Конспект урока "Марина Цветаева. Очерк жизни" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературе.Марина Цветаева. Очерк жизни.Конспект урока "Марина Цветаева. Очерк жизни" 11 класс Цели урока: 1. Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой. 2. Определить основные черты личности поэта. 3. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни. 4. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Марина Цветаева. Очерк жизни Цели урока:  1. Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой. 2. Определить основные черты личности поэта. 3. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни. 4. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой.  Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.  Оборудование урока:  1. Оформление кабинета в стиле литературной гостиной. 2. Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального  сопровождения презентации). Методические приемы: комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации и  подготовленное учениками чтение стихов, некоторые слайды презентации сопровождаются  музыкальным оформлением. Ход урока Оргмомент: оформление записей в журнале ТО; объявление темы, цели, задачи урока. На экране титульный слайд презентации “Марина Цветаева. Очерк жизни”. Учитель: В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и  своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной  новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими  современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она  предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов  Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично продолжила романтическую  литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути,  Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком. Слайд №2. Ученик: читает стихотворение “Идешь, на меня похожий…”. Слайд №3. Учитель: 26 сентября 189 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова  родилась Марина Цветаева. Ученик: читает стихотворение “Красною кистью…”.Слайд №4. Учитель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно  образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная  коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и  готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил  Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами.  Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях. Слайд №5. Учитель: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила  детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру  она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, –  говорила Марина. Слайд №6. Учитель: “Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз  одиночеств”. Ещё одним “одиночеством” была Маринина сестра Ася, человек необычайно  тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную  душу. Слайд №7. Учитель: Марина росла среди музыки и книг. С 4­х лет началось тайное чтение – вопреки  строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6  лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она  любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её  детство. Ученик: читает стихотворение “В зале” (1908­1910 год). Слайд №8­9. Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от  родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для  Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник  будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной  искренностью и трагизмом – в по­детски светлой книге. Ученик: читает стихотворение “Молитва” (Таруса, 26 сентября 1909 год). Слайд №10. Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда  Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное  время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества  стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала. Ученик: читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано,…”(Коктебель, 13 мая1913 года). Слайд №11. Учитель: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она  собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с  поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит  мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь,  ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень,  который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день. Слайд №12­13. Ученик: читает стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо!”(3 июня 1914 года). Учитель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской  церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное  путешествие в Париж и Италию. В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини  греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней  себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви. Слайд №14. Учитель: По­видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна  Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную  душу. “О, муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас как стрелы” Слайд 15. Учитель: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он  пленил её высокой степенью словесного совершенства. “Если существует Бог поэзии, – писала  Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и  чистым”. “Я знаю: наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!” Слайд №16. Учитель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не  как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Ученик: читает стихотворение “Ты проходишь на запад солнца,…”.Слайд №17. Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и  драматичными. Умерла маленькая дочь, из­за голода отданная в приют, со старшей дочерью  Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию  одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии,  и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея  письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец,  встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль,  – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они  составили впоследствии книгу “Разлука”).  Слайд №18. Учитель: Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею  Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция)  стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность  издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно  работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи  Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие). Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур). Слайд №19. Учитель: В 1936­37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала  Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в  небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные  беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала  работать: готовила сборник, много переводила… У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…  Слайд №20. Ученик: читает стихотворение …О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора­пора­пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь – быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь – жить. С волками площадей Отказываюсь – выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть –Вниз – по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один – отказ. Слайд №21. Учитель: 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор  единственно правильным – “ответ один – отказ”. Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова: Что, без страданий – жизнь поэта? И что, без бури – океан? Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное  явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная  истинным талантом и вдохновением!

Посмотрите также