Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
20.04.2017
Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"
Подробная разработка конспекта урока по литературе в 8 классе о поэтах и композиторах Великой Отечественной войны. На уроке подробно изучается творчество поэтов - фронтовиков, которые в годы Великой Отечественной Войны посредством своих поэтических тестов вели активную пропаганду против немецких захватчиков. На уроке представлены музыкальные композиции и видеоролик о событиях ВОВ.
разработка урока в 8 классе Поэзия Войны.doc
Тема урока: «Стихи и песни опаленные Войной» Цель: Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый  оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными  переживаниями лирического героя.  Задачи урока: Достижение предметных планируемых результатов: ­ формирование системы знаний  по теме «Великая Отечественная война и литература»; ­ обеспечение глубокого понимания творчества поэтов­фронтовиков; ­ овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач; Достижение метапредметных планируемых результатов: ­ ставить учебные цели и задачи к данному уроку; ­ планировать способы и пути достижения учебных целей; ­ выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ­ корректировать свои действия в связи с условиями урока; ­ оценивать правильность выполнения учебных задач; ­ уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать,  делать выводы; ­ получать информацию  в результате смыслового прочтения текста (на основе текстов поэтов военных лет: М. Львов «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться», С. Орлов «А мы такую  книгу прочитали», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь»); ­ использовать устную и письменную речь для аргументации своей точки зрения, своих  выводов и умозаключений; ­ применение ИКТ­компетенции для решения учебных задач; ­ овладение первичными навыками учебно­исследовательской деятельности. Достижение личностных планируемых результатов: ­ воспитание патриотизма и любви к своей Родине; ­ готовность к самообразованию и саморазвитию; ­формирование уважительного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной  войны; ­ обучение навыкам коммуникативной компетентности; ­ получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью  обеспечения успешного проведения урока. Тип урока: урок изучения нового материала с элементами литературно­музыкальной  композиции. Методические приёмы: Методические приёмы:    Постановка проблемной ситуации. Прием наглядности. Прием поощрения творческих домашних заданий. Прием коллективного обучения (работа в группах). Частично­поисковый метод. Подбор и обобщение дополнительного материала с использованием ресурсов  интернета. Развитие речи через подготовку опережающих домашних заданий. Планируемые результаты: Предметные: Научиться анализировать поэтический текст, делать выводы, синтезировать  полученную информацию УУД:  Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов  решения задач. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е.  формировать операциональный опыт. Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных  задач Личностные: формирование устойчивой  мотивации к индивидуальной и коллективной  творческой деятельности. Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, творческие проекты учащихся,  иллюстрации к песням, выставка книг, музыкальное сопровождение (песни военных лет). Ход урока Организационный момент (Слайд 1) (Слайд 2) Учащиеся смотрят ролик, посвященный событиям Великой  Отечественной войны (музыкальное сопровождение к ролику «От Героев Былых Времен»  Формулировка  темы, целей урока учащимися Учитель: Подумайте, какие ассоциации у вас вызывает слово ВОЙНА?  (Ответы учеников: кровь, боль, бомбы, плач, смерть и т.д.)  Война еще исчезнуть не готова.         Те годы ­ миллионы личных драм.  А потому, давайте вспомним снова     Всех тех, кто подарил Победу нам.   (Петра  Давыдова)                 Учитель: Прочитайте эпиграф  к нашему  уроку. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Почему в качестве сопровождения к ролику, я выбрала музыкальное произведение.  Обучающиеся формулируют тему урока (примерные варианты)  ­ Познакомиться с творчеством писателей­фронтовиков; ­ Осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, которые нашли свое   отражение в стихах   поэтов нашей родины, которые звучали как призыв к единению народа, защите родной земли, подвиги, которые воспитывают в нас самые важные качества   личности,   мужество,   отвагу,   бесстрашие   против   врага,   гуманность   и   любовь   к Родине. Учитель:  При подготовке к уроку, вы проделали определенную творческую работу, которую   вы   представите   в   виде   сообщений   и   выступлений.   Во   время   урока   вы   будете использовать планы анализа содержания  произведения и оценочные листы,  которые лежат перед вами. В конце урока, мы подведем итог, каждый ответит на устные вопросы и оценит работу   одноклассников.  Я   вам   предлагаю   познакомиться   с   содержанием   оценочных листов, в которых определён объём работы на уроке – план нашего урока, просмотрите карточки с вопросами, которые помогут вам в работе на уроке.   Вступительное слово учителя:  Мы знаем, что 2015 год – это юбилейный год великой даты   в   истории   страны   –   70­летие   Победы   в   Великой   Отечественной   войне.   Многие внеклассные   мероприятия   были   посвящены   этой   знаменательной   дате,   мы   неоднократно вспоминали события и участников этой войны. Тема нашего урока сегодня ­ «Стихи и песни, опаленные войной». Мы познакомимся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры.  (Слайд 6) Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно   поэзия   выразила   потребность   людей   в   правде,   без   которой   невозможно   чувство ответственности за свою страну. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев­Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. (Слайд 7)  Более   тысячи   писателей   и   поэтов   ушли   на   фронт,   свыше   400­х   сот   не вернулись назад. (Слайд 8) Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева­Кумача “Священная война”. (1 куплет, ролик песни) Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду. В этой песне прозвучал призыв к единению всего   многонационального   народа   нашей   необъятной   Родины,   к   защите   своей   Страны,   к героизму в войне против фашизма! (Слайд 9). Слово учителя: Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека.  Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.  О творчестве и жизни этого поэта нам расскажет Веремей Егор. Сообщение учащегося о творчестве Константина Михайловича Симонова.  (Веремей Егор),  (Слайд 10) Одно   из   стихотворений   К.М.   Симонова   прозвучит   в   исполненийй   Савченко Елизаветы. Выразительное   чтение   учащимися   стихотворений   Константина   Михайловича Симонова наизусть.  «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (Слайд 11), (Савченко Елизавета) Учитель: Перед вами план анализа содержания произведения, ответьте на вопросы по плану.  Учитель. (Слайд 12) Прошёл войну и дошёл до Берлина Давид Самойлов. О жизни и  творчестве этого поэта нам расскажет Плешков Евгений. Сообщение учащегося о творчестве Давида Самойлова. (Плешков Евгений),  (Слайд 13). Учитель. Творчество Самойлова многогранно и многопланово. Самое известное  стихотворение поэта Д.Самойлова “Сороковые, роковые…”. Прозвучит в исполнении  Смоленцевой Анастисии.  Выразительное чтение стихотворения наизусть «Сороковые, роковые»  (Смоленцева Анастасия), (Слайд 14). Учитель:  Через   всё   произведение   проходит   антитеза,   позволяющая   широко использовать   антонимы:   смерть,   реальный   ужас   войны,   смерти   и   юношеское   жизнелюбие, молодое счастье. “Война, беда, мечта и юность!”  Давиду Самойлову принадлежат такие стихотворения о войне, как: “Снегопад”, “Тревога”, “Звезда”. Время   и   память   до   последних   дней   жизни   поэта   были   главными   опорами   его   жизни   и творчества.  И я, солдат двадцатилетний, Счастливый тем, что я есть я, В болотах Волховского фронта  Расположилась наша рота, И жизнь моя, и смерть моя. “Звезда”. Учитель (Слайд 15)  Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая   к   поколению,   юность   которого   проходила   испытания   на   зрелость   на фронтовых   дорогах   Великой   Отечественной   войны.   17­летней   выпускницей   одной   из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Сообщение о судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной.  (Бобрикович  Кирилл), (слайд16)  Учитель  Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были  решительность и твёрдость. Одно из стихотворений поэтессы прозвучит в исполнении Сарник Валерии На фоне звучащей музыки “Соловьи”,  стихотворение  Ю. Друниной наизусть  “Зинка”.  (Слайд17 ) (Сарник Валерия) Обратитесь к плану  анализа содержания произведения, ответьте на вопросы по плану.  Учитель (Слайд 10) “Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало  стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт­песенник. Его перу принадлежат такие песни, как:        “Дан приказ ему на запад”  “Летят перелётные птицы”  “Услышь меня хорошая”  “Враги сожгли родную хату”  “Ой, туманы мои, растуманы”  “В лесу прифронтовом”   Особенна история создания песни “Катюша” на музыку Матвея Исааковича Блантера. В годы  Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”, её именем  “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во  врага. (Слайд 11).  Об истории создания этой песни нам расскажет Фомина Снежана 17. Сообщение учащегося об истории создания песни “Катюша” на фоне  звучащей музыки. (Фомина Снежана), (слайд 20) Обратитесь к оценочным листам, оцените сообщение Снежаны. Прослушаем еще одно произведение на слова Расула Гамзатова, музыка Якова  Френкеля «Журавли». Расскажите о впечатлении, которое возникло у вас при прослушивании песни?   По   данным   энциклопедии   “Великая   Отечественная   война”   471   писатель   с   войны   не вернулся. (Слайд 21).  Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере. Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.  Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.  Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.  После войны, оставив большой след в поэзии о Великой Отечественной войне,  ушли от нас поэты: Юлия   Друнина,   Николай   Старшинов,   Эдуард   Асадов,   Александр   Твардовский,   Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и другие.  Я предлагаю вам объединиться в группы и найти информацию о поэтах, творчество которых мы   сегодня   не   рассматривали,   но   которые   внесли   значительный   вклад   в   поэзию   Великой Отечественной войны. Распределите роли. На работу 7 минут, информацию запишите в виде небольших   сообщений.   1   группа   подготовит   сообщения   о   Борисе   Котове,   2   группа   – Александре Твардовском, 3 группа – Расуле Гамзатове. Время на выполнение заданий окончено, первая группа зачитывает сообщение…. Оцените работу каждой группы и свою работу в группе. Учитель Сегодня,  мы лишь прикоснулись к теме “военной поэзии, так как поэтов и композиторов, выразивших боль происходящего в 1941­1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Бергольц, Булата Окуджава, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова. Сегодня и я хотела бы обратиться к вам с просьбой всегда помнить о тех страшных  событиях, о подвигах и мужестве защитников нашей Родины!!! Это стихотворение было  написано мной в канун празднования великого праздника – 70 ­  летия победы!!! И посвящено  вам – наследникам Великой победы, чей долг всегда помнить и чтить великий подвиг  защитников нашей родины. Память за собою позови, Пусть воспрянут образы живыми, Тех, кто не вернулся с Той войны, Тех, кто стал для Родины святыми! Жизнь стирает память в поколеньях, Не щадя истории страницы, Только помнят прадеды и деды, Зарева кровавые денницы! Помнят все сражения и битвы, Со слезою вспоминая роты павших! Помнят и скорбят, что сами живы, Не сумев собою заслонить друзей бесстрашных! Помни же и Ты, живущий в нашем веке, Без вести пропавших и известных!  Помни о Войне, о Подвигах, о летах, Помни, Ты обязан жизнию навеки! Проверьте ваши оценочные листы, все ли графы заполнены, если нет, заполните 20. Мы завершаем работу, давайте вернемся к цели нашего урока, как вы думаете,  мы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Подумайте, для чего я использовала музыкальное сопровождение? Какое впечатление осталось у вас от урока? Какое произведение произвело на вас впечатление?  Что вы почувствовали? Какое настроение осталось у вас по окончании нашего урока? Какие выводы вы могли бы сделать по итогам изучения поэзии Великой  Отечественной войны?

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэзия Великой Отчественной Войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2017