Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Оценка 5

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
18.06.2019
Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Конспект урока по биологии для учащихся одиннадцатых классов по теме "Механизмы и направления макроэволюции". Цель: рассмотреть макроэволюционный процесс, сформировать понятие об адаптациях как результате эволюционного процесса, сделать выводы о роли адаптаций в эволюционном процессе; Тип урока: комбинированный. Базовые понятия: вид, адаптации, макроэволюция, гомологи, рудименты, онтогенез, филогенез
механизмы макроэволюции.docx
Конспект урока № ___ _____________ Тема: Механизмы и направления макроэволюции Цель: рассмотреть макроэволюционный процесс, сформировать понятие об  адаптациях как результате эволюционного процесса, сделать выводы о роли  адаптаций в эволюционном процессе; Тип урока: комбинированный Базовые понятия: вид, адаптации, макроэволюция, гомологи, рудименты,                    онтогенез, филогенез Методы:­ словесный (объяснение, беседа, рассказ);                 ­наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные  рисунки); Материалы:рисунки, таблицы. Структура урока 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Актуализация опорных знаний – 10мин. 3. Изучение нового материала – 20 мин. 4. Обобщение и закрепление изученного материала – 8мин. 5. Подведение итогов урока –5 мин. 6. Домашнее задание – 1 мин. Организационный момент:  Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся Ход урока Актуализация опорных знаний: ­ Кто такой Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин? Какой вклад в науку они совершили? ­ Что такое эволюция? ­ Приведите пример эволюционного процесса. ­ Что такое естественный отбор? Какие формы естественного отбора вам известны?  Приведите примеры. ­ Что такое видообразование? Каковы основные критерии вида? Приведите примеры географического и экологического видообразования. Изучение нового материала: Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Адаптации – приспособления организмов к среде обитания. Филогенез – историческое развитие живых организмов. Основоположником филогенетического учения был Э. Геккель. Филогенетический ряд – последовательность исторических изменений организма в  целом или их отдельных органов в пределах определенных систем. Для объяснения происхождения нескольких видов предков от общих предков Дарвин ввел понятие – дивергенция – явление расхождения признаков у потомков от  общего предка, как результат приспособления особей к разным условиям  существования. Геккель сделал вывод, что все предки определенного вида, которые произошли путем дивергенции имеют единое происхождение, то есть они монофилитичны. Монофилия – происхождение определенной систематической группы от одного  общего предка. Виды адаптаций организмов к среде существования  Защитная окраска (камбала, палочник, гусеница пяденица);  Демонстрация – предупреждающая и угрожающая окраска, а также  угрожающие позы (кораладский жук – в его гемолимфе ядовитые вещества,  шершень, тарантул, кобра);  Привлекающая окраска и поведение (для встречи особей разных полов) –  павлин, махаон (яркая окраска) он живет всего 3 недели и за это время  необходимо оставить потомство.  Мимикрия – способность наследовать окраску или форму хорошо защищенных организмов плохо защищенными. Вид, который наследует – имитатор. Вид,  которого наследуют – модель. (неядовитые бабочки и змеи наследуют   ядовитых). Сравнительная анатомия (Ковалевский)  Гомологи – соответствие общего плана строения органов у представителей  разных видов, обусловленное их общим происхождением (крыло, рука, нога, у  растений – корень, корнеплод).  Аналогии – внешняя схожесть строения разных структур видов, которые  имеют разное строение, но выполняют одинаковые функции (крылья птиц и  насекомых, жабры рыб и ракообразных, колючки стеблевого (гледичья) и  листового (барбарис, кактус) происхождения.  Рудименты – недоразвитые органы, которые в процессе исторического  развития утратили свои функции (глаза у кротов и слепышей, аппендикс у  человека, копчик у человека).  Атавизмы – проявления у некоторых представителей вида черт, которые  присущи их предкам. ( у человека – хвост, густой волосяной покров по всему  телу, развитие дополнительных молочных желез. Элиминация – гибель особи до момента ее способности к размножению. Обобщение и закрепление изученного материала:  Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?  Что такое адаптации? Какие виды адаптаций вам известны?  Что такое элиминация?  Что такое макроэволюция? Подведение итогов урока: Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы. Рефлексия: ­ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? ­ Что вам особенно понравилось? ­ Что осталось для вас непонятным? ­ Оправдались ли ваши ожидания? Домашнее задание: Прочитать параграф №72, ответить на вопросы стр. 97, подготовить интересные  факты по теме урока.

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"

Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2019