Конспект урока «Любовь – какая она? (По лирике В.В.Маяковского).
Оценка 4.6

Конспект урока «Любовь – какая она? (По лирике В.В.Маяковского).

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
06.01.2017
Конспект урока  «Любовь – какая она? (По лирике В.В.Маяковского).
Цели: • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского; • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать; • заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть. Тип урока – урок-анализ лирических произведений.
Открытый урок по лирике Маяковского.doc

Тема урока: «Любовь – какая она? (По стихотворениям В.В.Маяковского).

Цели:

  • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
  • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
  • заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

Тип урока – урок-анализ лирических произведений.

Оборудование

  • фотографии о жизни Маяковского
  • тексты стихотворений
  • презентация (фотографии, голос Маяковского, произведения С.Прокофьева, песня «Маяк» группы «Сплин»)

Оформление доски:

  • тема урока
  • эпиграф урока: «Любить –

                                             это значит:

                                                                 в глубь двора

                                  вбежать

                                                и до ночи грачьей,

                                  блестя топором,

                                               рубить дрова,

                                 силой

                                         своей

                                                 играючи»
(Вл. Маяковский “Письмо товарищу  Кострову о сущности любви”)

Ход урока

Вступительное слово учителя. (Тема не записана на доске)

                                   «Любить –

                                             это значит:

                                                                 в глубь двора

                                  вбежать

                                                и до ночи грачьей,

                                  блестя топором,

                                               рубить дрова,

                                 силой

                                         своей

                                                  играючи»

 Как вы думаете, какое главное слово будет сегодня главным в теме урока?

Правильно: ЛЮБОВЬ. Но данное слово не может быть формулировкой темы одного урока. Необходимо её несколько конкретизировать:

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!

В нескольких строках Маяковский рассказал о трёх вариантах любви. Как вы думаете, какими словами дополнить тему? («Какая она – любовь?» (По стихотворениям В.В.Маяковского)

Наша с вами задача: познакомиться с некоторыми стихотворениями Маяковского, посвящёнными теме любви, и понять, как же выражал это чувство великий поэт, с помощью каких выразительных средств, и найти ответ на вопрос: «Надо ли нам, жителям 21 века, выражать это чувство? И если надо, то как?»

Мы будем говорить об этом вместе с Владимиром Маяковским. Не верите? А зря… Владимир Владимирович, можете задать свой вопрос ученикам! (Звучит стихотворение «А Вы могли бы?» в исполнении автора)

Учитель:

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.

Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.

  • Поэма “Облако в штанах”,
  • “Флейта – позвоночник”,
  • “Люблю”,
  • “Про это”,
  • Стихотворения: “Юбилейное”,
  • “Любовь”,
  • “Лиличка”,
  • “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
  • “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Биографический комментарий.

Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).

Обратимся к стихотворению «Лиличка» (1916 г.) Оно прозвучит в исполнении группы «Сплин»: песня «Маяк».

Анализ:

Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор? 
Сегодня сидишь вот, сердце в железе. – метафора
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. – метафора, эпитет
любовь моя - тяжкая гиря ведь – метафора
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы
что душу цветущую любовью выжег, - метафоры
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
 
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

Кроме любви твоей, мне нету солнца,
Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы

Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её? Учащиеся выходят по одному и записывают на доске.

Любовь

  • Забота о любимом
  • Порядочность
  • Нежное отношение
  • Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
  • “Отдавание” себя
  • Ты – моя собственность дарение
  • Я тебя хочу
  • Сделка (я люблю тебя за…)
  • Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
  • Желание сделать любимого лучше, чем он есть
  • Не ожидать ничего взамен

1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д.  

2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”.  

Как вы думаете, какая любовь приносит человеку счастье?

 А что преобладает в жизни?

Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)

Учитель:

О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже.

Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

 

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

Что значит для поэта любовь? (Учащиеся читают отрывки в доказательство своих мыслей)

Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой».

Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.

Это единство земного и небесного. С одной стороны:

«Нам
   любовь
       не рай да кущи,
нам
   любовь
        гудит про то,
что опять
        в работу пущен
сердца
    выстывший мотор.
………………..
Любить -
       это значит:
                 в глубь двора
вбежать
        и до ночи грачьей,
блестя топором,
            рубить дрова,
силой
    своей
         играючи.
………………………………..
любовь загудит -
человеческая,
           простая.»
 
С другой стороны:

Как бы

        вам бы

                    объяснить это состояние?

…из зева

                до звёзд

                               взвивается слово

                                                      золоторождённой кометой

…прислушиваюсь: 

                              любовь загудит –

человеческая, 

                      простая.

Ураган,

          огонь,

                   вода

                            подступают в ропоте.

Кто

                   сумеет совладать?

Можете?

                  Попробуйте…

 

Давайте прислушаемся и мы. Сергей Прокофьев был любимейшим композитором Владимира Маяковского. Вашему вниманию предлагается два произведения композитора: «Вальс» и «Тарантелла». Послушайте и попробуйте ответить на вопрос: «Какое произведение может служить «музыкальным сопровождением» любви к Лилии Брик, а какое – способно «проиллюстрировать» отношения между Маяковским и Татьяной Яковлевой?»

 

Да, пожалуй, «Вальс» будет «аккомпанементом» к чувствам, возникшим между Яковлевой и Маяковским, когда у лирического героя «опять в работу пущен сердца выстывший мотор»

Обратим внимание на приставку слова «ВЫстывший». Вернувшись к началу урока, вспомним, что Маяковский, действительно, любя, ВЫворачивал себя наизнанку. По-другому не умел.

Чтение и анализ отрывков из поэмы «Флейта-позвоночник»: выпишите все слова с приставкой «ВЫ».

                              1
 
                    Версты улиц взмахами шагов мну.
                    Куда уйду я, этот ад тая!
                    Какому небесному Гофману
              выдумалась ты, проклятая?!
 
 
                 30 Мне,
                    чудотворцу всего, что празднично,
                    самому на праздник выйти не с кем.
                    Возьму сейчас и грохнусь навзничь
                    и голову вымозжу каменным Невским!
                    Вот я богохулил.
                    Орал, что бога нет,
                    а бог такую из пекловых глубин,
                    что перед ней гора заволнуется и дрогнет,
                    вывел и велел:
                 40 люби!
 
                                        Это ему, ему же,
                    чтоб не догадался, кто ты,
                    выдумалось дать тебе настоящего мужа
                 50 и на рояль положить человечьи ноты.
                    Если вдруг подкрасться к двери спаленной,
                    перекрестить над вами стёганье одеялово,
                    знаю -
                    запахнет шерстью паленной,
                    и серой издымится мясо дьявола.
 
                    А я вместо этого до утра раннего
                    в ужасе, что тебя любить увели,
                    метался
              и крики в строчки выгранивал,
                 60 уже наполовину сумасшедший ювелир.
                    В карты б играть!
                    В вино
                    выполоскать горло сердцу изоханному.
 
                    Рот зажму.
                    Крик ни один им
                    не выпущу из искусанных губ я.
                    Привяжи меня к кометам, как к хвостам лоша-
                                                           диным,
                    и вымчи,
                    рвя о звездные зубья.
                    Или вот что:
                    когда душа моя выселится,
              выйдет на суд твой,
              выхмурясь тупенько,
                    ты,
                    Млечный Путь перекинув виселицей,
                    возьми и вздерни меня, преступника.
                    Делай, что хочешь.
                    Хочешь, четвертуй.
                    Я сам тебе, праведный, руки вымою.
                    Только -
                    слышишь! -
                100 убери проклятую ту,
                    которую сделал моей любимою!
                    Версты улиц взмахами шагов мну.
                    Куда я денусь, этот ад тая!
                    Какому небесному Гофману
              выдумалась ты, проклятая?!
Какую мысль ещё и ещё раз подчёркивает поэт, употребляя глаголы с такой приставкой?
 
Итак, подведём итоги: мы обратили внимание на обилие красивых метафор в стихотворении, посвящённом Лилии Брик;
 на радость, ощущение земного и небесного в стихотворении о сущности любви, которое было написано под влиянием чувства к Татьяне Яковлевой; 
на «любовь-громадину», которая объединяет все стихотворения Маяковского о любви.
Опираясь на впечатления и размышления, вызванные сегодняшним уроком, напишите сочинение - зарисовку (4-5 предложений) на тему: «Какая она – любовь? Нужна ли она нам, живущим в 21 веке?
 
Чтение 2-3 работ. 

Подведение итогов. Выводы.

«Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего», - В.В.Маяковский.

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Какие чувства испытывает лирический герой стихотворений В.Маяковского о любви?» (Произведения на выбор учащегося)


Тема урока: «Любовь – какая она? (По стихотворениям

Тема урока: «Любовь – какая она? (По стихотворениям

Как вы думаете, какое главное слово будет сегодня главным в теме урока?

Как вы думаете, какое главное слово будет сегодня главным в теме урока?

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Письмо

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Письмо

Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви

Ураган, огонь, вода подступают в ропоте

Ураган, огонь, вода подступают в ропоте

Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось дать тебе настоящего мужа 50 и на рояль положить человечьи ноты

Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось дать тебе настоящего мужа 50 и на рояль положить человечьи ноты

Какую мысль ещё и ещё раз подчёркивает поэт, употребляя глаголы с такой приставкой?

Какую мысль ещё и ещё раз подчёркивает поэт, употребляя глаголы с такой приставкой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017