Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, 1-4 классы), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Приют, сияньем муз одетый…». Цели и задачи: - раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей; - знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль; - познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Иконка файла материала 3 урок.doc
Критская. Музыка, 4 класс II четверть Урок 3. «Приют, сияньем муз одетый…» Цели и задачи:                                ­ раскрыть  для  учащихся  мир дружеского  общения  А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей; ­ знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль; ­ познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.  Оборудование:  Фотографии имения Тригорское; портреты:   А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн. Музыкальный   материал:  М.И.   Глинка.   Романс   «Венецианская     ночь»;   Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон». ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация. Целеполагание II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Везде, везде в душе моей Благословлю моих друзей. ­ Уважаемые путешественники! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие... И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече   с   поэтом,   но   и   познакомить   вас   с   некоторыми   традициями   во   времена   А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр. 56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос:   чему   традиционно   обучали   детей   в   дворянских   семьях   ХIХ   века,   и   как   было принято проводить вечера? ­ Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели... ­ Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, ­ обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения   и   танца...   В   дворянских   семьях   музыке   обучали   абсолютно   всех   детей   и   часто устраивали вечера домашнего музицирования. Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф ­ Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие   вечера   домашнего   музицирования   были   не   редкостью   у   соседей   А.   Пушкина   поимению в Тригорском. В уютной гостиной звучали  стихи,  музыка, молодые голоса... В сопровождении   гитары   исполнялись   русские   романсы   и   цыганские   напевы.   Молодежь обязательно танцевала. Вот строки А. Пушкина:   «Приду под липовые своды На скат Тригорского холма...» И его прихода неизменно ждали, ­ Александр Сергеевич сразу становился центром внимания! Кто ­ то брал в руки гитару, кто­нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... И всё Тригорское распевало на итальянскую   мелодию   песню   «Ночь   весенняя   дышала».   В   то   время   в   Тригорском   был особенно популярен этот романс. ­ Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?  ­ Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.  ­ Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?  Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки. Обсуждение. А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк ­  Иваном Козловым. Своему другу ­ поэту А. Плетнёву ­ он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть,  которая небесно поёт его «Венецианскую ночь»   на   голос   гондольерского  речитатива;   я   обещал   о   том   известить   милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».  Ко времени появления «Венецианской ночи» Иван Козлов совсем ослеп,  поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была Анной Петровной Керн, именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но я думаю, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точным, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни. Слушание «Вечерний звон», рус. нар. песня на ст. И. Козлова (фрагмент). ­   Ребята,   а   какая   еще   музыка   звучала   на   вечерах   в   Тригорском?     Загляните   в путеводитель – учебник на стр. 56. ­ Музыка Моцарта и Гайдна... ­ Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна…   А     еще   Адександру   Сергеевичу   очень   нравилась   музыка     итальянского композитора Джоакино Россини.  Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини. Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.В   центре   таких   вечеров   в  Тригорском   была   музыка   и,   конечно   же,   А.  Пушкин, который   читает   стихи.   В   его   чтении,   в   его   стихах   столько   музыкальности,   что   все присутствующие   испытывали   наслаждение   и   с   нетерпением   ждали   новых   творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.  Недаром   многие   из   его   творений   легли   в   основу   многочисленных   музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы… Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др. ­ Рассмотрите  внимательно  портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского.  Давайте поразмышляем: ­ Каким изображён  Александр Сергеевич?  ­ Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт? ­   Александр   Сергеевич   здесь   какой­то   задумчивый,   но   не   грустный.   Может быть, он что­нибудь еще придумывает?..  ­ А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё ­ лира...  ­   И   к   музе   Александр   Сергеевич   очень   часто   в   своих   стихах   обращается, благодарит её... ­  Про   Александра   Сергеевича Пушкина слышали   и   наши   соотечественники,   и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются.   В   стихах Пушкина представлены   все   четыре   времени   года,   но зима   особенно хороша! Зимой особенно   светло   оттого,   что   под   ногами   –   не   чёрная   земля,   а   белый ослепительный   снег. Зима –   время   бодрящих   холодов   и   рассыпчатого   снега,   трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.  «Какая ночь! Мороз трескучий,  На небе ни единой тучи;  Как шитый полог, синий свод  Пестреет частыми звездами…», ­ так описывал зимнюю ночь А.С. Пушкин.  Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:  Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как­нибудь;Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Зима! Крестьянин, торжествуя…) ­ Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество   зимних   игр   и   забав:   катание   на   лыжах,   санях   и   коньках,   игра   в   снежки   и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год! Сегодня мы разучим песню о зиме. Разучивание, пение. Вокально­хоровая работа: 1) Пришла зима, муз. Ю. Верижникова 2) Тихая ночь, муз. Грубера (Слова учителя перед повторением песни:  ­ Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?) III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия Итак,   ребята,   мы   с   вами   перелистнули   последнюю   страницу   нашего   необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?  ­ Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия? ­ Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера? ­ Как вы понимаете смысл слов А. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…»?  ­ Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка? Ответы учащихся, обсуждение.Выставление оценок. Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера. 2. Итог Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича,   а   нашей   с   вами   современницы   –   поэтессы   Людмилы   Орловой.   Это   её посвящение А. Пушкину: Пушкинский свет добра, Ты нам необходим, Шум тригорских дубрав, Сороти белый дым... Пущин – лицейский друг, Мчится в снежную глушь. Трудно без дружеских рук И единения душ. Клин журавлей вдали, Болдинский ясный свет... Где – то грустит Натали, Ждет твоих писем в ответ. Дружбы, любви торжество Через преграды лет, Музыку слов ­ божество, Даришь нам, лучший поэт! ­   Читайте   Пушкина,   учитесь   у   Пушкина   добру,   свету,   любви!   Пусть   в   каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина... А   на   наших   уроках   мы,   конечно   еще   не   раз   встретимся   с   теми   музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.