Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
02.05.2017
Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"
Тема урока: «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя») Цели урока: 1.углубить навыки анализа текста; 2. воспитать в учащихся патриотические чувства; бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны. Оборудование: портрет Е.И. Носова, музыкальное и мультимедийное сопровождение.Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя»)
живое пламя.docx
Конспект урока по литературе (7 класс) Дата: 7.04.2017 Тема урока: «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу Е.И. Носова «Живое  пламя») Цели урока:  1.углубить навыки анализа текста;  2. воспитать в учащихся патриотические чувства;  бережное отношение к Родине,  сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны. Оборудование:  портрет Е.И. Носова, музыкальное и мультимедийное    сопровождение.                                                                  Ход урока: 1. Организационный момент. Улыбнитесь гостям, друг другу, подарите хорошее  настроение.  2. Работа по теме урока: Слово учителя:  Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Е.И. Носова. На дом я  задавала вам прочитать его произведение «Живое пламя». ­Ваше впечатление о рассказе? ­Назовите слово, которое является, по­вашему,   главным в определении темы рассказа. ( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память).  ­ Сформулируйте основную   тему   текста, опираясь на эти слова. (  Тема   памяти). Предложите название нашему уроку… Моя тема созвучна с вашей. В тетради запишите число, тему урока. Поставьте цель на урока.   Что мы будем делать на уроке? Какая цель нашего урока? Кто готов озвучить? ­ Работать с текстом, анализировать фрагменты. ­ Вспоминать о павших в годы ВОВ  3. Беседа по рассказу Учитель: (на фоне музыки) Да, сегодня мы вспомним о самом трагическом периоде в  истории нашей страны – Великой Отечественной войне   1941­1945 г. Война – это горе,  страдания и слёзы. Это великое испытание для человека. Мы благодарны погибшим и  ныне живущим участникам той страшной войны, которые освободили нашу страну от  фашистов, дали ей будущую жизнь. Суровые военные испытания давно остались  позади, но вправе ли мы забыть о участниках войны? Почему?К счастью, мы не  являемся очевидцами тех страшных лет, как тогда мы можем о них узнать? Узнать о  них нам помогают фильмы, рассказы очевидцев, произведения писателей ­  фронтовиков. Евгений Иванович Носов – фронтовик. Все его произведения, так или  иначе, затрагивают тему войны. Слайд 2 В   повести «Шопен, соната номер два» он  писал: …Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока     ещё живы,…передали бы своим детям и внукам        священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.  ­ Что такое память и зачем она нужна человеку?       Ассоциации   к   слову   «Память».   Воспоминание.   Незабываемый.   Частичный Запечатлеть.   Стереть.   Освежить.   Всплыть.   Почтить.   Воскресить.   Восстанавливать. Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.          Примерные ответы : впечатления о прошлом; прошлый опыт;   информация; прежние впечатления;   воспоминания;   запас   хранимых       в   сознании   впечатлений;   прошлое;, способность   запоминать   ,   людская   память,   чтить   память,   хранить   память   и   т.д.   ­ Послушайте определение из словаря. (Толстикова А.) Слайд 3  Я предлагаю вам игру «Да­нет». Слайд 4 Слайд 5 Итак, сейчас вы будете работать в команде  ­   Какую роль в понимании смысла произведения  играет описание цветов, которые сеяла на своей клумбе тётя Оля?  4. Анализ эпизода   «Цветы на клумбе тёти Оли».   ­ Давайте рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?           Чтение отрывка из произведения учителем. Примерные ответы учащихся.  ( Чтобы унять свою душевную боль, тоску по сыну, тётя Оля занимается разведением цветов. Самыми интересными из его цветов являются маки. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака сравнивают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растёт там, где пролилось много человеческой крови).  ­   Красный мак во многих странах является символом Дня Памяти.   Что мы знаем о маках?  Сообщение ученика: (_______________)   Считается,   что   семена   мака   любят,   когда   землю   "беспокоят":   они   могут   годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.  (В Англии существует национальный праздник ­ День Маков ­ дань памяти погибшим солдатам. Эта дата знаменует годовщину окончания 1­ой мировой войны. За две недели до   этого   дня   повсеместно   начинают   продавать   красные   искусственные   маки. Заработанные средства     идут на помощь ветеранам войн. Яркий       и символичный цветок       покупает   почти   каждый,   чтобы   сразу   же   приколоть   к   одежде       в   знак благодарности и светлой памяти). 5.   В чём заключается смысл названия рассказа «Живое пламя»?  Задание:  приемы, используемыми автором в рассказе для описания цветения маков.   найти   изобразительно­выразительными   средства,   художественные Выразительно   прочитайте   описание   клумбы.  Каким   цветам   автор   уделяет   особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу: Художественное средство Эпитеты Сравнение Метафора Примеры «зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими   на   ветру   языками пламени»; «полупрозрачные алые лепестки;  густой багрянец»   «     маки   слепили   своей   озорной обжигающей   яркостью,   и   рядом   с ними померкли,   потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»;  «то   вспыхивали   трепетно­ярким огнём,   то   наливались   густым багрянцем», «казалось, прикоснуться – сразу опалят!»   что   стоит   только   Назовите   глаголы,   передающие действие маков Пламенели – осыпались ­ погасли Как показана недолгая красота маков? Назовите глаголы, передающие действие маков.  Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.  6.   Представление своего понимания данного высказывания. ­  Какие слова произносит тётя Оля, глядя на осыпавшиеся маки? Ученик читает эпизод: Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как­то раньше без внимания к маку­то этому. Короткая у него жизнь  Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.  ­ На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете?(  Примерные ответы учащихся:   Тётя Оля полюбила маки потому, что они ей напоминали о короткой, но прекрасно прожитой жизни её сына Алексея – настоящего героя войны.) Вывод:  Красный мак – символ Памяти о тех, кто погиб на войне. А для тёти Оли и её постояльца – память о погибшем Алексее. Маки в произведении Е.И. Носова­ символ возвышенного и героического. Они символизируют короткую жизнь Алёши, совершившего подвиг и отдавшего свою жизнь во имя мира на земле. Физ. минутка: Чтоб собрать в лесу цветочки Наклоняйтесь до носочков Раз цветок и два цветок А потом сплетем венок В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них. 7. Страница истории Волков Д. Об Иване Николаевиче Алексееве Развитие   речи   учащихся   (из   семейного   архива:   рассказ   об   участнике   войны Брюхова Е., Голдобина Д). ­ Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о родственниках, участвовавших в ВОВ 8.   В чём особенность   раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?  Постижение смысла рассказа. Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем   маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт.   Писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.   ­   Почему   рассказ   называется   «Живое   пламя»?       С   чем   у   вас   ассоциируется   эта метафора?   (   Живое пламя – это большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь   солдат,  погибших   в   годы   Великой   Отечественной   войны.  Это   Память   о   них, которая живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей).  ­ давайте вернемся к эпиграфу   ­ Удалось ли Е.И.Носову передать нам священную память о павших в годы ВОВ? Проекты­клумбы, защита 9. Подведение итогов.  ­ Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?  Маки   ­   это   символ   возвышенного,   восторженного,   героического   у   Е.Носова.   Не случайно   автор   сравнивает   маки   с   зажженными   факелами,   с   живыми,   весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?        Итак,  мы  с  вами   убедились,  что   Е.И.  Носов –  замечательный   мастер   слова.  На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа   скупы   и   не   описывают   подробно   ни   жизнь,   ни       подвиг   Алексея,   но   мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал  свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами. Брюхова  Екатерина     читает  наизусть  стихотворение  Екатерины   Акимовой «Маки». Алеют маки искрой на земле,  И пламень тот горит не угасая,  Он обжигает сердце всей стране,  О горьких годах ей напоминая. И сердце наше память ту хранит,  И слёзы скорби на глазах усталых,  И память прошлого в душе земли горит,  Как тот пожар в траве из маков алых. Алеют маки искрой на земле,  Как капли крови, да горячей крови.  И обжигают сердце всей стране,  Своим огнём до страшной нашей боли.   Рефлексия.   Ребята,   если   сегодняшний   урок   не   оставил   вас   равнодушными   и   произведение составьте синквейн Продолжите фразу 10. Выставление оценок 11. д\з: на слайде

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017