Конспект урока музыки на тему "Музыкальные инструменты. Природа и музыка" (2 класс)
Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
искусство +1
2 кл
12.03.2019
З а д а ч и у р о к а: раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы;
формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.
музыка 2 кл.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Тамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Тема урока «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ПРИРОДА И МУЗЫКА»
С о д е р ж а н и е: Музыкальные инструменты (фортепиано). Учащиеся знакомятся с
такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Тембровая окраска
фортепиано.
Звучащие картины (картины природы в музыке). Интонационнообразная природа
музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Детские
пьесы для фортепиано. Знакомство с пьесами С. Прокофьева. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Определение
динамики как средства развития музыки.
Основные средства музыкальной выразительности (динамика, регистр). Песенность.
Элементы нотной грамоты.
Р а б о т а с п о н я т и я м и: Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино.
Клавиатура. Исполнитель. Пианист. Пьеса. Песенность. Регистр.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Пьесы для фно из альбома «Детская музыка» С.
Прокофьева: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».
О б о р у д о в а н и е: Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор. Портреты
С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского.
З а д а ч и: раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и
тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы;
формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по
своей природе, как интонационнообразную речь, обращенную тем или иным композитором
к сердцу, уму и душе человека.
ХОД УРОКА
I.
Вводная часть:
УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с музыкой композитора С. Прокофьева
– с некоторыми пьесами из альбома под названием «Детская музыка».
Его фортепианный альбом детских пьес это как бы мир ребенка в музыкальных
интонациях и образах, это взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми от
удивления глазами: всё необычно!.. Всё – будто в первый раз!.. Это долгий день ребенка с
раннего утра до позднего вечера, запечатленный в музыкальных образах. Композитор
рассказал о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая
вечерним покоем! Мы проживем сегодня вместе с юным Сережей Прокофьевым жаркий
летний день в Солнцовке, находящейся на Украине. Рассказывает С. Прокофьев об этом своим музыкальным языком, своим стилем,
используя упрощенные ритмы с остротой гармонии. У него свой характерный
мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и
угловатостями. Стиль музыки С. Прокофьева отличается непривычным соединением
простого и сложного.
Русский песенный склад мелодии и скачки, перекрещивания в фортепианном
сопровождении («Утро») — все это делает музыку С. Прокофьева непривычной. И
светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев!
«Детская музыка» это целый цикл программных фортепианных миниатюр.
II. Знакомство с понятиями:
Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино.
Клавиатура. Исполнитель. Пианист.
III. Рассказсравнение альбомов П. Чайковского и С. Прокофьева:
УЧИТЕЛЬ. Мы вновь возвращаемся к рассказу о детской музыке С. Прокофьева.
Кстати, сборник фортепианных пьес под названием «Детский альбом» есть еще у одного
русского композитора – П.И. Чайковского. Полвека отделяет «Детский альбом» П.
Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно —
счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль. Как похоже и
вместе с тем поразному рассказали композиторы о событиях в жизни ребёнка, начиная с
утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!
Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека».
Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина
сказка», «Бабаяга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно
путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка»,
«Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки»,
«Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).
Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это
летний день с утра до вечера. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер»,
«Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка»,
«Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки»,
«Раскаяние»), и жанровотанцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из
них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к
классическим образцам музыки для детей.
Во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С.
Прокофьева: жизнелюбие, юмор, необычность гармоний и мелодических оборотов в самых,
казалось бы, «простых» эпизодах. Свобода, раскованность, своеобразный восторг,
охватывающий ребенка на природе – всё это выражает музыка С. Прокофьева. Герой его
музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.
IV. Слушание. Музыкальный анализ пьес «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из
альбома «Детская музыка»:
УЧИТЕЛЬ. Пьесы, которые вы сейчас услышите, являются своего рода пейзажными
зарисовками. Послушайте, какое время дня ощущается в каждой из пьес С. Прокофьева?
Какая из пьес, на ваш взгляд, изображает утро, а какая – вечер? Объясните почему.
(Ответы детей.)
1. Повторное прослушивание пьесы «Утро»: УЧИТЕЛЬ. 1) Подберите поэтические строчки к этой музыке. (Если дети не
вспомнят подходящие стихи, учитель читает сам, напр.: «Румяной зарёю покрылся
восток…» и т.д.)
2) Назовите средства музыкальной выразительности (динамика, регистр), используемые
композитором для изображения утреннего пейзажа. Обратите внимание на нотную запись
на слайде.
Динамика тихая. Регистры – высокий, низкий.
УЧИТЕЛЬ. Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в
нотной записи на слайде. Обратите внимание, на нотном рисунке мы видим скрипичный и
басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу, как будто для таких высоких и низких
звуков не хватило пяти линеек. Для творчества С. Прокофьева характерно применение
разных регистров – как бы игра разными регистрами. Послушайте вновь пьесу и нарисуйте
в тетрадях содержание данной музыки.
3) Очередное прослушивание пьесы «Утро». Рисование.
Вопросы после прослушивания:
Как на фортепиано можно показать простор между небом и землей, травой и
облаками?
— Что помогает вам наблюдать за постепенным пробуждением дня?
— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
2. Музыкальный анализ пьесы «Вечер» С. Прокофьева из альбома «Детская
музыка»:
УЧИТЕЛЬ. А сейчас вы услышите другую, контрастную пьесу из этого же
фортепианного альбома С. Прокофьева. Обратите внимание на средства музыкальной
выразительности. Чем они будут отличаться от музыкального языка пьесы «Утро»?
1) Слушание. Вопросы и задания:
В каком регистре звучит мелодия пьесы «Вечер»?
Мелодия пьесы «Вечер» звучит в среднем регистре.
Что вы можете рассказать о динамике?
Музыка звучит тихо.
Как звучит мелодия? Что слышно в характере интонации пьесы: песенность,
танцевальность или маршевость?
Мелодия песенная, напевная.
Как звучит аккомпанемент? Что он напоминает?
Будто мягкое покачивание, мама укачивает ребенка.
Сколько частей? Какая форма? Какой рисуется образ?
Образ колыбельной песни.
Спойте эту мелодию со словами: «Вечер нам дарит покой, тишину».
Сочините и пропойте свои слова на эту музыкальную фразу.
(Этот прием дает хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы
одновременно. А неоднократное повторение ведет к тому, что, с одной стороны,
выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой —
при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся
характер аккомпанемента, который создает образ колыбельной.
Возможные варианты текста: «Вечер ложится на лес и поля»; «Вечер приходит к
нам вместе с луной»; «Вечер наступит, и звезды блеснут»; «Вечер настанет, цветы все
заснут».).
Послушайте пьесу «Вечер» ещё раз и отобразите её содержание в тетради.
2) Слушание. Рисование. V. Слушание пьесы «Ходит месяц над лугами». Музыкальный анализ.
Работа с данной «вечерней» пьесой из этого альбома строится по такому же
принципу, как и с предыдущими пьесами – определение средств музыкальной
выразительности.
VI. Нотная грамота.
Закрепление: Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ.
Письмо: Скрипичный ключ.
VII. Итог. Домашнее задание
1)
Выполните рисунок к музыкальной пьесе «Ходит месяц над лугами», отразив ее
содержание и форму. (Подобного рода организация музыкальной работы на
уроке поможет детям дома, «по слуху», выполнить задание, направленное
на развитие их воображения и музыкальной памяти.)
Написать скрипичный ключ – 1 строка.
2)
Конспект урока музыки на тему "Музыкальные инструменты. Природа и музыка" (2 класс)
Конспект урока музыки на тему "Музыкальные инструменты. Природа и музыка" (2 класс)
Конспект урока музыки на тему "Музыкальные инструменты. Природа и музыка" (2 класс)
Конспект урока музыки на тему "Музыкальные инструменты. Природа и музыка" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.