Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»
Оценка 4.9

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
17.11.2018
Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»
Открытый урок. Правда Достоевского и наша современность.doc

                              Открытый урок по литературе в 10 классе

Тема урока: «Правда» Достоевского и наша современность

Методическая цель: представление элементов проектно-исследовательской

технологии для создания условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников

Цель:

Обучающая:

1.формирование умения анализировать художественный текст произведения;

пробуждать у учащихся желание  читать;

2. развивать умения интерпретировать  текст   художественного произведения для выявления авторской позиции;

3. подвести учащихся к пониманию глубины, сложности, противоречивости мысли Ф. М. Достоевского;

4. найти  связи идей Ф. Достоевского с современностью,  выявить социальную основу  произведений;

 Развивающая:

1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;

2.овладение выразительными средствами языка;
2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа литературного произведения;

3. научить работать с публицистическими материалами;

4. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

Воспитательная:

1. формировать жизненную позицию воспитанниц по отношению к вечным ценностям в меняющемся мире, ведя   диалог с автором.

3.  показать ,  как писатель  изображает  жизнь   униженных и оскорбленных;  доказать  актуальность проблем , поставленных  Ф.  М. Достоевским, Методические приемы:  рассказ учителя, беседа, анализ  произведений, просмотр видео,  опережающее  задание.

Форма работы: индивидуальная , групповая.

Тип урока: урок-обобщение (поиска правды)

Оборудование  урока: презентация, видео, тетради, учебники, тексты произведений Ф. М. Достоевского, публицистика разных лет.

Задачи:

-уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения;

-обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих;

-найти связи идей Ф.Достоевского с публицистикой и творчеством  писателей разных эпох.

На уроке были использованы технологии:

-проектно-исследовательская;

- личностно-ориентированная;

- технология уровневой дифференциации обучения;

- мультимедийные компьютерные технологии

Метапредметные связи: русский язык, история, обществознание, риторика, искусство кино.

 

Блажен, кто верит счастью и любви,

Блажен, кто верит небу и пророкам, -

Он долголетен будет на земли

И для сынов останется уроком.

                             М. Лермонтов

…гений, открывший  для нас мир человеческой

                                                  души, указавший жизненный путь через

                                                  страдание, терпение, слезы, храбрость.

                           Зорица Йованович

 

 

 

 

 

I.Мобилизующий этап

    Чтение эпиграфа. СЛАЙД 2

-Можно рассматривать жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, имея два условных подхода: первый - это попытаться осмыслить, что его гений – этот поистине неземной луч, вспыхнувший во второй половине 19-го столетия, высвечивает в нашем времени, в наших душах; и второй - когда мы от переизбытка отчаяния «при виде всего, что свершается дома», устремимся к нему в прошлое за утешением, за опорой - правдой, за каким-то особым душевным лекарством. Однако, устремившись в прошлое к Достоевскому, мы окажемся в настоящем , там, где творит и поныне его бессмертная душа.

         Итак, что же есть современность, что мы наблюдаем сегодня в России, столь любимой Достоевским? Если назвать одним словом - это …кризис. О чем сегодня говорит народ в автобусах и поездах, в очередях к врачам и чиновникам? О чем пишут газеты, что сообщают телепередачи? О воровстве и коррупции; о виртуозности лжи и лицемерия на всех уровнях; о произволе бездушных чиновников; о падении культуры, нравственности, порядочности и человечности; о пьянстве , брошенных детях и заказных убийствах; о бесправии народа, о торговле людьми, наркомании, проституции и все новых и новых трагедиях на воде, на суше, в воздухе и под землей..

  -Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока?

 

II.Целеполагание. Актуализация знаний.

Наша задача?(понять глубину и противоречивость мысли Ф. М. Достоевского; найти  связи идей Ф. Достоевского с современностью,  выявить социальную основу  произведений;  показать ,  как писатель  изображает  жизнь   униженных и оскорбленных;  доказать  актуальность проблем , поставленных  Ф.  М. Достоевским, научиться работать с публицистическими материалами).

 

 

 

III.Обобщение и систематизация изученного материала .СЛАЙД 3 .

1. Слово учителя. Вот  что  писал  Достоевский о своем времени:«… теперь  беспорядок  всеобщий, беспорядок везде  и  всюду,  в  обществе, в  делах его, в руководящих  идеях…  в  убеждениях  …   в  разложении  семейного начала…Треснули  основы  общества  под  революцией  реформ, замутилось море.  Исчезли  и  стерлись  определения  и  границы  добра  и  зла.»

 -Можно ли сказать , что речь идет о сегодняшних днях?

   Да,  к  сожалению, времена  схожи.  Попробуем  разобраться…    Достоевский  и  современность.  Актуальность  Достоевского  сегодня.

     Сопоставим.  Будет  горькая  правда. Но путь  к  свету  всегда есть.  Сегодня мы должны убедиться в этом.

      Надо    сказать,  что  для  писателя  Достоевского  всегда была нужна  действительность , правда.  Очень многое он узнавал из газет.

    Сто  с  лишним  лет  назад  Достоевский  уловил  наши  ритмы,  угадал  наши  беды  и рассказал  об  этом  ,  преобразовав  сам  способ  массовой  информации  (как  сказали  бы  нынче)  в художественный  метод.

СЛАЙД 4.Достоевский  писал: «Нынче  нельзя  без  газет,  не  для   моды,  а  для  того ,  чтоб  видимая  связь  всех  дел,  общих  и  частных,  становилась  все  сильнее  и  явственнее».(Факты , которые  он  использовал)  

    Сегодня мы не  будем  отступать  от  правил  Федора  Михайловича.  В течение  урока  будем обращаться   к  газетам  времен Достоевского и нынешним.   Чтобы  найти  причины  и  выходы из  ситуации,  не  нужно  бояться  правды не старшему, не  младшему поколению.

  Мне  будет помогать Богданова Настя, она написала рассказ, в котором затронуты проблемы современности .  Наша задача решить:  насколько они  близки творчеству Достоевского и в течение урока работать с таблицей приложения №1 , заполняя левую колонку ?

2.Беседа с классом.

Вопрос классу:  Вспомните, с чем в литературе 19 века   сравнивалась Россия?   

Ответ: Птица -  Тройка. ( Н.В.Гоголь).    

Вопрос:  А с каким видом транспорта можно сравнить Россию сейчас?

Ответ: ……….

 3. Чтение рассказа воспитанницей.

 Поехал  как-то Андрей Петрович  с приятелем  в Москву и купил в книжном магазине собрание сочинений Ф. М. Достоевскоог для дочери .   Обратно решил ехать  с автовокзала.  Сел в микроавтобус и разочарованно посмотрел в окно. Стояла  сильная жара, толпы людей сновали туда-сюда (все куда-то спешили). Тут же стояла старушка с протянутой рукой, то ли к небу, то ли к людям;  рядом несколько молодых людей с бутылками…..Какие-то чужие люди что –то жарили  в ларьках.   Уличная  жара  и  вонь  перетекала в  салон  микроавтобуса.

 Андрей Петрович  вздохнул и открыл один  из  томов Достоевского . ..             

4.Работа с текстом.

Вопрос:  Из какого  произведения и какие  строчки, подходящие  к  этой  картине за окном ,  он  мог  прочитать?

Ответ:  «Преступление  и  наказание». «Отвратительный и гнусный  колорит»  городского  дня…  Ч.1, гл. 1.(  Зачитывают).

-Какие проблемы раскрывает Достоевский? (ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА)

  5.Продолжение рассказа.    Богданова А.: Возле ларька суетились подростки в грязной одежде.. Кто-то из них стрелял сигареты, кто-то покупал спиртное . Потом к ним подошли, видимо, старшие в их компании, и они по очереди что-то пили из бутылок .Никто не обращал на них внимания, прохожие торопились по своим делам.

6.Работа с публицистическим материалом.Обратимся к газетам времен Достоевского.

Держко Л.СЛАЙД 5

 «Пьянство, - писала в 1865 году петербургская газета « Голос " (- 11 апреля , № 99), - в последнее время приняло такие ужасающие размеры, что невольно заставило призадуматься над этим общественным несчастьем...»

 Историческая справка. Проблема  «трезвости» приобретает в начале 60-х годов  ХIХ века общегосударственное значение. В Петербурге была  учреждена комиссия для пересмотра правил  о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего употребления в народе». Однако надежды эти не оправдались, и питейные заведения,  как,  грибы,  стали  расти  по  всей России, широко распространяя пьянство. Раскольников живет в Столярном переулке, в котором было 16 домов (по 8 с каждой стороны) и 18 питейных заведений.

-Вопрос:  Что об этом пишут газеты сегодня?

  Белицкая А.СЛАЙД 5

 Ответ:  «АиФ Москва» ГАЗЕТА  «А и Ф Москва», № 1-2», 09 января 2013 г. У России много достижений, которыми она может гордиться! Но есть рекорд, который позорит нашу страну: она одна из самых пьющих в мире. Проблема алкоголизма пронизывает собой все слои общества, проникает буквально в каждый дом, в каждую семью, унося в бездонную пучину жизни, и судьбы, и само будущее государства и следующих поколений.

                                                        В. Григорьев

--Вопрос:  Какую  сцену и с каким персонажем «Преступление  и  наказание»  сейчас  читает Андрей Петрович?

 СЛАЙД 6 Раскольников  и  Мармеладов  в  распивочной.   ВИДЕО  «Преступление  и  наказание»,  реж. Л. Кулиджанов (1969г.)

2. -Какие проблемы раскрывает Достоевский? (ПЬЯНСТВО,БЕЗРАЗЛИЧИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ,ПРОБЛЕМА ЖИЛЬЯ)

Вопрос:  Видите, на Неве  ночевал. А какое жилище было у  Раскольникова?  

 Куден Д. Ответ:  Каморка   Раскольникова.  (Зачитывается  отрывок). Ч 1, ГЛ 3 (Комната Раскольникова).

Вопрос:  А что о жилищном вопросе говорит современная печать?

Подригуля Е. СЛАЙД 7 .Ответ: «Российская газета»№ 5911, 2013 год . « По оценкам экспертов, только 20% населения может позволить себе купить жилье, даже с учетом различных механизмов господдержки….средняя стоимость одного квадратного метра в Москве 114,3 тыс. рублей.». Совсем недорого за такое замечательное приобретение! Говорите, нет столько? И за сто жизней не заработаете? Ну, тогда все просто: вы не являетесь достойным нашего общества гражданином, а, значит, и на достойные жилищные условия никаких прав не имеете.

  7.Чтение дневника писателя. СЛАЙД8.

 В  «Дневнике писателя» за январь 1876г.  Достоевский  писал: «Я никак не мог понять, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее  развитие, а  остальные девять десятых должны лишь  послужить к  тому материалом  и средством,  а сами  оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что  все наши миллионы русских будут когда-нибудь, образованны, очеловечены  и счастливы».

 -Какие проблемы раскрывает Достоевский? Вопрос: Основная проблема высказывания ?

 Ответ: Достоевский  говорит, что не все могут жить богато, но все не бедно  и достойно.

Вопрос: А что говорит о расслоении нашего общества современная статистика?

8. Работа с учебником обществозания. СЛАЙД  9

Социологический опрос 2009г., учебник «Обществознание 10 класс»   (Зачитывается  отрывок)

Разница в 10 раз  между 10% богатых и 10% бедных в Европе (Греция, Испания, Италия, Кипр) считается критической. В России она составляет 40 раз, вследствие чего неизбежны социальные возмущения

  9. Работа с публицистикой. СЛАЙД 10

 «Россия по размеру пропасти между богатыми и бедными занимает едва ли не первое место в мире. Наши богатые всех богаче, наши бедные всех беднее (конечно, если сравнивать с развитыми странами) Об этом пишет и  "Комсомольская правда". 13 ноября 2012 .Евгений Арсюхин

 Вопрос: Кто виноват в том, правда так жестока?  Что  манипулирует сознанием людей ?

10. Просмотр фрагмента фильма.СЛАЙД 11 («Идиот»  х/ф,  реж. Иван Пырьев 1956г.).

                                    (Настасья Филипповна бросает  деньги в огонь).

 Вопрос: Достоевский  говорит ДЕНЬГИ! 

      Деньги застилали глаза Лужиным и Свидригайловым,  деньги застилают глаза многим и сейчас. Большое количество преступлений совершается ради денег, которые дают власть. Но нельзя забывать о том, что  за преступлением следует наказание .

-Какие проблемы раскрывает Достоевский?  (за преступлением следует наказание)

 11. Слово учителя.

   Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно.

     Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

   Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей.

12.Проверка выполнения опережающего задания (чтение литературы).

   Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий.  СЛАЙД 12

-Какие произведения вы могли бы привести как пример?

Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея»), Р.Брэдбери («Наказание без преступления»), Ч. Айтматов «Белый пароход». Здесь речь идет не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о наказании нравственном, наказании совести. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств  

Р. БРЕДБЕРИ . На примере новеллы « Наказание   без   преступления » писатель показал , что смерть физическая иллюзорна, а смерть духовная страшнее  реальной. Бережное отношение к человеку, отрицание зла и насилия - вот темы, сближающие творчество Ф.М.Достоевского и Р .  Брэдбери .

«Белый пароход»- ?

-Какие проблемы раскрывает Достоевский?  ( смерть духовная страшнее и реальной)

Парадоксально, но кажется, что сегодня, несмотря на открытие тысяч новых храмов, мы ушли еще дальше от Бога, чем в «застойные» богоборческие времена.

V. Итог урока

  - Какой же  мы видим Россию сегодня ?  Мне хотелось бы обсудить с вами картины И. Глазунова. СЛАЙДЫ 13-14. И Глазунов. Рынок нашей демократии. Мистерия XX века .

   Мрачно и тяжело видеть эти картины,   но есть еще надежда на лучшее. Как Глазунов, несмотря ужас, изображенный на картине , оставляет нам надежду на перемены к лучшему? БОГ, вера в Бога спасет человечество.

СЛАЙД 15. А что же,  опираясь на Достоевского, нужно России, нашим  людям,  нашему человеку? Дает ли великий писатель ответы на все вопросы, которые звучат в его произведениях? Что  нужно, чтобы вырваться из  этого? Достоевский  говорил:   «Пусть потрудятся сами читатели». Чтобы стать другим , очиститься надо многое пережить, выстрадать.  

  Ответ:  По  Достоевскому СТРАДАНИЕ.

   СЛАЙД 16. Что же такое страдание ?  Страдание- это труд души.                                                       

Конечно,   Достоевский прекрасно понимал, что ни от каких проповедей глупцы не становятся умнее, а подлецы честнее. Только через страдание придет осознание смысла жизни, только труд души может сделать человека счастливым.  И в то же время он не мог бы написать ни строчки, если бы не верил в силу слова и в открытость души  для слова, в ее совершенствование.

А что  же  наша   маршрутка? За окном маршрутки у метро  - жестокая реальность, жизнь…

Андрей Петрович отвел взгляд. Напротив него села не  очень ухоженная  женщина с рыжей девочкой лет шести .  Девочка по-детски сложила ручки на коленках и смотрела в окно своими большими наивными глазами.  В открытую форточку залетела божья коровка и села на руку .

  Микроавтобус  наполнился  и тронулся  в путь. Девочка протянула руку к открытой форточке и произнесла:

                       Божья коровка, полети на небо,

                       Принеси нам хлеба.

                        Черного и белого…

                        Только не горелого.

Она разжал ладонь и божья коровка вылетела на залитую солнцем, по-летнему теплую улицу…

А  микроавтобус   поехал своим путем, наверняка, будут пробки, но  без этого не бывает.

«Счастье не в счастье,  а  в его достижении»,- говорил  Ф.  М.  Достоевский.

-Какие строки романа говорят нам о вере писателя в светлое будущее?

Работа с текстом романа.

VI. Рефлексия .Работа с таблицей. О чем нас заставил задуматься урок ?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

О чем нас заставил задуматься урок ?

В умах людей в разные эпохи

будут бродить …

Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …

Сколько стоит человеческая жизнь?

Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против …

Невыносимым обстоятельствам духовного тупика человек может противопоставить …

 

- А что вы думаете?  Какой и  в чем светлый путь у России, у людей наших?

 

VI. Домашнее задание:

1)    Заполнить приложение .

2)    Перечитать эпилог.

3)    Посмотреть фильм «Преступление  и  наказание»,  реж. Л. Кулиджанов (1969г.)

       (по желанию)

 

 

      

 

                                             

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

                             

 

                                

 

 

 

                           

 

 

 

                

 

 

                                   

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

                

                                               

 

 

 

           

 

 

                               

 

 

 

                                    


Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по литературе в 10 классе

Открытый урок по литературе в 10 классе

Метапредметные связи : русский язык, история, обществознание, риторика, искусство кино

Метапредметные связи : русский язык, история, обществознание, риторика, искусство кино

III . Обобщение и систематизация изученного материала

III . Обобщение и систематизация изученного материала

Андрей Петрович вздохнул и открыл один из томов

Андрей Петрович вздохнул и открыл один из томов

Вопрос: Видите, на Неве ночевал

Вопрос: Видите, на Неве ночевал

Но нельзя забывать о том, что за преступлением следует наказание

Но нельзя забывать о том, что за преступлением следует наказание

Какой же мы видим Россию сегодня ?

Какой же мы видим Россию сегодня ?

Приложение №1. О чем нас заставил задуматься урок ?

Приложение №1. О чем нас заставил задуматься урок ?

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»

Конспект урока литературы«Правда» Достоевского и наша современность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018