Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
21.11.2018
Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, 1-4 классы), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Приют, сияньем муз одетый…». Цели и задачи: - раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей; - знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль; - познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
3 урок.doc
Критская. Музыка, 4 класс II четверть Урок 3. «Приют, сияньем муз одетый…» Цели и задачи:                                ­ раскрыть  для  учащихся  мир дружеского  общения  А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей; ­ знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль; ­ познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.  Оборудование:  Фотографии имения Тригорское; портреты:   А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн. Музыкальный   материал:  М.И.   Глинка.   Романс   «Венецианская     ночь»;   Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон». ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация. Целеполагание II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Везде, везде в душе моей Благословлю моих друзей. ­ Уважаемые путешественники! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие... И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече   с   поэтом,   но   и   познакомить   вас   с   некоторыми   традициями   во   времена   А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр. 56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос:   чему   традиционно   обучали   детей   в   дворянских   семьях   ХIХ   века,   и   как   было принято проводить вечера? ­ Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели... ­ Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, ­ обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения   и   танца...   В   дворянских   семьях   музыке   обучали   абсолютно   всех   детей   и   часто устраивали вечера домашнего музицирования. Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф ­ Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие   вечера   домашнего   музицирования   были   не   редкостью   у   соседей   А.   Пушкина   по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали  стихи,  музыка, молодые голоса... В сопровождении   гитары   исполнялись   русские   романсы   и   цыганские   напевы.   Молодежь обязательно танцевала. Вот строки А. Пушкина:   «Приду под липовые своды На скат Тригорского холма...» И его прихода неизменно ждали, ­ Александр Сергеевич сразу становился центром внимания! Кто ­ то брал в руки гитару, кто­нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... И всё Тригорское распевало на итальянскую   мелодию   песню   «Ночь   весенняя   дышала».   В   то   время   в   Тригорском   был особенно популярен этот романс. ­ Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?  ­ Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.  ­ Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?  Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки. Обсуждение. А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк ­  Иваном Козловым. Своему другу ­ поэту А. Плетнёву ­ он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть,  которая небесно поёт его «Венецианскую ночь»   на   голос   гондольерского  речитатива;   я   обещал   о   том   известить   милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».  Ко времени появления «Венецианской ночи» Иван Козлов совсем ослеп,  поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была Анной Петровной Керн, именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но я думаю, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точным, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни. Слушание «Вечерний звон», рус. нар. песня на ст. И. Козлова (фрагмент). ­   Ребята,   а   какая   еще   музыка   звучала   на   вечерах   в   Тригорском?     Загляните   в путеводитель – учебник на стр. 56. ­ Музыка Моцарта и Гайдна... ­ Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна…   А     еще   Адександру   Сергеевичу   очень   нравилась   музыка     итальянского композитора Джоакино Россини.  Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини. Слушание «Тарантелла» Дж. Россини. В   центре   таких   вечеров   в  Тригорском   была   музыка   и,   конечно   же,   А.  Пушкин, который   читает   стихи.   В   его   чтении,   в   его   стихах   столько   музыкальности,   что   все присутствующие   испытывали   наслаждение   и   с   нетерпением   ждали   новых   творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.  Недаром   многие   из   его   творений   легли   в   основу   многочисленных   музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы… Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др. ­ Рассмотрите  внимательно  портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского.  Давайте поразмышляем: ­ Каким изображён  Александр Сергеевич?  ­ Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт? ­   Александр   Сергеевич   здесь   какой­то   задумчивый,   но   не   грустный.   Может быть, он что­нибудь еще придумывает?..  ­ А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё ­ лира...  ­   И   к   музе   Александр   Сергеевич   очень   часто   в   своих   стихах   обращается, благодарит её... ­  Про   Александра   Сергеевича Пушкина слышали   и   наши   соотечественники,   и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются.   В   стихах Пушкина представлены   все   четыре   времени   года,   но зима   особенно хороша! Зимой особенно   светло   оттого,   что   под   ногами   –   не   чёрная   земля,   а   белый ослепительный   снег. Зима –   время   бодрящих   холодов   и   рассыпчатого   снега,   трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.  «Какая ночь! Мороз трескучий,  На небе ни единой тучи;  Как шитый полог, синий свод  Пестреет частыми звездами…», ­ так описывал зимнюю ночь А.С. Пушкин.  Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:  Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как­нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Зима! Крестьянин, торжествуя…) ­ Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество   зимних   игр   и   забав:   катание   на   лыжах,   санях   и   коньках,   игра   в   снежки   и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год! Сегодня мы разучим песню о зиме. Разучивание, пение. Вокально­хоровая работа: 1) Пришла зима, муз. Ю. Верижникова 2) Тихая ночь, муз. Грубера (Слова учителя перед повторением песни:  ­ Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?) III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия Итак,   ребята,   мы   с   вами   перелистнули   последнюю   страницу   нашего   необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?  ­ Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия? ­ Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера? ­ Как вы понимаете смысл слов А. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…»?  ­ Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка? Ответы учащихся, обсуждение. Выставление оценок. Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера. 2. Итог Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича,   а   нашей   с   вами   современницы   –   поэтессы   Людмилы   Орловой.   Это   её посвящение А. Пушкину: Пушкинский свет добра, Ты нам необходим, Шум тригорских дубрав, Сороти белый дым... Пущин – лицейский друг, Мчится в снежную глушь. Трудно без дружеских рук И единения душ. Клин журавлей вдали, Болдинский ясный свет... Где – то грустит Натали, Ждет твоих писем в ответ. Дружбы, любви торжество Через преграды лет, Музыку слов ­ божество, Даришь нам, лучший поэт! ­   Читайте   Пушкина,   учитесь   у   Пушкина   добру,   свету,   любви!   Пусть   в   каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина... А   на   наших   уроках   мы,   конечно   еще   не   раз   встретимся   с   теми   музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018