрел
Сильвио
3 (у
Сильвио)
Выстрел молод.
челка –
+
1 (у графа)
нет
нет
прострелил
фуражку Сильвио;
Сильвио отложил
свой выстрел.
Граф
промахнулся,
попал в картину.
«Я видел твое
смятение, твою
робость; я
заставил тебя
выстрелить по мне,
с меня довольно.
Будешь меня
помнить. Предаю
тебя твоей
совести».
Выстрелил в картину.
4
Поэт отказывается от выстрела по только ему известным причинам Зубова
наверняка злил «беспечный» вид Пушкина, который завтракал черешней,
он хотел бы отомстить. И поэт дал ему такую возможность в своей повести.
Но гений Пушкина создал совсем иного героя, и героя, как мы выяснили,
необычного.
Чем же необычен характер Сильвио?
Как изменяется наш герой во 2й главе повести?
Что испытывает Сильвио, когда перед ним предстаёт безоружный соперник?
Мне стало както неудобно, стыдно стрелять в
безоружного. Я не считал себя убийцею. Да и убивать не
хотелось. Хотел проучить его, увидеть страх в его глазах,
смятение.
Что победило в душе Сильвио? (Великодушие, мудрость, благородство, добро
победили мелкое честолюбие и мстительность.)
В нем победил человек чести.
Учитель: Известно, что в своей жизни Александр Сергеевич Пушкин участвовал в
ДВАДЦАТИ дуэлях. Все они заканчивались благополучно.
ДВАЦАТЬ ПЕРВАЯ ДУЭЛЬ СТАЛА ДЛЯ ПОЭТА РОКОВОЙ.
♫ Видеофрагмент фильма «Пушкин. Последняя дуэль»
Что было бы, если бы Сильвио отомстил графу, убив его? Это было бы по совести,
по чести, порядочно?
Судьба испытывает героев на честность. Выдержат ли они это испытание?
Сейчас мы говорим об истинном понимании чести. Учитель: А что такое честь, благородство, достоинство? ☺
Сообщения учащихся.
Работа по Словарю русского языка С.И. Ожегова.
5
Человек чести уважает в себе личность? А в других?
Д/З: дифференцированное по группам (по степени сложности) –
1 группа (слабые учся). Рассуждение по вопросу: «Какое чувство во мне
оставила повесть А.С. Пушкина «Выстрел»?».
2 группа (средние учся). Рассуждение на тему: «Честь, благородство.
Современны ли эти понятия сегодня?».
3 группа (сильные учся). Характеристика героя литературного
произведения.
Учитель: Тема чести была актуальна во все времена. Вот как об этом понятии
высказывались известные исторические личности.
1. Основное достоинство человека –
умение противостоять самому себе.
Самюэл Джонсон,
англ. поэт XVIII века
2. Надо самому иметь достоинства
для того, чтобы распознать их в других.
Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза
де Помпадур, фаворитка франц.
короля Людовика XV.
3. Нет человека благороднее человека честного. Пьер Буаст, франц.лексикограф XVIII-нач.XIXв.
4. Каждому свою честь воздаёт потомство.
Публий Корнелий Тацит,
римский историк I в.н.э.
6
достоинстве человека.
достоинстве.
Учитель: Русским народом создано немало пословиц, в которых говорится о чести,
Учся зачитывают домашние заготовки – пословицы о чести,
☺
1.Береги платье снову, а честь смолоду.
2.Бесчестье хуже смерти.
3.В ком честь, в том и правда.
4. Живи своим умом, а честь расти трудом.
5.За совесть да за честь хоть голову снесть.
6.Каков есть, такова и честь.
7. Не кусок пирога, а честь дорога.
8.Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
9.По заслугам и честь.
10. Увечье чести не отнимает.
11. Худо, где достойным чести нет.
12. Честь ум рождает.
Учитель: Не случайно Александр Сергеевич взял одну из пословиц эпиграфом к
своему произведению «Капитанская дочка», с которым мы познакомимся в 8 классе.
И выводом сегодняшнего урока вполне могут быть эти мудрые слова: Береги платье снову, а честь смолоду.
Именно такой нравственный урок дает нам Александр Сергеевич Пушкин.
♫ (Звучит песня Б. Окуджавы «А всётаки жаль...»)
Учитель озвучивает оценки за работу на уроке.
Спасибо вам, ребята, за работу! Всего доброго! До встречи!
7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Д/З: дифференцированное по группам (по степени сложности).
1 группа (слабые учся). Рассуждение по вопросу: «Какое чувство во мне
оставила повесть А.С. Пушкина «Выстрел»?».
2 группа (средние учся). Рассуждение на тему: «Честь, благородство.
Современны ли эти понятия сегодня?».
3 группа (сильные учся). Характеристика героя литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I. Места персонажа среди других образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей
и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) отношение к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике;
в) через его характеристику другими действующими лицами;
г) с помощью истории его жизни;
д) через поступки;
е) в его речи;
ж) через "соседство" с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Какая проблема в обществе привела автора к созданию данного героя?
8
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Репродукции картин И.Е. Репина «Дуэль».
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока литературы в 6 классе по изучению повести А.С.Пушкина "Выстрел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.