Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Оценка 4.8
Контроль знаний +5
doc
искусство +1
4 кл
10.03.2019
Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 9 урока 3 четверти «Исповедь души». Цели и задачи урока: - обобщить музыкально-слуховые представления школьников, связанные с творчеством Ф. Шопена, формировать представления об особенностях его композиторского творчества; - продолжить знакомство с музыкой Ф. Шопена: с жанром прелюдии — Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20 и Революционного этюда; - дать детям возмож¬ность более глубоко прочувствовать музыку этого композитора, раскрыть особенности музыкального языка; - развивать чувство стиля; - сформировать понятие «этюд»; - способствовать развитию творческих и хоровых навыков, формировать у школьников потребность в выразительном исполнении выученных песен; - развивать интерес к прослушанной музыке, учить определять характер звучания музыкальных фрагментов; - воспитывать любовь и уважение к польской музыке.
4 кл_Урок 9.doc
Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть Урок 9. Мир музыки Фридерика Шопена Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Цели и задачи урока:    ­ творчеством   Ф.   Шопена, композиторского творчества;  обобщить   музыкально­слуховые   представления   школьников,   связанные   с  формировать   представления   об   особенностях   его ­ продолжить знакомство с музыкой Ф. Шопена: с жанром прелюдии — Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20 и Революционного этюда;  ­  дать   детям     возможность   более   глубоко   прочувствовать   музыку   этого композитора, раскрыть особенности музыкального языка; ­ развивать чувство стиля; ­ сформировать понятие «этюд»; ­   способствовать   развитию   творческих   и   хоровых   навыков, школьников потребность в выразительном исполнении выученных песен;  формировать   у ­ развивать интерес к прослушанной музыке, учить определять характер звучания музыкальных фрагментов; ­ воспитывать любовь и уважение к польской музыке. Музыкальный   материал:    Ф.   Шопен.  Прелюдия   №   7   (ми­бемоль   мажор), Прелюдия № 20 (до минор), Революционный этюд. «Желание». ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент 1) Музыкальное приветствие. Мотивация ­ Здравствуйте! ­ Здравствуйте!  ­ Прозвенел звонок. ­ Начался урок! ­ Приглашаю вновь, друзья, В мир музыки и счастья я. 2) Актуализация опорных знаний. Блицтест ­ Под какую музыку вы входили в класс? ­ Прелюдия №7 Фридерика Шопена. ­ Что такое прелюдия? ­ Небольшая инструментальная пьеса. ­ Назовите, какие варианты прелюдий существуют в музыке? ­   Прелюдии   существуют   как   вступительные   части   двухчастных   или многочастных произведений и как самостоятельные произведения. ­ Вспомните, какие из  фортепианных произведений этого польского композитора ранее также звучали на наших уроках, какие из них оставили след в вашей памяти. ­ Полонез, мазурка, вальс. ­   Узнайте,   какая   музыка   звучит?  (Учитель   делит   доску   на   три   части   и записывает на ней названия трех произведений Шопена: полонез, мазурка, вальс.) Звучат главные темы этих произведений. (Производится   количественный   подсчет   голосов,   позволяющий   выявить музыкальные предпочтения учащихся, а также вновь обратиться к тем сочинениям, которые по разным причинам четвероклассники не смогли вспомнить.) 3) Целеполагание ­ Тема нашего урока ­ «Мир музыки Фридерика Шопена». Сегодня, ребята,   мы продолжим знакомство с музыкой этого великого польского композитора, послушаем его «Революционный   этюд»,   20­ю   прелюдию   и   уже   знакомую   вам   по   прошлому   уроку Прелюдию №7. Запись темы урока в тетради. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»  Судьба замечательного польского композитора 19 в. Фридерика Шопена (1810— 1849) во многом схожа с судьбой С. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине.  Однако их роднит еще и удивительное чувство любви к своей Отчизне. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях.  Вслушиваясь   в   музыку   Шопена,   нельзя  не   почувствовать   ее   родства   с   польской народной   музыкой.   Это,   прежде   всего,   относится   к   чудесным   шопеновским   мелодиям. Шопен   —   один   из   величайших   мелодистов   в   истории   музыкальной   культуры.   И, несомненно,   мгновенно   ощущаемое   своеобразие   его   мелодики   во   многом   обусловлено именно   ее   национальным   колоритом.   В   самых   различных   сочинениях   Шопена   легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора. Слушая Шопена, нетрудно   заметить,   как   естественно   сплетаются   у   него   различные   типы   мелодических интонаций:   одни   —   мягкие   и   плавные,   заставляющие   вспомнить   человеческое   пение; другие   —   декламационные:   кажется,   что   слышишь   человеческую   речь   —   то взволнованную,   патетическую,   то   ласковую   и   нежную;   наконец,   третьи   —   подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными. Даже обогащение певучих мелодий изящными мелодическими узорами, столь характерное для Шопена,  очень типично   и для  польского   народного  искусства   — для  песен  и  для  тех инструментальных   наигрышей,   которыми   деревенский   скрипач   сопровождает   танцы   на сельской гулянке… Очень   точно   и   вместе   с   тем   образно   сказал   о   Шопене   его   соотечественник   — композитор   рубежа   XIX—XX   веков   Кароль   Шимановский:   «…он   жадно   собирал   свои невзрачные с виду маленькие сокровища, отшлифовывал их резцом светлого ума, закалял в огне пламенного сердца, и никто тогда не знал, как глубоко он должен был погружаться в недра своей земли, чтобы добывать из них драгоценный металл. Не понимали еще тогда до конца,   чем   был   и,   в   особенности,   чем   будет   для   Польши   Фридерик   Шопен,   о   чем   он говорил своей музыкой…»». Каждое из сочинений композитора — будто страница его дневника, исповедь души. 2. «Исповедь души» 1) Работа с учебником ­   Прежде   чем   мы   прослушаем   две   контрастные   Прелюдии   (№   7   и   20)   Шопена, давайте проанализируем, сравним их нотный текст. Откройте учебники на стр. 114­115. Посмотрите   внимательно,   какие   особенности   вы   сможете   выделить   по   нотной записи главных тем прелюдий?  ­ Контраст жанров ­ танец и марш. ­ Контраст характера ­ нежно и широко. ­ Контраст динамики ­ тихо и очень громко.  ­ Что же объединяет эти два сочинения?  ­ Ритмический рисунок ­ пунктирный ритм.  ­ Теперь давайте вслушаемся в первоначальные интонации. Учитель наигрывает первые фразы прелюдий.  ­   А   теперь   попробуем   исполнить   их   на   воображаемом   фортепиано,   передавая характер каждой из них.  Учащиеся выполняют задание. 2) Слушание Прелюдии №7 (ми­бемоль мажор)  и №20 (до минор)  Шопена, музыкальный анализ ­ Прослушаем теперь каждую из прелюдий от начала до конца и еще раз сравним характер и средства выразительности.  ­   Прелюдии   контрастны   по   характеру,   настроению   и   выразительным средствам:   одна   прелюдия   –   как   лирический   рассказ,   построенный   на   интонациях мазурки  (польского   народного   танца),   другая   напоминает   траурный   марш, наполненный скорбными чувствами.  ­   Светлый   лиризм   и   мечтательность   характеризуют   первую   прелюдию   и скорбная сосредоточенность выражена в другой. ­   Светлый  мажорный   лад  первой   прелюдии   контрастирует   с   мрачными минорными красками второй. ­ Контрастны динамика (ff и р) и фактура: она прозрачна в первом сочинении и плотная, насыщенная аккордовыми звучностями во второй прелюдии. ­   Совершенно   верно,   в   спокойной   Седьмой   прелюдии   песенность   сочетается   с ритмом польского танца мазурки и в то же время с метричностью хорала. А в суровой Прелюдии   №   20   —   с   отчетливо   слышной,   тяжелой   размеренной   поступью   траурного марша. Однако это не мазурка и не траурный марш, а скорее, воспоминания о мазурке и о траурном марше. 3) Чтение письма Шопена ­ Послушайте фрагмент письма Ф. Шопена и подумайте над тем, кому могут быть адресованы эти слова: «Милая моя, далекая, единственная! Почему... я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»  Как думаете, к кому могут быть обращены эти слова Шопена? Возможные ответы: возлюбленной, матери.  ­ Прочитайте это письмо до конца сами.  Четвероклассники читают письмо самостоятельно. ­ К кому же обращался Шопен в своём письме? ­ Эти слова адресованы Шопеном его Родине ­ «милой моей Родине».  ­ Совершенно верно, письмо Шопен адресовал своей родине ­ Польше, вдали от которой протекала жизнь композитора. Давайте   еще   раз   прослушаем   обе   прелюдии   великого   польского   композитора   и попытаемся   понять   его   выраженные   в   музыке   чувства,   его   раздумья   о   судьбе   родной страны, родного народа. 4)   Повторное   прослушивание   Прелюдий   Шопена   ­   пластическое интонирование:  ­ Продирижируйте Прелюдией № 7: передайте жестом — мягким движением рук — танцевальную пульсацию музыки с остановкой на долгих звуках в конце фраз, откликаясь на гибкую динамику, отклонения от темпа и, конечно, кульминацию всей пьесы.  А   ритмический   рисунок   мелодии   Прелюдии   №   20   «сыграем»   на   воображаемом фортепиано. Скажите, какие же чувства в ней выражены? Каковы особенности ее интонационно мелодического развития?  ­ Мелодия прелюдии передает трагический характер: она каждый раз словно пытается вырваться, но, как бы не найдя выхода, опускается вниз.  ­   В   Польше   вскоре   после   освобождения   страны   от   гитлеровского   гнета   (после Второй мировой войны в 1945 г.) был поставлен фильм «Варшава». И кадры, в которых развертывалась панорама руин великого города, проходят в этом фильме под звуки этой до­минорной   прелюдии.   Удары   ее   погребальных   аккордов   производят   здесь   особенно страшное впечатление, более сильное, чем любое оркестровое  tutti.  Впечатление это не ослабевает и тогда, когда звучность постепенно стихает, а на экране в это время видны груды догорающих фолиантов, пепел которых далеко разносит  ветер. И видно, авторы фильма   чутко   постигли,   что   Двадцатая   прелюдия   Шопена   навсегда   осталась гениальнейшим   выражением   народной   скорби.   Именно   так   и   была   она   задумана композитором. 3. Революционный этюд ­ А сейчас, ребята, вы услышите одно из самых популярных произведений Шопена, возникшее   как   отклик   на   разгром   национально­освободительного   восстания   польского народа 1830 г.  Кстати сказать, чтобы уберечь гений Шопена для новых поколений, именно друзья композитора настояли на том, чтобы он покинул Польшу. Когда Шопен отчизну покидал, Друзья ему любовно поднесли В старинном кубке горсть родной земли, Чтоб милый дар его сопровождал. В неизъяснимой грусти дни текли. Средь разных стран, холодных, чуждых зал Он свято кубок свой оберегал, В нем видя край, оставленный вдали. Гармонии задумчивый поэт, Он пел печали благородный свет, Высокую любовь в людских сердцах. Когда он умер на земле чужой, Той милой горсткою земли родной Под хмурым небом был увенчан прах. (А. Граши). ­ Прослушайте  теперь пьесу и скажите,  какие же особенности «Революционного этюда» передают состояние души композитора?  ­   Характер   музыки   страстный,   решительный,   напористый.   Это   создаётся взволнованным, рокочущим, словно морские волны, бурным сопровождением. ­ Каковы особенности мелодии? ­ Мелодия размашистая по характеру, широкая, призывная. ­ Совершенно верно,  мелодия  звучит как призыв, напоминая своими интонациями голос   оратора   (глашатая,   трибуна).   Особую   роль   в   этюде   играет   также  пунктирный ритм. 4. Творческий облик Ф. Шопена ­ Внимательно рассмотрите в учебнике фотографию памятника Шопену, который установлен в одном из центральных парков Варшавы ­ столицы Польши. Этот парк — одно из излюбленных мест отдыха варшавян, потому что здесь звучит музыка Шопена (в записи и в «живом» исполнении лучших музыкантов мира).  Обратите   внимание,   как   скульптурная   композиция   памятника   подчёркивает   её взволнованный   характер:   дерево   словно   раскачивается   под   порывами   ветра,   фигура Шопена   выглядит   встревоженной,   его   взгляд   устремлён   вдаль.   И   изображение   сердца «вынесено» скульптором в нижнюю часть композиции. Вероятно, так он хотел подчеркнуть общеизвестный факт, что тело композитора похоронено во Франции, а сердце — в Польше, в костёле Святого Креста. Творческий   облик   Ф.   Шопена   мы   можем   разглядеть   не   только   через   контраст прелюдий (а раньше — мазурок, вальсов) и их сопоставление с Революционным этюдом, но и   через   контрастные   портреты   композитора.   Ведь  портрет,   как   и   музыкальное произведение, может отражать различные состояния внутреннего мира человека. Рассмотрите также портрет, написанный современником Шопена — французским художником Э. Делакруа. На портрете глубокие карие глаза композитора наполнены ярким и сильным разумом. Мужественные скулы, нос с горбинкой и волнистые волосы создают единый образ человека неординарного, порывистого и экспрессивного.   Попытайтесь   подобрать   к   каждому   портрету   созвучное,   по   вашему   мнению, произведение Шопена. Учащиеся   подбирают   к   живописным   композициям   соответствующие   по характеру произведения Шопена.   ­ Музыку и музыкальное исполнение Ф. Шопен определял как «искусство выражать свои   мысли   звуками»,   «искусство   управлять   звуками»,   «проявления   нашего   чувства   в звуках». То, что не может быть выражено словами, по его мнению, превосходно передается музыкой. «Звук, — писал Ф. Шопен, — это неопределенное слово человека», то есть то слово, которое выражает самую интимную его сущность. Недостаток чувства, интуиции всегда   сказывается   отрицательно   на   музыкальном   исполнении.   «Играйте   так,   как   вы чувствуете»   —   педагогический   девиз   Ф.   Шопена.   Он   уподоблял   музыку   живой непосредственной человеческой речи, особенно подчеркивая при этом, что «как одно слово не делает языка, так один абстрактный звук не делает музыки… Для того чтобы была музыка, надо много голосов». Отсюда исключительное внимание, которое Ф. Шопен всегда уделял   разумности   фразировки,   естественному   течению,   взаимосвязи   и   расчлененности фраз, «знакам музыкального препинания». Не   случайно   Ф.   Шопен   советовал   как   можно   чаще   слушать   хороших   певцов   и учиться у них искусству музыкального выражения. Естественность и плавность исполнения он   всегда   связывал   с   умением   «петь   на   фортепиано»,   с   особой   игрой  cantabile, исключающей резкий, «стучащий» звук. Самое главное для него заключалось в овладении приемами и средствами инструментального «пения»: всё, так или иначе, подчинялось этой цели.   Вспомним   стремление   С.   Рахманинова   в   Третьем   концерте   для   фортепиано   с оркестром спеть мелодию на фортепиано… 5. Шопен и Рахманинов     ­ Давайте вспомним с вами также   главную тему  Прелюдии до­диез минор С. Рахманинова, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Сравните её музыкальный образ с образами «Революционного этюда» и Прелюдии №20 (траурный марш) Шопена. Что их роднит, что отличает? Прослушивание фрагмента Прелюдии до­диез минор С. Рахманинова. Ответы учащихся. ­ Подумайте, ответьте: в чём сходство судеб этих двух славянских композиторов — русского Рахманинова и польского Шопена?  ­ Оба композитора покинули родину и умерли вдали от неё. ­ Как они запечатлели в музыке образ далёкой родины?  ­ Интонациями, ритмами и жанрами музыки своего народа.  ­ Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов?  ­ Разнообразными — любовь, скорбь, радость, гнев, восторг, сочувствие и др. 6. Физминутка «Для начала мы с тобой…» ­ Я предлагаю отдохнуть.  Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже, ­ Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) 7. Вокально­хоровая работа Задача   раздела:  Формировать   у   школьников   потребность   в   выразительном исполнении выученных песен, петь их всякий раз, «как на концерте». ­ В заключение урока мы с вами разучим песню Шопена «Желание», споём знакомые вам   темы   произведений   Рахманинова   (Вокализ,   романс   «Сирень»).   А   также   сравним   и сопоставим   их   с   музыкой   прошлого   и   настоящего   времени   —   народными   и композиторскими песнями: «Ты река ль моя, реченька», «Песня о России» В. Локтева. Петь,   ребята,   необходимо   выразительно   ­   исполнение   должно   быть   идущим   «от сердца». Претворим девиз российского композитора Д.Б. Кабалевского: «Каждый класс — хор!» в жизнь, в нашу с вами реальность. 1) Разучивание «Желание» Ф. Шопена Задачи:  Добиваться   легкого   полетного   звучания   голосов,   свободного   и выразительного   интонирования   мелодии,   которая   не   дублируется   сопровождением, точности при воспроизведении ритма песни.  ­   Песня   «Желание»   написана   Ф.   Шопеном   на   стихи   его   друга,   польского   поэта Стефана Витвицкого. В ней ярко выражено проникновение композитора в национальную самобытность и народность поэтических образов «Сельских песен» поэта. В чём же секрет популярности песни «Желание»?  Вступление к песне… Что оно напоминает?  Конечно   же,   народный   инструментальный   наигрыш,   звучащий   на   традиционном сельском   празднике.   Вторая   и   третья   доли   трехдольного   размера   в   сопровождении имитируют звучание волынки, мелодия же вступления насыщена танцевальными ритмами, которые   создают   радостное,   беззаботное   настроение.   Проста   и   бесхитростна   мелодия, которую исполняет женский голос. Ее нисходящее движение прерывается взлетающими ходами мелодии, которые часто повторяются (ре­до). Именно повторяемость одних и тех же   мелодических   «формул»   создает   ощущение   быстро   запоминающейся   мелодии,   что присуще народным напевам. Причудливое разнообразие ритмического рисунка оттеняет игривый характер песни. (На слайде ­  выписано чередование разнообразных ритмов.) Слышны в вокальной партии и импровизационные моменты — акценты, речитатив («над   твоим   крылечком»),   фермата   и   замедление   темпа.   Они   потребуют   от   нас   –   от исполнителей ­ даже определённого мастерства. Какова же главная особенность песни, её мелодии и ритма? ­ Близость ее интонаций и ритмов к народным мазуркам.  2) Повторение, выразительное исполнение:  Рахманинов. Вокализ (фрагмент), Рахманинов. Романс «Сирень» (фрагмент), Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька», «Песня о России» В. Локтева. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Над какой темой работали на уроке? ­ В чем же заключается исповедь Ф. Шопена? ­ Достигли ли мы цели, поставленной на уроке? ­ Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей? ­ Довольны ли вы своей работой на уроке? Выставление оценок. Домашнее задание. Проработать материал урока. Понятия «прелюдия», «этюд».  Сообщение «Биография Ф. Шопена». Повторять разученные песни. 2. Итог В стройных звуках льются песни Гармонической волной; По душе волшебно ходят И проходят с быстротой. Полечу я вслед за ними; Погружуся в них душой; В очарованном забвеньи Позабуду мир земной. Сколько звуков, сколько песен Раздалося вновь во мне! Сколько образов чудесных Оживилось в вышине! Между них она, младая, Заблистала красотой! Чистой пламенной любовью Озарился мир земной… Улетайте ж в небо, звуки, Сокрывайтеся вдали! Здесь я с нею, здесь я счастлив, Любо жить мне на земли! (Алексей Кольцов. Мир музыки) ­ На этом наше сегодняшнее путешествие в мир музыки окончено. До новых встреч в мире музыки и счастья! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://detskieradosti.ru/load/306 2) https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki 3) https://opisanie­kartin.com/opisanie­kartiny­ezhena­delakrua­shopen/ 4) https://rustih.ru/aleksej­kolcov/

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Мир музыки Ф. Шопена» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019