Методическими особенностями данного урока являются интересные задания, подводящие обучающихся к открытию новых знаний, проблемные задачи, самостоятельная работа, организованная в игровой форме с учетом возрастных особенностей учащихся и индивидуальных способностей каждого ученика, представлены различные формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Предмет математика Класс 5
Тема урока Сравнение дробей.
Этапы работы
Конспект урока
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
2.
Организационный момент,
включающий:
•
•
•
постановку цели, которая
должна быть достигнута
учащимися на данном
этапе урока (что должно
быть сделано учащимися,
чтобы их дальнейшая
работа на уроке была
эффективной)
определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на данном
этапе урока;
описание методов
организации работы
учащихся на начальном
этапе урока, настроя
учеников на учебную
деятельность, предмет и
тему урока (с учетом
реальных особенностей
класса, с которым
работает педагог)
Опрос учащихся по заданному
на дом материалу, включающий:
•
определение целей,
которые учитель ставит
перед учениками на
данном этапе урока
(какой результат должен
быть достигнут
учащимися);
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной
работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные
Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть.
Чтобы спорилось трудное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач.
Мы с тобой отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: смогут продемонстрировать умение правильно находить
дробь от числа и число по его дроби;
Цель, которую учитель хочет достичь :
проверить умения обучающихся находить дробь от числа и число по его дроби;
Задачи:
создать условия для решения учебной задачи;
направить учащихся на правильное нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся с помощью применения информационных•
•
•
•
•
•
•
определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на данном
этапе урока;
описание методов,
способствующих
решению поставленных
целей и задач;
описание критериев
достижения целей и задач
данного этапа урока;
определение возможных
действий педагога в
случае, если ему или
учащимся не удается
достичь поставленных
целей;
описание методов
организации совместной
деятельности учащихся с
учетом особенностей
класса, с которым
работает педагог;
описание методов
мотивирования
(стимулирования)
учебной активности
учащихся в ходе опроса;
описание методов и
критериев оценивания
ответов учащихся в ходе
опроса.
технологий.
Методы организации работы: словесные, наглядные.
Методы стимулирования: похвала.
Методы оценивания: взаимопроверка с помощью спроецированных на экран правильных вариантов;
Критерии оценивания ответов: правильно находят дроби от числа и числа по дроби.
Арифметический диктант
Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.
всей книги. Сколько страниц прочитала Люба?
В книге 100 страниц. Люба прочитала
В классе 25 учеников. Из них 13 девочек. Какую часть учащихся составляют девочки?
В шахматном кружке занимается 12 учеников. Трое из них стали победителями турнира. Какая часть
кружковцев стала победителями турнира?
Витя съел 7 конфет, это того, что ему подарили. Сколько конфет подарили Вите?
-В пакете 900 грамм крупы. На кашу бабушка израсходовала всего количества. Сколько
крупы осталось в пакете?
Взаимопроверка: 20;
Молодцы!
; 21; 600
;
3.
Изучение нового учебного
материала. Данный этап
предполагает:
•
•
постановку конкретной
учебной цели перед
учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися на
данном этапе урока);
определение целей и
Цель, которую учитель ставит перед учащимися: учащиеся смогут сравнивать обыкновенные дроби, находить
соответствующие точки на числовом луче.
Цели, которые ставит перед собой учитель:
создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, заинтересовать учащихся для решения учебной
задачи;
способствовать созданию условий для ознакомления обучающихся с правилами сравнения обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями;•
•
•
•
•
задач, которые ставит
перед собой учитель на
данном этапе урока;
изложение основных
положений нового
учебного материала,
который должен быть
освоен учащимися (на
основе содержания
данного пункта эксперт
выносит суждение об
уровне владения
педагогом предметным
материалом);
описание форм и методов
изложения
(представления) нового
учебного материала;
описание основных форм
и методов организации
индивидуальной и
групповой деятельности
учащихся с учетом
особенностей класса, в
котором работает
педагог;
описание критериев
определения уровня
внимания и интереса
учащихся к излагаемому
педагогом учебному
материалу;
описание методов
мотивирования
(стимулирования)
учебной активности
учащихся в ходе
освоения нового учебного
материала;
побудить учащихся самостоятельно формулировать вывод.
Задачи:
побудить к выполнению учебной задачи;
побудить учащихся к совершенствованию навыков чтения и записи обыкновенных дробей;
создать условия для сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми
числителями;
создать условия для применения знаний в новой ситуации;
Методы: проблемно – поисковый, диалоговый, беседа, демонстрация.
Формы организации работы: фронтальная.
Критерии определения уровня внимания и интереса:
формулирование темы урока;
постановка целей урока;
активное участие в беседе по параграфу учебника.
Методы мотивирования: использование проблемных ситуаций, эмоциональная речь, создание ситуации
успеха, похвала.
Ребята, у вас на столе торты «круги», порезанные на доли. Покажите половину торта, одну четвертую, одну
восьмую, две четвертых и т.д.
Учитель делает запись на доске, далее просит назвать равные доли. Какое действие вы сейчас делали?
Ответ: сравнивали дроби.
Верно, тема нашего урока «Сравнение дробей».
Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем с вами заниматься?
Учиться сравнивать обыкновенные дроби, находить соответствующие точки на числовом луче – это цели
нашего урока.
А поможет нам наш друг – учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 146147, давайте поработаем со
статьей учебника.
Ответьте на вопросы:
Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.
Как изображаются равные дроби на координатном луче?
Какая из двух точек лежит на координатном луче левее – с меньшей или с большей координатой?
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
Проблемная ситуация
А как же сравнить две дроби с одинаковыми числителями? Я предлагаю вам провести небольшое
исследование и самим сформулировать вывод о сравнении дробей с одинаковыми числителями.Возьмите в руки карандаши и линейки и начертите отрезок длиной 12 см. Отметьте этого отрезка.
Начертите второй отрезок длиной 12 см и отметьте отрезка.
А на третьем отрезке длиной 12 см давайте выделим половину.
Сравните полученные доли и сделайте вывод.
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, знаменатель которой меньше.
Цель, которую учитель ставит перед учащимися:
сравнивать обыкновенные дроби;
находить на координатном луче заданные точки;
уметь рассуждать и делать выводы;
совершенствовать вычислительные навыки;
применять знания в новой ситуации.
Цели, которые ставит перед собой учитель:
способствовать созданию условий для закрепления изученного материала
создать условия для формирования умения сравнивать обыкновенные дроби;
создать условия для нахождения соответствующих точек на числовом луче.
создать условия для смены деятельности детей;
способствовать развитию вычислительных навыков;
создать условия для ведения беседы, побудить детей аргументировать свои действия.
Задачи:
создать условия для сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями, одинаковыми
знаменателями
побудить учащихся к нахождению соответствующих точек на числовом луче;
подвести к выводу о том, что равные дроби на координатном луче соответствуют одной и той же точке, две
равные дроби обозначают одно и то же число
создать условия для смены деятельности детей;
способствовать развитию вычислительных навыков;
создать условия для ведения беседы, побудить детей аргументировать свои действия.
создать условия для применения полученных знаний в новой ситуации;
Форма работы : фронтальная работа, работа у доски, самостоятельная работа
Методы: репродуктивные, беседа, работа с учебником, работа с раздаточным материалом
Критерии , позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
индивидуальные ответы обучающихся;
выполнение самостоятельной работы;
4.
Закрепление учебного
материала, предполагающее:
•
•
постановку конкретной
учебной цели перед
учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися на
данном этапе урока);
определение целей и
задач, которые ставит
перед собой учитель на
данном этапе урока;
описание форм и методов
достижения
поставленных целей в
ходе закрепления нового
учебного материала с
учетом индивидуальных
особенностей учащихся, с
которыми работает
педагог.
описание критериев,
позволяющих определить
степень усвоения
учащимися нового
учебного материала;
Описание возможных путей и
методов реагирования на
ситуации, когда учитель
определяет, что часть учащихся
не освоила новый учебный
материал.
•
•Методы реагирования учителя: дифференцированная работа с учащимися.
Работа по учебнику:
1.Стр.147 № 941
2.Стр.148 № 942
- Что вы заметили? ( =
, т.к. соответствуют одной и той же точке на координатном луче)
3.Стр.148 № 943
Пользуясь полученным координатным лучом, поставьте знаки сравнения:
*
*
*
4.Работа над задачей (стр.149, № 962)
Прочитайте задачу.
Выполните схему. (обсуждение схемы)
Сколько воды налили в аквариум?
Сколько седьмых долей в 6 литрах?
А сколько седьмых долей в целом?
Как следует решать задачу?
6:6*7=7 (л) – вмещает аквариум
Самостоятельная работа.
Ребята, самостоятельную работу вы можете выбрать по своим силам. У нас есть «гири» двух категорий
«Тяжеловес» и «Супертяжеловес». В категории «Супертяжеловес» задания сложнее:
Категория «Тяжеловес»
1) Отметь на числовом луче дроби:
2) Сравните:
;
;
;
Категория «Супертяжеловес»1) Отметь на числовом луче дроби:
2) Сравните:
Цели самостоятельной работы для учащихся: закрепить полученные на уроке знания.
Цель, которую ставит перед собой учитель: подвести итоги урока, объяснить выполнение домашнего
задания;
Задачи, которые ставит перед собой учитель:
выявить степень усвоения учебного материала, изученного на уроке;
побудить учащихся к выполнению домашнего задания;
способствовать правильному выполнению домашнего задания.
Итог урока. Рефлексия.
Настало время подвести итоги нашего урока.
Посмотрите внимательнее на экран и дополните незаконченные предложения.
Сегодня на уроке я узнал (а)…..
Действовать нужно по такому алгоритму:
Если одинаковые знаменатели, то:….
Если одинаковые числители, то ….
Я доволен (довольна) собой, потому что…..
Молодцы, ребята. Домашнее задание: стр.150 № 965, 966
Благодарю вас за внимание. Спасибо за урок.
•
•
•
5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей
самостоятельной работы
для учащихся (что
должны сделать
учащиеся в ходе
выполнения домашнего
задания);
определение целей,
которых хочет достичь
учитель, задавая задание
на дом;
определение и
разъяснение учащимся
критериев успешного
выполнения домашнего
задания.