Конспект урока музыки на тему "Музыка осени" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - дать представление об интонационно-образной природе музыкального искусства, познакомить учащихся с выразительностью и изобразительностью в музыке; - связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями; познакомить с образом осени в поэзии и в музыке; - дать понятие куплетной формы песен.
Иконка файла материала осень.docx
Урок 5. МУЗЫКА ОСЕНИ: ОСЕННИЕ НАСТРОЕНИЯ З а д а ч и:     Связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Познакомить с образом осени в поэзии и в музыке. Э л е м е н т     с о д е р ж а н и я.     Интонационно­образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   П.Чайковский «Осенняя песнь. Октябрь» (из фп. альбома   «Времена   года»);   Г.   Свиридов   «Осень».  Пение:   В.   Павленко   «Капельки»,   Т. Попатенко «Скворушка прощается». ХОД УРОКА I. Введение в тему. 1. Вход под музыку. Музыкальное приветствие. Беседа перед знакомством с песней: ­ Расскажите, какой бывает осень. ­ Настроения осени бывают разными. ­ Послушайте песню. Какие чувства людей выражены в музыке? 2. Разучивание   песни   «Скворушка   прощается»   (муз.   Т.   Попатенко,   слова   И. Ивенсен). Вопросы после прослушивания: ­ Как взаимосвязано настроение текста и музыки? ­   Лирический,   задумчивый   характер   стихов   выражен   распевной   мелодией, звучащей в неторопливом темпе, негромко. ­  Какие   музыкальные   краски   использует   композитор   для   передачи   осеннего печального настроения? Ответ детей. ­ С каким настроением будем исполнять эту песню? При   разучивании   мелодии   песни   нужно   стремиться   к   напевному,   округленному звучанию гласных, особенно в тех фразах, где часто встречается гласная «е». В начале разучивания песни необходимо приучать детей к распределению дыхания по фразам, а помогать формированию этого навыка будут дирижерские жесты учителя. Работа над унисоном, дыханием на длинных фразах, мягкими снятиями закрытых слогов и пр. Обращаем внимание на построение песни (запев­припев). II. Работа по теме урока. 1. Чтение стихов. Разглядываем картинку на с. 16 (Муза, улетающие птицы). Читаем стихи об осени.Вопросы: ­ Какие интонации голоса потребуются для того, чтобы передать настроение человека в стихотворении «Скучная картина»? ­ Напевная, неторопливая, грустная интонация. ­ Подумайте, как нужно прочитать стихи А.С. Пушкина? С   каким чувством поэт пишет об осени («Унылая пора, очей очарованье…»): печально, грустно или восторженно, восхищаясь красотой увядающей природы? (Читает учитель, подчеркивая главные слова «приятна», «люблю»). ­ Какое настроение в поэтической зарисовке из русского фольклора «Осень, осень, в гости просим»? ­ Ритмично, бодро, в стиле заклички. 2. Слушание, музыкальный анализ: 1) «Осень»   из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести   А.С.   Пушкина «Метель», муз. Г.В. Свиридова УЧИТЕЛЬ. Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали и многих композиторов. Послушайте   «Осень»   Г.   Свиридова.   Какую   осень   нарисовал   композитор музыкальными красками? Какой инструмент исполняет мелодию? ­ Выразительная, напевная в духе русских народных протяжных песен мелодия. ­ «Поет» ее один из самых искуснейших музыкальных инструментов — скрипка. ­ Голос скрипки сродни человеческому голосу. ­  Какими чувствами наполнена эта музыка? Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека, любующегося красотой осени — золотой, яркой,   солнечной   или   переживающего   состояние   грусти,   уныния,   тоски   при   виде   туч, дождя, серых красок? ­ Какое из стихотворений наиболее созвучно настроению музыки? 2) «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Послушайте музыкальное произведение об осени ещё одного русского композитора ­ П. Чайковского: «Осенняя песня». ­   Плачущие,   стонущие,   как   бы   поникшие  интонации   мелодии,   которыми композитор   выражает   душевное   состояние   человека   –   печаль,   уныние,   грусть   при прощании с теплом, светом. ­   Для   своей   музыкальной   зарисовки   композитор   выбрал   неторопливый   темп (музыка звучит как неспешный рассказ). ­ Музыкальные краски: приглушенные, неяркие, а подчас и темные (минор или минорный   лад),   возврат,   повтор   главной   мелодии   (мысли)   в   конце   пьесы, взволнованность средней части. ­ Какое из стихотворений по настроению близко музыке П. Чайковского? ­ Что же объединяет эти две пьесы русских композиторов? ­ Объединяет песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность музыки. ­ Оба композитора выразили в музыке доброе отношение к природе. УЧИТЕЛЬ.   В   этих   пьесах   —   задумчивость,   щемящая   грусть,   а   может   быть,   и одиночество. Ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданиемжизни.   Передавая   определенное   эмоциональное   состояние,   композитор,   как   и   поэт   и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые (мажор, или мажорный   лад)   или   более   приглушенные,   неяркие,   а   подчас   и   темные   (минор,   или минорный лад). Так в каком же ладу написаны эти две пьесы русских композиторов? Ответ детей. 3.Разучивание песни «Капельки», муз. Павленко (слова Э. Богдановой). УЧИТЕЛЬ. Осень, часто   идут дожди, и мы сидим дома и смотрим, как по стеклу стекают капли дождя. Учим песню «Капельки».  При знакомстве детей с песней «Капельки» В. Павленко можно сразу привлечь их внимание к припеву. Повтор одной и той же интонации (спойте ее с классом) вносит в песню  некоторую  монотонность,   однообразие.   И  это   не  случайно.  Эта   изобразительная интонация   очень   выразительна,   в   ней   суть   песни.   Разучивание   песни   можно   начать   с припева.  В  этом  случае  возникает   несложная  композиция:  учитель  поет запев  каждого куплета,   а   дети   —   только   припев.   Это   поможет   школьникам   понять   форму   песни   — куплетная (с запевом и припевом). В дальнейшем такого рода двухчастная композиция может исполняться так: запев — хор, припев — солист (или солисты) или наоборот.            При разучивании песни нужно стремиться к максимально напевному ее звучанию. Навыки   кантилены,   унисонного   пения,   точного,   одновременного   вступления   голосов   и одновременного окончания (закрытые слоги в конце фраз трудно произносить «вместе», поэтому   лучше   помогать   детям   соответствующим   дирижерским   жестом)   должны формироваться   при   естественном   негромком   звучании   голосов,   в   процессе   поиска выразительной фразировки, логики текстовых ударений и мягких окончаний. УЧИТЕЛЬ. С каким настроением будем исполнять эту песню? ­ Изобразите интонации дождя. III. Итог. Вопросы и задания: ­ Какие стихи, приведенные в учебнике на стр. 16, близки разученным песням? ­ В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза? Как вы думаете, какое у нее настроение? ­ Какое из музыкальных произведений понравилось бы Музе больше всего и почему? ­ Что объединяет рисунки в учебнике, музыкальные произведения и пейзаж за окном? ­ Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы познакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями. ­ Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике, изображающие осеннюю природу. Сравните их с музыкой, которая прозвучала на уроке. Что их объединяет? Вывод:  Осень   бывает   разная   –   радостная,   солнечная,   «золотая»   или   унылая, безрадостная, холодная, дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, строй мыслей. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы. Домашнее задание: Вспомнить, рассказать о приметах осени. Подготовить стихи,  рассказы об осени.