Тема урока: «Любовь – какая она? (По стихотворениям В.В.Маяковского).
Цели:
Тип урока – урок-анализ лирических произведений.
Оборудование
Оформление доски:
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи»
(Вл. Маяковский “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”)
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Тема не записана на доске)
«Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи»
Как вы думаете, какое главное слово будет сегодня главным в теме урока?
Правильно: ЛЮБОВЬ. Но данное слово не может быть формулировкой темы одного урока. Необходимо её несколько конкретизировать:
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
В нескольких строках Маяковский рассказал о трёх вариантах любви. Как вы думаете, какими словами дополнить тему? («Какая она – любовь?» (По стихотворениям В.В.Маяковского)
Наша с вами задача: познакомиться с некоторыми стихотворениями Маяковского, посвящёнными теме любви, и понять, как же выражал это чувство великий поэт, с помощью каких выразительных средств, и найти ответ на вопрос: «Надо ли нам, жителям 21 века, выражать это чувство? И если надо, то как?»
Мы будем говорить об этом вместе с Владимиром Маяковским. Не верите? А зря… Владимир Владимирович, можете задать свой вопрос ученикам! (Звучит стихотворение «А Вы могли бы?» в исполнении автора)
Учитель:
В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.
Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
Биографический комментарий.
Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).
Обратимся к стихотворению «Лиличка» (1916 г.) Оно прозвучит в исполнении группы «Сплин»: песня «Маяк».
Анализ:
– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?
Сегодня сидишь вот, сердце в железе. – метафора
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. – метафора, эпитет
любовь моя - тяжкая гиря ведь – метафора
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы
что душу цветущую любовью выжег, - метафоры
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы
– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её? Учащиеся выходят по одному и записывают на доске.
Любовь
1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д.
2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”.
Как вы думаете, какая любовь приносит человеку счастье?
А что преобладает в жизни?
Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)
Учитель:
О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже.
Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:
“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”
Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.
– Что значит для поэта любовь? (Учащиеся читают отрывки в доказательство своих мыслей)
Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой».
Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.
Это единство земного и небесного. С одной стороны:
«Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
………………..
Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
………………………………..
любовь загудит -
человеческая,
простая.»
С другой стороны:
Как бы
вам бы
объяснить это состояние?
…из зева
до звёзд
взвивается слово
золоторождённой кометой
…прислушиваюсь:
любовь загудит –
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…
Давайте прислушаемся и мы. Сергей Прокофьев был любимейшим композитором Владимира Маяковского. Вашему вниманию предлагается два произведения композитора: «Вальс» и «Тарантелла». Послушайте и попробуйте ответить на вопрос: «Какое произведение может служить «музыкальным сопровождением» любви к Лилии Брик, а какое – способно «проиллюстрировать» отношения между Маяковским и Татьяной Яковлевой?»
Да, пожалуй, «Вальс» будет «аккомпанементом» к чувствам, возникшим между Яковлевой и Маяковским, когда у лирического героя «опять в работу пущен сердца выстывший мотор»
Обратим внимание на приставку слова «ВЫстывший». Вернувшись к началу урока, вспомним, что Маяковский, действительно, любя, ВЫворачивал себя наизнанку. По-другому не умел.
Чтение и анализ отрывков из поэмы «Флейта-позвоночник»: выпишите все слова с приставкой «ВЫ».
1
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!
30 Мне,
чудотворцу всего, что празднично,
самому на праздник выйти не с кем.
Возьму сейчас и грохнусь навзничь
и голову вымозжу каменным Невским!
Вот я богохулил.
Орал, что бога нет,
а бог такую из пекловых глубин,
что перед ней гора заволнуется и дрогнет,
вывел и велел:
40 люби!
Это ему, ему же,
чтоб не догадался, кто ты,
выдумалось дать тебе настоящего мужа
50 и на рояль положить человечьи ноты.
Если вдруг подкрасться к двери спаленной,
перекрестить над вами стёганье одеялово,
знаю -
запахнет шерстью паленной,
и серой издымится мясо дьявола.
А я вместо этого до утра раннего
в ужасе, что тебя любить увели,
метался
и крики в строчки выгранивал,
60 уже наполовину сумасшедший ювелир.
В карты б играть!
В вино
выполоскать горло сердцу изоханному.
Рот зажму.
Крик ни один им
не выпущу из искусанных губ я.
Привяжи меня к кометам, как к хвостам лоша-
диным,
и вымчи,
рвя о звездные зубья.
Или вот что:
когда душа моя выселится,
выйдет на суд твой,
выхмурясь тупенько,
ты,
Млечный Путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника.
Делай, что хочешь.
Хочешь, четвертуй.
Я сам тебе, праведный, руки вымою.
Только -
слышишь! -
100 убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою!
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда я денусь, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!
Какую мысль ещё и ещё раз подчёркивает поэт, употребляя глаголы с такой приставкой?
Итак, подведём итоги: мы обратили внимание на обилие красивых метафор в стихотворении, посвящённом Лилии Брик;
на радость, ощущение земного и небесного в стихотворении о сущности любви, которое было написано под влиянием чувства к Татьяне Яковлевой;
на «любовь-громадину», которая объединяет все стихотворения Маяковского о любви.
Опираясь на впечатления и размышления, вызванные сегодняшним уроком, напишите сочинение - зарисовку (4-5 предложений) на тему: «Какая она – любовь? Нужна ли она нам, живущим в 21 веке?
Чтение 2-3 работ.
Подведение итогов. Выводы.
«Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего», - В.В.Маяковский.
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Какие чувства испытывает лирический герой стихотворений В.Маяковского о любви?» (Произведения на выбор учащегося)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.