Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
18.06.2019
Конспект урока по биологии для учащихся одиннадцатых классов по теме "Механизмы и направления макроэволюции". Цель: рассмотреть макроэволюционный процесс, сформировать понятие об адаптациях как результате эволюционного процесса, сделать выводы о роли адаптаций в эволюционном процессе; Тип урока: комбинированный. Базовые понятия: вид, адаптации, макроэволюция, гомологи, рудименты, онтогенез, филогенез
механизмы макроэволюции.docx
Конспект урока № ___
_____________
Тема: Механизмы и направления макроэволюции
Цель: рассмотреть макроэволюционный процесс, сформировать понятие об
адаптациях как результате эволюционного процесса, сделать выводы о роли
адаптаций в эволюционном процессе;
Тип урока: комбинированный
Базовые понятия: вид, адаптации, макроэволюция, гомологи, рудименты,
онтогенез, филогенез
Методы: словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные
рисунки);
Материалы:рисунки, таблицы.
Структура урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 10мин.
3. Изучение нового материала – 20 мин.
4. Обобщение и закрепление изученного материала – 8мин.
5. Подведение итогов урока –5 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин.
Организационный момент:
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся
Ход урока
Актуализация опорных знаний:
Кто такой Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин? Какой вклад в науку они совершили?
Что такое эволюция?
Приведите пример эволюционного процесса.
Что такое естественный отбор? Какие формы естественного отбора вам известны?
Приведите примеры.
Что такое видообразование? Каковы основные критерии вида?
Приведите примеры географического и экологического видообразования.
Изучение нового материала:
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Адаптации – приспособления организмов к среде обитания.
Филогенез – историческое развитие живых организмов. Основоположником филогенетического учения был Э. Геккель.
Филогенетический ряд – последовательность исторических изменений организма в
целом или их отдельных органов в пределах определенных систем.
Для объяснения происхождения нескольких видов предков от общих предков Дарвин
ввел понятие – дивергенция – явление расхождения признаков у потомков от
общего предка, как результат приспособления особей к разным условиям
существования.
Геккель сделал вывод, что все предки определенного вида, которые произошли путем
дивергенции имеют единое происхождение, то есть они монофилитичны.
Монофилия – происхождение определенной систематической группы от одного
общего предка.
Виды адаптаций организмов к среде существования
Защитная окраска (камбала, палочник, гусеница пяденица);
Демонстрация – предупреждающая и угрожающая окраска, а также
угрожающие позы (кораладский жук – в его гемолимфе ядовитые вещества,
шершень, тарантул, кобра);
Привлекающая окраска и поведение (для встречи особей разных полов) –
павлин, махаон (яркая окраска) он живет всего 3 недели и за это время
необходимо оставить потомство.
Мимикрия – способность наследовать окраску или форму хорошо защищенных
организмов плохо защищенными. Вид, который наследует – имитатор. Вид,
которого наследуют – модель. (неядовитые бабочки и змеи наследуют
ядовитых).
Сравнительная анатомия (Ковалевский)
Гомологи – соответствие общего плана строения органов у представителей
разных видов, обусловленное их общим происхождением (крыло, рука, нога, у
растений – корень, корнеплод).
Аналогии – внешняя схожесть строения разных структур видов, которые
имеют разное строение, но выполняют одинаковые функции (крылья птиц и
насекомых, жабры рыб и ракообразных, колючки стеблевого (гледичья) и
листового (барбарис, кактус) происхождения.
Рудименты – недоразвитые органы, которые в процессе исторического
развития утратили свои функции (глаза у кротов и слепышей, аппендикс у
человека, копчик у человека).
Атавизмы – проявления у некоторых представителей вида черт, которые
присущи их предкам. ( у человека – хвост, густой волосяной покров по всему
телу, развитие дополнительных молочных желез.
Элиминация – гибель особи до момента ее способности к размножению.
Обобщение и закрепление изученного материала: Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?
Что такое адаптации? Какие виды адаптаций вам известны?
Что такое элиминация?
Что такое макроэволюция?
Подведение итогов урока:
Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что вам особенно понравилось?
Что осталось для вас непонятным?
Оправдались ли ваши ожидания?
Домашнее задание:
Прочитать параграф №72, ответить на вопросы стр. 97, подготовить интересные
факты по теме урока.
Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Конспект урока "Механизмы и направления макроэволюции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.