Цели урока:
Конспект урока литературы в 7 классе
ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у
учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
воспитание духовности, нравственности учащихся;
формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и
оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в
его творчество, прочитав рассказ «Хамелеон». Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым, так как
урок литературы будет посвящен его рассказам «Злоумышленник», «Размазня», которые, я надеюсь, вы
прочитали к сегодняшнему уроку.
Постановка целей урока.
Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях
и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.
Чеховписатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за
юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда
человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему
уроку
III. Работа по рассказу «Злоумышленник».
1. Беседа по вопросам.
– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)
– Виновен ли Денис?
– Каково содержание статьи 1081?
– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
2. Задание: Просмотр видеофильма (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и
нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в
учете…»).
Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не
разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его
нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по
незнанию.)
– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Вопервых, дать простым людям
элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Вовторых,
создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то
есть изменять условия жизни.)
– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не
понял и не поймет, за что наказан.)
Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от
всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А.
Бунин.)
II Рассказ “Размазня»
1 Слово учителя:
Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом
А. Чехонте.
2 Чтение рассказа «Размазня»
3 Словарная работа
Размазня
1 Жидкая каша. Гречневая размазня.
2 Вялый, нерешительный человек (разг. Пренебр.).
3 О чемнибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какуюто
сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа,
нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик,
шляпа.
Гувернантка
(франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни
воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами
(прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
2 Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук (франц. Surtoutширокая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до
колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci (франц.) Благодарю
Анализ рассказа.
Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?
Теория литературы
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры,
юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков,
ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт
за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни,
изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда
негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные
ситуации, комические несоответствия.
Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?
6 Понятие в литературе «маленький человек»
Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися
способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла,
безобидный.
7 Тест. Внимательно ли я читаю?
1. Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Юлия Владимировна
2. Сколько стоит месяц работы гувернантки? 30 рублей
3. В течение какого времени работала гувернантка? 2 месяца
4. Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники? 3 раза
5. Сколько дней у гувернантки болели зубы? 3 дня
6. Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей? 4 дня
7. Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком? 2 рубля
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли? 10 рублей 8. Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил? 80 рублей, 11 рублей
8 Подведение итогов урока.
9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.
Конспект урока литературы в 7 классе ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Конспект урока литературы в 7 классе ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Конспект урока литературы в 7 классе ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.