конспект урока "Любовь и творчество в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 5 (66). Любовь и творчество в романе.rtf
Урок 5 (66). Любовь и творчество в романе Цели урока: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа. Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы; тест. Ход урока I. Работа с текстом романа 1. Слово учителя Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на свободу. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. 2. Анализ эпизода главы 28 — Достоевекий умер, — сказала гражданка, но как­то не очень уверенно. — Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен! Оказывается,   «вовсе   не   удостоверением   определяется   писатель,   а   тем,   что   он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что ой это удалось. Он соглашается с тем, что он «человек невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он   расстается   со   своей   как   будто   кем­то   навязанной   профессией   с   чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает завидовать Пушкину. «Повезло, повезло!» — ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть». — В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным? (По существу, Рюхин — двойник Бездомного, его отражение (Рюхину 32 года, Ивану   —   23),   духовный   тупик,   которого   Ивану   удалось   избежать.   С   Иваном происходит чудо. Попадая в сумасшедший дом, Иван изживает в себе Рюхина. На вопрос Ивана «Вы писатель?» ответ был: «Я — мастер Некоторые исследователи считают, что Иван перевоплощается в другого двойника — Мастера.) Мастер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава пространство сна Ивана, его видения. — Чьи традиции продолжает здесь Бул гаков? (Эта   традиция   идет   от   Достоевского,   это   он   разрабатывал   сложное взаимодействие реального и ирреального. Вспомним Ивана Карамазова (тоже Иван) и его двойника. Гость Карамазова — кошмар, гость Ивана Бездомного — откровение, воплощение искры божьей. Карамазов ненавидит гостя, отрицает его, Бездомный — жадно слушает, не сомневается в его существовании. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя.) — Есть ли двойники у других героев романа? (Находим   целую   систему   соответствий,   отражений,   вариантов   судьбы. Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван и Левий Матвей, Наташа и Гелла. Б. Соколов находит в романе до восьми триад: Понтий Пилат — Воланд —Стравинский,   Крысобой   —   Азазелло,   Арчибальд   Арчибальдович,   пес   Банга,   кот Бегемот, пес Тузбубен и т. д.) — Есть в романе и предметы­двойники. Найдем их. (Нож, украденный Левием Матвеем, возникает в конце романа, в магазине, где безобразничают Коровьев и Бегемот. Джаз­оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда. Гроза в Москве и в Ершалаиме.) — Есть ли двойник у Маргариты? (Это   единственный   персонаж   без   двойника.   Булгаков   подчеркивает избранность,   неповторимость   Маргариты   и   ее   чувства,   глубокого,   доходящего   до полного самопожертвования. Ведь Маргарита во имя спасения Мастера заключает договор   с   дьяволом   и   этим   губит   свою   бессмертную   душу.   Это   романтическая героиня,   очерченная   ярко:   желтые   цветы   (цвет   луны),   черное   пальто   (отражение бездны), никем не виданное одиночество в глазах. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют под воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из­под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает   молния,   так   поражает   финский   нож!»   —   говорит   Мастер.   Роковая предрешенность   встречи,   чрезмерность   чувств,   небывалость   любовной   истории, идеальность возлюбленной — воплощение мечты.) II. Тема творчества и любви в романе 1. Лекция учителя Читатель   подводится   ко   второй   части   призывом   рассказчика:   «За   мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части. — Как связаны темы любви и творчества? Мастер   рассказывает   Ивану   свою   историю.   Это   и   история   романа   о   Пилате   и история любви. Маргарита — земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил,   управляющих   Вселенной?   Маргарита,   вероятно,   одна   из   тех   ста   двадцати   двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь. История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике   и   принялся   «сочинять   роман   о   Понтии   Пилате».   Затем   наступает   весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда­то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику,где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную.   Новая   встреча   Мастера   и   Маргариты   происходит   в   мае,   после   бала весеннего полнолуния. Любовь   —   второй   путь   в   сверхреальность,   так   же,   как   творчество,   ведет   к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество — вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания,   ответственности,   истины,   гармонии.   Во   имя   любви   Маргарита   совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. 2. Анализ сцены бала у Воланда (глава 23), сцены прощения Фриды (глава 24). Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига. Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер.  Силой своей любви спасает Маргарита Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности,   утверждаемые   автором   романа:   свобода   личности,   милосердие,   честность, правда, вера, любовь. III. Проверка знаний учащихся. Тест — см. Приложение в конце книги Домашнее задание Подготовиться к сочинению. Урок 5 (66). Образ дома в романе «Белая гвардия» Цель  урока:  понять,  как создается  писателем  образ   Дома, выявить  роль  этого образа в системе жизненных ценностей. Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов. Ход урока I. Слово учителя Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе  Булгаков  воссоздает  обстановку  своего  родного дома  №  13  по Алексеевскому спуску,   где   царили   уют,   взаимопонимание,   атмосфера   высокой   интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира». — Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных?(Автобиографичность.   Обстановка   доверия   и   любви,   простота   и   взаимное уважение.   Есть   «чужой»   в   доме:   у   Толстого   —   Берг,   муж   Веры,   у   Булгакова   — Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.) II. Беседа Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из   эпиграфов,   из   «Капитанской   дочки»,   гласит:   «Пошел   мелкий   снег   и   вдруг   повалил хлопьями.  Ветер  завыл,  сделалась  метель.  В  одно мгновение  темное  небо смешалось  с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!». Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». — У кого еще из писателей ХХ­го века встречается образ бурана? (Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.) Героям   Булгакова   удается   какое­то   время   защищаться   и   защищать   свой   Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности. — Какие предметы являются для Турбиных по­настоящему ценными? (Книги:   На   открытых   многополочных   шкафах   тесным   строем   стояли сокровища.   Зелеными,   красными,   тиснеными   золотом   и   желтыми   обложками   и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).) — Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа   Ростова.   Елена   читает   «Господина   из   Сан­Франциско»   Бунина.   Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей   «Белой   гвардии».   Заметим,   что   символичность   рассказа   усиливается, приобретает   конкретность   в  контексте  романа  Булгакова.  Упоминаются   названия книг   и   литературные   образы:   Фауст,   «Пиковая   дама»,   Онегин,   стихотворения Некрасова,   «Бесы»   Достоевского,   современные   Булгакову   футуристы.   Классические произведения,   вечные   образы   и   сюжеты   даются   как   неотъемлемая   часть   жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.) — Что предвещает разрушение Дома? (Любимый   синий   сервиз,   согретый   еще   материнскими   руками,   разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», — говорит Елена.) — Как писатель предостерегает от разрушения? (Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте   абажур   с   лампы!   Абажур   священен.   Никогда   не   убегайте   крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».) Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов 1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа   на   нору,   в   которой   уютно   себя   чувствует   разве   что   мышь   (прием противопоставления). — С помощью каких элементов автор дополняет образ Дома Турбиных? (Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох   страниц,   запах   хвои,   размеренный   бой   часов   («тонк­танк)   песни   и   гитара Николки.) — Какая атмосфера царит в доме Турбиных? (В доме Турбиных — уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге,   высокой   культуры   и   духовности.   Атмосфера   дома,   описанная   в   романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром. Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным. В   доме   Турбиных   находят   тепло,   понимание   и   поддержку   Мышлаевский, Шервинский, Карась.) — С какой целью писатель делает противопоставление Дому? (Покою,   радости   и   чувству   защищенности   турбинского   дома противопоставляется умерший, опустелый дом — гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах   книги,   чтобы   согреться,   жгут   парты   (часть   1,   глава   6).   Алексею   Турбину «показалось  вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел  какой­то вихрь  и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».) В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма. 2. Анализируем поведение героев. — Как ведут себя герои романа? — Как меняется представление о чести? (Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту   кризиса   берет   ответственность   на   себя   и   распускает   юнкеров,   спасая   их. Защищать   «до   последнего   патрона»   некого   и   нечего.   Остается   попытка   начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.) IV. Итог урока Роман   кончается   как   будто   спокойно.   Герои   спят   и   видят   сны.   Надежда   на будущее — в простом и радостном сне Петьки Щеглова — мальчика из флигеля (тоже Дом).   «Камера»   писателя   поднимается   вверх,   к   звездам:   «Меч   исчезнет,   а   вот   звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»Эти философские вопросы — призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению. Но здесь, на земле, недолго будут спать спокойно герои. Можно догадаться, что ждет их впереди: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». V. Тест — см. Приложение в конце книги Домашнее задание  Подготовиться к сочинению.

Посмотрите также